Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада




Оборудование и материалы для выполнения аппликации

Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу различных сортов.

Для фона берут более плотную бумагу, картон.

Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой бумаги, лучше всего глянцевой. Она бывает ярких расцветок, приятна на ощупь, что особенно важно для работы с детьми младшего возраста.

Для младшей группы воспитатель сам вырезает детали формы (из глянцевой, бархатной, гофрированной бумаги)

Разная поверхность бумаги, ее фактура важна для развития мелкой моторики. Тактильных ощущений ребенка.

Геометрические формы должны точно соответствовать друг другу по размерам, что дает возможность составить из них единый узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне квадрата или ромба и т. д.).

Старшие дошкольники используют и матовую цветную бумагу различных цветов и оттенков. Если нужных оттенков цвета нет, бумагу можно окрасить.

Малышам раздают кисти для клея.

Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, чтобы они легко поддавались движению пальцев ребенка. От этого будет зависеть правильность создаваемой формы.
Подносы и плоские коробки для готовых форм, бумаги, обрезков ставят в таком количестве, чтобы детям было удобно ими пользоваться.
Клеенку для намазывания форм клеем, тряпочку и подставку для кисти дают каждому ребенку.

 

Задачи и программный материал по аппликации

Основные задачи обучения аппликации:
- различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);
- знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;
- знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;
- развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм;

- строить изображение в зависимости от формы листа — на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;
- составлять изображение предмета из отдельных частей;
- располагать предметы в сюжетной аппликации.

 

Приемы вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;

г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

 

Методика обучения аппликации в возрастных группах детского сада

Возрастные группы:
Занятия аппликацией начинают проводить со второй младшей группы;

в первой младшей группе дети готовятся к этим занятиям в играх с цветной мозаикой, раскладывают формы в ряд, чередуя по цвету, составляя из них несложные предметы — домик, цветок и др.

 

Для детей младшего возраста большое значение имеет материал для работы и организация процесса обучения.

В младшей группе, готовые формы для наклеивания раздают каждому ребенку. В процессе показа образца в младшей группе воспитатель отчетливо называет цвет формы, если необходимо, обводит пальцем, подчеркивая ее особенности.

Педагог также показывает последовательность выполнения аппликации.


Задачами обучения аппликации в этой возрастной группе являются следующие:
знакомство с геометрическими формами, входящими в состав многих предметов,— с кругом, квадратом, треугольником;
знание цветов — красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный;
знание понятий «количество» (один, два, три, много), «величина» (большой, маленький, больше, меньше);
развитие композиционных умений в расположении форм в узоре (в ряд, по краю, по углам) и частей предметов;
освоение навыка наклеивания форм.
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще несовершенно, поэтому им недоступно пользование ножницами. Правда, ребенка можно обучать этому навыку в условиях семьи. Значит - Задания с готовыми формами.
Овладение навыком выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких фигур в один ряд на полосе бумаги.

Чтобы ребенок мог справиться с этим заданием, для наклеивания дают форму круга, все формы имеют один цвет. Дети должны запомнить название формы, ее цвет и освоить технику наклеивания.
На первых занятиях сложность - процесс наклеивания: надо научиться правильно держать кисть, усложнение - введение кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вносится новая форма — квадрат.
Постепенно усложняется и композиция аппликаций — дети располагают и наклеивают формы по углам квадрата и по краю круга. Наклеивание в центре для детей младшей группы еще сложно.
Наряду с освоением принципов ритмичного расположения одного или двух элементов предусмотрено наклеивание предметных изображений, сначала состоящих из одной, затем из 2—3 частей (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).

Трудность этих заданий в том, что предмет и его части должны быть расположены в зависимости от его конструкции.

Принцип чередования и повторения элементов узора будет освоен успешно при наклеивании флажков или бус на нарисованную нитку.
Задача воспитателя — ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия — «украсить платочек» (квадрат), «расписать тарелку» (круг),круги наклеиваются не на полоску, а на заранее подготовленную форму чашки или блюдца. Квадраты изображают окна, наклеиваемые на силуэт дома.


Средняя группа. задачи по аппликации:
-развивать умение составлять предмет из нескольких частей;
-научить располагать в узоре несколько форм (10 — 12);
-развивать чувство цвета, учить разбирать цвета по контрасту;
-развивать умение различать формы по величине и использовать большие и маленькие формы;
-познакомить с формой овала и треугольника;
-освоить навыки вырезывания по прямой и округлой линиям.

 

Основное усложнение заданий:елочные бусы или флажки изображаются на изогнутой нити.

Композиция узора остается и в этой группе довольно элементарной — заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача — украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части.

Кроме общей формы и цвета, внимание детей привлекает размер и количество частей.


Новая задача, стоящая в средней группе, — освоение навыка резания ножницами. Она требует достаточно развитой координации движений руки. Они учатся разрезать по прямой полосы шириной 3 — 4 см.

Овладев навыком резания по прямой линии, дошкольники учатся вырезывать округлые формы.

 

Старшая группа

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются:

-развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;
-развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;
-использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

 

В этой группе дети учатся вырезывать некоторые формы из бумаги, сложенной вдвое.

Вырезывание предмета из сложенной вдвое бумаги облегчает получение симметричной формы. Освоение этого приема возможно только в старшей группе, так как требует развитого восприятия и аналитического мышления в частности умения расчленить предмет на две половины.

 

В старшей группе дети знакомятся с приемом создания формы путем обрывания краев бумаги, что дает возможность передать особенности фактуры — пушистость снега, меха.

 

В подготовительной группе предусмотрено усложнение учебных задач:
-осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтное;
-развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;
-использовать все цвета спектра и их оттенков.

 

Основная задача в обучении детей 6—7 лет по всем видам изобразительной деятельности — развитие умения создавать изображения, близкие к реалистическим.

Силуэтное вырезывание — один из самых сложных приемов. Освоение силуэтного вырезывания начинается с простых форм (фрукты, овощи, рыбки).

 

В некоторых случаях силуэтное вырезывание проводят по заранее нарисованному контуру.

 

В подготовительной группе - выполнение сюжетной аппликации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: