Чудо-аппликация
Аппликация — это пришивание или приклеивание фигурок из различных материалов (ткани, бумаги, картона, кожи, соломки и т. д.) к бумажной, тканевой или какой-либо другой основе. Применение аппликации для изготовления предметов домашнего обихода и интерьера жилищ известно уже с давних времен. В древности для украшения домашних вещей, посуды, стен и потолков люди применяли в основном шкуры и кожу убитых ими животных, а с появлением ткачества и развитием швейного производства все чаще и чаще в искусстве аппликации стали пользоваться лоскутками тканей самых различных видов: от дорогой парчи до простого льняного полотна.
Аппликация выполняется различными способами. Существует аппликация из кусочков материала одного, двух или нескольких цветов, форма ее может быть как плоской, так и рельефной. Отдельные детали аппликации нашиваются на ткань, как правило, с лицевой ее стороны. Однако если в качестве основного фона применяется тонкая прозрачная материя, то прибегают к укреплению элементов аппликации с изнанки материала-основы.
Наклеивая или нашивая кусочки разнообразных материалов на полотнище ткани грубой фактуры, можно получить весьма интересные панно и коврики, которые могут особенно успешно использоваться для украшения детской комнаты, ванной, кухни или прихожей. Кроме того, аппликацией нередко украшают одежду и комнатную обувь, покрывала, салфетки и скатерти, кухонные занавески. Овладеть техникой аппликации будет несложно и ребенку, и взрослому, а научившись изготавливать таким образом нарядные и оригинальные изделия, вы сможете сделать необычный подарок
Аппликации из ткани
Наиболее распространенными считаются аппликации из ткани, поскольку выбор тканей для их изготовления не ограничен: в дело пойдут любые лоскутки и обрезки материи всевозможных расцветок и различной фактуры. Однако не рекомендуется применять для работы те ткани, которые легко осыпаются или не отличаются большой прочностью: изделие, выполненное в технике аппликации, должно быть долговечным, особенно если оно предназначается в подарок кому-то из ваших близких.
Подготовив эскиз рисунка, строят выкройку деталей в натуральную величину на плотной бумаге или картоне. Затем выкройка вырезается строго по контуру. Крупные детали можно вырезать ножницами с большими лезвиями, мелкие же лучше аккуратно выкроить при помощи маленьких ножниц с прямыми концами.
Подобрав соответствующие рисунку лоскутки ткани необходимого цвета, следует немного накрахмалить их (чтобы нитки на срезах ткани меньше осыпались) и хорошо проутюжить.
Выкроить лоскуты материи можно и из старых ненужных вещей: фетровых шляп, драповых пальто, шерстяных платьев и юбок. Однако при этом нужно следить, чтобы ткань полученных заготовок не была изношенной, потертой или потерявшей свой первоначальный цвет, — ведь тогда может пострадать внешний вид будущего изделия.
Вышедшие из употребления вещи используют и для выкраивания основы панно или коврика, на которую будут впоследствии нашиваться элементы аппликации. В качестве основного фона хорошо послужат плотные шерстяные ткани (драп, кашемир, букле, твид, фланель, сукно и т. п.). Замечательное панно или коврик можно изготовить и из куска войлока, а для выполнения изделий в фольклорном стиле вполне подойдут грубая рогожка или неотбеленный лен.
От качества и толщины ткани, предназначенной для основного фона, будет зависеть и выбор шва, с помощью которого детали аппликации закрепляются на ткани основы. Так, если отдельные элементы рисунка выкраивают из относительно тонкой, сыпучей материи, то швы будут выполняться мелкими и частыми стежками по всему контуру накладываемой на основу детали. Если же для аппликации используется толстая, грубая ткань, кожзаменитель или кожа, то закрепление отдельных элементов на основе производят редко расположенными стежками.
Выкройки из бумаги или картона накладывают на ткань с изнаночной стороны и аккуратно обрисовывают по контуру простым карандашом (на светлых тканях), кусочком мыла или школьного мела (на темных тканях).
Выкраивая элементы рисунка, нужно оставлять небольшие припуски на швы в тех случаях, если во время работы предполагается соединять одну деталь с другой. Парные детали вырезают, складывая ткань вдвое. Во избежание деформации деталей рисунка раскрой ткани производят строго по долевой нити. Этим правилом можно пренебречь только при вырезании очень мелких элементов, например серединки цветка или какой-либо завитушки. Кроме того, нужно следить за тем, чтобы все отдельные части рисунка гармонировали друг с другом по цвету. Особенно осторожными следует быть, работая с тканями различной фактуры, предназначенными для выполнения одной и той же части композиции.
Подготовив все необходимые элементы узора для панно или коврика, можно приступать к накладыванию их на ткань основы. Пришивают детали различными способами. Исходя из толщины и свойств ткани, для крепления элементов рисунка к основному фону выбирают один из видов декоративных швов, применяемых в ручной вышивке.
Если же вы считаете, что пока еще недостаточно хорошо владеете искусством прокладывания ручных швов, можете закрепить все детали на ткани основы с помощью клея ПВА или «Момент». Другие виды клея, в частности резиновый, применять для изготовления вещей с аппликацией не рекомендуется, поскольку детали могут сидеть на основе непрочно и отклеиваться при малейшем механическом воздействии.
Прежде чем пришивать каждую деталь рисунка к основному фону, необходимо зафиксировать ее булавками с головкой, чтобы ткань не смещалась в сторону, а можно также приметать выкроенную деталь к основе крупными стежками, используя обычные хлопчатобумажные нитки (рис. 2). Только после этого следует пришивать каждый элемент рисунка на предназначенное для него место.
|
|
|
Тип шва, с помощью которого будет пришиваться та или иная деталь аппликации, выбирается в зависимости от того, насколько плотной и сыпучей является ткань, из которой выкроен рисунок. Прокладывание частых стежков, расположенных по косой линии, рекомендуется при выполнении аппликаций из тканей с неплотным переплетением нитей или тонких тканей со скользящей поверхностью. Чаще всего для наиболее качественного пришивания деталей к основе используют петельный, тамбурный, стебельчатый швы, а также гладьевый валик (рис. 3).
Нитки, предназначенные для пришивания элементов аппликации, могут подбираться либо в тон к ткани, из которой выкроена деталь, либо быть контрастными по цвету. В качестве дополнительных материалов для отделки тканевого панно или коврика нередко используют красивые пластмассовые и металлические пуговицы, разноцветные бусинки, бисер, стеклярус, цветной кант и тесьму.
Узор на панно или коврике может быть не только плоским, но и рельефным. Чтобы получить более объемный рисунок, под ткань каждой детали подкладывают небольшой комочек мягкого материала: ваты, ватина, поролона или обрезка шерстяной ткани, сложенного в несколько раз.
Второй способ крепления деталей к основе — наклеивание — будет приемлем только при изготовлении таких предметов, которые в дальнейшем не предполагается стирать. Если же вы собираетесь выполнить своими руками коврик для детской комнаты (а периодическая стирка в этом случае просто неизбежна), то приклеивание рисунка к коврику вряд ли сделает его практичной и функциональной вещью.
При выполнении аппликации методом наклеивания следует помнить одно хорошее правило: клеем промазывается не оборотная сторона детали узора, а только тот участок основного фона, на котором вы планируете поместить ее. В этом случае работа получится более качественной и аккуратной. На смазанное клеем место накладывают определенную деталь рисунка, слегка прижимают к ткани основного фона и осторожно разглаживают мягкой чистой тряпкой.
Существует и еще один, весьма эффективный, способ приклеивания элементов узора к фону. Потребуется кусок полиэтиленовой пленки и горячий утюг. Под каждую тканевую деталь рисунка подкладывается ее двойник, вырезанный из полиэтилена строго по основному контуру. Необходимо лишь следить за тем, чтобы края полиэтиленового дубликата не выглядывали из-под тканевой аппликации. Теперь нужно прижать деталь рисунка горячим утюгом — и тотчас же расплавившийся полиэтилен сумеет прочно закрепить аппликацию на поверхности.
Яркие коврики и панно, выполненные в технике аппликации, выглядят очень задорно и сразу же привлекают внимание. Получить такое изделие в подарок будет приятно и взрослому, и ребенку, а вот сам процесс изготовления столь замечательного предмета интерьера — в ваших руках!
Аппликации из природных материалов
Панно в технике аппликации создаются не только из засушенных трав, цветов и листьев, но и из множества других природных материалов, которые можно отыскать в лесу, парке и даже у себя на садовом участке. Для изготовления аппликаций широко применяются семена и плоды различных растений (например, акации, клена, хвойных деревьев), соцветия-метелки, луковая шелуха, причудливо изогнутые веточки и корни, стебли тростника и камыш, шляпки желудей, половинки ореховой скорлупы, срезанные верхушки шишек и т. п.
Из семян-крылаток, хорошо получаются всевозможные цветы, веточки, фигурки животных. Длинные соцветия-метелки можно использовать, скажем, для изготовления хвоста жар-птицы или павлина, шляпками желудей выкладывают серединки цветов или глаза забавных человечков или животных, виноградные гроздья. Из ореховой скорлупы делают очень симпатичных черепашек. Словом, простор для фантазии и творчества огромен.
Картина «Тропический остров»
В качестве материала для основного фона данной композиции подойдет лист бархатной бумаги светло-кремового или песочного цвета. Для большей прочности бумага наклеивается на лист толстого картона или фанеры. Природные материалы, которые используются для изготовления аппликации, — коричневые стручки акации, две небольшие веточки в форме вытянутой трапеции, одна половинка скорлупы грецкого ореха и небольшой кусочек коричневой бархатной бумаги.
На подготовленный лист бархатной бумаги переводят эскиз композиции, изображенной на рисунке.
Затем начинают выкладывать элементы рисунка: сначала наклеивают веточки, имитирующие стволы пальм. Веточки дополнительно укрепляют на основе с помощью коричневых хлопчатобумажных ниток. После этого изготавливают кроны пальм: по контуру рисунка приклеивают стручки акации, размещая их на листе в виде цветка.
Панцирь черепахи делают из ореховой скорлупы, а голову и лапы – из темно-коричневой бархатной бумаги. Чтобы скорлупка прочнее удерживалась на листе, можно заполнить ее внутреннюю часть комочками ваты и только после этого приклеивать к основе.
Чтобы выполненная вами работа была более эффектной, следует поместить готовую картину под стекло. Выглядит это таким образом: берут низенькую деревянную, картонную или фанерную коробку, параметры которой (длина, ширина и высота) равны размерам картины. Готовую и хорошо просушенную картину нужно приклеить ко дну коробки, а сверху уложить лист стекла. После этого коробка окантовывается узкой полосой бархатной бумаги, подобранной в тон основному фону изделия.
Для того чтобы картину можно было повесить на стену, с обратной стороны коробки закрепляют небольшие металлические петли. На картонную коробку крепят петли, скрученные из толстых ниток или шнура.