О миссии жизни
Часть 1. Цель жизни человека
Дети Земли, даже ползущий муравей цель пред собою имеет, а тем более должен иметь ее человек. Цель, или назначение, имеет в Космосе все: от атома до звезд, и планет, и целых систем, и галактик. Тем более, должен иметь ее человек, и не столько иметь, ибо она уже есть, сколько ее осознать. 1958. 41. (М.М.).
1951. 170. …. Являть истину – труднейшее условие и высшее назначение человека не только на Земле, но и в мирах. Все, что существует и живет, стремится к этому в размере своего сознания и понимания Света и ступени эволюции. Это – цель сущего. Весь смысл бесконечного ряда существований заключается в этом великом назначении.
1952. 557. (Нояб. 1). …Свидетельствуем: велико назначение человека, неотъемлем путь нахождений. В духе человека уже заложены в самой его сущности все потенциалы великих возможностей. И Мы, стоящие на дозоре, Ждем каждого устремившегося к Нам, чтобы насытить дерзания пробудившегося духа.
1953. 406. …. Без наличия и знания цели не может быть пути. Эту цель надо знать, иначе жизнь превращается в бессмысленное прозябание на коре планеты. Все то, ради чего живут и трудятся люди, имеет в виду эту единую цель. В ней назначение человека, ибо пробужденные центры делают его участником пространственной жизни, выводя сознание за пределы Земли. И Земля, и человек получают свое определенное место в Космосе: Земля – как временное его местопребывание, а человек – как центр сознания, устремленный в Миры Дальние. Не может быть бессмысленной жизнь человека и не иметь назначения, когда каждый атом есть чудо и воплощение целесообразности Космических Законов. И если этой цели кто-то не знает или ещё не осознал, то не вина Космоса в ограниченности малого мышления. Много Потрудились Владыки, чтобы разрушить невежество человеческое, и много потрудились люди, чтобы разрушить Их труды, и много преуспели в невежестве своем. Сделана последняя ставка. И человечество либо двинется вперед, либо погибнет.
|
1953. 463. (Сент. 25). …Свое значение и назначение в деле построения Нового Мира надо понять. Умаление, или непонимание, или отрицание равносильны невежеству. Ценность своего сознания надо осознать. Смирение не есть отрицание действительности, а знание своей миссии – гордость. Самоуничижение унижает сознание и делает его низким. Огненное начало в человеке, силу свою осознающее, превыше слепых двуногих, в пыли по Земле пресмыкающихся. Достоинство духа надо держать высоко.
1954. 251. Если отнять у человека все имение его, всех близких его – жену, детей, отца, мать, даже самое тело физическое и астральное, что у него останется? Весь опыт, все знания, все накопления, все, что собрано и аккумулировано им за многие-многие жизни, то есть его неотъемлемое достояние, сопутствующее ему при всех условиях и при всех сменах жизней и оболочек. Это и есть его истинная собственность, его Высшая Триада, в которой сосредоточено все. Ради того, что может быть собрано и накоплено в ней и сохранено навсегда, и существует человек, и ради этого и приходит на Землю. Следовательно, цель жизни в любой оболочке – собрать плоды опыта и отложить их в Чаше бессмертия.
1955. 481. (Сент. 13). Часто люди недоумевают, откуда столько трудностей и осложнений. Боли бывают кармические и священные, также и сложности жизни вызываются либо кармою, либо возрастают и усиливаются они, выражаясь языком Евангелия, вследствие «Слова», то есть вследствие того, что человек вступил на путь. Это отягощение обстоятельствами приходит не сразу: сперва идти легко и светло – раздуваются все огни и оявлена особая Забота. Потом человек предоставляется самому себе и нагружение его все время возрастает, чтобы вызвать уже огни самоисходящие, ответные. Чем выше подъем и быстрее продвижение, тем нагружение более тяжко. И сильный дух поднимает огромную ношу. По величине ноши можно судить о калибре духа. Самую тяжкую и большую Ношу Несут Владыки, и Ведущий именуется Великой Жертвой. Так высота и величие духа определяется размерами и степенью нагружения. Нельзя стать или быть большим духом, стремясь освободиться от ноши земной. Такое стремление с величием духа несовместимо.
|
1955. 560. (Нояб. 7). …Общая задача человечества, равно как и каждой живой формы, пропускать через себя земную материю и тем перерабатывать ее в более тонкие формы. Чернозем, известковые отложения, нефть, каменный уголь, плодоносные слои земной коры, ил, торф и так далее – все это является продуктами переработки или останками когда-то живших на Земле форм животного и растительного мира. Миссия человечества выше. Она заключается в одухотворении материи силою духа. Миллиарды тонн материи, прошедшей через человеческий организм или оставленной в сброшенных человеком физических оболочках, входят в состав земной коры, постоянно утончая ее состав. Конечная цель планеты – утончиться и разрядиться до степени плотной невидимости и создать для человека дом духа в пространстве.
|
1956. 27. (Фев. 23). Друг Мой, когда наступают сроки, они неудержимо вовлекают людей, им предназначенных, в свою орбиту. Слитая карма, общая и личная, действует мощно. Тогда уже не приходится ни судить, ни раздумывать. Поток жизни властно несет на своей груди избранных духов к намеченной цели. Словно на крыльях, радостно летит к поставленной перед ним цели дух, знающий свое назначение. Так выполнение миссии жизни становится возможным. Всякая неопределенность и неуверенность исчезают. Путь ясно ложится перед сознанием.
1956. 132. (Май 15). … Не изменяясь, не сможете войти в Царство Света, не ставши другими. Сохраняя чувство нерушимости зерна, можно устремиться к тому, чтобы облечь его наслоениями, достойными цели великой – слияния, слияния сознательного с источником вечной жизни, откуда дух снизошел. Это и будет возвращение в Дом Отчий, в Царство Отца всего. Эту великую и далекую цель можно постоянно держать перед собою. И все окружающие условия рассматривать как то, что при правильной установке сознания должно всегда содействовать этой цели. Это может дать возможность делать каждый шаг в нужном направлении не блуждая, не отвлекаясь в сторону и не отступая назад. И тогда все действия человека приобретают характер целесообразности, целеустремленности и соизмеримости. И где бы он ни был, и что бы он ни делал, и каковы бы ни были окружающие условия, понятие пути и ощущение себя в пути никогда уже не покидает человека. Путниками вечными, или путниками Вечности Называем таких, назначение свое осознавших, или путниками Великого Пути.
1956. 196. (Май 31). Утверждаю явление многих воплощений как необходимость для развития в человеке всесторонних качеств и способностей духа. Воплощения обычно очень разнообразны. Сочетание сканд каждый раз разное. Это и дает возможность усиливать разнообразные стороны Индивидуальности. Полный цикл воплощений на Земле, завершающий путь на планете, означает полное развитие в завершающем духе всего, что может дать человеку Земля. Собирателями Называем знающих путь, и куда идут, и для чего, и во имя чего совершается все, что приходится им делать под Солнцем. Ярое стремление накопить опыт и тем выполнить свое земное назначение указывает на знание духом цели своей. Не так просто живет человек на Земле, но послан собрать жатву. Знающий живет, упорно и настойчиво собирая нектар опыта со всех встречных явлений. Горечь и боль остаются позади, а ценность накоплений растет. Человек – собиратель опыта жизни – так запомним навсегда.
1956. 719. (Окт. 6). …Чтобы быть вечно новым, надо менять постоянно отношение свое к окружающему и постоянно обновлять сознание. Старое стойло хорошо для животных, но не для духа человеческого. Чаще проветривайте изгибы мозга: много в нем старого и залежавшегося сора. Сор тоже не нужен. Он тоже от прошлого. Прошлого тоже не нужно. Лишь опыт и мудрость знания ценятся в прошлом и от прошлого. Но не плесень привычек, невежества и старых нагромождений. Обычное прошлое – груз непомерный, стесняющий подъем и мешающий свободе мысли. В этом понимании у Нас прошлого нет. Не отягощайтесь прошлым, не погружайтесь в него. Зачем добровольно надевать на себя цепи прежней ограниченности и непонимания? Наш путь лишь вперед.
1957. 32. Указуя на великое назначение человека быть сотворцом Пламенных Логосов, необходимо предупредить, что человек – это прирожденный творец. Творит он всегда, на какой бы ступени эволюционной лестницы он не стоял, и что степени и характер этого творчества столь же разнообразны, как разнообразны и сами творцы – люди.
1957. 252. (Июнь 20). … Из жизни в жизнь, из воплощения в воплощение, на этом плане и том, на этой планете и будущих обиталищ духа, на этом чудеснейшем пути вверх, к безграничному могуществу духа можно достигнуть всего. И то, что сегодня было мало-малейшим зерном достижения, в грядущих веках даст свои всходы и мощною силой станет. Надо лишь сердцем понять и духом почуять эту единую неизменную цель жизни – стать сотворцами Пламенных Логосов и суметь пронести эту идею яркой и незамутненной через все жизни, умножая и накапливая данную человеку от начала времен космическую власть над материей во всех формах ее проявления. Кто-то устрашится величественности и трудности задачи. Но не от мудрости страх. Кто-то не поверит. Кто-то предпочтет чечевичную похлебку величию духа. Но кто-то поймет, что зерно малое вырастает в огромное дерево и что сама Беспредельность ручательство духу дает во все доступности его устремлений. Всемогущество, всевидение, всезнание – конечная цель эволюции духа, и те, кто стоит на Лестнице Иерархии Света, ими обладают в различных степенях, но никто не может сказать, что кто-то достиг самой вершины всех этих высочайших качеств духа, ибо Беспредельность означает беспредельную возможность эволюции и совершенствования всего, что находится в ней, до Духов Великих и Наивысших. Движется и развивается все, и растет в своей мощи, и нет предела этому космическому процессу. Удел человека на вашей Земле – понять свое космическое назначение и, поняв, внести в жизнь каждого дня осознание того, что надо начать, хотя бы с самого малого, утверждать в себе на деле и практически, сейчас, в этой жизни, зачатки и зародыши этих великих возможностей. Пусть будут малы они, но плод вызревает во времени. И совершенно не важна их малость, но важно необычайно, что что-то, хотя бы самое малое, было утверждено и получило начало, импульс движения, дабы в веках, на пути беспредельного развития духа, это малое стало большим, а потом и великим.
1958. 48. (16). (Янв. 25). Решение жизни не в том, чтобы быть совершенным, а в том, чтобы идти к совершенству, несмотря на несовершенства свои. И в этом заслуга. И чем несовершеннее человек, и чем сильнее горит в нем неукротимый пламень устремления к тому, чтобы идти, тем больше заслуга. Этою мерою Мы Определяем пригодность духа к эволюции. Итак, не несовершенствами человека, не недостатками его, но устремлением измеряется его ценность.
1958. 323. (246). (М.А.Й.). … С одной стороны, неважно все, ибо оно преходяще, с другой стороны, без этого преходящего цели своей не достичь. Значит, преходящее и важно, и нужно. Обнаружить эту значимость его и будет решением смысла данного воплощения. Каждое из них имеет свою определенную цель и назначение. Дух, воплощаясь, в глубинах своих эту цель уже знает, земное сознание – далеко не всегда. И когда знание это отсутствует, неопределенен путь духа. Архат знает свой путь. Знает его ученик. Знает Владыка и Указует, как можно осмыслить пребывание свое на Земле. О том, для чего дано данное воплощение, можно помыслить. Цель станет ясна, если мысли направить на эту проблему.
1958. 1038. (854). (М.А.Й.). Если Сергий в лесах, будучи один, Творил великое дело, то как же служитель Общего Блага может говорить о том, что труды его и жизнь его не будут полезны? Служение заключается в несении Света в собственной своей ауре. Без этого условия никакое Служение невозможно. Просто в микрокосме своем нести Свет людям – в этом весь смысл. Люди же ищут решение вопроса в чем-то другом. Но другого решения быть не может. Так Свет несущий уже этим одним совершает Служение Свету. И никакие дела, и никакие слова, и никакие условия не сделают Служение Свету таковым, если аура не светоносна. Надо смотреть в корень вещей и их сущность. Вы стремитесь совершить ряд дел и считаете, что именно в этом назначение вашей жизни и миссия ваша, а я говорю вам, что она в том, чтобы излучениями своими вносить Свет в сумерки жизни и Свет людям давать даже без слов. Такой подвиг называем молчаливым. Он труднее всех дел. Другого понимания подвига, не состоящего в несении Света, быть не может.
1959. 94. (Март 10). …Учение дано на века, через тысячу лет будет оно столь живо и в жизни полезно, и применимо, и нужно, как и сейчас, ибо в нем заложены элементы вечного. Собирателем кристаллов энергий бессмертных огней Назовем человека, понявшего путь свой на Земле и значение жизни земной. Расточителей много этих бесценных огней, расточителей, уходящих из мира земного опустошенными и выщербленными, и тем обрекших себя на беспросветное прозябание в Надземном. Но собирающий в Чашу кристаллы огней качеств духа в трудах, испытаниях, в борьбе, в устремлении к Свету — на верном пути. Потому разумение имейте, в чем заключается истинная ценность и значение жизни, вам данной. Не в том полагают значение ее люди, в чем надо, а в совершенно другом, не имеющем никакой ценности, ни значения, ни смысла, гоняясь за призрачными огоньками на болоте и не будучи в состоянии ухватить и удержать ни одного. Не может удержать человек ничего из того, что имеет и считает своим: ни вещей, ни умения, ни чувств людских, ни здоровья, ни тела, ни жизни. Все — лишь на время и не постоянно.
…Не временные мы, но беспредельные — путники вечные на великом пути вечной жизни.
1959. 95. …Без временных оболочек не накопить элементов бессмертия. В этом ценность временной жизни человека и ценность его воплощений. Жизнь на Земле, осмысленная собиранием Сокровища в Чашу, становится неотрывным отрезком пути в Беспредельность и смысл получает. И Мы Говорим: «Он знает свой путь». Много ли их, путь свой познавших?
1959. 231. (Июль 9). Жизни задача — это пламень, горящий в груди огнями прошлых накоплений, пронести через жизнь не только не растратив его элементов, но, наоборот, их приумножив. Не в счастливых условиях окружающих растет Камень. Скорби, испытания, болезни, тяготы, трудности, преодоления сопротивления среды — они, только они наращивают кристаллы огней, если дух ни перед чем не сдается и идет, несмотря ни на что. Именно, не сдаваться перед жизнью, не поникать, не опускать руки, не складывать оружие в борьбе за утверждение примата духа будет условием, нужным для роста Сокровища. Пронести Его через все, яро Его охраняя, поступью будет сужденного победителя. Дело не в трудностях, но в том, чтобы Сокровище оберечь. Нет другой, более важной задачи, ибо наличие Сокровища, его величина, структура и качество пламени обусловливают жизнь духа в Незримых Мирах после смерти.
1960. 18. (Янв. 31). …Вот Говорю: «Дана власть человеку над всякою плотью». Дана кем? Самою природой в Согласии с Планом Великим, Космической Волей называем его. Действуя в созвучии с ним, человек выполняет свое назначение.
1960. 95. (Апр. 23). …Победителем мира должен стать путник Великого Пути. Победив себя, становится он победителем мира, ибо его микрокосм макрокосму подобен. Управив собою, может управить другими. Себя исцелив, болезни в других может лечить. Себя возвышая, может возвысить людей. Своим овладевший сознанием, сознанием многих может владеть. Путь — через себя. Иного пути нет. Если эту величайшую в Мире задачу поставить перед собою как наиглавнейшую, наиважнейшую, наинужнейшую и ей посвятить все свое время, овладевая собой в мелочах, чтобы через них дойти до большого, поистине вступает тогда человек на путь могущества духа.
… Каждую минуту можно помыслить о том, что — какая возможность дается для достижения поставленной цели. Цель — овладение собою, то есть преодоление себя. Полагают, что надо побеждать нечто, находящееся вовне. Это неверно. Победить надо только себя.
1961. 8. (Янв. 5). Приношение — по сознанию. В древности в храмы приносили дары. Ныне же приносятся дары духа. Что же может принести каждый идущий к Владыке? Лучшее, что имеет. Лучшие мысли, лучшие чувства, лучшие настроения, лучшие слова и дела. Хочет вас видеть Владыка бодрыми, сильными, устремленными. Огни сердца будут лучшим приношением.
…. Цель — служение Свету и с тьмою борьба. И если унылую серость вокруг удалось разредить своим светом — это будет лучшим приношением эволюции и миру. Разредителей тьмы так мало. Кто же захочет взять на себя задачу пространственного служения? Не видна она окружающим людям и наград не дает. И подвиг незримый отметят лишь только Учитель и Кармы Владыки. И только в Надземном Носителя Света венчает заслуга, поднимая его в сферы, созвучные свету. Спрашивают часто: « Что делать? » Свет миру нести в микрокосме своем — и миру, и людям. Каждое одоление в себе омрачения, уныния, раздражения или какого-либо отрицательного состояния будет приношением дара Владыке и блага земле, даже когда наедине, даже когда не видит никто. В далеких горах, невидимые и неведомые миру, пребывают на Великом Служении Йоги — Носители Света.
1961. 311. (Окт. 7). …Когда-то и где-то будет все достижимо, но не сейчас, не в этой расе и даже не в этом Круге. Цепь Кругов неуклонно ведет человека к вседостижимости, причем каждый Круг ставит перед человеком свои определенные задачи, когда должны быть развиты те или иные оболочки человека, или тело, или другие особенности его микрокосма. Точно так же и каждое воплощение перед каждым человеком ставит определенную цель. Эту цель можно назвать назначением жизни в данной оболочке. Ее понять и следовать ей и будет правильным решением жизни.
1961. 492. (Нояб. 28).. … Цель существования очередной личности на планете — это собрать нужный материал опыта для перевоплощающейся индивидуальности человека, для Бессмертной Триады, чтобы обогатить ее новыми накоплениями и дать этим возможность более полного проявления на тех высших планах бытия, где пребывает Триада, освобожденная от тесноты связывающих ее низших оболочек. Это и есть цель, назначение и смысл человеческой личности. Сама по себе она не является самоцелью, но лишь средством, орудием, инструментом для достижения цели более высокой и значительной. В каждом из очередных воплощений дается человеку его личное выражение: сегодня это воин, завтра плотник, потом раб, потом правитель, потом монах, потом писец и так далее и далее, пока не коснется дух всесторонне и широко самых разнообразных условий жизни, которые дают ему возможность так же всесторонне раскрывать неисчерпаемость и силу потенциала его духа. Привязать себя к личности одного из прошлых воплощений или воплощения настоящего и отождествить себя с нею — значит ограничить беспредельность возможностей своих малым мирком этого временного и тесного сочетания внешних условий, которые сами по себе, взятые в отдельности, лишены самодовлеющего значения. Все, что связано с личностью человека, не может заменить ему многовековой разнообразнейший опыт его индивидуальности, на жизненной нити которой личности нанизаны, как отдельные бусы.
1962. 72. Космический ключ в руки дается для постижения жизни. Открывая перспективы космических далей, он позволяет увидеть в истинном свете и смысл земного пребывания человека. Земное человечество имеет свою цель и назначение. Не могут бесцельно и бессмысленно жить и страдать миллиарды людей. Назначение человечества велико. Земной дом — временное его пребывание. Его путь по звездам, и конца этому пути нет. Человечества обитают и на других планетах, и все они, на нашей хотя бы Солнечной Системе, связаны между собою. Ваши старшие братья на планетах других, продвинувшиеся в эволюции далее вас, принимают близкое участие в жизни Земли и много ей помогают.
1962. 201. (М.А.Й.). Сбросим покровы клерикализма с формулы древней, которая была дана ранее: «Ищите Царствия Божьего и правды его, и остальное приложится вам». Царство Божие есть Царство Космической Правды, есть действительность огненная, есть космическое понимание Мира, есть осознание мировой эволюции, цели и назначения человека на Земле и в Мирах. Когда эта цель определена и осознана и движение направляется к ней, то, поистине, все остальное, все прочее, то есть вся жизнь человека и человечества в целом, приобретает космически правильное направление, в течении которого исчезает все то, что ныне раздирает планету и народы уявлениями неуравновесия и дискордов. Также и в жизни каждого отдельного человека осознание эволюции духа и великого назначения человека решает все вопросы человеческой жизни земной, насыщая особым смыслом и значением каждое мгновение его существования на Земле, как короткого отрезка бесконечного пути в Беспредельности.
1962. 427. (Сент. 13). … Мы основаниями Считаем незыблемые Основы Сокровенного Учения Жизни, принятие которых в сознание определяет все будущее человека и на Земле, и в Мирах. Некоторые живут без всяких основ и носятся, как соломинки, по бурным волнам житейского моря, по воле стихий. Одоление стихий без принятия Основ невозможно, ибо Основы находятся вне сферы их досягаемости. Стихиями можно овладеть, стихиями можно повелевать, но Основы можно только принять и следовать им неуклонно. Много говорится о разных качествах духа, но лишены все они значения и смысла, если не приняты за Основу эволюция человеческого духа и Беспредельность, в которой живет и развивается он. Также лишена смысла и жизнь человека, если отрицается бессмертие духа и непрерываемость жизни. Принятие Основ незаметно для самого человека постепенно и верно перерождает его, углубляя и расширяя жемчужный узор жизни духа в пространстве. Основания берегите, ибо на них зиждется все.
1962. 550. (М.А.Й.). Космическое предназначение человека совершенно не понимается. Неужели дана ему жизнь для того, чтобы бессмысленно прозябать на коре в течение нескольких десятков лет, чтобы затем уйти в небытие и исчезнуть? Нет ничего более абсурдного, нежели подобная нелепость. Сотворцом Пламенных Логосов предназначено быть человеку, и в этом — смысл воплощений его на Земле. Скоро наука откроет врата в Мир Незримый, докажет факт внеплотного существования духа, получит отпечатки Надземного Мира и утвердит связь двух миров, и тогда перед человечеством встанет вопрос — зачем и для чего оно существует. Учение Живой Этики даст ответ на все эти вопросы. Помогут и записи эти. Все будет людям дано, когда время настанет проснуться. Близко оно, и надо заранее приготовить пищу для духа. Поздно будет готовить, когда надо будет раздать. Вот почему так много дается сейчас. Ради будущего дается, которое приближается неотвратимо.
1963. 413. (М.А.Й.). Зная истину, можно ли привязывать себя к временным условиям земной жизни? Если придется вернуться на Землю, скажем, через тысячу лет и, быть может, на другой континент и в другую народность, то стоит ли заслонять действительность Майей текущего часа? Долг перед семьей, перед родиной и перед человечеством должен быть выполнен, но в осознании преходимости плотных условий. Быть не от мира сего - значит осознать истинное значение и назначение жизни и смысла краткого пребывания в теле земном. Участие в жизни обычной и исполнение своих обязанностей и работы делается еще с большим пониманием долга, чем у других, но при постоянном памятовании о том, что человек только путник на этой Земле и что путь его - к звездам.
1963. 454. (Сент. 25). Сын Мой, личность дана человеку для выполнения определенной задачи. Эта задача заключается в том, чтобы собрать на Земле материал, необходимый для сознательного выявления его Бессмертной Индивидуальности на всех планах бытия. Личность живет самой напряженной жизнью на плане земном. С одной стороны, она есть следствие всех прошлых личностей, подобно бусам, нанизанным на стержень духа, с другой - она собиратель опыта для личности будущей. Основное свойство ее - это временность. Она существует, как таковая, в пространстве лишь определенный отрезок времени. Личность не есть конечная цель Природы, но лишь форма, которая, подобно всякой другой форме жизни, является лишь временным выражением вечного принципа жизни.
Жизнь вечна, формы ее выражения временны.
…Именно потому так и разнятся воплощения по своим особенностям одно от другого, чтобы всесторонне развивать и накапливать все качества Индивидуальности для возможно полного ее выражения. Когда жизнь личности сознательно подчиняется этой задаче, получает она новый смысл и значение. Она несет тогда в себе Поручение, выполнителем которого является очередная личность. Личность - это только орудие Индивидуальности, существующая для совершенно определенной цели. Все те цели, которые ставит перед собой обычный человек, совершенно не соответствуют действительности, ибо являются не целью сами по себе, но лишь средствами к достижению цели реальной. Если все, к чему устремляется человек, осмыслено знанием Поручения, жизнь приобретает аспект Космического понимания назначения. Если же нет, человек прозябает на Земле, как слепец. И никакие условия не смогут ему заменить непонятого смысла жизни его личности, хотя бы он приобрел весь мир и провел данное воплощение во всей славе земной. В этом отличие слепых от зрячих.
…Учение Жизни приводит к осознанию назначения своего на Земле, и отрыву от личности, и пониманию смысла земного существования человека.
1964. 451. (Сент. 2). Сын Мой, человечество в огромном своем большинстве очень мало думает о назначении жизни и еще меньше о подготовке сознания к послеплотному пребыванию. Мало готовят люди свои тонкие оболочки и разрежают их к переходу в Тонкий Мир. Люди разучились мыслить самостоятельно, но зато прекрасно научились мыслить по трафарету. "Так думают все", - это положение легло в основу мышления. Анализ и прогноз заменен спасительным "как все". Но жизнь сознания индивидуальна: один приходит в мир человек и в одиночестве его покидает, и мучается, и страдает, и испытывает даже физическую боль индивидуально. Индивидуальность развивающейся монады отрицать невозможно, а потому формула "как все" непригодна. Ответственность за мышление и поступки ложится на индивидуальность - носительницу каждой последовательно воплощенной личности. Личность давно успокоилась в гробу со всеми своими отличиями и удостоверениями, но носитель ее продолжает свое существование в Мире Надземном, пожиная следствия ее земной жизни и неся ответственность за то направление, которое умершая личность дала своей Индивидуальности.
1965. 202. (Гуру). …Посмотрите, как не знающие не могут заполнить своего свободного времени и часто попусту теряют его. А время человеку дано совсем не для того, чтобы его можно было терять. Оно очень коротко по сравнению с посмертным существованием, в котором человек живет на капитал, приобретенный на Земле. А этот капитал, или состояние, вернее, достояния и накопления, приобретается во время короткой земной жизни. Так можно ли терять попусту даже минуты, когда жизнь так коротка. Правильно назван человек собирателем. Что успел собрать в земной жизни, с тем и уйдет и тем будет жить и питаться при жизни вне тела. Притча о талантах совершенно точно выражает эту мысль: одни расточают, что получили, и остаются ни с чем, другие, наоборот, умножают, чтобы пожать от трудов на Земле в Мире Надземном. Сами судите, кто поступает мудрее.
1965. 291. Итак, если считать, что смысл всех трудов человека, которыми он трудится под солнцем, заключается в этих трудах, то все они лишаются смысла, так как все на Земле обречено на уничтожение во времени, и становится тогда жизнь человека бессмысленной. Если же знать, что дух человека бессмертен и что труд обостряет, утончает и накапливает способности и таланты человека, и, отлагая нетленные, неуничтожаемые временем накопления в Чаше, он кристаллизует в ней сокровища его перевоплощающейся Индивидуальности и что смертная личность его - только временный слуга его Неумирающей Триады, то все, творимое человеком, приобретает глубочайший смысл и значение. Таким образом, смысл или бессмыслица жизни зависят от знания человеком основ. Умалишенно люди снуют по планете, ибо отброшены основы Истинного Знания. Когда-то Сказал: "Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем". Ныне Добавлю: польза трудов велика, если знать, что они накапливают опыт, столь нужный уже не для земного, но для Космического Творчества. В пространстве дух может мыслью творить. Основа творчества - знание. Знание приобретается опытом долгого ряда земных воплощений. В этом - смысл существования человечества на Земле. Но Земля - только этап, или ступень, на Беспредельном Пути человека со звезды на звезду. На Дальних Мирах, на Высших Планетах творчество человека много выше и утонченней. Чтобы участвовать в Космическом Творчестве в широком размахе, одной Земли недостаточно. Ступени Космического Творчества уходят в Беспредельность. Велико назначение человеческого духа. И великий смысл труда заключается в том, что приводит человека к бесконечным возможностям Космического Творчества.
1965. 726. (Гуру). Если устремление ученика не вызвало сознательного ответа Учителя или просто не коснулось Его Сознания, все равно соприкосновение с Фокусом Света будет благодетельным. Поэтому можно считать, что устремление к Учителю - благо. Реакция всегда будет светоносной. Фокус Света при касании к нему ответит световою волной
1966. 51. (Янв. 22). …Необходимость земных воплощений указывает на то, что условия плотного мира нужны и их избежать или уклониться от них невозможно. Через них надо пройти независимо от того, хочет этого человек или нет. Отвращаться от них не будем. Но и высшего назначения духа тоже не следует забывать. Следовательно, решение - в мудром сочетании Надземного и земного. Корабль, идущий в далекую гавань, имеет свое назначение, и это не мешает капитану стройно, размеренно, соблюдая строгий порядок, регулировать жизнь на корабле. Без этого корабль не дойдет до цели. Так и в жизни земной человеку приходится через нее проходить, имея в виду конечную цель и в то же время не забывая, что ее не достичь, если земное не будет упорядочено и подчинено ей. Гармоничное сочетание духовного и земного и будет правильным решением жизни.
1966. 197. (М.А.Й.). Порадуемся тому, что дается возможность в каждодневности укреплять ступени, ведущие к Свету. Для этого только и дана жизнь земная. Но думают люди иначе. И, думая иначе, гоняются каждый за призраками Майи, созданными их собственным воображением и устремлениями. Интересно взять сотню людей из различных уголков земного шара и отметить, сколь разновидны эти, созданные ими, призраки между собою и сколь сходны по своей сущности, имя которой самость. Служение самости, или культ себеслужения, развито очень широко. Это культ служения Майе. Знают, что умрут; знают, что со смертью закончатся все их хитроумные построения на песке; знают, что не могут продлить жизнь в теле дольше положенного, и все же упорно цепляются за создания своего воображения в этой бесконечной погоне за призраками. Учение не отрицает эту земную жизнь, но углубляет ее и поясняет ее сокровенный смысл. Учение не требует отказа от нее, но указывает истинное место каждому явлению в общей схеме вещей. Живите, познайте смысл и назначение жизни, знайте, что вещи земные нужны для Земли, но не дальше. И твердо усвойте, что все земное, до тела включительно, дается только на время, но дух - навсегда. В нем и живите, во главу угла поставив жизнь духа и в духе.
1966. 262. (Апр. 18). Итак, основной целью существования воплощенного являются собирание и накопление Агни и стремление его удержать. Огонь постоянно в движении. Стихия огня не может быть инертной. В сфере человеческой он проявляется в действии. Мысль, чувства, работа - все это формы выявления активности Агни. Огонь участвует в каждом движении человека, в каждом процессе, происходящем в его микрокосме. В действиях огонь не расточается, но, наоборот, нагнетается. Трата энергии не есть ее расточение. Огненная сила растет при правильном ее применении. Расточается Агни на мелкие мысли, на мелкие чувства, на низкие мысли, на низкие чувства. Чувство страха или сомнение может мгновенно лишить человека запаса его психической энергии и способности действовать. Человек, лишенный огня, беззащитен. Врагов накопления Агни надо очень хорошо знать, чтобы не подпускать близко.
1967. 242. (М.А.Й.). Можно ли хотя бы на миг позабыть о великом назначении человека на Земле. Ведь тогда жизнь становится бессмысленной. Но именно так и живет большинство, не желая утруждать себя мыслью о том, для чего и зачем существуют. Но какая нелепость получается в результате, если считать, что одной жизнью в одном теле завершается все. Откуда же тогда принес свой бессмертный талант Бетховен, если даже родители его не оставили людям ничего примечательного? Физическая наследственность не объясняет рождения гения совсем не от гениальных родителей. И как можно примириться с мыслью о том, что со смертью тела кончается все. Для чего же тогда жить, и страдать, и учиться? Для блага будущих поколений? Но ведь и они также умрут. Стоит ли трудиться во имя конечной смерти и уничтожения всего, что существует под солнцем? Смерть формы не есть смерть жизни, ее одушевляющей, но переход и проявление этой жизни в новой форме, невидимой или видимой. Зерно умирает, чтобы дать жизнь дереву или другому растению, оно в свою очередь тоже умирает, чтобы дать новую жизнь. Это цепь видимых форм. Так же умирает и человек, дав жизнь потомству. Но со смертью тела рождается он в Мире Надземном, облеченный в тонкую форму, в тонкое тело, чтобы продолжить свое существование в Невидимом Мире и, пожав плоды от своих земных трудов, снова возвратиться на Землю, воплотившись уже в новом теле. Таков путь жизни человека на Земле и в Мирах, путь непрерываемый, путь чудесный, путь, открывающий беспредельные возможности духа, для бесконечного развития его и бесконечного роста.
1967. 274. (Май 17). Единственная надежда и опора - это Учитель. Ни на что другое опереться нельзя. Сколько раз пытались, и всякий раз опора оказывалась непрочной и неустойчивой. Но ведь и Учитель не всегда Оказывает просимую помощь? Да, не всегда. Но если это Делает Учитель, значит, надо через что-то пройти, и что-то утвердить, и на чем-то умножить свои силы. Учитель Разделяет до известной степени трудности ученика, но карму ученик должен изживать сам, хотя Учитель и Умеряет ее течение и Регулирует нагнетение. Кроме того, воплощаясь, еще будучи в Тонком Мире, человек добровольно берет на себя выполнение основной задачи данного воплощения, выполнить которую он обязан. И это несколько осложняет течение земной жизни. Если задача не выполняется, жизнь теряет свой смысл и становится ненужной для эволюции духа. Мало кто осознает такую задачу, хотя подсознательно дух и знает о ней и чувствует, если нарушает ее осуществление. В каждом воплощении должно быть выучено что-то, что-то надо усвоить и какой-то новый опыт приобрести. Бесцельных воплощений не бывает, их делают таковыми люди, забывая, вернее, не желая выполнить то, ради чего пришли. Иногда таких нарушителей закона жизни легко определить по глазам. Отрицая Мир Тонкий и свое назначение на Земле, человек делает бессмысленным свое существование в плотном мире. Только признанием двух Миров и их неразрывной связи между собою может осмыслить человек свое земное пребывание.