Мне кажется неизбежным продолжение и развитие основных существующих сейчас тенденций научно-технического прогресса. Я не считаю это трагичным по своим последствиям, несмотря на то, что мне не совсем чужды опасения тех мыслителей, которые придерживаются противоположной точки зрения.
Рост населения, истощение природных ресурсов – это все такие факторы, которые делают абсолютно невозможным возвращение человечества к так называемой «здоровой» жизни прошлого (на самом деле очень тяжелой, часто жестокой и безрадостной) – даже если бы человечество этого захотело и могло осуществить в условиях конкуренции и всевозможных экономических и политических трудностей. Разные стороны научно-технического прогресса – урбанизация, индустриализация, машинизация и автоматизация, применение удобрений и ядохимикатов, рост культуры и возможностей досуга, прогресс медицины, улучшение питания, снижение смертности и продление жизни – теснейшим образом между собой связаны, и нет никакой возможности «отменить» какие-то направления прогресса, не разрушая всей цивилизации в целом. Только гибель цивилизации в огне всемирной термоядерной катастрофы, от голода, эпидемий, всеобщего разрушения – может обратить вспять прогресс, но надо быть безумцем, чтобы желать такого исхода.
Сейчас в мире неблагополучно в самом прямом, самом грубом смысле слова. Голод и преждевременная смерть непосредственно угрожают множеству людей. Поэтому сейчас первой задачей истинно человеческого прогресса является противостоять именно этим опасностям, и всякий другой подход явился бы непростительным снобизмом. При всем том я не склонен абсолютизировать одну только технико-материальную сторону прогресса. Я убежден, что «сверхзадачей» человеческих институтов, и в том числе прогресса, является не только уберечь всех родившихся людей от излишних страданий и преждевременной смерти, но и сохранить в человечестве все человеческое – радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства. Но я не считаю непреодолимым противоречие между этими задачами. Уже сейчас граждане более развитых, индустриализованных стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. И уж во всяком случае прогресс, спасающий людей от голода и болезней, не может противоречить сохранению начала активного добра, которое есть самое человечное в человеке.
|
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
Задания к тексту:
1. На основе текста определите, каково мнение автора по поводу научно-технического прогресса в целом. Укажите две его стороны.
2. Какие две задачи, стоящие перед человеческим прогрессом, формулирует автор?
3. В тексте говорится о том, что граждане более развитых стран имеют больше возможностей нормальной здоровой жизни, чем их современники в более отсталых и голодающих странах. Опираясь на знания курса и материалы СМИ, приведите три характеристики жизни в отсталых и голодающих странах, конкретизирующих данной утверждение
|
4. А.Д.Сахаров допускает два варианта судьбы человечества – его гибель или спасение. Что делают в начале третьего тысячелетия, чтобы выжить? Приведите три примера такой деятельности.
*5. Приведите три примера технического прогресса в современном обществе
*6. Индустриализация в СССР привела к развитию современной промышленности, но сопровождалась ущемлением прав граждан. Какое свойство общественного прогресса иллюстрируется данным примером? Приведите два своих примера, иллюстрирующих это свойство.
Ответы к тексту:
1. - автор не считает трагичными последствия научно-технического прогресса
- автор в определенной мере разделяет опасения мыслителей, предвещающих трагическую судьбу человечества в результате научно-технического прогресса.
2. - противостоять голоду и преждевременной смерти (спасение людей от голода и болезней)
- сохранить в человечестве все человеческое (радость непосредственного труда умными руками и умной головой, радость взаимопомощи и доброго общения с людьми и природой, радость познания и искусства)
3. - недостаточное и некачественное питание
- отсутствие образования
- низкая продолжительность жизни
- тяжелые жилищные условия
- не хватает пахотных земель
- производительность сельскохозяйственного труда низка, и часты засухи или наводнения
- бедняков не мало и в индустриальных странах, но лишь немногие там хронически недоедают или голодают; что касается бедняков отсталых стран, то их положение именно такое: примерно четверть мирового населения проживает в этих странах в условиях глубокой бедности
|
4. - люди начали мыслить и действовать в новом аспекте (не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или союзов государств, но и в планетарном аспекте в целом)
- ученые разных стран начали совместно изучать общество и биосферу, в целях сохранения и развития человечества
- начат процесс сокращения арсеналов ядерного оружия
- заключен международный договор, разработанный с целью защиты озонового слоя с помощью снятия с производства некоторых химических веществ
- первое глобальное соглашение об охране окружающей среды, основанное на рыночном механизме регулирования – механизме международной торговли квотами на выбросы парниковых газов (Киотский протокол)
*5. - создание приборов и оборудования, позволяющих фиксировать происходящее на больших расстояниях от него
- создание средств нападения дальнего действия
- строительство межпланетных кораблей и организация научных исследований на других планетах
*6. - свойство общественного прогресса: противоречивый характер
- Примеры:
- египетские пирамиды свидетельствуют о громадных успехах египетской цивилизации, но при их строительстве погибли тысячи людей
- прогресс техники, развитие индустрии, химизация и другие изменения в области производства привели к разрушению природы, к непоправимому ущербу для окружающей человека среды
- рост крупных городов, усложнение производства, ускорение ритма жизни – все это увеличило нагрузки на человеческий организм, породило стрессы и, как следствие, патологии нервной системы, сосудистых заболеваний