Государственное устройство.




Устройство гуннского государства было столь же строго иерархично, как их общественная структура. Держава хунну, выросшая из военной демократии жунских племен V-IV вв. до н.э., сложилась в борьбе не на жизнь, а на смерть с соседними племенными союзами и китайскими царствами. Основатели державы и их преемники видели свою главную цель в господстве над «всеми народами, натягивающими лук» (т.е. над кочевниками), и превосходстве над «людьми, живущими в земляных домах» (т.е. над оседлыми землепашцами); такое государство могло существовать только как централизованная империя, организованная на военно-административных принципах.

Во главе государства стоял шаньюй, чья власть была строго наследственной и освященной божественным авторитетом. Сенгира называли «сыном неба» и «Небом и Землей рожденный», Солнцем и Луной поставленный, великий гуннский шаньюй.

Сенгира окружала многочисленная группа помощников, советников и военачальников, однако, решающее слово всегда оставалось за шаньюем, даже если он действовал вопреки единодушному мнению своего окружения.

Высшие после шаньюя лица в государстве – левый и правый т.е. (западный и восточный) «мудрые князья». Они были его сыновьями или родственниками. Они управляли западными и восточными территориями империи, и одновременно командовали левым и правым крылом армии. Ниже их стояли другие родичи шаньюя, управлявшие определенной территорией – все они носили различные титулы и назывались «начальники над десятью тысячами всадников (т.е. темники). Их число было строго фиксировано – 24 высших военачальника, распределенных между левым и правым крыльями войска, западной и восточной частью империи. Темников назначал сам государь. Он же выделял подвластную каждому темнику территорию вместе с населением, проживающим на этой территории. Каждый из 24 начальников имел от десяти тысяч до нескольких тысяч войска. Сместить и наказать темника мог только шаньюй. Какое – либо перемещение племен без приказа шаньюя строго возбранялось.

Основной повинностью всего мужского населения государства была военная служба. Каждый гунн считался воином, и малейшее уклонение от исполнения военных обязанностей каралась смертью. Все мужчины с детства и до смерти были приписаны к строго определенному воинскому подразделению, и каждый сражался под командованием своего темника.

Гунны имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижные организованные конницы. Вооружение состояло из лука, копья, меча, кольчуги и лат. Военная тактика у хуннов стояла довольно высоко, и не уступала китайской.

Основным источником права у хуннов был обычай. За тяжкие преступления полагалась смертная казнь. За воровство конфискация имущества преступника, за легкие проступки делались порезы на лице.

Под именем жужаней (жоужаней, жуань-жуаней) известны кочевники, обитавшие на территории позднейшей Монголии во второй половине IV в. и в начале V в. и завладевшие обширным пространством от гор Тянь-Шаня и Карашара (в современном, Синьцзяне) на западе до Великой Китайской стены и Хинганского хребта на востоке.

У жужаней, по-видимому, происходил процесс классообразования, но, насколько далеко он продвинулся и превратился ли позднее их племенной союз в государство, остаётся пока не выясненным. Несомненно лишь, что жужаньское объединение в V в. было более сплочённым, нежели прежние объединения кочевников.

Глава жужаней принял титул кагана. Титул этот — тюркского или монгольского происхождения, им именовался независимый государь. В военном отношении жужане представляли грозную силу. Они часто производили набеги на Китай.

Для надельной системы характерным являлось существование крестьянской общины с наследственным землепользованием крестьянства, фактически прикреплённого к земле, и землевладение отдельных феодалов при господстве государственной феодальной собственности на землю. Экономическим условием существования этой системы было соединение ремесла и земледелия в рамках общины, что обусловливало натуральный характер хозяйства и относительно медленный рост имущественного неравенства в общине.

Авары. Экономическая система каганата была слабой и основывалась на кочевом скотоводстве; земледелие у аваров не было развито, и существовал каганат за счёт зависимых племён.

Говоря об Аварском каганате, наиболее логичным представляется оперировать следующей терминологией: «племенное объединение», «военно-племенной союз», «политическое объединение» и т.д. В научной литературе преобладающим является мнение об аварском обществе как племенном союзе, первоначально созданном исключительно в военных целях, а затем приобретшего черты государственного образования с зарождающейся социально-политической иерархией. Вместе с тем внутренние процессы строятся, прежде всего, на межличностных отношениях, основанных на авторитете правителя (кагана) и активной внешней экспансии.

К тому же у каганата не было строго обозначенных государственных границ, что значительно затрудняло управление государством, а также контроль и подавление подвластных каганату племен. Вероятно, именно поэтому Аварский каганат оказался шаткой, неустойчивой государственной структурой, в то время как другие племена (венгры, болгары, славяне) пошли по пути прекращения получения прибыли за счет разбоя и грабительских набегов, использования методов престижной экономики, ограничения стад и формирования оседлой культуры. Как показало историческое развитие, этот путь оказался более жизнеспособным и продуктивным.

Можно согласиться с мнением В. Поля в том, что Аварский каганат являлся своего рода «империей без государства», основообразующими звеньями которого были племя и патриархальная семья.

Авар необходимо отнести к типичным представителям варваро-кочевой социально-культурной системы

Рабство у аваров не получило широкого распространения. На это указывает, в частности, тот факт, что в конце VI в. авары, захватив около 10 тыс. пленных, всех их убили.

  1. Причины падения Западной Римской империи. Образование на территории Западной Римской империи варварских королевств.

Происходившее в 5-7 веке Великое переселение народов, сыграло огромнейшую роль в падении Римской Империи. С Китая на запад двинулись племена гуннов, которые вытесняли многие племена. История называет гуннов самыми жестокими из всех существовавших когда-либо завоевателей.

Люди вынуждены были покидать свои территории и искать приюта в Римской Империи. Первоначально, Империи были на руку такие переселения увеличивались налоги, а значит и государственная казна. Однако с каждым годом поток иноземных переселенцев набирал все более масштабный характер, и контролировать их было все сложнее.

Нападения готов, гуннов и вандалов

Начиная с 3 века, военные действия против Римской Империи начали союзы готов, которые к тому времени успели захватить территорию Причерноморья. Первая битва между римлянами и готами состоялась в 378 году. Результатом противостояние стал полный крах римской армии и убийство императора.

После фактически полувекового перерыва, войска готов взяли в окружение Рим. В городе свирепствовал голод и инфекционные болезни, но римляне не собирались сдаваться и не приняли условий Аллариха, который возглавлял вражескую армию.

Готам удалось захватить Рим. Впервые за всю свою историю Римскую Империю смогли захватить варварские племена. Окончательно уничтожить Рим смогли вандалы. Огромное количество римлян были убиты, выживших забрали в рабство.

Ужасы, которые творили в Риме племена вандалов стали причиной того, что их название стало нарицательным именем злодеев и разрушителей. Но полный крах Римской Империи последовал после захвата ее гуннами. Племена китайских кочевников, которые постепенно уничтожали все народы, проживающие на их пути, смогли добраться и до Римской Империи.

Вождь гуннов, Аттила, свирепствовал на территории Италии два года. Римским полководцам, которые все это время находились в тылу, удалось пойти в сговор с невестой Аттилы, которая в день свадьбы убила своего мужа. Таким образом, у римлян появилась маленькая надежда на то, что Империя все-таки возродится.

Закат Римской Империи

Ослабевшее государство не имело возможности защищать свой народ. Чтобы хоть каким-то образом укрепить государственную казну, власти Рима подняли налоги. Обедневшее население не имело возможности их платить. Более того, отсутствие земельных наделов порождало страшный голод.

Римляне, которые славились как сильная гордая нация, вынуждены были зарабатывать на пропитание, прислуживая варварам.

Христианская церковь, которая к тому времени стала государственной религией, внесла и свою лепту в исчезновение у римлян веры и надежды на лучшее. Духовные проповедники объясняли тяжелое время как расплату за языческое прошлое и советовали смириться с падением государства, так как это единственный выход обрести спасение.

К 476 году стало очевидным, что Западная Римская Империя обречена. Символично, что последним римским Императором был молодой юноша Ромул Августин имя которого было такое же, как и основателя Рима.

Образование на территории Западной Римской империи варварских королевств.

Свержение Ро­мула Августула В 476 г. принято считать концом не только Западной Римской империи, но и всего античного периода истории. После падения Западной Римской империи ее провинциальные владения были скоро захвачены варварскими государствами. Вест­готы утвердились на большей части Испании, и поделили с бургундами Прованс, вандалы прибрали к рукам мавританские порты. К концу V в. на обломках Западной Римской империи сложи­лось несколько варварских государств: Вандальское, Вестготское, Свевское, Бургундское, Франкское и государство Одоакра в Италии. Племена, обитавшие во внутренних областях Германии, равно как и в Британии, тем более в Скандинавии, еще не имели собствен­ной государственности. Судьба этих политических образований была неодинаковой. Наименее долговечным оказалось созданное бывшими наемниками, в основном- из числа герулов, скиров и некоторых других столь же немногочисленных германских племен, государство Одоакра — видимо, потому, что не обладало прочной племенной основой. В 493 г. оно было уничтожено остготами; государство остготов, включавшее помимо Италии Сицилию, Норик, часть Паннонии и Иллирии, а позднее также Прованс, вскоре стало самым сильным в Западной Европе, но в 555 г., после затяжной войны, было завоевано Византией.

Еще раньше, в 534 г., эта участь постигла государство вандалов Наиболее жизнеспособным и динамичным оказалось Франк­ское государство. В 534 г. они завоевали государство бургундов. Дальнейшая история варварских государств связана с завоева­тельной политикой восточно-римского императора Юстиниана I. Помимо Северной Африки и Италии ему удалось отобрать в 551 г. у ослабевших вестготов ряд городов в Южной Испании: Картахену, Кордову, Малагу и др. Но развить успех византийцы уже не сумели. В 568 г., теснимые аварами, на Апеннинский полуостров вторглись лангобарды, в считанные годы овладевшие большей частью Северной и Южной Италии, после чего Константинополь перешел к обороне и уже не пытался расширить владения империи. Тем временем в наступление перешло стабилизировавшееся государство вестготов. В 585 г. они положили конец независимости свевов и одновременно начали теснить византийцев, отвоевав южную часть полуострова к 636 г. Северная Африка оставалась в руках Константинополя до арабского завоевания в 60-е годы VII в. В начале VIII столетия арабы вышли к Гибралтарскому проливу, пересекли его и за несколько лет полностью уничтожили Вестготское государство.

Причины. кратко.

1. Очень большие территории (от Шотландии до Персии, от Испании до Венгрии), было не возможно контролировать все границы.

2. под давлением кочевников (авары и гунны) германские народы пересекали естественные границы Римской империи (Рейн, Дунай, Альпы), сначала как наемники в армии Римской империи, а потом целые народы стали мигрировать (франки, готты, вандаллы, бургундцы, англы, саксоны, и др). Это способствовало нарушению стабильности внутри Римской империи.

3. В 3 веке - эпоха "30 тиранов". Политическая нестабильность. Борьба за власть между римскими генералами, внутренние гражданские войны из-за амбиций генералов. Генералы для своих целей призывали войска с границ, что еще больше ослабляло их и делало более уязвимыми перед натиском германских племен.

4. традиционные добродетели простоты, труда и семьи были разрушены гедонизмом и вульгарностью, избытком роскоши, оргиями после римских завоеваний и наводнением Рима рабами, ценностями других культур, трофеями. Соревнования между семьями, кто лучше. В общем, культурный упадок.

5. параллельно с культурным упадком, христианство, распространявшееся по Римской империи, давало новые ценности и еще более четко показывало огромный разрыв между образом жизни и декадентством идолопоклонничества римлян и серьезной моралью, этикой и образом жизни христиан, которые не разделяли ценности римлян и не видели смысла поддерживать начинающуюся разваливаться Римскую империю



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: