Карта наблюдения взаимодействия педагога с детьми и организации образовательного процесса по решению задач социально-коммуникативного развития
Процедура проведения наблюдения с использованием карт: проявления показателя фиксируются в столбце «Индикаторы проявления показателя» где:
«0» - Показатель не выражен (показатель не проявляется, в ходе наблюдения не замечено)
«1» - Показатель выражен недостаточно (показатель проявляется редко, в ходе наблюдения замечено однократное применение)
«2» - Показатель выражен достаточно (показатель проявляется, в ходе наблюдения замечено неоднократное применение)
Задача:Оценка компетентности воспитателя по решению задач, направленных на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Дата проведения
ФИО педагога
Стаж работы Образование Квалификационная категория
Критерий | Показатель | Индикаторы проявления показателя | ||
Показатель не выражен (0 баллов) | Показатель выражен недостаточно (1 балла) | Показатель выражен достаточно (2 балла) | ||
Оказание поддержки детям по формированию позитивных установок различным видам труда | Педагог поощряет проявление интереса детей к деятельности взрослых путем совместного наблюдения за тем, что и как делает взрослый: · Обращает внимание детей на то, как ухаживает за растениями; как дворник подметает двор, собирает опавшую листву; как столяр чинит беседку и пр. · Задает детям вопросы, беседует с детьми об увиденном · Предлагает спросить взрослого об оказании помощи, совместного выполнения трудового действия | |||
Педагог формирует умение детей узнавать и называть трудовое действие, выполняемое взрослым, отвечать на вопрос: · Что делает? Зачем и для чего делает? · Давать развернутые ответы (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, моет посуду) | ||||
Педагог поощряет желание детей выполнять поручения педагога, простейшие трудовые действия: · подготовить необходимый материал для занятия оказать помощь няне в накрывании на стол · полить и протереть пыль с растений · оказать помощь в сборе игрушек и пр. | ||||
Педагог оказывает помощь ребенку в случае затруднения: «Можно я тебе помогу? Ты хочешь, чтоб я помогла тебе?» · Ласковая интонация, улыбка · Часто смотрит в глаза ребенка, на уровне глаз ребенка · Обращение по имени, использование ласкового имени · При неудачах проявление сочувствия, предложение помощи | ||||
Педагог поддерживает стремление ребенка помочь взрослому и сверстнику включиться в трудовое дело: · Поощряются все правильные действия ребенка · поощряет словесно, «помоги, сделайте вместе» подбадривает жестом · дает предвосхищающую оценку · приводит в пример сверстника, «посмотри, как он поливает цветы, помоги · приводит в пример литературного героя · вместо порицаний использует подсказки, вопросы | ||||
При уходе детей домой педагог делится впечатлениями с родителями, напоминает ребенку о его достижениях в различных видах деятельности, предлагает рекомендации по содержанию поручений дома: · Что ты сегодня сделал сам? · Расскажи маме, как у тебя получилось? · Попробуешь так же сделать дома? | ||||
Оказание поддержки детям по формированию позитивных установок различным видам творчества | Педагог поддерживает желание ребенка в разработке собственного творческого замысла (нарисовать, вылепить, сделать поделку, атрибут для игры и пр.): · комментирует действия ребёнка · предлагает образцы действий · предоставляет возможность выбора, спрашивает о желаниях ребенка | |||
Педагог оказывает помощь ребенку в подборе необходимого материала для воплощения замысла в уголках детского экспериментирования, конструирования, для ручного труда и рукоделия | ||||
Педагог вербально поддерживает ребенка к проявлению самостоятельно выполнять отдельные действия при небольшой помощи взрослого и сверстников: · Молодец, у тебя очень хорошо получается. · Попробуй еще раз. · Давай сделаем это вместе. · У тебя обязательно все получится, надо попробовать | ||||
Педагог организует место для размещения детских поделок, проявляет интерес и положительное отношение к результатам детского творчества (рисунок, поделка, аппликация, конструирование из природного и бросового материала и пр) | ||||
Использование специфических методов и приемов для формирования позитивных установок к труду и творчеству, развитие активности и самостоятельности | Педагог проектирует и реализует совместные детско-взрослые проекты (например, по изготовлению книг, мир техники, как вырастили хлеб) | |||
Педагог учит детей вычленять и называть (по вопросам)3-4 действия (например, что задумали? Из чего это можно сделать? Что нужно для этого сделать? Что сделали сначала, что потом?) | ||||
Педагог создаёт условия в группе для развертывания сюжетно-ролевых игр, по методу «игра-труд», позволяющие детям отражать в игре мир взрослых (Магазин, Доктор, Школа и др.) | ||||
Педагог проводит беседы с детьми о профессиях взрослых с использованием игровых персонажей и наглядности «Расскажем Почемучке, кто работает в детском саду», «Кто нам поможет, когда мы заболеем?» | ||||
Педагог обсуждает вместе с детьми реальные события из детской жизни, для организации игровых ситуаций для формирования трудового действия «Что делать, если мишка разольёт компот? Поможем кукле Маше накрыть на стол для встречи гостей? Почему и как надо убирать игрушки?» | ||||
Педагог каждодневно организует дежурства, коллективный труд, трудовые поручения, оказание добрых дел, помощи сверстникам и педагогу | ||||
Педагог проводит с детьми наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом взрослых в детском саду (мытье посуды, смена постельного белья, подметание дорожек) | ||||
Организация образовательной деятельности с учет возрастных и индивидуальных особенностей детей | Педагог привлекает детей к выполнению простейших трудовых действий: совместно со взрослым и под его контролем накрывать и убирать со стола (расставлять хлебницы, салфетницы, раскладывать ложки и пр.) | |||
Педагог мотивирует детей на создание предметов из разных материалов (бумаги, картона, ткани, дерева, бросового материала) с учетом потребности и интересов детей «Подарок для мамочки, Угостим Деда Мороза, Украсим скатерть для праздника» | ||||
Педагог приучает детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам | ||||
Педагог использует символические обозначения для обозначения переходов между разными видами деятельности |
Анализ результатов наблюдения: результаты наблюдения, зафиксированные в таблице, баллы по каждому показателю суммируются, полученный общий балл соответствует:
От 20 до 40 -положительной выраженности данного критерия
От 0 до 19 – отрицательной выраженности данного критерия
Для определения профессиональной компетентности воспитателя по решению задач, направленных на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, оценивается по ключевым критериям:
Положительная выраженность критерия:
Педагог, осуществляющий такое взаимодействие с ребенком, проявляет искренний интерес к нему, и к совместным действиям, в которые включается вместе с ними, поощряет проявление интереса детей к деятельности взрослых, формирует позитивные установки к труду и творчеству. Позиция по отношению к ребенку на уровне партнерства «на равных». Педагог проявляет инициативу в организации совместной деятельности, поддерживает стремление ребенка помочь взрослому и сверстнику включиться в трудовое дело, к выполнению трудовых поручений. Адресность внимания педагога обращена не только к действиям ребенка, но и к его личностным проявлениям, поддерживает желание ребенка в разработке собственного творческого замысла. Поддержка сопровождается положительными эмоциональными проявлениями со стороны взрослых (часто улыбается, осуществляет тактильный контакт, смотрит глаза в глаза, оказывает помощь ребенку в случае затруднения. Ребенку в ситуации взаимодействия предоставляется возможность проявления инициативности и самостоятельный выбор, создается ситуация «успеха» в трудовой и творческой деятельности, оказывается сочувствие, поддержка и помощь в случае затруднения. Педагог учитывает индивидуально-типические особенности ребенка, его интересы, уровень личностно-социального развития.
Отрицательная выраженность критерия:
Взаимодействие педагога с ребенком носит формальный характер, он не испытывает особого интереса и удовольствия от совместной деятельности с ребенком, не дает возможности ребенку проявить помощь в оказании взрослому, самостоятельному проявлению и осуществлению трудового действия. Осуществляет либо контролирующую функцию за деятельностью ребенка, либо опекающую, не учитывает возможности и возрастные особенности детей. Позиция педагогом не на равных, а за ребенком. Педагог проявляет эмоциональную реакцию на действия ребенка, не оценивая их и не инициируя его к следующему шагу развития, не стремится к смене содержания взаимодействия с ребенком, формирование направленности на трудовые действия, к проявлению самостоятельности, к формирование положительного отношения к труду. Педагог н создает условия для демонстрации самостоятельности и инициативности, многое делает за ребенка, не формирует трудовые действия.