Психологическая систематика видов спорта.




70. Психологические особенности развития и функционирования познавательных процессов на уроках физической культуры и в условиях спортивной деятельности. Ощущение. Восприятие. Внимание. Мышление. Память. Воображение.

71. Факторы повышения познавательной и двигательной активности школьника во время занятий физическими упражнениями. Развитие интереса к физической культуре.

72. Психологическая сущность обучения физическим упражнениям. Уровни психического развития. Зоны актуального и ближайшего развития. Психологические особенности формирования двигательных навыков.

73. Психологическая характеристика школьника как субъекта учебной деятельности. Возрастные особенности проявления субъективных качеств школьников: мотивационная сфера, эмоциональная сфера, волевая сфера. Самосознание школьника. Индивидуальное и типическое. Свойства личности, акцентуации характеров, психолого-педагогические особенности взаимодействия.

74. Психологические особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры. Способности и умения педагога по физической культуре, обеспечивающие реализацию профессиональных функций.

75. Портфолио индивидуальных достижений обучающегося в области физической культуры.

76. Психологическая характеристика спортивной деятельности. Актуальные отрезки спортивной деятельности.

77. Механизмы регуляции психического состояния: эмоциональная и волевая регуляции. Предсоревновательные психические состояния.

78. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическая подготовка: общая и специальная подготовка к соревнованиям. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

79. Психологические особенности личности тренера, личностные и профессиональные качества тренера. Общие педагогические и специальные требования к аспектам тренерской деятельности.

80. Спортсмен как субъект спортивной деятельности. Основные направления работы тренера в аспекте личностного роста спортсмена: воспитание, обучение, образование.

81. Методы исследования личности спортсмена. Психодиагностика психических процессов, психоэмоциональных состояний, психических свойств, направленности личности.

82. Психологические требования к отбору в спорте, компоненты спортивной пригодности юного спортсмена.

83. Психологическое обеспечение тренировки и соревнований: психодиагностика, психолого-педагогические и психологические рекомендации, психологическая подготовка, управление состоянием и поведением спортсмена.

84. Психологическое обеспечение тренировок и соревнований. Психологическая подготовка: общая и специальная подготовка к соревнованиям. Основы планирования психологической подготовки спортсменов к соревнованиям.

85. Социально-психологический климат в спортивной команде.

86. Психорегуляция в спорте. Пространство основных соревновательных психических состояний, психолого-педагогические средства коррекции психоэмоционального состояния. Стресс, фазы стресса. Предсоревновательные стресс-факторы.

87. Методы психорегуляции. Гетерорегуляция: беседа, убеждение, приказ, внушение, гипносуггестия, аппаратурные и безаппаратурные методы невербальной гетерорегуляции.

88. Методы психорегуляции. Ауторегуляция: аутогенная тренировка, «наивные» методы, простейшие методы, идеомоторная тренировка.

89. Психогигиена в спорте. Понятие о психогигиене в спорте. Методы психогигиены.

90. Психолого-педагогические особенности формирования личностных результатов деятельности обучающегося при освоении содержания учебного предмета «Физическая культура» в области познавательной культуры, нравственной культуры, трудовой культуры, экологической культуры, эстетической культуры.

91. Профессиональное самосовершенствование учителя физической культуры, самооценка динамики индивидуальных достижений.

92. Психолого-педагогические особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры, профессиональные трудности учителя физической культуры.

93. Педагогика как наука об основных участниках процесса воспитания и обучения. Объект и предмет педагогики. Функции педагогической науки: объяснительная; преобразовательная, прикладная, практическая; прогностическая.

94. Образование, просвещение, воспитание, обучение как основные педагогические категории. Соотношение понятий «образование», «воспитание» и «обучение»: традиция и современные подходы. Содержание образования и содержание обучения.

95. Целеполагание в образовании. Культурно-исторический характер целей образования.

96. Нормативно-правовые документы, регламентирующие содержание образования на современном этапе. Образовательный стандарт, образовательная программа и учебная программа по предмету.

97. Участники процесса образования: ребенок, семья, учитель, государство как основные участники процесса воспитания и обучения. Должностные обязанности учителя физической культуры.

98. Результаты образования. Умение пользоваться нравственными нормами и знаниями, умениями, навыками, способностями в повседневной деятельности.

99. Психолого-педагогические основы изучения личности ученика. Типические особенности личности школьников. Методы психолого-педагогического изучения педагогом по физической культуре личности школьника: метод наблюдения, метод беседы, метод анкетирования, метод моделирования, метод тестирования. Правила исследования личности школьника.

100. Дети с ограниченными возможностями здоровья и реализация здоровьесберегающих технологий.

101. Педагогические условия организации проблемного обучения.

102. Методы научного исследования в педагогике: анализ, синтез, моделирование, индукция, дедукция, идеализация, мысленный эксперимент, сравнение, обобщение, ранжирование, классификация, шкалирование, качественные методы.

103. Профессиональная функция учителя: реализация Федерального государственного образовательного стандарта; требования к составлению программ формирования универсальных учебных действий, учебного предмета, воспитания и социализации обучающихся, включая их духовно-нравственное развитие.

104. Профессиональная функция учителя: воспитание и социализация учащихся – одно из важнейших направлений реализации ФГОС.

105. Профессиональная функция учителя: осуществление личностно-ориентированного обучения, реализация учителем индивидуальных учебных планов; психолого-педагогическое сопровождение каждого обучающегося; помощь ребенку в развитии его индивидуальных возможностей и способностей.

106. Профессиональная функция учителя: выявление и поддержка талантливой молодежи; организация работы с талантливыми учащимися и их сопровождение в учебном процессе.

107. Профессиональная функция учителя: коррекционная работа учителя с учащимися, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии; реализация здоровьесберегающих программ и инклюзивного обучения.

108. Профессиональная функция учителя: постоянное изучение учащихся через продукты их учебной и внеучебной деятельности.

109. Профессиональная функция учителя: организация внеурочной деятельности учащихся в образовательном учреждении и вне его; общие принципы организации мероприятий различного рода и требования к их проведению.

110. Профессиональная функция учителя: осуществление консультирования учащихся; тьюторство в деятельности учителя.

111. Профессиональная функция учителя: духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся; реализация Программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

112. Профессиональная функция учителя: организация взаимодействия с родителями учащихся с целью развития личности ребенка и его педагогической поддержки; организация индивидуальных и общих консультативных встреч учителя (классного руководителя) и родителей учащихся.

113. Профессиональная функция учителя: ведение современной школьной документации, общие принципы и правила; перечень документов, относящихся к компетенции учителя (классного руководителя); требования к их заполнению; электронный журнал как новая форма документации учителя.

114. Профессиональная функция учителя: деятельность учителя в органах школьного самоуправления, взаимодействие с коллегами, администрацией образовательного учреждения; принципы и условия выстраивания благоприятных отношений, направленных на развитие личности ребенка.

115. Профессиональная функция учителя: оптимизация отношений между участниками процесса образования; управление конфликтами, причинами их возникновения и реализация путей их решения; конструктивное самоуправление поведением учителя в конфликтных педагогических ситуациях.

116. Профессиональная функция учителя: владение правовыми аспектами деятельности учителя, освоение правовых актов и системы норм, регулирующих деятельность учителя.

117. Профессиональная функция учителя: оказание психолого-педагогической поддержки и профилактика саморазрушающего поведения среди подростков; разностороннее изучение личности каждого подростка в целях распознавания саморазрушения личности, в том числе суицидального поведения; проявление к подростку внимания, заботы и желания помочь со стороны педагогов; обсуждение с учащимися популярных в подростковой среде новых книг и фильмов на социальные темы; «расстановка акцентов» учителем в действиях и поступках главных героев; демонстрация роли положительных примеров в формировании любви к жизни; объяснение назначения жизни человека, ее важности и значимости для других; снятие эмоционального напряжения в проблемной ситуации.

118. Профессиональная функция тренера: осуществление тренировочного процесса на спортивно-оздоровительном этапе; осуществление тренировочного процесса на этапе начальной подготовки.

119. Образовательные учреждения, организации, реализующие программы спортивной подготовки.

120. Направленность деятельности и организационная структура учреждений дополнительного образования в сфере детско-юношеского спорта.

121. Основные черты и функции тренерской деятельности: обучающая (эксᴨертно-консультативная; проектировочная; административная; воспитательная; представительство; информационная; познавательная (гностическая); секундантская.

122. Профессиональные знания и умения тренера: гностические; конструктивные; организаторские; коммуникативные; творческо-исследовательские.

123. Правовое, организационно-методическое, документационное обеспечение деятельности тренера по виду спорта.

124. Профессиональная функция тренера: осуществление тренировочного процесса, руководство состязательной деятельностью спортсменов на тренировочном этапе (этапе спортивной специализации); проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе совершенствования спортивного мастерства.

125. Профессиональная функция тренера: проведение тренировочных мероприятий и осуществление руководства состязательной деятельностью спортсменов на этапе высшего спортивного мастерства.

126. Профессиональная функция тренера: подготовка спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

127. Профессиональная функция тренера: оказание консультационной поддержки тренерам и спортсменам на всех этапах спортивной подготовки.

128. Профессиональная функция тренера: организация работы тренеров спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине.

129. Профессиональная функция тренера: руководство пополнением резерва спортивной сборной команды субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

130. Профессиональная функция тренера: подготовка спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

131. Профессиональная функция тренера: руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной субъекта Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине); организация работы тренеров спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

132. Профессиональная функция тренера: руководство подготовкой и пополнением резерва спортивной сборной команды Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине).

133. Профессиональная функция тренера: руководство подготовкой и состязательной деятельностью спортивной сборной Российской Федерации (по виду спорта, спортивной дисциплине); обеспечение подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации.

134. Профессиональная функция тренера: реализация мер по развитию вида спорта в Российской Федерации, в субъекте Российской Федерации.

135. Содержание профессионального стандарта спортивной подготовки по избранному виду спорта.

 

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература:

1. Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Общая педагогика: учебное пособие/ В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянов. – М: Высшая школа, 2008.

2. Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. – М.: Академия, 2013.

3. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л. П. Матвеев – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.

4. Педагогика: учебник для вузов / под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2010.

5. Подласый ИП. Педагогика: в 3 –х ч./ И.П. Подласый. – М.: Владос, 2007.

6. Родионов А.В. П.сихология физического воспитания и спорта: учебник для вузов/ А.В. Родионов.– М.: Academia, 2010. – 576 с. – (Сер. Бакалавриат).

7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.И. Педагогика: учебное пособие/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.И. Шиянов. – М.:Academia, 2007.

 

б) дополнительная литература:

1. Бальсевич, В. К. Онтокинезиология человека В. К. Бальсевич. – М: Теория и практика физической культуры, 2000.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. – М.: Прогресс, 1986.

3. Гужаловский, А. А. Физическая подготовка школьника А. А. Гужаловский. – Челябинск: Южно-уральское издательство, 1980.

4. Железняк, Ю. Д, Минбулатов В. М. Теория и методика обучение предмету «Физическая культура»: Учеб.пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений./ Железняк Ю.Д, Минбулатов В. М.. – 2е изд., – М.: «Академия», 2006. – 272 с

5. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю. Ф Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.

6. Курмашин Ю. Ф. Теория и методика физической культуры. – М.: Советский спорт, 2010. – 320 с.

7. Кузьменко Г.А. Развитие личностных качеств обучающихся в учебной и спортивной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. А. Кузьменко. – М.: Прометей, 2013. – 560 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – 278 с.

9. Максименко, А. М. Педагогическая практика студентов по физическому воспитанию в школе: учеб.пособие для студентов. Изд. 2-е. / А. М. Максименко. – М.: Физическая культура, 2006. – 128 с.

10. Максименко, А. М. Теория и методика физической культуры: учебник для фузов физической культуры / А. М. Максименко. 2-е изд. Испр. и доп. – М.: Физическая культура, 2009 – 496 с.

11. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л. К. Методики психодиагностики в спорте: учеб.пособие для студентов пед. ин-тов. / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1990. – 289

12. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры Л. П. Матвеев. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. – 544 с.

13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры: в 2 т. Т. 1. Л. П. Матвеев. – М., 2002. – 177 с.

14. Методика физического воспитания учащихся 1-4, 5-9, 10-11 классов: Пособие для учителя. / Под ред. В. И. Ляха. – М.: 1997.

15. Настольная книга учителя физической культуры. Учеб. пособие / Под ред. Л. Б. Кофмана. – М: 1998

16. Платонов, В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: учебник для спец. вузов. В. Н. Платонов – Киев: Олимпийская литература, 1997.

17. Психология детско-юношеского спорта: учебник для вузов / Под ред. А.В. Родионов, В.А. Родионов.– М.: СпортАкадемПресс, 2013. – 400 с. – (Сер. Бакалавриат).

18. Роджерс К. Свобода учиться: Пер. с англ. / К. Роджерс. – М.: Смысл, 2002. – 527 с.

19. Ушинский К. Д. Избранные труды. В 4 книгах. Книги1-4 / К.Д. Ушинский. – М: Дрофа, 2005.

20. http//www.library.mpgu.edu/

21. https://www.edu.ru/

22. https://window.edu.ru/

23. https://school-collection.edu.ru/

24. https://e-learning.mpgu.edu/

25. http//kremlin.ru/ Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – 34 с.

26. Приказ МОН РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М., 2010. – 41 с.

27. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 193н "Об утверждении профессионального стандарта "Тренер". – М., 2014. – 115 с.

28. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 апреля 2014 г. N 186н "Об утверждении профессионального стандарта "Спортсмен". – М., 2014. – 42 с. – С. 8.

29. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н / Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании), (воспитатель, учитель). – М., 2013. – 20 с.

30. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р. https://baikalsport.3dn.ru/publ/strategija_razvitija _fizicheskoj_ultury_i_sporta_v_rf_na_period_do_2020_goda/1-1-0-108 [дата обращения: 03.05.2016].

31. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" с изм. и доп. по 29 июня 2015 г.

32. Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ». − 2015. https://www.federalniy-zakon.ru/zakon-ob-obrazovanii-rf-poslednyy-redakciya-2015/

33. Федеральный закон N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 г. https://base.garant.ru/2157560 /1/#block_100#ixzz3fb68roeN

34. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта дзюдо. Приказ Минспорта России № 231 от 19.09.2012. – 23 с.

35. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика. Приказ Минспорта России № 40 от 05.02.2013. – 33 с.

36. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта лыжные гонки. Приказ Минспорта России № 111 от 14.03.2013. – 25 с.

37. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба. Приказ Минспорта России № 145 от 27.03.2013. – 26 с.

38. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта футбол. Приказ Минспорта России № 147 от 27.03.2013. – 18 с.

39. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта хоккей. Приказ Минспорта России № 149 от 27.03.2013. – 23 с., – С.10.

40. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта плавание. Приказ Минспорта России № 164 от 03.04.2013. – 23 с.

41. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика. Приказ Минспорта России № 220 от 24.04.2013. – 38 с.

42. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта бадминтон. Приказ Минспорта России № 400 от 18.06.2013. – 24 с.

43. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта теннис. Приказ Минспорта России № 403 от 18.06.2013. – 24 с.

44. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта танцевальный спорт. Приказ Минспорта России № 1077 от 26.12.2014. – 24 с.

45. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта спортивное ориентирование. Проект приказа Минспорта России, подготовлен в 2013. – 30 с. (на утверждении).

 

Медико-биологические аспекты физической культуры и спорта. Введение в спортивную медицину. История развития. Содержание курса, его цели и задачи. История развития спортивной медицины. История развития отечественной спортивной медицины. Цели и задачи отечественной спортивной медицины. Принципы организации отечественной спортивной медицины.

Медико-педагогический контроль и его роль в физической культуре и спорте. Значение медико-педагогического контроля в физической культуре и спорте. Задачи, принципы организации и проведения медико-педагогического контроля. Основные виды контроля. Первичный медико-педагогический контроль. Задачи, принципы организации и проведения этапного, текущего, срочного и ежегодного углубленного медико-педагогического контроля. Особенности медико-педагогического контроля за юными спортсменами. Анатомо-физиологические возрастные особенности юных спортсменов. Врожденные и приобретенные нарушения развития отдельных органов. Заболевания опорно-двигательного аппарата, типичные для детского и юношеского возраста Принципы оценки уровня физического развития и полового созревания у детей и подростков. Оценка уровня физического развития. Соматотипирование детей и подростков. Принципы оценки степени полового созревания детей и подростков. Принципы оценки функционального состояния кардио-респираторной системы у детей и подростков. Методика проведения и принципы оценки функциональных проб с физической нагрузкой у детей и подростков.

Научно-теоретические основы адаптации к физической нагрузке. Предмет спортивной физиологии. Адаптация к физическим нагрузкам. Функциональные резервы организма спортсмена.

Физиологическая классификация и характеристика спортивных упражнений – физиологическая классификация стереотипных и ситуационных упражнений.

Разминка. Врабатывание. Устойчивое состояние. «Мертвая точка» и «второе дыхание». Утомление, восстановление.

Понятие о произвольных и непроизвольных упражнениях. Соматический и вегетативный компонент двигательного навыка и их динамика в различных видах спорта.

Строение и механизм сокращения мышечного волокна. Физиологические механизмы физического качества сила. Физиологические основы тренировки скоростно-силовых качеств. Физиологические механизмы физического качества скорости (быстроты) движений и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений). Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Максимальное потребление кислорода (величины, методы определения). Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

Влияние повышенной температуры и влажности воздуха на спортивную работоспособность (физические механизмы теплоотдачи и физиологические механизмы ее усиления). Физиологические особенности мышечной работы человека в условиях низкой температуры воздуха (лыжный и конькобежный спорт): изменения функций организма и особенности акклиматизации.

Влияние горных условий на организм человека. Острые физиологические эффекты пониженного атмосферного давления. Влияние биоритмов (циркадианных и др.) на работоспособность спортсменов. Физиологические изменения в организме при смене временных поясов.

Физиологические основы физического воспитания различных возрастных групп.

Понятие о росте и развитии, закономерности онтогенеза. Особенности работоспособности и динамики состояний организма при спортивной деятельности (функции вегетативных систем) в дошкольном возрасте. Особенности развития физических качеств (функции скелетно-мышечной и нервной систем) в дошкольном возрасте.

Особенности работоспособности и динамики состояний организма при спортивной деятельности (функции вегетативных систем) в младшем школьном возрасте. Особенности развития физических качеств (функции скелетно-мышечной и нервной систем) в младшем школьном возрасте.

Особенности работоспособности и динамики состояний организма при спортивной деятельности (функции вегетативных систем) в подростковом возрасте. Особенности развития физических качеств (функции скелетно-мышечной и нервной систем) в подростковом возрасте.

Особенности развития физических качеств и формирования двигательных навыков (функции скелетно-мышечной и нервной систем) в юношеском возрасте. Особенности работоспособности и динамики состояний организма при спортивной деятельности (функции вегетативных систем) в юношеском возрасте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: