Аудитория 332, учебный корпус № 4




Семинарские занятия по дисциплине «Философия»

Факультет Иностранных языков

преподаватель, ведущий семинарские занятия –

Чеснова Елена Николаевна

электронная почта – Elenika.Nova@gmail.com

Кафедра философии и культурологии,

аудитория 332, учебный корпус № 4

Семинарское занятие по теме: Философия, ее предмет и место в системе гуманитарного знания ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).

 

1. Определение, предмет и метод философии. Проблемное поле философии. Отличие философии от религии, искусства, науки. Философия и мифология.

2. Мудрость и философия: сократовский метод исследования человеческой мудрости (Платон «Апология Сократа»).

3. Структура философского знания. Основные разделы философии.

4. Специфика философского мышления: понятие фундаментального философского настроения, философия и философствование. Понятия «предельное (метафизическое) вопрошание» и «предельное противоречие (антиномия)».

5. Исторические формы метафизики. Философия и метафизика (по работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»).

6. Цель и назначение философии. Отношение философии к действительности, связь философии с жизнью (по работе И.А. Ильина «Религиозный смысл философии»).

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Каковы исторические условия философствования? В какие эпохи наблюдается расцвет философской мысли?

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Платон «Апология Сократа».

2. Ильин И.А. «Религиозный смысл философии».

3. Хайдеггер М. «Основные понятия метафизики».

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Роль философии в современном мире.

2. В чем героический смысл смерти Сократа?

3. Смысл «любви» к мудрости.

Семинарское занятие по теме: Исторические типы философии. Философские традиции и современные дискуссии ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).

1. Предмет и метод истории философии. Философия и история философии. Причина многообразия философских учений. Соотношение истории философии с историей других наук, областей знания.

2. Гегель Г.В.Ф. о начале философии и её истории (по работе «Лекции по истории философии»).

3. Генезис философии. Основные культурно-исторические типы философии и вытекающие из них философские школы и направления. Мировая философская мысль и национальные философии.

4. Общепринятая периодизация философии. Основные принципы типологизации философских учений.

5. Фундаментальные проблемы античной (древнегреческой) философии.

6. Специфика и основные проблемы китайской философии.

7. Специфика и основные проблемы индийской философии.

8. Проблема общих понятий (универсалий) как центральная философская проблема средневековой философии (схоластики). Основные способы ее разрешения.

9. Основные направления философии Нового времени и Современная философия.

10. Специфика русской философии: характерные черты и особенности.

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Особенность восточной (древнеиндийской и древнекитайской) философии в сравнении с западной (древнегреческой) философией.

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Гегель Г.В.Ф. «Лекции по истории философии».

 

Семинарское занятие по теме: Онтология ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).

 

1. Понятие онтологии. Базовые понятия онтологии. Развитие онтологической проблематики, проблема определения бытия в истории философии.

2. Соотношение бытия и сущего, бытие и ничто. Гегель Г.В.Ф. о тождестве бытия и ничто (по работе Гегель Г.В.Ф. «Наука логики»)

3. Количественные и качественные характеристики бытия. Единое и многое: их соотношение. Духовное и материальное начала бытия.

4. Понятия «материя» и «тело». Особенности человеческой телесности.

5. Понятие «духа». Соотношение понятий «дух», «душа», «ум».

 

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Понятие псюхе.

2. Понятие пневма.

3. Понятие единое.

4. Закон единства и борьбы противоположностей.

5. Понятия: качество, перводвигатель, существование, тождество, ум, эйдос.

6. Понятие природы, философский смысл природы.

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Гегель Г.В.Ф. «Наука логики».

2. Хайдеггер М. «Время и бытие».

3. Хайдеггер М. «Что такое метафизика?».

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Бытие человека и фундаментальное философское настроение.

2. Смысл выражения «Все течет, все изменяется» и жизнь человека.

3. В чем заключается смысл выражения: «В одну реку нельзя войти дважды».

4. Человеческое бытие: движение в покое или покой в движении?

Семинарское занятие по теме: Теория познания ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).

1. Предмет и задачи гносеологии. Развитие гносеологии (теории познания) в истории философии.

2. Развитие гносеологической проблематики в русской философии.

3. Понятие знания, его ценностные характеристики. Кант И. о соотношении знания, мнения и веры (по работе «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере)).

4. Знание и познание. Истоки и смысл процесса познания. Основные уровни и формы познания. Структура познавательного акта: субъект – объект – интенция (по работе Н.О. Лосского «Обоснование интуитивизма»).

5. Проблема источника и методов познания в истории философии. Эмпиризм (сенсуализм) и рационализм как основные направления в теории познания.

6. Философские представления о сущности и критериях истины (по работе М. Хайдеггера «О сущности истины»).

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Кант И. «Критика чистого разума» (Канон чистого разума. Раздел третий. О мнении, знании и вере).

2. Хайдеггер М. «О сущности истины».

3. Лосский Н.О. «Обоснование интуитивизма».

Эссе (шкала оценивания от 1 до 5 баллов):

1. Современный человек: знание или вера?

2. Достижение объективного знания: миф или реальность?

Семинарское занятие по теме: Философия и методология науки ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).

1. Понятие науки. Метафизические предпосылки и основания науки. Природа научного познания и методы исследования.

2. Основные направления в современной философии науки и их представители.

3. Философские подходы к определению сущности техники.

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1 Современный человек и человек-машина одно и то же?

2 Техника и человек: кто главнее?

Семинарское занятие по теме: Философия языка ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос, знание материала при устном ответе ).

1. Философское понятие языка. Взаимосвязь языка, мышления и бытия. Антиномичность природы языка.

2. Центральная проблема языка: язык как «имя» вещи и язык как «знак» вещи. Поста­новка проблемы в истории философии: диалог Платона «Кратил» и его основные положе­ния в плане философии языка.

3. Русская философия имени.

4. Немецкая герменевтическая традиция «бытийственности» языка (М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер).

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 1 до 3 баллов):

1. Платон «Кратил».

Семинарское занятие по теме: Социальная философия и философия истории ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).

1. Предмет и функции социальной философии. Специфика философского познания социальной действительности.

2. Общество как объект философского анализа. Общество как система и его базовые структуры. Законы природы и законы общества.

3. Теории естественного права человека и общественного договора.

4. Современные подходы в социальной философии (франкфуртская школа, австрийская школа экономики, Дж. Ролс, Р. Нозик).

5. Философская проблема хозяйства. Причины и цели хозяйственной деятельности. Ценность и смысл труда.

6. Своеобразие философского взгляда на историю в сравнении с религиозно-мифологическим и историографическим. Основные проблемы философии истории.

7. Бердяев Н.А. о сущности исторической реальности (по работе «Смысл истории»).

8. Сущность и основные черты циклических и линейных концепций исторического развития.

9. Теория культурно-исторических типов (Н.Я Данилевский, А.Дж. Тойнби, О. Шпенглер, П.А. Сорокин).

10. Понятие «осевого времени» и цели истории в философии К. Ясперса (по работе К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»).

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Проблемы античной социальной философии.

2. Особенности средневековой социальной философии.

3. Социальная философия в Новое Время.

4. Марксистская теория общественного развития.

5. Проблема социального предвидения (К. Поппер).

6. Природа исторического времени в учении Августина.

7. Взгляды Шеллинга на историю.

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Бердяев Н.А. «Смысл истории».

2. Ясперс К. «Истоки истории и ее цель».

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Конец света: возможность или реальность?

2. Бесконечность и конечность истории: к чему все движется?

3. Смысл нашей истории: достижение конечной цели или вечное возрождение?

4. Нужна ли нам история и в чем ее цель?

5. Я и Ты: границы нашей свободы в обществе.

6. Я и Мы: индивидуальность или коллектив.

 

Семинарское занятие по теме: Философская антропология. Философия культуры ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).

1. Понятие и предмет философской антропологии, место в системе философских дисциплин. Основные проблемы и категории. И. Кант о двух видах антропологии – физической и прагматической (по работе И. Канта «Антропология с прагматической точки зрения»).

2. Уникальность природы человека и способы её религиозно-философской интерпретации. Шелер М. о положении человека в Космосе (по работе М. Шелера «Положение человека в Космосе»).

3. Соотношение понятий «человек», «индивид» и «личность». Понятие «симфонической личности» в философии Л.П. Карсавина.

4. Философский смысл понятия «культура». Предмет и истоки культуры.

5. Кризис культуры как предмет философской рефлексии. Концепция «кризиса культуры» О. Шпенглера.

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Традиции философского осмысления человека.

2. Способы религиозно-философской интерпретации природы человека.

3. Шелер М. о положении человека в Космосе.

4. Понятие культура.

5. Понятие цивилизация.

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Кто мы: индивид или личность?

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Шелер М. «Положение человека в Космосе».

2. Кант И. «Антропология с прагматической точки зрения».

Семинарское занятие по теме: Философия образования ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).

1. Философские основания идеи образования. Сущность и смысл образования.

2. Различия и тождество образования и воспитания. Воспитание как целостный процесс. Сакральный смысл процесса воспитания.

3. Направления в философии образования и их основные представители.

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Эмпирико-аналитическая традиция в философии образования.

2. Критико-рационалистическое направление в философии образования.

3. Гуманитарные направления в философии образования.

4. Философско-антропологические основания образовательного процесса.

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Воспитание человека: насилие или желание блага?

2. Воспитанный человек – рожденный дважды?

Темы презентаций (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Образование в античной философии.

2. Образование в средневековой философии.

3. Образование в философии нового времени.

4. Философская культура педагога как составная часть его профессиональной компетентности.

5. Образование как феномен культуры и социальный институт.

Семинарское занятие по теме: Нравственная философия ( Шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – раскрытый письменный ответ на вопрос ).

1. Определение понятия этика. Мораль и нравственность. Метафизические основания этики.

2. Проблема нравственного выбора и моральной ответственности поступка. Основные мотивы поступков и способы их обоснования в истории этики.

3. Страсти души и их превращение в добродетели и пороки.

4. Соловьев В.С. о первичных данных нравственности (по работе «Оправдание добра: нравственная философия»).

Темы докладов (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов, требования – 1) печатный или рукописный вариант. 2) презентация по персоналии, основным понятиям, хронологии, трудам и авторам в рамках материала доклада):

1. Христианская этика.

2. Формальная этика.

3. Абсолютная этика.

4. Относительная этика.

5. Эвдемонистическая этика.

6. Гедонистическая этика.

7. Утилитаристская этика.

8. Перфекционистская этика.

9. Определения понятий: нравственные ценности, категории, идеалы, моральные (нравственные) нормы, регулятивы.

Конспекты первоисточников для освоения темы (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Соловьев В.С. «Оправдание добра: нравственная философия».

Эссе (шкала оценивания от 0,5 до 3 баллов):

1. Назначение человека: борьба или подчинение страсти?

2. Мотивы человека зеркало ли его души?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: