Семинарские занятия по дисциплине «Философия»
Факультет Иностранных языков
преподаватель, ведущий семинарские занятия –
Чеснова Елена Николаевна
электронная почта – Elenika.Nova@gmail.com
Кафедра философии и культурологии,
аудитория 332, учебный корпус № 4
Семинарское занятие по теме: Философия, ее предмет и место в системе гуманитарного знания ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).
1. Определение, предмет и метод философии. Проблемное поле философии. Отличие философии от религии, искусства, науки. Философия и мифология.
2. Мудрость и философия: сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).
3. Структура философского знания. Основные разделы философии.
4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятия «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие (антиномия)».
5. Исторические формы метафизики. Философия и метафизика (по работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»).
6. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»).
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Каковы исторические условия философствования? В какие эпохи наблюдается расцвет философской мысли?
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Платон «Апология Сократа».
2. Ильин И.А. «Религиозный смысл философии».
3. Хайдеггер М. «Основные понятия метафизики».
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Роль философии в современном мире.
2. В чем героический смысл смерти Сократа?
3. Смысл «любви» к мудрости.
Семинарское занятие по теме: Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).
1. Предмет и метод истории философии. Философия и история философии. Причина многообразия философских учений. Соотношение истории философии с историей других наук, областей знания.
2. Гегель Г.В.Ф. о начале философии и её истории (по работе «Лекции по истории философии»).
3. Генезис философии. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления. Мировая философская мысль и национальные философии.
4. Общепринятая периодизация философии. Основные принципы типологизации философских учений.
5. Фундаментальные проблемы античной (древнегреческой) философии.
6. Специфика и основные проблемы китайской философии.
7. Специфика и основные проблемы индийской философии.
8. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики). Основные способы ее разрешения.
9. Основные направления философии Нового времени и Современная философия.
10. Специфика русской философии: характерные черты и особенности.
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой) философией.
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по истории философии».
Семинарское занятие по теме: Онтология ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).
1. Понятие онтологии. Базовые понятия онтологии. Развитие онтологической проблематики, проблема определения бытия в истории философии.
2. Соотношение бытия и сущего, бытие и ничто. Гегель Г.В.Ф. о тождестве бытия и ничто (по работе Гегель Г.В.Ф. «Наука логики»)
3. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начала бытия.
4. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.
5. Понятие «духа». Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Понятие псюхе.
2. Понятие пневма.
3. Понятие единое.
4. Закон единства и борьбы противоположностей.
5. Понятия: качество, перводвигатель, существование, тождество, ум, эйдос.
6. Понятие природы, философский смысл природы.
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Гегель Г.В.Ф. «Наука логики».
2. Хайдеггер М. «Время и бытие».
3. Хайдеггер М. «Что такое метафизика?».
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Бытие человека и фундаментальное философское настроение.
2. Смысл выражения «Все течет, все изменяется» и жизнь человека.
3. В чем заключается смысл выражения: «В одну реку нельзя войти дважды».
4. Человеческое бытие: движение в покое или покой в движении?
Семинарское занятие по теме: Теория познания ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).
1. Предмет и задачи гносеологии. Развитие гносеологии (теории познания) в истории философии.
2. Развитие гносеологической проблематики в русской философии.
3. Понятие знания, его ценностные характеристики. Кант И. о соотношении знания, мнения и веры (по работе «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере)).
4. Знание и познание. Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (по работе Н.О. Лосского «Обоснование интуитивизма»).
5. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.
6. Философские представления о сущности и критериях истины (по работе М. Хайдеггера «О сущности истины»).
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Кант И. «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере).
2. Хайдеггер М. «О сущности истины».
3. Лосский Н.О. «Обоснование интуитивизма».
Эссе (шкала оценивания от 1 до 5 баллов):
1. Современный человек: знание или вера?
2. Достижение объективного знания: миф или реальность?
Семинарское занятие по теме: Философия и методология науки ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).
1. Понятие науки. Метафизические предпосылки и основания науки. Природа научного познания и методы исследования.
2. Основные направления в современной философии науки и их представители.
3. Философские подходы к определению сущности техники.
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1 Современный человек и человек-машина одно и то же?
2 Техника и человек: кто главнее?
Семинарское занятие по теме: Философия языка ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).
1. Философское понятие языка. Взаимосвязь языка, мышления и бытия. Антиномичность природы языка.
2. Центральная проблема языка: язык как «имя» вещи и язык как «знак» вещи. Постановка проблемы в истории философии: диалог Платона «Кратил» и его основные положения в плане философии языка.
3. Русская философия имени.
4. Немецкая герменевтическая традиция «бытийственности» языка (М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер).
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 1 до 3 баллов):
1. Платон «Кратил».
Семинарское занятие по теме: Социальная философия и философия истории ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).
1. Предмет и функции социальной философии. Специфика философского познания социальной действительности.
2. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.
3. Теории естественного права человека и общественного договора.
4. Современные подходы в социальной философии (франкфуртская школа, австрийская школа экономики, Дж. Ролс, Р. Нозик).
5. Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.
6. Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим. Основные проблемы философии истории.
7. Бердяев Н.А. о сущности исторической реальности (по работе «Смысл истории»).
8. Сущность и основные черты циклических и линейных концепций исторического развития.
9. Теория культурно-исторических типов (Н.Я Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин).
10. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса (по работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»).
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Проблемы античной социальной философии.
2. Особенности средневековой социальной философии.
3. Социальная философия в Новое Время.
4. Марксистская теория общественного развития.
5. Проблема социального предвидения (К. Поппер).
6. Природа исторического времени в учении Августина.
7. Взгляды Шеллинга на историю.
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Бердяев Н.А. «Смысл истории».
2. Ясперс К. «Истоки истории и ее цель».
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Конец света: возможность или реальность?
2. Бесконечность и конечность истории: к чему все движется?
3. Смысл нашей истории: достижение конечной цели или вечное возрождение?
4. Нужна ли нам история и в чем ее цель?
5. Я и Ты: границы нашей свободы в обществе.
6. Я и Мы: индивидуальность или коллектив.
Семинарское занятие по теме: Философская антропология. Философия культуры ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).
1. Понятие и предмет философской антропологии, место в системе философских дисциплин. Основные проблемы и категории. И. Кант о двух видах антропологии – физической и прагматической (по работе И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения»).
2. Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации. Шелер М. о положении человека в Космосе (по работе М. Шелера «Положение человека в Космосе»).
3. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Понятие «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина.
4. Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры.
5. Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера.
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Традиции философского осмысления человека.
2. Способы религиозно-философской интерпретации природы человека.
3. Шелер М. о положении человека в Космосе.
4. Понятие культура.
5. Понятие цивилизация.
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Кто мы: индивид или личность?
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Шелер М. «Положение человека в Космосе».
2. Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения».
Семинарское занятие по теме: Философия образования ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).
1. Философские основания идеи образования. Сущность и смысл образования.
2. Различия и тождество образования и воспитания. Воспитание как целостный процесс. Сакральный смысл процесса воспитания.
3. Направления в философии образования и их основные представители.
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Эмпирико-аналитическая традиция в философии образования.
2. Критико-рационалистическое направление в философии образования.
3. Гуманитарные направления в философии образования.
4. Философско-антропологические основания образовательного процесса.
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Воспитание человека: насилие или желание блага?
2. Воспитанный человек – рожденный дважды?
Темы презентаций (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Образование в античной философии.
2. Образование в средневековой философии.
3. Образование в философии нового времени.
4. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности.
5. Образование как феномен культуры и социальный институт.
Семинарское занятие по теме: Нравственная философия ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).
1. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.
2. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики.
3. Страсти души и их превращение в добродетели и пороки.
4. Соловьев В.С. о первичных данных нравственности (по работе «Оправдание добра: нравственная философия»).
Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):
1. Христианская этика.
2. Формальная этика.
3. Абсолютная этика.
4. Относительная этика.
5. Эвдемонистическая этика.
6. Гедонистическая этика.
7. Утилитаристская этика.
8. Перфекционистская этика.
9. Определения понятий: нравственные ценности, категории, идеалы, моральные (нравственные) нормы, регулятивы.
Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Соловьев В.С. «Оправдание добра: нравственная философия».
Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):
1. Назначение человека: борьба или подчинение страсти?
2. Мотивы человека зеркало ли его души?