ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

_______________________________________________

(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

 

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

 

«Развивающие игры»

(наименование)

1 год

(срок реализации программы)

7-8 лет

(возраст обучающихся)

 

 

Составитель:

Чернышова Елена Владимировна

 

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА . Рабочая программа «Развивающие игры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием: методического пособия Развивающие задания: тесты, игры упражнения: 1 класс\ сост. Языканова Е.В. – М.: Издательство «Экзамен», 2011, Программа кружка «Развивающие игры» разработана как дополнение к общеобразовательным курсам «Математика», «Русский язык», «Окружающий мир» в началь­ной школе. Курс «Развивающие игры» призван решать следующие задачи: 1) форми­рование у детей общеинтеллектуальных умений,повышение творческо-поисковой активности детей, 2) развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации, элементов логического мышления, 3) организация мыслительной деятельности, формирование творческого мышления, 4) обучение навыкам работы с текстом, обучение навыкам самоконтроля, проведение эффективной диагнос­тики интеллектуального и личностного развития, 5) сглаживание и сокра­щение адаптационного периода, 6) создание комфортной обстановки для раскрытия умственных способностей детей; 7) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 8) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 9) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения; 10) формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи; 11) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 12) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 13) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.   Воспитательные цели этих занятий: 1) развить стремление узнавать новое, 2) рассмотреть потенциальные возможности каждого ребёнка с тем, чтобы с первых лет пребывания в школе обеспечить развитие его способностей и интересов, 3) зажечь и не дать потухнуть огоньку   Программа курса «Развивающие игры» рассчитана на один год: 1 класс (дети 6,5 – 7 лет) - 33 ч (1 ч в неделю). 2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ТЕМЫЗАНЯТИЙ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
всего аудиторные внеауди-торные
1. Знакомство с содержанием курса. Пространственно-ориентированные задания. Рисование по точкам.       Ориентация на клетчатом листе бумаги.     Повторение заданного узора.     Умение сравнивать и оценивать выполненные задания.     Анализ и самостоятельное воспроизведение повторяющегося графического узора.   Составление картинки из геометрических фигур.     Нахождение закономерностей в построении узора.     Установление связей между понятиями.     Подбор слов противоположных и близких по значению.     Умение соотносить число и букву для разгадки зашифрованного слова.     Составление рисунка из геометрических фигур.     Развитие навыков чтения, обогащение словарного запаса.     Знакомство с правилами разгадывания ребусов.    
2. Воспроизведение повторяющегося узора. Мозаика. Разгадывание загадок.      
3. Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Рисование по точкам.      
4. Графические диктанты. Рисование по клеточкам. Разгадывание загадок.      
5. Подбор слов по аналогии. Игра «Исключи лишнее». Решение логических задач.      
6. Рисование фигуры по клеточкам по приведённому образцу. Продолжение закономерности.      
7. Графические диктанты. Игра «Дорисуй девятое».      
8. Продолжение логического ряда. Игра «Восстанови порядок». Рисование по точкам.      
9. Нахождение лишнего слова. Разгадывание загадок. Игра «Дорисуй девятое».      
10. Продолжение цепочки слов. Игры «Внимательный художник», «Сложи рисунок»      
11. Графические диктанты. Рисование по точкам. Игра «Сложи квадрат».      
12. Подбор общего названия для группы предметов. Игра «Шифровальщик».      
13. Подбор антонимов и синонимов. Рисование по точкам.      
14. Разгадывание загадок. Рисование по клеточкам подобной фигуры. Мозаика.      
15. Разгадывание ребусов. Игры «Шифровальщик», «Найди отличия».      
16. Логические задачи. Рисование подобных фигур на клетчатой бумаге.      
17. Нахождение закономерностей в узоре, продолжение узора. Разгадывание загадок.      
18. Нахождение слов в таблице среди букв. Логические задачи. Рисование по точкам.      
19. Нахождение общего названия для группы предметов. Рисование по клеткам подобной фигуры.      
20. Решение логических задач. Разгадывание ребусов. Мозаика.      
21. Нахождение лишнего слова. Рисование подобной фигуры. Игра «Найди отличия».      
22. Нахождение недостающей фигуры. Разгадывание загадок. Игра «Сложи квадрат».      
23. Графические диктанты. Игра «Продолжи узор». Логические задания со спичками.      
24. Тренировка внимания. Игра «Что изменилось?» Раскрашивание картинки в соответствии с заданием.      
25. Игры на развитие памяти. Логические задачи, ребусы. Рисование по точкам.      
26. Тренировка внимания. Игра «Найди отличия». Графические диктанты.      
27. Нахождение слов среди букв в таблице. Игра «Наоборот» (слова-антонимы). Мозаика.        
28. Игры на развитие логического мышления. Игра «Составь слово». Раскрашивание картинки в соответствии с заданием.        
29. Игры на внимание: «Что изменилось?», «Шифровальщик». Рисование подобной фигуры.      
30. Разгадывание ребусов. Логические задания со спичками. Рисование по точкам.      
31. Логические задачи. Игры на развитие фонематического слуха. Графические диктанты.      
32. Тренировка внимания: нахождение чисел в таблице. Игра «Что изменилось?». Рисование подобной фигуры.      
33. Игры на внимание и на развитие логического мышления.      
Всего:        

 

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление, развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации.

Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Если в начале учебного года выполнение многих заданий вызывает у детей трудности, так как на уроках они не встречались с заданиями такого типа, то в конце года учащиеся работают самостоятельно. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. В целом факультативный курс «Развивающие игры» будет способствовать интеллектуально-логическому развитию младших школьников: развитию умений использовать знания для описания и моделирования пространственных отношений, формированию способности к продолжительной умственной деятельности и интереса к умственному труду, развитию элементов логическо­го мышления, стремлению использовать полученные знания в повседневной жизни.

 

Курс включает в себя следующие направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

— формирование учебной мотивации;

— развитие личностной сферы.

 

Курс развивающих занятий нацелен на решение за­дач и интеллектуально-личностно-деятельностное раз­витие младших школьников.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

 

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД:

· Сравнение и оценивание выполнения своей работы,

· устойчивый познавательный интерес к новым видам деятельности,

· адекватного понимания причин успешности/неуспешности в ходе выполнения заданий.

 

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:

· Учиться работать по предложенному учителем плану,

· Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом,

· Составление плана решения проблемы совместно с учителем,

· В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

· Ориентация на листе в клеточку

· Продолжение узора по приведённому образцу

· Деление слов на группы, нахождение лишнего

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:

· Умение работать в паре, малых группах, выполнять различные роли (лидера, исполнителя)

· Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной деятельности,

· Задавать вопросы

· Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владение монологической, диалогической формами речи.

 

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.

 

 

ФОРМЫИ ВИДЫКОНТРОЛЯ.

v Игры в парах и малых группах

v Тестирование

v Игры-соревнования

v Викторины

v Практические работы

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: