КОНТРОЛЬНЫЙ ТЕСТ
А 1.Пишется А на месте пропуска в словах:
1) оз..рение; 2) восхв..лять; 3) раскр..шить хлеб; 4) к..чан; 5) изл..гать
А 2. Пишется Е на месте всех пропусков в рядах:
1) в..щевой рынок, пр..имущество; 2) сн..гирь, пр..глушить звук; 3) пр..мадонна, л..йтенант; 4) уц..леть, соб..рательница; 5) б..тономешалка, зап..реть дверь
А 3. Двойные согласные пишутся в словах:
1) бе(з,зз)аветный; 2) обе(с,сс)цвеченный; 3) э(ф,фф)ектный; 4) про(п,пп)агандист; 5) и(с,сс)целять
А 4. Пишется О на месте пропуска в словах:
1) луч..вая энергия; 2) теч..т; 3) девч..нка; 4) щ..чка; 5) за плеч..м
А 5. Укажите ряды, в которых на месте двух пропусков пишется одна и та же буква:
1) ц..ферблат, расц..нить; 2) цариц..ны хоромы, раз..грать; 3) эрудиц..я, меж..здательский; 4) р..яный, в..евшийся; 5) непозволительная роскош.., испеч..ся
А 6. Пишется И на месте всех пропусков в рядах:
1) тенёч..к, помещень..це; 2) бисер..нка, улыбч..вый; 3) в городском предместь.., пузырч..тый; 4) с охотничь..м ружьём, слух о моём поражени..; 5) в цитадел.., о разрушающ..йся башне
А 7. Пишется А/Я на месте пропуска в словах:
1) кол..щиеся розы; 2) насто..нный на меду напиток; 3) раста..л лёд; 4) леле..вший мечту; 5) деревья не колыш..тся
А 8. Пишется НН на месте всех пропусков в рядах:
1) испуга..ый зверёк, беше..о мчаться;
2) варианты тщательно мной продума..ы, мали..ик;
3) дрессирова..ый медведь, мочё..ые яблоки;
4) тка..ое бабушкой покрывало, государстве..ый гимн;
5) шедевры подли..ы, утончё..ость
А 9. Пишется НЕ раздельно во всех случаях в рядах:
1) отнюдь (не)лёгкая ноша; (не)хотя выслушать;
2) (не)высокий, но крепкий мужчина; заявление (не)рассмотрено;
3) (не)подходя к краю; (не)шерстяной свитер;
4) (не)охраняемый часовыми; (не)горячее, а холодное сердце;
5) почти (не)весомая снежинка; (не)заточенный карандаш
А 10. Укажите номера пропусков, где пишется НИ:
Человек 1) н.. может 2) н.. сознавать, что творить добро для других – это большое счастье, с которым в мире 3) н..что 4) н.. сравнится. Но, как 5) н.. парадоксально, почему-то не всем дано быть милосердными и далеко не все каждый день могут дарить людям радость.
А 11. Через дефис пишутся слова:
1) (по)матерински добра;
2) (пол)Борисовского района;
3) (бело)каменный;
4) (вице)президент;
5) (радио)волна
А 12. Раздельно пишутся выделенные слова в предложениях:
1) Они молчали (в)продолжение всего пути.
2) (Во)время урока кто-то прошёл мимо дверей.
3) Мы то(же) пойдём в музей.
4) Ребята отправились в поход, (не)смотря на то что шёл дождь.
5) Время было потрачено (в)пустую.
А 13. Тире на месте пропуска обязательно ставится в предложениях:
1) Ваше молчание _ равносильно признанию.
2) Исторический роман _ вот мой любимый литературный жанр.
3) На трибунах и фасадах домов, на рекламных щитах и плакатах _ повсюду пестрели приветственные надписи.
4) Единственный способ развлечь некоторых людей _ сидеть и слушать их рассказы.
5) Каждый человек _ есть отражение своего внутреннего мира.
А 14. Обособленные второстепенные члены есть в предложениях (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Меня приветливо обвевал степной ветер одаривая свежестью и запахом трав.
2) Только кое-где на вершинах деревьев дрожал яркий золотой свет переливающийся радугой в сетях паутины.
3) Я обернулся и узнал встреченную на перроне девушку.
4) Изобретателем из Голландии был сконструирован первый мотороллер разновидность мотоцикла.
5) Не торопись мой сын твоя пора ещё придёт.
А 15. Укажите предложения, в которых выделенные слова (словосочетания) являются вводными (учтите, что знаки препинания не расставлены):
1) Безусловно научиться совмещать свои цели с потребностями общества нелегко, но очень важно.
2) А всё-таки почему вы тогда не взяли меня с собой?
3) У волнистых попугайчиков нарост у основания клюва может быть голубого или синего цвета.
4) В озёрах с чистой водой говорят можно найти мелкий жемчуг беловатого или жёлтого цвета.
5) Опыт однако свидетельствует что без тренировок тут не обойтись.
А 16. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Учёные всего мира заняты проблемами сохранения редких животных _ и растений _ и колоссальную помощь в этом им оказывают волонтёры.
2) Я очень люблю хорошую книгу _ и задушевную песню _ и весёлую беседу _ и дружескую компанию.
3) В памяти остались овраги среди города _ и каменные мосты над ними, здания бывших семинарий _ и колоннады новых домов.
4) Алексей не позаботился заблаговременно ни о ночлеге _ ни о костре.
5) Светлый лес струился, трепетал _ и с дремотным шелестом _ и шорохом убегал куда-то за горизонт.
А 17. Знаки препинания расставлены правильно в предложениях:
1) Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул.
2) Как это верно замечено, что, когда человек весь отдаётся лжи, его оставляют ум и талант.
3) Не могу передать словами, как я счастлив и как хорошо у меня на душе!
4) Дедушкина изба стояла на берегу речки и не было рядом ни одного дома.
5) Услышав как на пустой веранде звонит телефон, соседи забеспокоились.
А 18. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых на месте пропуска ставится двоеточие, так как вторая часть называет причину, основание того, о чём говорится в первой части:
1) Все журналисты знают _ читатель прежде всего смотрит на картинки и фото, а уж потом читает подписи.
2) Поднялся сильный ветер _ лучше из дома не выходить.
3) В знойный день пройти через заросли орешника почти невозможно _ через минуту всё тело покрывают рыжие злые муравьи.
4) Капитана отправили в госпиталь _ он был ранен в ногу.
5) Не действуют уговоры _ подействует твёрдость.
А 19. Укажите предложения с правильным пунктуационным оформлением чужой речи:
1) Тоном, не допускающим возражений, она приказала: «Несите вещи в грузовик».
2) «Прощай, друг! – сказал он, потом, помолчав, произнёс: - Мы идём разными путями».
3) – На чердаке кто-то есть! – прошептал Борька.
- Никого не бойся! – засмеялся Геннадий.
4) По словам восточного мудреца: «тысячи слов оставляют меньший след, чем память об одном поступке».
5) «Лишь тот достоин жизни и свободы, - писал Гёте: - Кто каждый день идёт за них на бой».
А 20. Запятая ставится на месте всех пропусков в предложениях:
1) Древесина оказалась такой же крепкой _ как железо.
2) Диск луны сделался правильным и блестящим _ как серебряный щит.
3) После длительной вынужденной неподвижности мышцы сделались _ как истончившиеся тряпочки.
4) Всех бабулек от магазина _ как ветром _ сдуло.
5) Силой воли называют не что иное _ как способность беспощадно избавляться от сомнений.
А 21. Укажите номера пропусков, на месте которых нужно поставить запятую:
Осеннее солнце освещало берёзовые и осиновые листья 1) _ и 2) _ когда пёстрая листва трепетала от ветра, мне начинало казаться 3) _ это тысячи ярких бабочек 4) _ взмахнув крыльями 5) _ наполняют невесомой красотой прозрачный воздух.
А 22. Укажите, какие из данных глагольных форм имеют одинаковое строение:
1) заявлю; 2) заявив; 3) заявил; 4) заявлен; 5) заявивший
А 23. Укажите существительные, которые относятся ко 2-му склонению:
1) бинокль; 2) командующий; 3) учреждение; 4) семечко; 5) мальчишка
А 24. Верными являются утверждения:
1) Прилагательное в простой форме сравнительной степени согласуется с именем существительным в роде, числе и падеже.
2) В словосочетании бархатный голо с выделенное слово является относительным прилагательным.
3) Лучший – это правильно образованная простая форма превосходной степени прилагательного хороший.
4) В прилагательных цилиндровый, грошовый ударение падает на второй слог.
5) В предложении Прозвучавшие в адрес дедушки слова были необыкновенно трогательны прилагательное выполняет функцию определения.
А 25. Речевые нормы нарушены в предложениях:
1) В этот холодный и ветреный день ветер не унимался целый день.
2) Мой друг изменился за эти годы до неузнаваемости.
3) В последние годы почти все пустыри в нашем районе были застроены.
4) Раньше я довольно часто посещал читательский зал.
5) Вес и размеры этого груза соответствовали норме.
А 26. Укажите примеры, в которых все формы всех слов образованы правильно:
1) более пятиста спортсменов; 2) в двух тысяча пятнадцатом году; 3) обратиться к ему с речью; 4) познакомиться с Дмитрием Некрашевичем; 5) несколько блюдечек
А 27. Синтаксические нормы нарушены в предложениях:
1) Виктор всегда избегал и не рассказывал о своей семье.
2) На нижней полке шкафа стояли не только кастрюли, но и сковородки.
3) У него хватало решительности поступать вопреки мнения большинства.
4) Соседка громко крикнула, что закройте дверь.
5) Вернувшись с экскурсии, неожиданно стало грустно.
(1) Географическая оболочка является крупнейшим природным комплексом земли. (2) И три внешние оболочки земли – литосфера, гидросфера, атмосфера – тесно взаимосвязаны. (3) Так, газы атмосферы проникают в воду и в горные породы. (4) Вода просачивается в земную кору, размывает и растворяет горные породы. (5) И далее частицы горных пород попадают в атмосферу, а растворимые вещества – в воду. (6) Всё это происходит при участии солнечного света и тепла. (7) В результате такого взаимодействия верхние слои литосферы, вся гидросфера и нижние слои атмосферы образуют единую систему – географическую оболочку.
(8) Условия в географической оболочке благоприятны для развития жизни. (9) Миллиарды лет назад в географической оболочке появились организмы, которые затем начали в ней развиваться и распространяться. (10) Впоследствии они сами стали важнейшим элементом географической оболочки, изменив и объединив остальные её части.
(11) Именно эти организмы создали «живую» оболочку земли – биосферу. (12) Согласно учению о биосфере Владимира Ивановича Вернадского, известного русского учёного, академика, биосфера состоит из живых веществ, то есть из всех живущих на Земле организмов, и неживых веществ, созданных и переработанных этими организмами. (13) Необходимо отметить, что биосфера находится в постоянном движении: её развитие продолжается и в настоящий период существования планеты.
А 28. Какие и перечисленных ниже утверждений соответствуют содержанию текста:
1) Литосфера, гидросфера, атмосфера тесно взаимосвязаны.
2) Географическая оболочка Земли является единой системой.
3) В географической оболочке Земли нет благоприятных условий для развития жизни.
4) Живые организмы не являются компонентом географической оболочки Земли.
5) Согласно учению В.И.Вернадского, биосфера состоит из живых и неживых веществ.
А 29. Укажите, какие из приведённых характеристик соответствуют данному тексту:
1) научный стиль речи;
2) художественный стиль речи;
3) тип речи – рассуждение;
4) задача речи – убедить читателя в том, что в географической оболочке нет условий для зарождения и развития живых организмов;
5) задача речи – дать представление о географической оболочке Земли и рассказать, как появилась в ней биосфера.
А 30. Укажите лексические характеристики, которые соответствуют слову, выделенному в 10-ом предложении текста:
1) употреблено в значении «составная часть чего-либо»;
2) употреблено в значении «предмет, сырьё, применяемые для изготовления чего-либо »;
3) синоним - компонен т;
4) синоним - факто р;
5) антоним - материя
В 1. Найдите в тексте (среди предложений 1-4) предложение, связанное с предыдущим при помощи лексических повторов и союза.