Испания: арабский период




19 июля 711 года арабские войско под предводительством Тарика высадилось в Тарифе и разбило в битве на реке Гвадалете армию дона Родриго, последнего вестготского короля. Два года спустя вестготы проиграли битве у Сегоюэлы. Эти события предрешили судьбу вестготского королевства. За пять лет арабы заняли почти весь полуостров за исключением Кантабрии и Пиренейской части. Началась долгая эпоха арабского господства на испанской земле.
Господство веротерпимых мавров на юге приводит к культурному и экономическому подъему. В северных королевствах полуострова (Астурия, Леон, Старая Кастилия) мусульмане фактически не смогли установить господства. Именно здесь усиливается движение христианского сопротивления - реконкиста. Война за освобождение территорий, захваченных маврами, приводит к распаду мавританского государства на изолированные княжества.
Испания: начало Реконкисты

В 718 году отряд воинов-христиан под началом легендарного вестготского предводителя Пелайо разбил мусульманскую армию в горной долине Ковадонга. Эта битва отметила начало Реконкисты - отвоевание христианами испанских земель у мусульман.
Постепенно продвигаясь к реке Дуэро, христиане занимали свободные земли, на которые не претендовали мусульмане. В то время образовалась пограничная область Кастилия. На ранних этапах Реконкисты возникли два политических христианских ядра на территории полуострова. Первое – на восточных территориях Испании. Кастилия превратилось в независимое королевство в 1035 году. Два года спустя Кастилия объединилась с королевством Леон и тем самым приобрела ведущую политическую роль, а вместе с ней и приоритетные права на земли, отвоеванные у мусульман.
В восточных районах полуострова существовали христианские государства - королевство Наварра, графство Арагон, ставшее королевством в 1035 году, и различные графства, связанные с королевством франков. Большинство графств имело каталонскую этнолингвистическую направленность. Центральное место среди них занимало Барселонское графство. Затем возникло графство Каталония, имевшее выход к Средиземному морю, что позволяло вести оживленную морскую торговлю, в частности рабами. В 1137 году Каталония присоединилась к королевству Арагон. Это государство в XIII веке значительно расширило свою территорию к югу (до самой области Мурсия), присоединив заодно также Балеарские острова (небольшой архипелаг на западе Средиземного моря).
История Испании: окончание Реконкисты

На протяжении XIII века христиане добились значительных успехов и подорвали политическую власть мусульман почти на всем Пиренейском п-ове. Король Арагона Хайме I (годы правления 1213-1276) завоевал Балеарские острова, а в 1238 году - и Валенсию. В 1236 году король Фердинанд III, объединивший Кастилию и Леон, взял Кордову. Мурсия сдалась кастильцам в 1243 году, а спустя четыре года Фердинанд захватил Севилью. Сохранил независимость только мусульманский Гранадский эмират, просуществовавший до 1492 года.
Реконкиста была обязана своими успехами не только военным действиям христиан. Большую роль сыграла также готовность христиан идти на переговоры с мусульманами и предоставлять им право проживания в христианских государствах, сохраняя свои веру, язык и обычаи. Например, в Валенсии северные территории, а также сам город, были почти полностью очищены от мусульман. А центральные и южные районы населяли в основном мудехары - мусульмане, которым было разрешено остаться на христианских землях. Однако в Андалусии после крупного мусульманского восстания в 1264 году почти все мусульмане были выселены.

48. Вопрос. Формирование основ китайской конфуцианской империи Хань.

Отцом ханьского конфуцианства считается Дун Чжун-шу (187- 120 гг. до н.э.), создавший новую государственную идеологию на основе наиболее приемлемых для этого идей и нововведений всех других, включая не только легизм, но также и моизм, даосизм, частично некоторые другие второстепенные доктрины китайской древности. При этом его, равно как и всех его последователей на протяжении тысячелетий, никогда не смущал идейно-философский эклектизм новой синтезированной системы ханьского конфуцианства. И это объяснялось даже не столько прагматизмом мышления, что было всегда свойственно китайским мыслителям, сколько трезвым практицизмом целеустановки: главным в новой доктрине были не столько идеи сами по себе, сколько выстроенная на их основе гигантская всеохватывающая система образа жизни и организации управления, норм и институтов. В рамках этой системы все ее многочисленные элементы, несмотря на их гетерогенное происхождение, достаточно удачно гармонировали и подкрепляли друг друга во имя упоминавшейся уже великой цели. И цель эта практически была достигнута: начиная с У-ди конфуцианский императорский Китай, несмотря на взлеты и падения, смену периодов централизации и децентрализации, катастрофические кризисы, мощные крестьянские восстания и завоевания со стороны северных кочевников,- словом, несмотря на все испытания, всегда существовал в мало изменявшемся по сравнению с Ханьвиде и даже более того, возрождался из пепла в случае особо острых кризисных ситуаций все в том же раз и навсегда генетически закодированном виде, лишь с второстепенными модификациями.

У-ди вел активную внешнюю политику. При нем на севере были потеснены гунны, на юго-западе присоединена территория протогосударства Намвьет, на востоке захвачена часть Кореи. Но наибольшим успехом внешней политики У-ди следует считать путешествия Чжан Цяня, проникшего в поисках союзников против гуннов далеко на запад и описавшего многие страны Средней Азии (Фергана, Бактрия, Парфия и др.). После возвращения Чжан Цяня вдоль пройденного им маршрута была проложена торговая дорога, знаменитый Великий шелковый путь. Восточно-туркестанская часть этого пути с лежавшими вдоль него небольшими оазисами-протогосударствами была на некоторое время подчинена ханьской власти, распространившей свое влияние до припамирских районов. Торговля по Великому шелковому пути способствовала интенсивнонукультурному обмену: на запад, в Рим шли китайские шелка и другие раритеты, на восток, в Китай,- некоторые сельскохозяйственные культуры (виноград, гранаты), изысканные изделия (стекло, драгоценности, пряности), подчас даже диковинные звери. Но наиболее ценившимся предметом китайского импорта из Средней Азии были знаменитые ферганские аргамаки. Собственно, с желания заполучить этих столь высоко ценившихся в Китае лошадей и начались походы У-ди на Фергану, сыгравшие вскоре после возвращения Чжан Цяня важную роль в открытии нового торгового пути.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: