Инфраструктура, которую имеем




— С 1 сентября открыто почти шестьдесят тысяч вакансий. Чем реально это на сегодня обеспечивается?

— Если говорить про разработки: ежегодно проходят тьюторские конференции, в этом году была уже двенадцатая, туда со всей страны съезжаются люди, занимающиеся тьюторской проблематикой. Раз в два года проходит большой тематический круглый стол в рамках конференции по дидактике Российской академии образования. По регионам много чего делается, например, ежегодно проходит Сибирская молодежная ассамблея. Тема последней — «Возможности поколения и индивидуальные шансы». В апреле была защита первой российской диссертации по этой теме — «Развитие познавательного интереса ребенка средствами тьюторского сопровождения».
Мы занимаемся издательской работой. Литературы — философской, публицистической и методической — почти совсем нет на рынке. Выпускаем ежегодник «Тьюторские практики в России. Сопровождение индивидуальных образовательных программ». Начали перевод книги Эдварда Гордона «Столетия тьюторства. История альтернативного образования в Америке и Западной Европе».
В восемнадцати субъектах РФ есть региональные тьюторские команды со своими координаторами, через сайт с ними можно связаться. Есть Межрегиональная Тьюторская Ассоциация, одно из направлений работы которой — повышение квалификации. И есть четыре сертифицированных центра, которым Ассоциация дала право заниматься подготовкой тьюторов.

— Где эти центры?

— В Томском и Удмуртском университетах. И два в Москве. В Российской академии повышения квалификации создана технологическая школа тьюторства и в Московском институте открытого образования появился Центр специально для переподготовки педагогов Москвы.

— Назовите несколько российских школ, где технологии тьюторства достойно представлены.

— В Ижевском гуманитарном лицее (директор Михаил Черемных) старшая школа работает с использованием тьюторского сопровождения социальных стажировок. Там профильное обучение в большей степени идет вне школы. Еще в лицее есть чудесная учительница, которая занимается образовательными путешествиями. Это когда другая страна становится потенциалом, школьник там ищет ответы на свои вопросы, а не как в туристическом формате «посмотрите направо, посмотрите налево». Если вопросы поставлены, то понятно, какие города посещать, в какие музеи идти, у кого брать интервью.
В Брянской гимназии №4 (директор Надежда Виноградова) вообще удивительная ситуация. Когда все задумывалось, я не очень верила в осуществление: школа в неблагополучном районе, заводы стоят (это было в период перестройки), много неполных семей, учителя зарплату не получают, но педагоги оказались очень целеустремленными. Сейчас они используют два инструмента работы: индивидуальные тьюторские консультации и тьюториалы, где работают с группами детей с похожими интересами. Проектную работу вся гимназия «на ура» освоила. И сейчас в Брянске одна из самых сильных в России тьюторских групп.
Томская школа «Эврика-развитие» (директор Людмила Долгова) первой начала с темой тьюторства работать комплексно. Сейчас в школе заданы разные среды, способы, виды и формы обучения, разные скорости и темпы, чтобы у ребенка была возможность выбирать наиболее адекватные для него. Какая форма обучения школьнику ближе? Можно очно заниматься, заочно, выборочно, переводиться на дистантное обучение, уходить в экстернат. Такие вопросы вместе с тьютором и обсуждаются.
Еще московская «Школа самоопределения» (директор Юлия Грицай). Тубельский создавал открытую школу. У него все учителя владеют тьюторскими технологиями. Математику, например, читают семь учителей, все с разными разворотами. Ученик может сравнивать и выбирать, может пойти на спецкурс к любому педагогу. А если в школе один учитель математики и один математический кружок? Тогда ребенок становится заложником этого учителя с его программой и этого кружка, выбора у него нет. Я поэтому и говорю — в обычной школе тьютор и не нужен.

И страшно, и радостно

— Судя по тому, что вы рассказали, тьюторство это достаточно сложная квалификация. «Ухватить» интересы ребенка, развернуть перед ним потенциальные возможности развития его интереса, причем в понятных ему формах. При этом нельзя глубоко скатываться в специализацию, иначе другие его интересы будут ущемлены. Научить ребенка самого видеть эти возможности, искать и использовать их. Научить «слушать себя», планировать свои ближайшие действия. И это только в начальной школе. Как вы думаете, сколько в стране школьных педагогов реально владеют тьюторскими технологиями?

— Пока это очень эксклюзивная практика. Поймите, ею пятнадцать лет занималась небольшая группа людей, которые и не надеялись, что когда-нибудь тьюторство будет поддерживаться государством. И поддержка, достаточно неожиданно сейчас возникшая, с одной стороны, задает большие горизонты, а с другой, вселяет тревогу. Ужасно не хочется, чтобы профанировалась идея, а с другой стороны, радостно, что школа получает возможность работать с принципом индивидуализации напрямую.
Я часто бываю в частных школах и иногда участвую в родительских собраниях. Родители после собрания часто говорят: «Татьяна Михайловна, так полезно и интересно с вами поговорили, что хочется сделать что-то приятное для вас». Я им всегда отвечаю: «Если хочется, то, может, кто-нибудь из вас обучит своего ребенка в тьюторском колледже в Великобритании?». Смешно ведь: открываем многотысячные вакансии, а в стране нет ни одного человека с классическим тьюторским образованием. А если говорить о настырных самоучках, которые 10—15 лет изучали и практиковали тьюторство, то 100—150 человек, думаю, наберется.

— Так, может, не только к родителям аппелировать? Получается, есть о чем говорить с министерством образования и науки. Министерство-то, наверное, может и группы посылать учиться.

— У меня вообще-то большие надежды на министерство. Если мы не хотим профанации, не хотим, чтобы все пошло вкривь и вкось, то надо делать комплексный проект, возможно, федеральную целевую программу на несколько лет. Устроить конкурс для разработчиков. Работы ведь непочатый край: разработки, методрекомендации, экспериментальные регионы, апробация, коррекция программ, издания, обучение педагогов.

— Четыре центра подготовки тьюторов на страну совсем мало. А ставки с сентября в школах появились и каждую ставку можно растащить на половинки и четвертинки. Зарплаты в школах небольшие, работы невпроворот и дополнительные деньги очень даже к месту будут. И даже все будут говорить, что именно тьюторством они и занимаются. Как не допустить девальвации идеи?

— Близкий моему сердцу, но, к сожалению, не быстрый вариант — создание Высшей школы тьюторства, которая будет заниматься подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации и вести научно-исследовательскую работу. Если мы признаем тьюторство актуальной культурной идеей, и считаем, что наличие тьюторов действительно важно для работы с инновациями, то надо создавать специализированную высшую школу. Лучше отдельно, нежели в составе какого-то педагогического университета, так как в таком случае тьюторы будут готовиться не только для сферы образования.
А что касается школы… Социально ситуация быстро разворачивается, Минюст утвердил квалификационную характеристику, тьютор появился в списке должностей. С одной стороны это хорошо. Часть школ, давно занимающих тьюторством, выйдет из подполья, у людей появится запись в трудовой книжке, выслуга лет, стаж, все это замечательно. А минус в том, что нет столько у нас тьюторов. Пока не только массовой, даже распространенной эту практику нельзя назвать. Мы проводили весной брифинг в министерстве и я объясняла: появление тьюторской вакансии вовсе не означает, что в каждой школе должен появиться тьютор. Директор школы должен понимать: если образовательная программа школы не позволяет детям выходить на индивидуальные программы, то тьютор не нужен вообще и не надо запутывать детей, учителей и родителей этой непонятной фигурой. А если в школе есть история и культура работы с индивидуализацией, тогда есть место для новых профессионалов. То есть, вакансия-то появилась, но каждая школа сама должна решать, нужны ли тьютор, есть ли вообще в школе место для его работы. Вожатый же, например, до сих пор остается в списке педагогических должностей, но это не означает, что в каждой школе есть вожатые.
Еще директор должен понимать такую банальную вещь: не каждый учитель может стать тьютором, даже если ему хочется. Нужно проводить предварительные отборы, и позже люди в процессе обучения и работы будут отсеиваться. Когда мы только начинали работать с тьюторством в томской школе, то сначала взяли на подготовку всех желающих: и учителей, и аспирантов университета. А через 2—3 месяца стало ясно, что не у всех получается. Мы даже такую подсказку для отбора сформулировали для себя: «Чем отличается учитель от тьютора? Учитель работает ответами, а тьютор вопросами». Учитель вошел в класс, его никто ни о чем не спросил, а он уже начинает: «Подлежащее это главный член предложения…» или «Кольский полуостров находится…». То есть учитель это знающий и рассказывающий о своем знании (ну, хороший учитель способен не столько рассказывать, сколько организовывать освоение этого знания, но в любом случае, он со знанием работает), а тьютор это в большей степени вопрошающий. Уметь ответить вопросом на вопрос, задать такие эффективные вопросы, за счет которых твой подопечный начинает глубже видеть, уметь продлевать и углублять вопросы — вот искусство тьютора. Совершенно другой тип работы.

Выносы

То, что в списке должностей с сентября появилась новая позиция — тьютор, вовсе не означает, что в каждой школе тьютор должен появиться.

Когда меня спрашивают, что можно почитать о тьюторстве, я всегда рекомендую

«Игру в бисер» Германа Гессе и «Чайку по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Там не употребляется слово «тьюторство», но описано именно оно.

Т.М.Ковалева
Неопубликованное интервью для журнала "Эксперт" от 18.12.2008г.


Учебные тетради. В ЛИНК и Открытом университете нет привычных всем учебников. Вместо них Вы получите Учебные тетради. В них содержатся основные концепции менеджмента, описание контекста, в котором их уместно использовать, и задания для первичной практики использования полученных знаний. Работа с Учебными тетрадями разовьет навыки стратегии чтения и ведения записей.

Тьютор станет Вашим главным помощником в течение всего периода обучения. Он будет проводить очные встречи (тьюториалы), отвечать на Ваши вопросы в Интернет-конференциях Программы, оценивать и комментировать Ваши письменные работы (ТМА), оказывать индивидуальные консультации по всем проблемам, связанным с изучением Программы. Тьютором становятся только профессиональные менеджеры с богатым управленческим опытом.

Тьюториалы — очные встречи с тьютором и группой, которые проходят приблизительно один раз в месяц и длятся около пяти часов. Тьюториал не является семинаром в привычном понимании. Это свободное общение в подгруппах, совместное решение case-study, во время которого Вы будете отрабатывать использование на практике изученного материала, обмениваться опытом, узнавать друг друга лучше. На тьюториалах развиваются навыки активного слушания, публичного выступления, работы в команде.

Интернет-конференция Программы (TGA — Tutor`s group aria) является основным средством обмена информацией с тьютором и другими студентами в течение всего периода обучения. В TGA обсуждаются прошедшие и планируемые тьюториалы, комментарии тьютора к ТМА. Здесь Вы сможете делиться с другими студентами опытом и идеями относительно применения концепций курса. Интернет-конференция является динамичным хранилищем информации, регулярно обновляемым для оказания Вам максимальной помощи в учебе. В TGA Вы будете развивать навыки эффективных электронных коммуникаций, одних из наиболее важных для менеджера XXI века.

Небольшие письменные задания, которые студенту необходимо выполнять еженедельно, являются первым опытом использования теоретического материала для анализа своей практики. В Интернет-конференциях, где студенты размещают выполненные задания, проходит групповое обсуждение решений: насколько правильно студент понимает и применяет предложенную теорию.

Письменные работы (TMA - Tutor-marked assignments), которые студенты готовят каждые два месяца, посвящены анализу своих конкретных управленческих проблем. Здесь студенты, применяя изученные теории менеджмента, дают себе рекомендации, как изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. Тьютор оценивает понимание студентов управленческой проблемы, методов ее решения, уместное использование менеджерского инструментария и жизнеспособность предложенных решений.

Заключительное письменное задание (ECA - End of course assignments) студент готовит по окончании курса. Здесь он рассматривает свою деятельность шире, чем в ТМА: изучают проблему, связанную с изменениями в своей практической деятельности и дает рекомендации по ее управлению или улучшению. При выполнении ЕСА студенту необходимо использовать весь материал курса. Работу проверяют независимые эксперты центрального офиса ЛИНК.

Выездная школа организуется приблизительно один раз в полгода в течение трех дней в пансионате. Целью ее работы является упорядочивание знаний студента, полученных в самостоятельной работе, на тьюториалах и в TGA. На Выездных школах студенты в течение нескольких дней решают многоаспектные case-study из реальной практики современных организаций.

Аудио и CD-ROM содержат записи с заданиями для самопроверки с обсуждением и объяснением ключевых концепций Программы. Они помогают закрепить и обобщить материал, особенно перед экзаменом.

Экзамен является одним из важнейших элементов образовательного процесса. Подготовка к нему заставляет студента вернуться к ранее изученному материалу и заново проработать его. Экзамены проводятся в письменной форме. Студенты Открытого университета на всех континентах отвечают на один и тот же билет в один и тот же день. Система проверки экзаменационных работ состоит из нескольких уровней, что полностью исключает возможность неверной оценки из-за субъективности проверяющего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: