СРС №10 тема: «Государственные символы России».




Вопросы для самостоятельного изучения:

1.Символы государства (официальные и неофициальные).

2.Государственные символы Российской империи.

3.Государственные символы СССР.

4.Государственные символы Российской Федерации.

5.Значение символики для истории государства.

Символы России… Что это такое? Пожалуй, не найдется в стране такого чело­века, который бы совсем ничего не ответил бы на этот вопрос. Однако ответы без сомнения будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы: поля, леса. Кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины скажут о древнем Московском Кремле, о регалиях – знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. Вспомнив­шие о русском воинстве назовут «Прощание славянки» или Георгиевский крест. Государственная символика и ее значение.

Как много можно узнать о государстве, если исследовать его символы и атрибуты? Что в них зашифровано? Ответ на эти вопросы хранит в себе история формирования государственной символики. Сегодня она существует в триединстве - это герб, флаг и гимн.

Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции. Утверждение символов и атрибутов государства является важной прерогативой верховной власти. Процедура их принятия связана со вступлением в силу специальных законов. В свою очередь, все официальные бумаги должны иметь гербовые знаки. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести. Оскорбление флага – это оскорбление нации, государства. В большинстве стран государственные символы (герб, флаг, гимн) понимаются как общенациональные и объединяющие. Они внесословны, внеклассовы, внепар­тийны. Верность своим эмблемам и способность пронести их сквозь века составляют особую гордость и служат залогом преемственности исторической жизни народов. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность.

Большое значение в символике имеют цвета. Славянские народы предпочитают красные, белые, синие, зеленые краски (синий считался цветом славянской взаимности). Одним из любимых цветов великороссов был красный (красные - солнце, девица, изба, угол, крыльцо, товар, словцо, "прекрасный" - самый красный). Красный и синий были самыми распространенными в народной одежде: синие с красным кушаком кафтаны и рубахи русских крестьян и казаков, синие и красные сарафаны с белыми рубашками русских женщин. Подвенечный наряд невест в народе до ХХ века был красным. Голубой считался цветом Богоматери. Белыми называл народ свою веру, царя и Отечество. По русским обиходным понятиям ХVII-ХIХ веков красный символизи­ровал отвагу, войну, защиту веры и бедных людей, героизм, великодушие, кровь, самопожертвование, огонь, смертный бой. Синий - небо, целомудрие, верность, духовность, веру. Белый - мир, чистоту, правду, благородство, совершенство. Черный - смерть, печаль, монашество, мрак.

Государственным символом является также и гимн - торжественная песнь, при­званная сплачивать нацию. Официальное исполнение его сопровождается встава­нием гражданских лиц и отданием чести военнослужащими. Зарождение гимнов те­ряется в глубокой древности человечества, а ныне они разделились на религиозные, государственные, военные, революционные, партийные. Воспитание чувства уважения и почитания к своим государственным символам составляет одну из задач гражданского образования. России необходимо вспомнить и свои исконные символы - могучего державного орла, простирающего свои крылья по обе стороны света - Европу и Азию. Его главы смотрят и на Восток и на Запад, словно напоминая нам о срединности России в мире, ее великой посреднической роли между двумя мирами. Философ конца XIX века Владимир Сергеевич Соловьев предрекал нашей стране великое будущее, свет для всех народов, идущий от Руси, с ее богатейшей духовностью, древними корнями, гордым и трудолюбивым народом. Державность состоит не столько в том, чтобы быть страшными для своих ближних и дальних соседей, державность состоит в уважении к личности человека, обеспечении его прав и свобод, гармонизации своих интересов с интересами других. Может быть, нет у многих из нас пока того душевного трепета, который присущ другим народам при звуках глинковской музыки, положенной в основу российского гимна. У него пока еще нет слов, как будто заново рождается страна, обретает силу народ и не пришло еще озарение, не пришли те слова, которым суждено стать словами Гимна. Но они непременно родятся, и мы их услышим в своих сердцах. И уже бьется сердце при виде вздымающегося на флагштоке триколора, уже установлены на башенках Государственного Исторического музея, над Красной площадью державные орлы. Россия не умерла, просто который раз в своей судьбе она, словно птица Феникс, восстает из пепла и наполняется новым смыслом, новым величием. И свидетельством этого является утверждение новой - исконно российской символики. Она - связующая нить между прошлым и будущим, из которого мы не вычеркнем ни одной строчки, не вырвем ни единой страницы, ибо все они - исторический опыт народа.

2. Герб. Герб - (польск. herb, от нем. еrbe - наследство), эмблема, наследственный отличительный знак, сочетание фигур и предметов, которым придаётся символическое значение, выражающее исторические традиции владельца. Гербы подразделяются на следующие основные группы: герб государственный, герб земельный (городов, областей, губерний, провинций и др. территорий, входящих в состав государства), герб корпоративный (средневековых цехов), герб родовой (дворянских и буржуазных родов). Герб - специфический исторический источник, изучается вспомогательной исторической дисциплиной геральдикой.

История российского герба начинается с утверждения двуглавого орла в качестве государственной эмблемы Руси. Двуглавый орел - один из древнейших в истории человечества символов власти, верховенства, силы, мудрости. Знакомство Руси с двуглавым орлом восходит к XII-XIII векам (он встречается на декоративной плитке этого времени). Затем его изображение исчезает почти на три столетия и вновь возникает уже на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать двусторонняя, датируется 1497 годом. На одной стороне ее изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой - знаменитый двуглавый орел.

Еще более дискуссионным является вопрос: откуда взялся на Руси образ двуглавого орла: наш, "русский", двуглавый орел был принят в качестве герба по образцу не Византийской, а Священной Римской империи. К сожалению, остается пока гадать и о том, какой именно смысл вкладывали наши далекие предки в изображение двуглавого орла, представленного в фас

Изображенные на ней эмблемы подчеркивали, с одной стороны, древность происхождения власти Ивана III, а с другой - знатность русского государя. Они отвечали политическим устремлениям великого князя (внутригосударственным - объединение русских земель вокруг Москвы, упрочение государственного единства, и внешним - выдвижение Московского государства на международную политическую арену). Эти две эмблемы использовали все последующие государи для своих печатей, они же вошли и в российский государственный герб.

С 1583 год на большой государственной печати изображается двуглавый орел, на груди которого - всадник, поражающий копьем дракона. В 1625 году на печати впервые появился двуглавый орел, коронованный не двумя, а тремя коронами(Вера, Надежда и Любовь).В 1654 году впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен с символами власти - скипетром и державой в лапах, на груди которого расположена фигура всадника, поражающего копьем дракона. Двуглавого орла того времени изображали, как правило, золотым на красном или белом поле. Это цветовое сочетаний приобретает государственный характер: красный (пурпурный) цвет считался царским, и его использование строго регламентировалось; золотой цвет - неизменный символ вечности, постоянства.

В эпоху Петра I (первая четверть XVIII в) государственный герб страны дополняется новыми символами. Меняется и раскраска герба: орел изначально становится черным, а фон - желтым. Это были характерные имперские цвета. Изменяется в это время и трактовка всадника, поражающего змея. Он перевоплощается в образ святого Георгия Победоносца - один из древнейших символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Вокруг щита с этим символом устанавливается цепь со знаком ордена св. Андрея Первозванного (первый военный орден, учрежденный в 1699 г). В довершение к этому двуглавый орел теперь увенчан императорскими коронами.

До середины XIX века существенных изменений в российском гербе не было сделано. В 1856 это было огромное, весьма сложное и громоздкое, нелепое сооружение. В центре располагался двуглавый орел, каждая голова его несла по короне, а третья большая корона возвышалась над первыми двумя. На груди орла находилось изображение св. Георгия Победоносца, поражающего копьем дракона. Орел помещался на фоне геральдического щита, который держали главы небесного воинства - архангелы Михаил и Гавриил с крестом и мечом. Фоном для щита, увенчанного императорской короной, служила "сень" мантия, соединенная со шлемом св. Александра Невского. Над ним громоздилась еще одна корона, а над нею - хоругвь (знамя) с полным повторением всех описанных ранее изображений: и короны, и мантии, и архангелов, и щита, и орла, и всадника. Венчал хоругвь восьмиконечный крест - символ православия. Идею государства, эмблемой которого должен был служить герб, передавала надпись: "С нами Богъ". Этот же девиз повторялся и на шлеме Александра Невского, и на хоругви.

После февральской революции Временное правительство внесло изменения в существовавший государственный герб. Газета "Речь" 29 апреля 1917 года писала: "Юридическое совещание, рассмотрев вопрос о дальнейшем употреблении знака Государственного герба, признало, что двуглавый орел не связан ни с династией Романовых, ни с каким-либо определенным государственным строем... а потому с удалением с него титульных гербов, а равно эмблем монархического характера... орел может быть принят для употребления как герб свободного Российского государства". Так имперский герб оказался значительно "разгружен": были убраны короны, скипетр, держава, гербы царств и земель (в том числе и московской), орденская цепь. За образец был взят орел с печати Ивана III, он изображался с опущенными крыльями, под орлом, в картуше (в овале), помещалось изображение здания Таврического дворца, котором заседала Государственная дума.

В таком виде он просуществовал до октябрьских событий 1917 года, некоторое время сохранялся при новой власти, а в апреле 1918 года упразднен.

Государственный герб СССР, официальная эмблема Советского государства установлен Конституцией СССР (ст.143). Представлял собой серп и молот на земном шаре, изображенном в лучах солнца и обрамленном колосьями, с надписью на языках союзных республик: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", наверху герба - пятиконечная звезда. ГЕРБ СССР символизировал основу общенародного государства - союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином союзном государстве, равноправие социалистических наций, и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран.

Первый герб СССР был утвержден ЦИК СССР 6 июля 1923, описание его было закреплено в Конституции СССР 1924. В 1923-36 надпись "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" делалась на 6 языках (по числу союзных республик, образовавших в 1922 Союз ССР); с изменением числа союзных республик надпись давалась в 1937-46 на 11 языках, в 1946-56 - на 16, с 1956 - на 15 языках. Государственные гербы имели все союзные республики, описание гербов содержалось в Конституциях соответствующих республик. Основными элементами республиканских гербов являлись символ трудового союза рабочих и крестьян - скрещивающиеся серп и молот, и надпись на языке союзной республики: "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Кроме того, в государственных гербах союзных республик были отражены национальные особенности (природы, хозяйства и т.д.) соответствующих республик.

После распада СССР возникла необходимость создания новой государственной символики, отражающей идею нового государственного строя.30 ноября 1993 года президентским Указом был утвержден государственный герб Российской Федерации, представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами две малые и над ними - одна большого размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона".

Так с утратой прежних символов в стране начала официально устанавливаться историческая символика Российского государства. В современном российском гербе воспроизведены основные элементы государственного герба дореволюционной России: двуглавый орел, короны, скипетр, держава, всадник. Вместе с тем он не является копией герба Российской империи.

При выборе современного российского герба за основу был взят тип герба, окончательно утвердившегося в XVII веке, после Смутного времени.

Постараемся дать толкование государственного герба Российской Федерации с поправкой на нашу эпоху, современность. Как мы уже знаем, полностью соответствует исторической традиции использование на гербе золотого и красного цветов. Красный цвет традиционно толковался на Руси как энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество. Слово "красный" при этом тесно связывалось по своему смыслу со словами "красивый", "торжественный" (именно с этими значениями родственно название и Красной площади). Сочетание указанных цветов позволяет аргументировано возразить тем, кто голословно обвиняет российские власти в механическом "восстановлении имперской символики" (хотя, как известно, имперские цвета иные).

Двуглавый орел был и остается символом власти, верховенства, силы, мудрости (власть должна быть твердой и мудрой). Три короны, возможно, и выглядят на современном гербе архаично, но отнюдь не являются символами монархии. На Российском гербе короны можно трактовать как символы трех ветвей власти - исполнительной, законодательной и представительной. Скипетр, первоначально символизировавший ударное оружие, бдительность и отстаивание государственной независимости, в наше время символизирует на гербе защиту суверенитета как всего Российского государства, так и его отдельных территорий, федеральных республик. Держава, введенная в царский обиход Борисом Годуновым, которая называлась в ту пору "яблоком", является символом единства, целостности государства. Изображенный на красном щите всадник, поражающий змея, св. Георгий Победоносец (хотя в описании современного герба он таковым не называется), - это символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Таким образом, существующий ныне герб Российской Федерации не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных, "имперских" устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет Российского государства.

Флаг. Флаг - один из важнейших символом государства, он выразитель функционирования единого государства, его независимости, суверенитета. Российский бело-сине-красный флаг на рубеже 80-90-х годов XX столетия стал символом возрождения суверенитета России, ее независимости и самостоятельности. Известные события 19-21 августа 1991 года "подтолкнули" общественность и руководство России к принятию конкретных мер по возрождению национальных символов, в частности, российского трехцветного флага. Когда появился российский трехцветный флаг и почему нашему флагу присущи именно белый, синий и красные цвета? Что они обозначают? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к истории российского флага.

Пока на Руси не было единого государства, не могло существовать и государственного флага. После введения христианства на Руси на стягах стали изображать крест Господень и они приобрели значение святыни. В конце XIV века на русских стягах появляется лик Спасителя, что отражало определенную ступень объединения русских племен вокруг символа христианской веры. А к началу XVII века имя стяг окончательно заменяется словом "знамя".

XVII век стал временем, когда на знаменах перестают изображать иконописные сюжеты. Начало этому положил царь Михаил Федорович, при котором в 1614 году войску Донскому было пожаловано знамя с изображением двуглавого орла. На груди царственной птицы размещался Георгий Победоносец на коне, колющий копьем змия. Появление на знамени герба свидетельствовало о высокой степени централизации государства, которая еще более усилилась в царствование Алексея Михайловича. Значение государственного приобрело династическое романовское знамя - "гербовное" (гербовое), белое шелковое, с алой каймой знамя царя Алексея Михайловича с золотым орлом, на груди которого был изображен "царь, колющий копьем змия". Белый, синий и красные цвета появились как основа государственного флага не вдруг и не сразу. Отчетливо государственное значение красный, синий и белые цвета приобретают в XVII веке. Именно тогда в столице стали встречать иностранных послов с выносом нескольких знамен белого, синего и красного цветов. В выборе цветов не последнюю роль сыграла отечественная традиция. Выше уже говорилось о пристрастии русских к красному цвету. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, красным бархатом обшивались изнутри царские суда и кареты, под красными балдахинами появлялись цари перед народом. Именно красный цвет можно считать традиционным цветом русских царей и российской монархии до XIX века. Голубой считался цветом Богоматери, покровительницы русской церкви; голубые балдахины патриархов во время крестных ходов указывали на их причастность к служению ей. Белый цвет был символом свободы и величия (отсюда фольклорный "белый" царь, то есть независимый). Сочетание этих трех цветов, отлично видимых даже в пасмурную погоду, напоминало о свободе и православии того государства, которому принадлежал флот.

Трехцветный военно-морской флаг в самом конце XVII века стал общепринятым. Под таким флагом молодой Петр I плавал на судах по Белому, Азовскому морям. Пребывание трехполосного военно-морского флага в международных водах, несомненно, поднимало его значение до государственного. В 1693 году бело-сине-красный флаг официально становится государственным флагом. "Трехцветный флаг с двуглавым орлом… в том же 1693 году был назван флагом Царя Московского". В 1699 году Петр I собственноручно сделал чертеж флага с тремя полосами - белой, синей, красной - и подписал его. В 1701 году на военном флоте вместо трехцветного вводится Андреевский флаг, представлявший собой белое полотнище с лазурным крестом с угла на угол.. С бело-сине-красным флагами русские войска одержали победу над шведами под Полтавой во время Семилетней войны, пройдя с боями Восточную Пруссию, в 1760 году вошли в Берлин. Под этим флагом сражались войска Суворова, проходила Отечественная война 1812 года.

В XIX веке белой, синей и красной полосе придали значение содружества Белой, Малой и Великой Руси. Последняя в этом толковании получила красный цвет.

В 1858 году для российского государственного флага произошли крутые перемены. По императорскому Указу Александра II был утвержден имперский государственный флаг - черно-желто-белый. Народ не принял имперский флаг. Существование двух флагов породило в стране немало дискуссий, вызвало массу неудобств. Черно-желто-белый флаг был государственным с 1858 по 1883 год. Александр III перед своей коронацией, 7 мая 1883 года "высочайшим поведением... дозволил" украшать здания исключительно русским флагом.

Вопрос о том, какие цвета должны быть использованы во время коронации Николая II, был рассмотрен специальной комиссией, которая в своём решении 5 апреля 1896 года указала, что белый, синий и красный цвета с исторической и геральдической точек зрения по праву могут считаться русскими национальными цветами: «Бело-сине-красный флаг, учреждённый императором Петром Великим, имеет за собой почти 200-летнюю давность. В соответствии с этим 14 мая 1896 года коронация императора Николая II прошла со множеством бело-сине-красных флагов, драпировок и др. Участникам коронации раздавались бело-сине-красные нагрудные ленточки, почётным гостям вручались памятные медали на бело-сине-красных лентах.

Вся февральская революция 1917 года прошла не под национальным, а под красным флагом. Трехцветная символика стала шире применяться лишь с июня 1917 года, когда нужно было вдохновить армию к продолжению борьбы с противником на фронтах первой мировой войны. Неизмеримо выросло значение трехцветного символа в период гражданской войны. Уже в апреле 1918 года на заседании большевистской фракции ВЦИКа, в связи с приближением Первомая, по предложению Якова Свердлова было принято решение считать красный флаг национальным российским флагом. В июле 1918 года Пятый Всероссийский съезд Советов утвердил красный флаг как единый - торговый, морской и военный. В ноябре 1918 года на Лобном месте Красной площади состоялась символическая публичная казнь - сожжение "эмблем старого строя", в том числе и трехцветных флагов, и над "пеплом старого строя" были подняты "эмблемы нового социалистического строя III Интернационала. Каждого, у кого под подкладкой одежды обнаруживали старые знамена, расстреливали на месте. Вся русская эмиграция продолжала считать бело-сине-красный флаг национальной святыней.

Согласно Конституции СССР, флаг СССР представляет собой красное прямоугольное полотнище с изображением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Флаг является символом государственного суверенитета СССР и нерушимого союза рабочих и крестьян в борьбе за построение коммунистического общества". Красный цвет флага - символ героической борьбы советского народа, руководимого КПСС, за построение социализма и коммунизма, серп и молот означают незыблемый союз рабочего класса и колхозного крестьянства. Красная пятиконечная звезда на флаге СССР - символ конечного торжества идей коммунизма на пяти континентах земного шара.

Восстановление трехцветного российского флага в качестве государственного является в наше время вполне закономерным. Возрождающейся российской государственности необходимы символы, овеянные славой и доблестью наших соотечественников, символы, свободные от идеологий и классовых интересов, символы, объединяющие нацию. Российский трехцветный флаг отвечает важнейшим требованиям, которые предъявляются в мире к подобной символике. Во-первых, ему присуща историческая преемственность: он полностью соответствует российскому флагу эпохи Петра Великого, когда трехцветный флаг окончательно приобретает статус государственного. При этом цвета русского флага имеют глубокий смысл, отражают духовные начала россиян: белый символизирует мир, чистоту, правду, непорочность, нетленное совершенство; синий - веру и верность, постоянство; красный - энергию, силу, кровь, пролитую за отечество. Поэтому цвета белый, синий и красный являются одновременно и государственными и народными, национальными. Во-вторых, российский флаг - деидеологизирован. Он не несет никаких идеологических, политических, конфессиональных (религиозных) и иных признаков. Наш флаг внесословен, внеклассов, внепартиен, а потому постоянен. Цветовая символика его не зависима от социально-классового и национального состава общества, характера общественного и государственного строя, оттого, какая партия является правящей. В-третьих, непременное условие любою государственною флага - его узнаваемость. Российский государственный флаг является единственным в мире (по цвету и их сочетанию). Поэтому он узнаваем и воспринимается только как государственный флаг Российского государства.

В целях воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам в августе 1994 года президентским Указом установлен праздник День Государственного флага Российской Федерации, который принято отмечать 22 августа.

Гимн. В "Толковом словаре русского языка" С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово "гимн" трактуется как:

1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства;

2. Вообще - хвалебная песня, музыкальное произведение.

Гимн (греч. hymnos), торжественная песнь на стихи программного характера. Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев и т.д. Истоки гимна - в глубинах истории. Уже несколько тысячелетий назад у некоторых народов были созданы торжественные песнопения. Они славили красоту родной земли и ее богатства, подвиги предков. Революционный пролетариат создал свой гимн - " Интернационал". До 1 января 1944 он был также государственным гимном СССР.

В величайший памятник культуры Руси XII века "Слово о полку Игореве", в нем содержатся строфы, выражающие скорбь и гнев народа, восславляющие подвиги героев во имя Отечества.

В России впервые потребность в гимне в придворно-военном обиходе появилась при Петре I.

В времена Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) музыка стала составной и непременной частью жизни двора и петербургского дворянства. Все торжества и праздники сопровождались вокальной и инструментальной музыкой. В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) большое распространение получают ритуалы по случаю побед русского оружия. В форме полонеза для оркестра и хора на слова крупнейшего поэта екатерининской эпохи Г.Р. Державина "Русский победный гимн времен Екатерины Великой". Полонез приобрел исключительную популярность, став на некоторое время русским национальным гимном. Этой музыке была суждена и более продолжительная жизнь. П.И. Чайковский использовал полонез в сцене бала в опере "Пиковая дама".

С 1816 года официальным в России стал английский гимн "Боже, храни короля". Русский текст его был написан в 1833 году известным русским поэтом В.Л. Жуковским. Однако такая держава как Россия, безусловно, нуждалась в собственном национальном гимне, музыкальная основа которого угрожала бы истинную душу и характер российского народа. Поэтому в том же 1833 году царствовавшим тогда императором Николаем I было дано указание близкому к придворным кругам композитору А.Ф. Львову сочинить музыку национального гимна на слова В. А, Жуковского, который сказал: «Я почувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войск, годный для народа от ученого до невежды". Написанный им Национальный гимн впервые прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. А по Указу Николая I от 31 декабря 1833 года гимн, получивший название "Боже, царя храни!", был объявлен государственным. Этот гимн звучал в России до 1917 года. После февральской революции 1917 года Временное правительство отказалось от старого гимна. В период от февраля до октября 1917 года в России звучало вместо старого гимна произведение композитора В. Березовского под названием "Гимн свободной России" на слова Д. Ратгауза. После октябрьской революции большевики утвердили в качестве своего гимна музыку известного "Интернационала". Но в годы Великой Отечественной войны было принято решение о создании нового государственного гимна, что, несомненно, отвечало объективным требованиям времени. Новый государственный гимн СССР (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова и Г. Эль-Регистана) впервые был исполнен в ночь на 1 января 1944 года по Всесоюзному радио. После войны сложилась парадоксальная ситуация. Существовал государственный гимн СССР. В каждой союзной республике звучал также свой собственный национальный гимн. И только РСФСР - единственная республика в составе СССР, не имела своего гимна. Идея создания российского гимна возникла вновь в 1990 году, что было естественным и закономерным в условиях начавшегося развала СССР, краха коммунистической идеологии, борьбы демократических сил за российский суверенитет, возрождения национальных традиций и государственных символов России. С предложением взять за основу гимна "Патриотическую песнь" М. Глинки выступил известный композитор Родион Щедрин. После прослушивания на комиссии полной оркестровой записи сочинение Глинки "Патриотическая песнь" было утверждено в качестве музыкальной основы будущего гимна России. Специалисты так аргументировали свои доводы: мелодии присущи величавость и лаконизм; она легко запоминается, изначально не связана словом, что дает свободу для создателей текста гимна, на который тогда же был объявлен профессиональный конкурс.

"Патриотическая песнь" выдающегося русского композитора Михаила Ивановича Глинки, дошедшая до нас в виде небольшой (всего 16 тактов) мелодии для фортепиано, представляет собой, вне сомнения, замысел отечественного гимна.

11 декабря 1993 года Указом Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина утверждены Государственный гимн на основе мелодии "Патриотической песни" М.И. Глинки (слова, разумеется, были удалены) Однако гимн так остался полуофициальным, поскольку не был утвержден Государственной Думой. Такой ситуация оставалась вплоть до 2000 года.

С избранием в России нового президента, В.В. Путина, вопрос о гимне сдвинулся с мертвой точки. В результате решения новый гимн РФ должен исполняться на знакомую уже нам музыку А.В. Александрова. Текст гимна снова написал С.В. Михалков, слова стали иными. Гимн был утвержден 30 декабря 2000 года. Согласно закону, гимн должен исполняться точно в соответствии с утвержденным текстом и музыкой. Он должен звучать в особо торжественных случая. Россияне должны петь свой гимн, как поют свои национальные гимны народы многих стран, с воодушевлением, подъемом и гордостью за свою страну, народ, Отчизну. Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.

После самостоятельного изучения студент должен знать:

-определения основных понятий темы;

-символы государства (официальные и неофициальные).

-государственные символы Российской империи.

-государственные символы СССР.

-государственные символы Российской Федерации.

Уметь:

-определять значение символики для истории государства;

 

Задание: Ознакомьтесь с методическими рекомендациями для самостоятельного изучения темы. Составьте конспект согласно плану изучения. Сделайте вывод. Подготовьте презентацию по теме СРС.

 

Список использованной литературы.

1.Соболева Н.А. Российская государственная символика: история и современность. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: