Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену




 

1. Основные этапы развития отечественной спортивной медицины.

2. Физическое развитие человека: чем обусловлено, показатели.

3. Что такое периодизация и гетерохронность развития?

4. Влияние наследственности и окружающей среды на развитие организма.

5. Задачи спортивной медицины при осуществлении контроля за состоянием организма при занятии спортом

6. Какие виды обследований предусматривает медицинский контроль при занятии спортом? Какова цель первичного и ежегодного углубленного медицинских обследований? Основные принципы организации первичного и ежегодного углубленного медицинских обследований.

7. Какие специалисты должны проводить медицинские обследования спортсменов при допуске к занятиям спортом и при ежегодных углубленных обследованиях.

8. Какие группы здоровья выделяются после проведения медицинского обследования?

9. Задачи спортивной медицины. Виды медико-педагогического контроля. Первичное и ежегодное углубленное медицинские обследования.

10. Критерии оценки состояния здоровья при занятиях спортом. Принципы допуска к занятиям спортом лиц с пограничными состояниями.

11. Этапный контроль. Принципы организации.

12. Текущий и срочный врачебно-педагогический контроль. Принципы организации.

13. Показатели текущего и срочного функционального состояния вегетативной нервной системы: кожно-вегетативные рефлексы, местный дермографизм, симптом белого пятна, пиломоторные рефлексы, специальные индексы, ортостатическая проба.

14. Понятие адекватности. Адекватность физических нагрузок к функциональному состоянию организма.

15. Понятия компенсаторных и адаптационных возможностей организма.

16. Функциональные возможности человека. Функциональные резервы.

17. Нервно-психическое напряжение, монотонность деятельности и их влияние на организм человека. Стресс как проявление нервно-психического напряжения и монотонности деятельности.

18. Гипокинезия, гиподинамия: понятия и их влияние на организм человека. Влияние недостаточной двигательной активности на центральную, сердечнососудистую, дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат.

19. Мероприятия, направленные на восстановление организма после физических нагрузок (постоянные и периодические мероприятия). Средства восстановления: медико-биологические, гигиенические, бальнеотерапевтические, физиотерапия, методы психологической разгрузки.

20. Заболевания и травмы у спортсменов. Структура заболеваемости у спортсменов.

21. Понятие об адаптации. Механизмы адаптации к физическим нагрузкам и ее основные функциональные эффекты.

22. Функциональные резервы организма и возможности их использования.

23. Физиологическая классификация физических упражнений по объему активной мышечной массы, по типу мышечной работы, по силе или мощности сокращений, по энергетической стоимости упражнений.

24. Физиологическая классификация спортивных упражнений по В.С. Фарфелю. Классификация упражнений избранного вида спорта.

25. Физиологическая характеристика максимальной и субмаксимальной зон относительной мощности циклических видов спорта (продолжительность, механизмы энергообеспечения, изменения висцеральных систем, механизмы утомления и факторы, лимитирующие работоспособность). Гравитационный шок, механизмы развития, способы предупреждения и ликвидации.

26. Физиологическая характеристика большой и умеренной зоны относительной мощности циклических видов спорта (продолжительность, механизмы энергообеспечения, изменения висцеральных систем, механизмы утомления и факторы, лимитирующие работоспособность). Гипогликемический шок, механизмы развития, способы предупреждения и ликвидации.

27. Физиологическая характеристика стереотипных физических упражнений, выполнение которых оценивается в баллах (с примерами из разных видов спорта).

28. Физиологическая характеристика ситуационных движений (спортивные игры и единоборства).

29. Физиологическая характеристика ациклических упражнений (силовые и скоростно-силовые упражнения). Позы и статические усилия. Феномен статического усилия (Д.Линдгард). Натуживание и его влияние на дыхание, кровообращение, мышечную силу. Взрывные усилия.

30. Физиологическая характеристика предстартового состояния (механизмы возникновения, особенности функциональных изменений). Разновидности предстартового состояния и способы управления ими.

31. Физиологическая характеристика разминки (механизмы и особенности функциональных сдвигов, общая и специальные части разминки, сохранение эффектов разминки). Ее особенности в избранном виде спорта.

32. Физиологические закономерности и механизмы врабатывания. Факторы, его определяющие.

33. «Мертвая точка» и «второе дыхание», механизмы возникновения этих состояний. Пути преодоления «мертвой точки».

34. Устойчивое состояние (понятие о кислородном запросе, потребление кислорода и кислородном долге). Виды устойчивого состояния и механизмы их возникновения.

35. Утомление, как биологический процесс (острое и хроническое, общее и локальное утомление). Признаки утомления. Чувство усталости. Компенсированное и некомпенсированное утомление. Современные представления о механизмах утомления и теории, объясняющие его возникновение.

36. Восстановление и восстановительный период. Их физиологические закономерности.

37. Особенности восстановления после спортивных упражнений различного характера. Средства повышения эффективности процессов восстановления. Активный отдых (И.М.Сеченов).

38. Формирование двигательных навыков.

39. Физиологические механизмы физического качества сила.

40. Физиологические механизмы физического качества быстроты и его проявлений (скрытый период двигательной реакции, время одиночного движения, темп движений).

41. Определение физического качества выносливость. Виды выносливости, роль генетических и средовых факторов в их развитии. Особенности проявления выносливости в избранном виде спорта. Аэробная выносливость и кислородтранспортная система.

42. Физиологические основы развития физических качеств ловкость и гибкость.

43. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

44. Факторы, определяющие и лимитирующие максимальное потребление кислорода.

45. Порог анаэробного обмена и его использование в тренировочном процессе.

46. Физиологические закономерности занятий физической культурой и спортом: принципы специфичности пороговых нагрузок, обратимости, цикличности и другие.

47. Многолетняя тренировка как процесс формирования долговременной адаптации. Средовые и генетические факторы. Типы мышечных волокон и их адаптивные перестройки.

48. Морфофункциональные показатели тренированности спортсменов в состоянии относительного покоя, при выполнении стандартных (тестирующих) и предельных (соревновательных) нагрузок.

 

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература:

1. Авдеева Т.Г., Виноградова Л.В. Введение в детскую спортивную медицину, 2009. – 176 с.

2. Анатомия и физиология человека: Учеб. пособие для вузов / Н.Ф. Лысова, Г.А. Корощенко, С.Р. Савина; Новосибир. гос. пед. ун-т; Моск. пед. гос. ун-т. – Новосибирск; Москва: АРТА, 2011. – 270 с.

3. Граевская Н.Д., Долматова Т.И. Спортивная медицина. Курс лекций и практические занятия – М: Советский спорт, 2008. – 304 с.

4. Детская спортивная медицина, Под редакцией Т. Г. Авдеевой, И. И. Бахраха – М: Феникс, 2007. – 320 с.

4. Епифанов В.А. Спортивная медицина. Издательство Гэотр-Медиа, 2006. – 336 с.

5. Жалпанова Л.Ж. Спорт, который вас убивает – М: «Вече», 2007. – 176 с.

6. Караулова Л К. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / JI. К. Караулова, Н. А. Красноперова, М. М. Расулов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 304 с. – (Сер. Бакалавриат).

7. Макарова Г.А. Спортивная медицина: Учебник. – М.: Советский спорт, 2009. – 480 с.

б) дополнительная литература:

1. Еремеев С.И., Куртев С.Г. Патологические состояния при занятиях спортом и первая помощь. – Омск: СибГУФК, 2003. – 72с.

2. Власов А.А. Чрезвычайные происше­ствия и несчастные случаи в спорте. -М.: Советский спорт, 2001. – 79 с.

3. Куртев С.Г., Еремеев С.И. Первая медицинская помощь при спортивных травмах с основами асептики и десмургии.– Омск: СибГУФК, 2003 – 68 с.

4. Смоленский А.В. Краткий курс лекций по спортивной медицине – М: Физическая культура, 2005.

5. Сапин М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков: учеб. пособие для студентов пед. вузов – М.: Academia, 2009. – 432 с.

6. Лактат и физическая подготовленность спортсмена: (учебно-метод. пособие для студентов педвузов) – М.: МГПУ, 2005. – 58 с.

7. Бернштейн Н.А.Избранные труды по биомеханике и кибернетике: учеб. пособие для студентов высш. и сред. спец. учеб. заведений – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 295 с.

8. http//www.library.mpgu.edu/

9. https://www.edu.ru/

10. https://window.edu.ru/

11. https://school-collection.edu.ru/

12. https://e-learning.mpgu.edu/

 


3.2 Критерии оценки знаний по междисциплинарному экзамену [1]

 

Итоговый междисциплинарный экзамен включает следующие оценочные средства:

1) задания для оценки знаниевого компонента результатов обучения (стандартизированный тест);

2) задания для оценки знаниевого компонента результатов обучения (ответ на вопрос);

3) задания, направленные на оценку готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности;

4) задания, направленные на оценку готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности (проекты в области учебно-методической деятельности, задания учебной или педагогической практики).

Билет междисциплинарного экзамена включает:

1) Стандартизированные тесты – задания, содержащие вопрос и различные варианты ответов к нему.

Каждое задание оценивается в определенное количество баллов. Результат тестирования зависит от количества вопросов, на которые был дан правильный ответ.

Блок тестов может состоять из заданий двух типов:

- тесты на знание понятий, определений, терминов, формул, принципов, средств, методов и т.п.;

- тесты на знание того, как применяются формулы, принципы, средства, методы и т.п.

Основные формы тестовых заданий включенных в междисциплинарный экзамен:

1. Задания с выбором ответов (закрытые задания) – задания, в которых обучающиеся выбирают один ответ из предоставленного им списка (задания с выбором одного правильного ответа);

2. Задания на установление соответствия, выполнение которых связано с определением соответствия между элементами двух множеств.

3. Задания на установление правильной последовательности, в которых от студента требуется указать порядок элементов, действий или процессов, перечисленных в условии.

Оценка выполнения выпускником стандартизированного теста осуществляется по следующей шкале:

Количество правильных ответов Оценка
86–100% Отлично Зачтено
69–85% Хорошо
51–68% Удовлетворительно
50% и менее Неудовлетворительно Не зачтено

2) Критериями оценки знаниевого компонента результатов обучения по ответу на сформулированный в билете вопрос является пятибалльная система:

– оценку «отлично » выпускник получает за проявление научной эрудиции в ответах на соответствующие вопросы и компетентностно-ориентированные задания билета. Грамотно и системно оперирует знаниями по специальным предметам, демонстрируя умения анализировать материал, делать сравнение, обобщения и выводы. Четко придерживается непротиворечивых методологических позиций, высказывает и доказательно отстаивает свою точку зрения в процессе ответа, находит правильное решение педагогических, психологических и профессиональных задач, свободно ведет диалог с членами государственной аттестационной комиссии, используя современную научную лексику и демонстрируя широкий аспект общекультурного и профессионального кругозора;

– оценку «хорошо » выставляют при условии, если выпускник полно и правильно раскрывает программный материал и владеет логическим мышлением. Однако иногда допускает определенную методологическую непоследовательность, а также неточности при анализе и раскрытии сущности рассматриваемых явлений и фактов, в обобщениях и в выводах. Диалог с членами государственной аттестационной комиссии ведет грамотно, с использованием современной научной лексики;

– оценку «удовлетворительно » выставляют, когда выпускник испытывает затруднения при раскрытии сущности современных психолого-педагогических и профессиональных теорий и концепций, анализе явлений и факторов предметного характера, не способен достаточно обстоятельно аргументировать выдвигаемые научные положения, ограничиваясь их констатацией. В ответе превалируют декларативность и описательность, имеет место подмена научных понятий бытийно-практическими рассуждениями, свидетельствующими о недостаточно полном и глубоком владении научной терминологией. На дополнительные вопросы отвечает неуверенно;

– «неудовлетворительно » оценивают ответ, если студент не владеет знаниями современной теории и методики обучения и организации физической культуры, не умеет правильно назвать и изложить специфические способы, методы, средства и формы организации физической культуры и использование их при работе с различным контингентом, в том числе имеющих отклонения в состоянии здоровья. Ответы характеризуются поверхностными суждениями, слабой аргументацией выдвигаемых положений, отсутствием четких логических доказательств. Экзаменующийся не способен увязать теоретический материал с современной образовательной и воспитательной практикой или спортивно-предметной деятельностью, сделать правильные выводы, отстоять свою позицию, обстоятельно ответить на дополнительные вопросы. В ответе преобладает бытовая лексика, а не научная терминология.

3) Оценка готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности представлена в таблице:

Критерии и шкала оценки:

Формула(-ы) для решения поставленной задачи выбраны верные, расчеты выполнены без математических ошибок 5 баллов
Допущены ошибки при решении задачи –1 балл за каждую ошибку
Практические рекомендации носят конкретный практико-ориентированный характер и соответствуют расчетным показателям 5 баллов
При формулировке практических рекомендаций не полностью или не вполне корректно учтены расчетные показатели –1 балл
Практические рекомендации носят общий характер, не учитывают полученные расчетные показатели –1 балл
Максимальный балл: 10 баллов

Шкала соответствия итоговой оценки количеству набранных баллов

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Балльная шкала       <7

Оценка готовности обучающихся решать задачи будущей профессиональной деятельности (проекты в области учебно-методической деятельности, задания учебной или педагогической практики)

Эти задания носят выраженный компетентностно ориентированный характер и предусматривают разработку проекта (плана) мероприятия в области физкультурно-спортивной или учебно-воспитательной деятельности.

Чаще всего объектом проектирования выступает разработка:

- комплекса упражнений заданной направленности;

- конспекта урока (фрагмента урока) по физической культуре, спортивной тренировки или внеклассного физкультурно-спортивного занятия с заданным содержанием;

- положения о спортивных соревнованиях;

- плана (программы, сценария) внеклассного или внешкольного мероприятия (туристского похода, школьного спортивного праздника, фестиваля спорта, олимпиады по физической культуре и т.п.);

- календаря спортивных мероприятий на учебный год;

- плана (сценария) родительского собрания, классного часа, беседы с учащимися на заданную тему;

- тематического четвертного плана по предмету «Физическая культура»;

- программы мониторинга (диагностирования) достижений обучающихся (например, составление кроссворда или комплекса тестов контроля знаний по теме или предмету, разработка батареи тестов для оценки уровня общей/специальной физической подготовленности и т.п.).

Оценка выполнения задания осуществляется по следующим критериям:

Критерии (признаки) Признак не проявляется Проявляется частично Проявляется в полной мере
1. Грамотность постановки педагогических задач, их соответствие заданию      
2. Разнообразие и достаточное количество приведенных упражнений      
3. Соответствие поставленным задачам и соблюдение методической последовательности (логичность) упражнений      
4. Полнота изложения упражнений (с описанием исходных положений, последовательности выполняемых движений, счета)      
5. Наличие схем и рисунков, иллюстрирующих словесное описание упражнений      
6. Четкость формулировок, соблюдение специальной терминологии      
7. Выделение наиболее важных деталей техники упражнений      
8. Наличие указаний для предупреждения и устранения типичных ошибок      
9. Полнота и всесторонность указания дозировки упражнений      
10. Правильность расположения текста по графам конспекта      
Максимальный балл: 20 баллов

Шкала соответствия итоговой оценки количеству набранных баллов

Оценка отлично хорошо удовлетворительно неудовлетворительно
Балльная шкала 20-18 17-15 14-12 <12

 

Выпускники, не сдавшие государственный междисциплинарный экзамен, к прохождению последующих аттестационных испытаний не допускаются.

 

3.3 Рекомендации по самостоятельной подготовке к государственному междисциплинарному экзамену по профессиональным дисциплинам

 

Самостоятельная подготовка к междисциплинарному экзамену по общепрофессиональным и специальным дисциплинам включает в себя:

1. Повторение на более высоком уровне изученных в процессе профессионального образования основных блоков и разделов государственной образовательной программы по теории и методики физической культуры, базовых знаний по вопросам педагогики и психологии физического воспитания и спорта, а также знаний по возрастной физиологии, функциональной анатомии, биомеханике, спортивной медицине, базовым и новым видам спорта и т.д.

2. Самостоятельную проверку качества освоения профессионально значимых знаний, используя для этого соответствующие объемные требования к междисциплинарному экзамену.

Самостоятельную подготовку целесообразно начать со структурирования объемных требований по соответствующим учебным разделам и темам, нахождения отобранной тематики в содержании рекомендуемой литературы. Здесь, необходимо, в первую очередь, ориентироваться на лекционный материал обзорных лекций и семинаров по соответствующим учебным предметам и дисциплинам, учебники и учебные пособия, имеющие гриф Министерства образования или рекомендацию УМО вузов России по образованию в области физической культуры. В случае, если материал имеющейся литературы оказывается недостаточным для выполнения того или иного требования, необходимо пользоваться и некоторыми специальными изданиями из списка дополнительной литературы, которые дадут возможность более подробно рассмотреть некоторые аспекты рассматриваемого вопроса.

Значительное место в структуре подготовки к экзамену необходимо отводить повторению и изучению программно-нормативных документов, методических рекомендаций, публикуемых в периодической печати. Такая подготовка, позволяет обогатить ответы выпускников во время государственной аттестации новыми данными и фактами, научными результатами, по вопросам организации и проведения занятий физической культурой, профессиональных особенностях деятельности современных педагогов физической культуры. Приводимые выпускниками оценочные суждения, построенные на знаниях периодических изданий, могут в значительной степени служить доказательством его профессиональной зрелости и компетентности.

Перечень требований для самостоятельной подготовки и самостоятельного контроля качества, освоенных профессионально-значимых знаний, разрабатывается институтом с учетом вузовской программы государственного междисциплинарного экзамена по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (Спортивная подготовка)». В своем основном содержании они отражают содержание базовых учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «Методика обучения предмету «Физическая культура», а также дисциплин профессионального цикла «Педагогика», «Психология физического воспитания и спорта», «Физиология физического воспитания и спорта», «Спортивная медицина», «Базовые и новые виды спорта»; модуля «Спортивная подготовка обучающихся», «Профессиональная деятельность тренера», «Организация дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта», «Организационно-методические основы видов спорта в системе физического воспитания», «Планирование и контроль спортивной подготовки». Билеты по междисциплинарному экзамену включают задания, представленные в форме проблемных вопросов, ситуационных задач, тестов и т. п.

 

 

РАЗДЕЛ 4 ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ, ОФОРМЛЕНИЮ И ПОДГОТОВКЕ К ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ

 

Согласно требованиям федерального государственного образовательного стандарта по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (Спортивная подготовка)», государственная итоговая аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы (далее ВКР). Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих уровням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) «бакалавр» в форме бакалаврской работы.

Бакалаврская работа – это самостоятельное, логически завершенное исследование, направленное на решение актуальной научно-практической задачи и представляет собой изложение основ законченного самостоятельно проведенного научного исследования, посвященного решению конкретной практической задачи.

В изложении содержания работы, анализируются актуальные проблемы в области теории и методики физического воспитания и спорта, раскрываются основы содержания и технологии физкультурно-спортивной деятельности. Формулируемые положения и полученные научные результаты, отражающие суть решения поставленных в исследовании задач, подкрепляются фактическим материалом, полученным в ходе проведенного эксперимента.

 

Требования к оформлению выпускных квалификационных работ изложены в методических рекомендациях для подготовки выпускной квалификационной работы по направлению 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профиль «Физическая культура и Дополнительное образование (Спортивная подготовка)»

Выпускная квалификационная работа представляется в печатном виде, на русском языке. Бакалаврская работа должна иметь четкую структуру и включать в себя введение, 2-3 главы, выводы, список использованной литературы, при необходимости – приложения. Текст работы начинается с титульного листа. На следующей странице дается оглавление работы с перечислением написанных глав, параграфов, разделов, приложений с указанием страниц. Оглавление должно включать все заголовки, имеющиеся в работе. Формулировка их должна точно соответствовать содержанию работы, быть краткой, четкой, последовательно и точно отражать ее внутреннюю логику.

Во введении автор должен обосновать актуальность своей темы, степень ее научной разработанности, объект и предмет исследования, его цели и задачи, а также гипотезу. Новизну работы и ее практическую значимость. В главах работы автор раскрывает и анализирует наиболее значимые аспекты исследуемой проблемы и способы ее решения.

Выпускная квалификационная работа оформляется в соответствии с требованиями к оформлению научных и учебных работ. Все листы работы, начиная с введения, нумеруются. Нумерация страниц должна быть сквозной. Список литературы также необходимо включать в сквозную нумерацию. Каждый из разделов ВКР начинается с новой страницы. В начале каждого заголовка ставится соответствующий номер.

Выпускные квалификационные работы могут включать различные графические иллюстрации (карты, графики, схемы, таблицы, рисунки, фотоиллюстрации и т.п.). Они размещаются сразу же после ссылки на них в тексте работы, а при большом количестве их можно помещать в конце работы. Каждая иллюстрация сопровождается подписью. Допускаются приложения к ВКР в виде аудио-, видео- и др. материалов, мультимедийных презентаций и т. п.

Студенту предоставляется право выбора темы ВКР. Научный руководитель определяется кафедрой в зависимости от выбранной студентом темы дипломного исследования и с учетом пожеланий выпускника. По представлению кафедры, по которой студент решил писать ВКР, тема бакалаврской работы утверждается на ученом совете института. На основании принятого решения ученого совета института готовит проект приказа об утверждении тем и научных руководителей ВКР. Все изменения и уточнения в формулировке темы и в руководстве ВКР утверждаются приказом ректора по представлению директора института.

Руководителем может быть выдано задание на выпускную квалификационную работу установленного вузом образца. В этом задании обозначается тема и ее цель и задачи, перечень подлежащих разработке вопросов (план работы), указывается календарный план поэтапного выполнения выпускной квалификационной работы, возможные консультанты по различным разделам работы, срок сдачи студентом законченной работы, дата выдачи задания. Задание подписывается студентом и его научным руководителем. Контроль за ходом исследования осуществляют научный руководитель, кафедра, учебный отдел.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: