Общая классификация видов систем управленческого учета




Этапы постановки системы управленческого учета на предприятии

Относительная свобода в вопросах управленческого учета позволяет организациям самостоятельно определить порядок внедрения системы на предприятии.

Некоторые компании ставят управленческий учет самостоятельно, другие обращаются к специализированным компаниям (которые нередко грешат внедрением схожих систем управленческого учета на диаметрально противоположных предприятиях), но вне зависимости от пути постановки управленческого учета, сам процесс будет обладать похожей последовательностью:

· Определить потребителей информации. Обычно потребителями учетных данных являются собственники, менеджмент и руководители разных уровней. Все эти сотрудники ежедневно принимают подавляющую часть управленческих решений.

· Определить состав и характеристики необходимой информации. Понять потребности потребителей информации и согласовать с ними перечень управленческой отчетности, состав входящей в отчеты информации, сроки и виды отчетов.

· Разработать нормативную базу управленческого учета, то есть определить для всех правила и условия выполнения данной работы, во избежание двойных трактовок и обеспечения сопоставимости информации.

· Внедрить систему управленческого учета.

· Контролировать работу системы управленческого учета и рационально развивать ее в рамках организации для достижения максимальной эффективности.

Общая классификация видов систем управленческого учета

Как было отмечено ранее, само понятие управленческого учета имеет достаточно свободную трактовку, поэтому нельзя сказать, что существует жесткое разграничение видов систем управленческого учета. Скорее, правильным будет сказать, что существующие системы управленческого учета обладают некоторым набором признаков и свойств, по которым их можно условно объединить в ограниченное число видов систем управленческого учета.

Системы текущего управленческого учета. Имеют набор метрик и значений объектов управленческого учета во временном диапазоне (прошлое, настоящее, будущее) и позволяют осуществлять контроль затрат и доходов, а на основании данных за различные периоды – строить прогнозы и тренды, давая возможность маневров в управленческих решениях. Текущий управленческий учет позволяет руководителям компаний сопоставлять данные план/факта со своими стратегическими целями в будущем, и на основании этого планировать работу предприятия более эффективно.

Системы управленческого учета, объединяющие систематический учет и учет проблем предприятия. Данные о ключевых процессах – снабжении, производстве, реализации и пр., систематически собираются и анализируются. При этом для каждого из них формируется свой набор целевых параметров и нормативов, отраженных в учете, чтобы впоследствии объединить их в единое целое – консолидированный управленческий отчет, на основе которого могут вноситься операционные изменения в работу компании. Параллельно методами проблемного учета (нормированием, прогнозированием, планированием и др.) обобщается и анализируется информация необходимая для эффективного достижения будущих экономических целей и решения проблем предприятия. Таким образом, система позволяет решать текущие проблемы и моделировать решение будущих проблем в зависимости от стратегических целей компании.

Системы управленческого учета, основанные на интеграции финансового и управленческого учета. Система предполагает наличие прямых взаимосвязей между финансовой и управленческой отчетностью. Через такие методы финансового учета, как бухгалтерский учет хозяйственных операций, учет имущества, капитала, себестоимости и прочих параметров, дополненные внутренними, неофициальными данными непосредственно управленческого учета, руководство получает картину реального состояния рассматриваемого бизнеса. Интеграция финансовых данных и данных управленческого характера позволяет наладить в рамках таких систем достаточно эффективный контроль затрат и доходов, который даст возможность в оперативном режиме управлять возможными отклонениями от запланированных показателей.

Системы учета, основанные на фактических или нормативных данных. Первый подвид такой системы управленческого учета характеризуется использованием фактических (прошлых) показателей бизнеса для расчета и прогнозирования этих же показателей в будущем. Второй подвид системы отличается разработкой нормативных данных максимально приближенных к идеальным (обеспечивающим выполнение целей компании) и учете фактических значений для контроля отклонений от запланированных (нормативных) значений. Такая система в первую очередь подходит для контроля размера себестоимости и его оперативной корректировки в случае необходимости.

 

34.Использование данных управленческого учета для обоснования решений на разных уровнях управления

При принятии управленческих решений информации должна быть сопоставима, поэтому информационное обеспечение для принятия управленческих решений создается системой дифференцированного учета затрат и поступлений.

При принятии управленческих решений предполагается сравнение двух или более вариантов решений и выбор наилучшего варианта. Управленческий учет должен предоставить необходимую информацию для оценки альтернативных вариантов. При использовании данных о затратах прошлого периода следует производить корректировку на изменения относящиеся к будущим периодам. Чтобы решение было оптимальным, информацию следует очистить от влияния внешних факторов и представить в форме отчетов, которые позволяют быстро и эффективно сравнивать различные варианты.

Информационное обеспечение, формируемое в управленческом учете, осуществляется исходя из моделей принятия управленческих решений.

Основные классификационные признаки управленческих решений, влияющие на постановку модели управленческого учета:

- по периодичности принятия;

- по сфере принятия;

- по управленческому воздействию.

По периодичности принятия управленческие решения подразделяются на периодические и единовременные.

Периодические управленческие решения, связанны с привлечением финансирования текущих операций, заключением контрактов, управлением дебиторской и кредиторской задолженностями, начислением и выплатой вознаграждений сотрудникам, управлением запасами, организацией продаж.

Единовременные управленческие решения, касаются открытия и закрытия структурных подразделений, началом новой деятельности, строительством.

Сбор информации для единовременных управленческих решений осуществляется внесистемно, с привлечением большого объема дополнительной целевой информации из внешних и внутренних источников. Например, при принятии решения об открытии представительства проводится конъюнктурный анализ отрасли и региона, маркетинговый анализ рынка, функционально-стоимостный анализ продуктов, планируемых к продаже представительством.

По сфере принятия управленческие решения делят на решения в области:

- снабженческо-заготовительной деятельности;

- производственной деятельности;

- финансово-сбытовой деятельности;

- организации и управления предприятием;

- инвестиций.

В управленческом учете различают три вида стратегии поведения предприятия на рынке:

1. Стратегия низких цен. Цель этой стратегии заключается в минимизации цен на товар, предлагаемый покупателю, поэтому предприятие разрабатывает мероприятия по снижению издержек производства.

2. Стратегия высоких цен. Цель этой стратегии заключается в установлении высоких цен на товар, предлагаемый покупателю с учетом повышенных требований качества товара.

3. Смешанная стратегия. Цель этой стратегии заключается в использовании элементов первых двух по отдельным группам товаров. Для каждой группы товаров определяется своя свободная «ниша» рынка, и в соответствии с ней выбирается первая или вторая стратегия поведения на рынке.

Анализ внутренней структуры бизнеса позволяет руководству предприятия выработать единую стратегию по всем видам бизнеса и определить свое место на рынке.

Решение вопроса о капиталовложениях является наиболее сложным при принятии управленческих решений, так как инвестиционные затраты могут принести доход только в будущем. Поэтому, при решении данного вопроса необходимо оценить привлекательность инвестиционного проекта и определить возможные последствия от его реализации.

При оценке эффективности производственных инвестиций возможные варианты решений зависят от их вида (краткосрочные или долгосрочные).

При оценке краткосрочных производственных инвестиций производится по каждому варианту отдельно путем сопоставления смет на основе позаказного калькулирования расходов на капитальные вложения. При этом необходимо иметь в виду, что при исчислении сметных и фактических затрат краткосрочных производственных инвестиций не имеет значения за счет какого источника они осуществляются (амортизация, прибыль).

При оценке краткосрочных производственных инвестиций основной подход предусматривает получение приемлемой нормы прибыли.

Норма прибыли на инвестированный капитал определяется по формуле:

Выручка – Расходы / Сумма капиталовложения

 

 

35.Учет расходов предприятия по местам затрат и центрам ответственности

Учетная группировка издержек по центрам затрат осуществляется одним из двух основных способов:

1. путем применения принципа двойной записи на взаимосвязанных счетах и последовательного перенесения (перераспределения) учтенной суммы издержек с первичных на промежуточные и конечные места формирования издержек;

2. на основе использования специальных регистров (сводных ведомостей) и расчетов, обобщающих виды издержек по местам их формирования, в случае применения автономного плана счетов управленческого учета.

При использовании метода двойной записи разрабатывают специальные управленческие счета мест издержек. Они могут быть привязаны к плану счетов бухгалтерского финансового учета, а могут ориентироваться на применение специальных счетов управленческой бухгалтерии. При формировании счетов учета издержек по местам формирования и центрам затрат возможна следующая кодировка таких счетов: первые две цифры означают номер синтетического счета учета издержек, следующие две — номер центра затрат и, наконец,— одна-две цифры, обозначающие код места формирования издержек. Чтобы показать возможную степень детализации мест издержек внутри центров затрат, приведем пример структуры счета «Общепроизводственные издержки», при условии, что организация применяет интегрированную систему управленческого учета (т.е используется план счетов бухгалтерского финансового учета и отождествляются понятия «издержки» и «расходы»).

Синтетический счет: 26 «Общехозяйственные расходы».

Аналитический счет первого уровня: 01 «Аппарат управления» (соответствует названию центра затрат).

Аналитические счета второго уровня:

· 01 «Дирекция»;

· 02 «Секретариат»;

· 03 «Бухгалтерия»;

· 04 «Отдел кадров»;

· 05«Юридический отдел».

Аналитический счет первого уровня: 02 «Транспорт». Аналитические счета второго уровня:

· 01 «Транспортный цех»;

· 02 «Служба электрокар»;

· 03«Гаражное хозяйство».

При формировании учетной информации о производственных издержках по центрам ответственности возможен подход, основанный на выделении счетов 20-29 в качестве счетов управленческого учета. Возможность такого выделения обеспечивается использованием счета 27 «Распределение общих затрат».

В течение периода все расходы в финансовом учете формируются на счетах 30-36 в разрезе элементов. По окончании периода они закрываются по кредиту в корреспонденции с дебетом счета 90 «Продажи».

В течение месяца для целей управления и контроля за уровнем затрат формируется информация в разрезе объектов учета (мест возникновения и центров издержек) по дебету счетов 20-29 в корреспонденции со счетом 27 «Распределение общих расходов». Суммы, отражаемые на счетах производственного учета, должны быть равны затратам, учтенным на счетах 30-36 финансовой бухгалтерии. По окончании месяца формируется управленческая отчетность о производственных издержках, что сопровождается следующей проводкой: дебет счета 27 в корреспонденции со счетами 20, 23, 25, 26.

То есть будет сделан как минимум следующий набор проводок.

1. Распределение издержек по центрам ответственности: Д 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы» К 27 «Распределение общих расходов»;

2. Закрытие информации об объектах учета в разрезе центров затрат: Д 27 «Распределение общих расходов» К 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы».

Таким образом, учет издержек по местам формирования и центрам ответственности ориентирован на организационно-производственную структуру организации. Вследствие этого для создания эффективной системы управленческого учета структурирование организации с выделением ЦФО и мест формирования издержек предпочтительнее проводить на стадии создания организации.

36.Бюджетирование в системе управления затратами предприятия

Бюджет можно представить как финансовый документ, созданный до того, как будут выполняться предполагаемые действия. Иногда его называют финансовым планом действий, прогнозом будущих финансовых операций. Бюджеты отражают цели и задачи каждого подразделения, каждого центра ответственности и всего предприятия в целом. Бюджет предприятия не имеет формализованной стандартной формы, реальную форму представления бюджета выбирает его разработчик. Цифры в бюджетах должны быть реалистичными, достижимыми и по возможности документально обоснованными. Необходимо стремиться к тому, чтобы информация в бюджете была максимально точной, определенной и значимой для ее пользователя. При разработке бюджета используют как стоимостные, так и натуральные показатели. Бюджет должен иметь способность к изменениям, которая придает ему гибкость и позволяет приспособиться к неожиданно возникающим обстоятельствам. Обычно бюджетным периодом является месяц (квартал, год), но иногда используют и неделю, декаду, полугодие, несколько лет (например, в строительстве).

· По степени обобщения информации бюджеты подразделяются на: главный (генеральный), общий и частный бюджеты.

Главный бюджет. Главный бюджетохватывает основную деятельность предприятия. Его целью является объединение и суммирование бюджетов структурных подразделений. Главный бюджет включает операционный и финансовый бюджеты. При этом операционный бюджет детализирует через частные бюджеты статьи доходов и расходов и представляется в виде прогноза прибылей и убытков. Финансовый бюджет прогнозирует денежные потоки организации. Обычно он оформляется в виде прогноза движения денежных средств на планируемый период времени.

Общий бюджет. Общий бюджет– это бюджет, скоординированный по всем программам, структурным подразделениям и представляющий план работы организации в целом.

Частный бюджет. Частный бюджетсоставляется для определенного структурного подразделения предприятия (бюджет продаж, бюджет закупок, производственный бюджет и т.д.).

· В зависимости от периода составления бюджеты подразделяются на: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочные бюджеты. Краткосрочные бюджеты составляются на период до года.

Среднесрочные бюджеты. Среднесрочные бюджеты составляются на 2-3 года.

Долгосрочные бюджеты. Долгосрочные бюджеты составляются на 3 года и более.

· По механизму использования выделяются: статический, гибкий и специальный бюджеты.

Статический бюджет. Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации. Его показатели соответствуют нормальному уровню деятельности предприятия. Такой бюджет наиболее эффективен для случаев стабильной деятельности внутризаводских служб либо в тех подразделениях, работа которых напрямую не связана с продажами, производством или другой деятельностью, зависящей от объема (в отделах административного управления).

Гибкий бюджет. Гибкий бюджет – это бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона. Им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема продаж или другой деятельности и соответственно определенные уровни затрат. Этот бюджет в наибольшей степени приемлем для ситуаций, связанных с разнообразной деятельностью и непредвиденными изменениями.

Специальные бюджеты. Специальные бюджетыразрабатываются для отдельных видов деятельности или программ (бюджет социального развития, бюджет научно-исследовательских работ и т.д.). Группа специальных бюджетов достаточно разнообразна, важнейшими из них являются:

· дополнительный бюджет, предусматривающий финансирование мероприятий, не включенных в бюджет;

· приростной бюджет, формируемый путем простой индексации (в процентах или денежной оценке) предыдущего бюджета без пересмотра его основ;

· добавочный бюджет, который анализирует бюджеты предыдущих лет и корректирует их под текущие параметры, такие как инфляция, изменения в штате, структуре организации;

· модифицированный бюджет – используется в случаях проектирования продаж на необычно высоком уровне;

· стратегический бюджет, который интегрирует элементы стратегического планирования и бюджетного контроля и разрабатывается на достаточно длительный период – от трех до десяти лет;

· пооперационные бюджеты и бюджетирование, предполагающие расчет ожидаемых затрат на выполнение отдельных функций и работ.

Учет в бюджетировании. Основу учета в бюджетировании составляет учет по центрам ответственности. Он предполагает отражение, накопление и представление постоянного потока информации, входящей и исходящей из центра его формирования и соответствующей ответственности. Учет в бюджетировании должен использовать все существующие системы учета затрат, основанные на исчислении полных и переменных издержек, их группировки по носителям и функциям.

В ряде зарубежных компаний и фирм бюджетированием занимаются специальные отделы, иногда называемые бюджетной бухгалтерией, и работники этих отделов, именуемые контроллерами. Бюджетная бухгалтерия призвана представлять фактические и нормативные бюджетные затраты и результаты, разрабатывать рекомендации по их оптимизации. Контроллеры должны рассчитать ожидаемый результат деятельности по видам бизнеса и оценить реальность его достижения. Кроме того, им необходимо предвидеть экономическую ситуацию предприятия по истечении определенного периода времени через анализ исполнения бюджетов. Бюджетная бухгалтерия обеспечивает эффективный управленческий контроль результатов хозяйствования, объединяя контроль предстоящих затрат и будущих результатов, связанных с ответственностью, в момент формирования бюджетов и контроль в ходе исполнения бюджета, позволяющий проводить корректирующие изменения до того момента, пока экономическая ситуация потребует вмешательства.

Организация управленческого учета в системе бюджетирования во многом зависит от содержания бюджетов и последовательности их формирования. Наиболее распространена следующая последовательность бюджетирования:

· выделение сегментов деятельности и определение программы действий;

· формирование коммерческого бюджета;

· составление бюджета производственных расходов;

· формирование бюджета закупок;

· составление бюджета административных расходов;

· формирование бюджета инвестиций;

· составление прогноза (бюджета) движения денежных средств (финансового бюджета);

· формирование прогноза прибылей и убытков, прогнозного баланса.

 

37.Состав и принципы формирования бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бух­галтерской отчетности бюджетных организаций, состоит из:

а) бухгалтерского баланса;

б) отчета о прибылях и убытках;

в) приложений к ним, в частности отчета о движении денеж­ных средств, приложения к бухгалтерскому балансу и иных отчетов, предусмотренных нормативными актами системы нормативного регулирования бухгалтерского учета;

г) пояснительной записки;

Д) аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответ­ствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту.

Состав бухгалтерской отчетности бюджетных организаций оп­ределяет Министерство финансов Российской Федерации.

Формы бухгалтерской отчетности организаций, а также инст­рукции о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.

Другие органы, которым федеральными законами предостав­лено право регулирования бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие норма­тивным правовым актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении орга­низации, об его изменениях, а также финансовых результатах ее деятельности.

Бухгалтерская отчетность организации должна включать пока­затели деятельности филиалов, представительств и иных струк­турных подразделений, в том числе выделенных на отдельные ба­лансы.

Содержание и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибы­лях и убытках, других отчетов и приложений применяются после­довательно от одного отчетного периода к другому.

В бухгалтерской отчетности данные по числовым показателям приводятся минимум за два года — отчетный и предшествовавший отчетному (кроме отчета, составляемого за первый отчетный год).

Если данные за период, предшествовавший отчетному году, несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из на­званных данных подлежат корректировке исходя из правил, уста­новленных нормативными актами. Каждая существенная коррек­тировка должна быть раскрыта в пояснительной записке вместе с указанием ее причин.

Бухгалтерская отчетность составляется за отчетный год. Отчет­ным годом считается период с 1 января по 31 декабря календар­ного года включительно.

Первым отчетным годом для вновь созданной либо реоргани­зованной организации считается период со дня ее государствен­ной регистрации по 31 декабря включительно, а для организа­ции, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), — с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно.

Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.

Для составления бухгалтерской отчетности отчетной датой счи­тается последний календарный день отчетного периода.

Бухгалтерская отчетность подписывается руководителем и глав­ным бухгалтером организации.

В организациях, где бухгалтерский учет ведется на договорных началах специализированной организацией (централизованной бухгалтерией) или бухгалтером — специалистом, бухгалтерс­кая отчетность подписывается руководителем организации, ру­ководителем специализированной организации (централизован­ной бухгалтерии), либо специалистом, ведущим бухгалтерский учет.

Ответственность лиц, подписавших бухгалтерскую отчетность, определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изменения в бухгалтерской отчетности, относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам (после ее утверждения), производятся в отчетности, составляемой за отчет­ный период, в котором были обнаружены искажения ее данных.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статья­ми активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме слу­чаев, когда такой зачет предусмотрен правилами, установленны­ми нормативными актами.

соответствии с действующим законодательством при формировании отчетности организации руководствуются следующими принципами:

– обособленность имущества - имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств собственников этой организации;

– непрерывность – организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у нее отсутствуют намерения и необходимость самоликвидации или существенного сокращения деятельности;

– начисления – факты хозяйственной деятельности организации (активы, собственный капитал, обязательства, доходы, расходы) относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от времени фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами;

– осмотрительность – обеспечение большей готовности к бухгалтерскому учету потерь (расходов) и обязательств, чем доходов и активов, чтобы не допустить создания скрытых резервов;

– приоритет содержания перед формой – отражение, в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из экономического содержания условий хозяйствования;

– нейтральность – бухгалтерская (финансовая) отчетность не должна делать акцентов на удовлетворении интересов одних групп пользователей перед другими.

38.Концептуальные основы составления финансовой отчетности по МСФО

 

Концептуальные основы финансовой отчетности – это документ, который принят Советом по МСФО, однако не является ни международным стандартом (IFRS, IAS), ни разъяснениями (IFRIC, SIC).

Концептуальные основы не устанавливают конкретные нормы и правила оценки или раскрытия информации в финансовой отчетности. Более того, ни одно из положений Концептуальных основ не имеет преимущественной силы над положениями конкретных МСФО. Это значит, что при возникновении противоречий между требованиями конкретного стандарта и Концептуальными основами, руководствоваться нужно правилами конкретного МСФО.

Тем не менее, Концептуальные основы являются одним из основополагающих документов в системе МСФО, они устанавливают принципы, которые лежат в основе подготовки и представления бухгалтерской финансовой отчетности по международным стандартам.

Назначение Концептуальных основ состоит в следующем:

· содействовать Совету по МСФО при разработке будущих стандартов и пересмотре существующих МСФО;

· содействовать Совету по МСФО в дальнейшей гармонизации нормативных актов, стандартов бухгалтерского учета и процедур, касающихся представления финансовой отчетности;

· содействовать национальным органам, разрабатывающим стандарты финансовой отчетности, в разработке национальных стандартов;

· содействовать составителям финансовой отчетности в применении МСФО и рассмотрении вопросов, которые еще не урегулированы конкретным МСФО;

· содействовать аудиторам в формировании мнения о соответствии финансовой отчетности требованиям МСФО;

· содействовать пользователям финансовой отчетности в интерпретации информации, содержащейся в отчетности;

· предоставить информацию о подходе Совета по МСФО к написанию международных стандартов.

Содержание Концептуальных основ

В Концептуальных основах рассматриваются следующие вопросы:

· цель финансовой отчетности;

· качественные характеристики полезной финансовой информации;

· определения, принципы признания и подходы к оценке элементов, из которых составляется финансовая отчетность;

· концепции капитала и поддержания величины капитала.

По своей структуре Концептуальные основы разделены на 3 главы:

Глава Рассматриваемые вопросы (подвопросы)
1. Цель финансовой отчетности общего назначения Цель, полезность и ограничения финансовой отчетности общего назначения: — информация об экономических ресурсах отчитывающейся организации, требованиях к организации, а также изменениях ресурсов и требований; — экономические ресурсы и требования; — изменения экономических ресурсов и требований; — финансовые результаты, отраженные по методу начисления; — финансовые результаты, представленные денежными потоками за прошедший период; — изменения экономических ресурсов и требований, не обусловленные финансовыми результатами
3. Качественные характеристики полезной финансовой информации Качественные характеристики полезной финансовой информации: — фундаментальные качественные характеристики (уместность, существенность, правдивое представление); — применение фундаментальных качественных характеристик; — качественные характеристики, повышающие полезность информации (сопоставимость, проверяемость, своевременность, понятность); — применение качественных характеристик, повышающих полезность информации. Ограничение, связанное с затратами на представление полезной финансовой информации
4. Концепция (в редакции 1989 года): оставшийся текст Основополагающее допущение (непрерывность деятельности) Элементы финансовой отчетности: — финансовое положение; — активы; — обязательства; — собственный капитал; — результаты деятельности; — доходы; — расходы; — корректировки, обеспечивающие поддержание капитала Признание элементов финансовой отчетности: — вероятность будущей экономической выгоды; — надежность оценки; — признание активов; — признание обязательств; — признание доходов; — признание расходов Оценка элементов финансовой отчетности Концепции капитала и поддержания величины капитала: — концепции капитала; — концепции поддержания величины капитала и определение прибыли

39.Международные стандарты финансовой отчетности и их роль в процессе стандартизации учета и отчетности.

Необходимость составления финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами для российских предприятий обусловлена следующими факторами: – появление возможности установления торговых отношений с иностранными клиентами; – интерес стратегических инвесторов к созданию совместных компаний; – предполагается выпуск ценных бумаг на международный рынок и т.д. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) представляют собой набор документов (стандартов), регламентирующих правила составления финансовой отчетности необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении предприятия [1]. МСФО не являются законодательными, нормативными документами, регламентирующими конкретные методы ведения бухгалтерского учета и нормы составления отчетности − это скорее набор принципов и требований. По сути, применение МСФО является не целью. МСФО – это своего рода инструмент рыночных преобразований, довольно важный и эффективный. Необходимость применения МСФО обусловлена следующими причинами [1]: 1) Формирование отчетности в соответствии с МСФО является важным шагом, который предоставляет российским предприятиям возможность приобщения к мировым рынкам капитала. Капитал, в особенности иностранный, требует прозрачности финансовой информации о деятельности компаний и финансовой отчетности управления перед инвесторами. Мировая практика показывает, что отчетность, сформированная по международным стандартам, отличается высокой информативностью и точностью для ее пользователей. Сегодня основные фондовые биржи мира допускают представление таких отчетов иностранными эмитентами для котировки ценных бумаг, что подтверждает полезность отчетности, составленной по МСФО. 2) Использование международных стандартов финансовой отчетности в организации управленческого учета позволяет значительно сократить затраты компании, а также дает возможность более эффективно вести процесс подготовки финансовой отчетности. Также, наличие достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности компании помогает руководству принимать оптимальные управленческие решения.

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Это позволяет сопоставлять отчеты между фирмами, компаниями, предприятиями во всем мире, получать информацию для внешних пользователей.

Каждый стандарт содержит требования к объекту учета, признание объекта учета, оценку объекта учета и раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

В настоящее время существуют несколько форм использования странами Международных стандартов финансовой отчетности:

  • применение МСФО в качестве национальных стандартов (Кипр, Кувейт, Латвия, Мальта, Пакистан, Тринидад и Тобаго, Хорватия);
  • использование МСФО в качестве национальных стандартов, но с условием, что для вопросов, не затронутых международными стандартами, разрабатываются национальные (Малайзия и Папуа – Новая Гвинея);
  • использование МСФО в качестве национальных стандартов, однако в некоторых случаях возможна их модификация в соответствии с национальными особенностями (Албания, Бангладеш, Барбадос, Замбия, Зимбабве, Кения, Колумбия, Польша, Судан, Таиланд, Уругвай, Ямайка);
  • национальные стандарты основаны на МСФО и обеспечивают дополнительные их разъяснения (Китай, Иран, Словению, Тунис, Филиппины);
  • национальные стандарты основаны на МСФО, однако некоторые стандарты могут быть более детализированы, чем МСФО (Бразилия, Индия, Ирландия, Литва, Мавритания, Мексика, Намибия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Сингапур, Словакия, Турция, Франция, Швейцария, Южная Африка);
  • национальные стандарты основаны на МСФО, за исключением того, что каждый национальный стандарт включает в себя положение, сравнивающее национальный стандарт с МСФО (Австралия, Дания, Италия, Новая Зеландия, Швеция).

 

40.Особенности составления финансовой отчетности по МСФО

Отчет о финансовом положении должен включать статьи, представляющие следующие суммы (п. 54 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»):

ь основные средства;

ь инвестиционное имущество;

ь нематериальные активы;

ь финансовые активы

ь инвестиции, учитываемые по методу долевого участия;

ь биологические активы;

ь запасы;

ь торговая и прочая дебиторская задолженность;

ь денежные средства и их эквиваленты;

ь итоговая сумма активов, классифицируемых как предназначенные для продажи, и активов, включенных в выбывающие группы, классифицируемых как предназначенные для продажи в соответствии с МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность»;

ь торговая и прочая кредиторская задолженность;

ь резервы;

ь финансовые обязательства

ь обязательства и активы по текущему налогу, как определено в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль»;

ь отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, как определено в МСФО (IAS) 12;

ь обязательства, включен



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: