При разрыве грузового поезда на перегоне и доставке его на станцию следует руководствоваться п. 16.48 ПТЭ и ИДП:
* если поезд не может самостоятельно следовать после остановки, его выводят с перегона вспомогательным локомотивом в соответствии с порядком, установленным Инструкцией по движению поездов и маневровой работе;
* на участках, оборудованных автоблокировкой и поездной радиосвязью, для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду может быть использован локомотив следом идущего грузового поезда и, в исключительных случаях, разрешается подталкивание следом идущим поездом нормального веса и длины;
* при вынужденной остановке на перегоне моторвагон-ного поезда и невозможности его дальнейшего самостоятельного движения разрешается прицеплять к нему следом идущий моторвагонный поезд для вывода сдвоенным составом на станцию.
При доставке разорвавшегося поезда с перегона поврежденные соединительные тормозные рукава следует заменить запасными или снятыми с хвостового вагона и локомотива.
В процессе вывода разорвавшегося поезда отсутствие сжатого воздуха в тормозной сети последних вагонов может быть допущено только в случае невозможности восстановления целостности тормозной магистрали и необходимости перекрытия по этой причине концевых кранов. При этом машинист поезда, находящегося на подъеме, должен заявить о необходимости постановки вспомогательного локомотива в хвост поезда для следования до ближайшей станции, где неисправность должна быть устранена или неисправный вагон отцеплен. Порядок вывода таких поездов с перегона, скорость их следования, с учетом обеспеченности тормозным нажатием, устанавливаются приказом начальника отделения и указываются в местных инструкциях.
|
Перед отправлением поезда с перегона необходимо выполнить сокращенное опробование автотормозов (Инструкция № ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277, гл. 17).
вопрос: сход подвижного состава;
вопрос: снежные заносы, завалы, сели, обвалы, затопления и другие повреждения инфраструктуры;
ответ; Машинист поезда при обнаружении неисправности (толчка) в пути обязан снизить скорость, чтобы проследовать опасное место без угрозы схода подвижного состава, а при необходимости и остановить поезд. Затем надо немедленно сообщить по поездной радиосвязи машинистам следующих за ним поездов, дежурному ближайшей станции или поездному диспетчеру по форме: «Внимание, внимание! Слушайте все! Я, машинист... поезда №.... на... км пикета обнаружил толчок (боковой, вертикальный или стук и т.д.) при скорости... км/ч».
Машинисты вслед идущих поездов, получив сообщение о толчке, обязаны проследовать указанное место со скоростью не более 25 км/ч с особой бдительностью и готовностью остановиться. О выявленных на месте препятствия недостатках сообщить по радиосвязи машинистам за ними идущих поездов и дежурному по станции. При обнаружении неисправности, угрожающей безопасности движения, остановить поезд и возобновить движение только после ее устранения («Регламент действий работников, связанных с движением поездов в аварийных и нестандартных ситуациях»).
При обнаружении на перегоне внезапно возникшего препятствия для движения поездов (лопнувший рельс, размыв пути, обвал, снежный занос и т.д.) необходимо остановить приближающийся поезд, предупредить о препятствии машиниста. Место препятствия должно быть осмотрено совместно с машинистом. Если по нему можно пропустить поезд (при отсутствии бригадира пути возможность пропуска поезда решает машинист), то он пропускается со скоростью 5 км/ч.
|
Если поезд остановлен у лопнувшего рельса (полный отказ), по которому согласно заключению бригадира пути, а при его отсутствии — машиниста, возможно пропустить поезд, то по нему разрешается пропустить только один первый состав со скоростью не более 5 км/ч. По лопнув-
шему рельсу в пределах моста или тоннеля пропуск поездов во всех случаях запрещается
вопрос: толчок в пути, неисправности пути и порядок действий при их обнаружении;
вопрос: действия локомотивной бригады (бригады ССПС) при наезде на людей и автотранспорт;
- получение информации о минировании или угрозе террористического акта, захвате заложников, угрозе оружием или действием;
вопрос: оказание помощи поезду, остановившемуся на перегоне;
ответ: 7.18. На участках, оборудованных автоблокировкой и поездной радиосвязью, в условиях хорошей видимости для оказания помощи остановившемуся на перегоне поезду можно использовать:
одиночный локомотив, следующий по перегону за остановившимся поездом;
локомотив, отцепленный от состава грузового поезда, следующего по перегону за остановившимся поездом;
сзади идущий грузовой поезд без отцепки от него ведущего локомотива.
Тот или иной способ оказания помощи осуществляется по регистрируемому приказу поездного диспетчера, передаваемому машинистам обоих локомотивов после всесторонней оценки им создавшейся обстановки.
|
Запрещается для оказания помощи отцеплять локомотив от людского поезда и поезда, в котором есть вагоны с опасными грузами класса 1 (ВМ). Такие поезда нельзя также использовать для оказания помощи без отцепки локомотива от состава.
7.19. Если помощь оказывается одиночным локомотивом, следующим по перегону за остановившимся поездом, приказ передается по форме:
"Машинисту локомотива поезда N...... Окажите помощь остановившемуся впереди поезду N....ДНЦ......".
При оказании помощи одиночным локомотивом, отцепляемым от состава сзади идущего грузового поезда, приказ передается по форме:
"Машинисту поезда N..... Закрепите состав поезда, отцепитесь от него и окажите помощь остановившемуся впереди поезду N...... ДНЦ........"
До передачи такого приказа поездной диспетчер обязан убедиться в том, что состав поезда, от которого надо отцепить локомотив, расположен на благоприятном профиле и может быть закреплен порядком, предусмотренным в пункте 7.2 настоящей Инструкции. Машинисту локомотива запрещается отцеплять локомотив от состава поезда без закрепления вагонов от ухода.
7.20. Машинистам локомотивов, используемых для оказания помощи, после получения приказа поездного диспетчера разрешается проследовать на занятый блок-участок и продолжить движение со скоростью, обеспечивающей остановку у впереди стоящего поезда. Не доезжая до состава этого поезда, машинист должен остановиться, лично осмотреть автосцепку хвостового вагона, автосцепку локомотива закрепить в положении "на буфер" и только после этого осторожно подъехать к составу. Толкание начинается по сигналу (указанию), подаваемому машинистом первого поезда, а в дальнейшем машинисты обоих локомотивов обязаны по радио поддерживать связь друг с другом и согласовывать свои действия. По миновании надобности в оказании помощи второй локомотив по сигналу (указанию) с ведущего локомотива прекращает подталкивание. Если помощь оказывалась одиночным локомотивом, следовавшим за остановившимся поездом, то после прекращения подталкивания он продолжает движение, самостоятельно руководствуясь сигналами автоблокировки.
При оказании помощи локомотивом, отцепленным от сзади идущего поезда, этот локомотив после прекращения подталкивания возвращается к оставленному составу, причем если этот локомотив в процессе оказания помощи вместе с поездом прибудет на впереди находящуюся станцию, возвращение его к оставленному на перегоне составу производится по указанию дежурного по станции без вручения дополнительного разрешения на занятие перегона. Не доезжая оставленного состава, машинист останавливает локомотив и лично убеждается в готовности автосцепки к сцеплению. Дальнейшее движение локомотива для прицепки к составу производится с особой осторожностью.
После прицепки локомотива и зарядки тормозной воздушной магистрали до установленного давления производится сокращенное опробование автотормозов, а затем работниками локомотивной бригады или главным кондуктором извлекаются из-под колес вагонов тормозные башмаки и отпускаются ручные тормоза.
7.21. Оказание помощи остановившемуся на перегоне поезду сзади идущим поездом без отцепки от него ведущего локомотива производится в исключительных случаях, лишь на участках, устанавливаемых начальником железной дороги, и при условии, что вес и длина поезда, используемого для оказания помощи, не превышает установленных норм. Одновременно с установлением участков и перегонов, где такой способ оказания помощи разрешается применять, начальником железной дороги должен быть определен порядок действий работников (поездных диспетчеров, машинистов поездных локомотивов, дежурных по станциям и др.) при выполнении указанной операции.
7.22. Оказание помощи для соединения частей расцепившегося на перегоне состава грузового поезда производится в случаях, предусмотренных в пункте 7.10 настоящей Инструкции, только по просьбе машиниста поезда, в котором произошло разъединение. Помощь может быть оказана одиночным локомотивом, следующим за расцепившимся поездом или идущим за ним грузовым поездом, без отцепки от него ведущего локомотива.
Приказ диспетчера об оказании помощи передается в этих случаях по форме:
"Машинисту локомотива поезда N..... Соединитесь с хвостовыми вагонами, отцепившимися от остановившегося впереди поезда N...... и окажите помощь при соединении этих вагонов с головной частью состава. ДНЦ........"
Вне зависимости от того, осуществляется ли помощь одиночным локомотивом или локомотивом вместе с составом сзади идущего поезда, должно производиться сцепление локомотива, оказывающего помощь, с последним вагоном отцепившейся части поезда. Дальнейшие действия производятся по указанию машиниста локомотива первого поезда после выполнения им требований, предусмотренных в пункте 7.9 настоящей Инструкции, при этом в зависимости от расстояния между расцепившимися вагонами, количества вагонов в головной и отцепившейся частях состава, профиля пути и др. соединение может осуществляться или путем осаживания головной части первого поезда, или путем надвига отцепившихся вагонов до соединения их с головной частью первого поезда. После соединения расцепленных частей помощник машиниста второго поезда отцепляет локомотив от последнего вагона и оба поезда продолжают движение самостоятельно, руководствуясь сигналами автоблокировки.
вопрос: возвращение поезда с перегона на станцию отправления;
ответ: 7.14. Если после остановки на перегоне поезд не может продолжать движение вперед и его необходимо возвратить на станцию отправления, машинист лично, через главного кондуктора или работника локомотивной бригады должен сообщить об этом (письменно, по телефону или радиосвязи) дежурному по станции или поездному диспетчеру.
Получив такое сообщение, поездной диспетчер закрывает перегон (соответствующий путь перегона) и устанавливает порядок возвращения поезда на станцию отправления.
7.15. Как правило, возвращение поезда с перегона должно производиться вспомогательным локомотивом. В исключительных случаях остановившийся поезд (за исключением пассажирского поезда) может быть осажен до входного сигнала станции или до сигнального знака "Граница станции". Осаживание производится после закрытия приказом поездного диспетчера перегона (или пути) для движения всех поездов и передачи машинисту остановившегося поезда регистрируемого приказа дежурного по станции по форме:
"Перегон...... (или путь перегона) для движения всех поездов закрыт. Поезд N..... разрешается осадить до входного сигнала (или до сигнального знака "Граница станции").
ДСП.... (название станции и подпись)".
При отсутствии радиосвязи или телефонной связи осаживание поезда после приказа поездного диспетчера о закрытии перегона производится после вручения (через нарочного) машинисту остановившегося поезда разрешения на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали.
На перегонах, оборудованных автоблокировкой, приказ о возможности осаживания поезда или разрешение на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали могут быть переданы машинисту остановившегося поезда лишь при свободности от других поездов участка пути между остановившимся поездом и входным сигналом (или сигнальным знаком "Граница станции") станции.
Если на перегоне, оборудованном автоблокировкой, отправившийся поезд остановился, не освободив первого блок-участка, то осаживание поезда до входного сигнала или до сигнального знака "Граница станции" может быть произведено без закрытия перегона по разрешению дежурного по станции:
"Машинисту поезда N...... разрешаю осадить поезд до входного сигнала (до сигнального знака "Граница станции").
ДСП........ (название станции и подпись)".
7.16. Скорость осаживания остановившегося на перегоне поезда до входного сигнала (или до сигнального знака "Граница станции") станции отправления должна быть не более 5 км/ч. Впереди осаживаемого по перегону поезда (на переходной площадке или специальной подножке вагона) должен находиться работник локомотивной бригады, кондуктор или другой работник по указанию машиниста.
Осаживание с перегона моторвагонных поездов, специального самоходного подвижного состава и одиночных локомотивов производится со скоростью, обеспечивающей остановку в пределах видимости сигналов и подвижного состава; машинист моторвагонного поезда переходит в другую (головную по направлению осаживания) кабину управления.
Если хвост отправленного поезда еще не вышел за границу станции, то осаживание такого поезда при необходимости производится маневровым порядком по устному указанию дежурного по станции со скоростью не более 5 км/ч. На переходной площадке или специальной подножке первого по ходу движения вагона осаживаемого поезда должен находиться работник локомотивной бригады или кондуктор, другой работник по указанию дежурного по станции.
7.17. Прием возвращаемых с перегона поездов на станцию производится по открытому входному светофору или при запрещающем показании светофора порядком, установленным в пункте 9.30 настоящей Инструкции.
вопрос: отправление восстановительных и пожарных поездов;
ответ: 5. Восстановительные, пожарные поезда, специальный самоходный подвижной состав и вспомогательные локомотивы во всех случаях отправляются на перегон, закрываемый для движения всех других поездов, порядком, предусмотренным в пункте 10.10 настоящей Инструкции. Машинисту локомотива выдается разрешение на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали (бланк формы ДУ-64 приведен на стр. 127). В нем на основании требования и в зависимости от того, с какой стороны (с головы или хвоста) оказывается помощь, должно быть указано место (километр), до которого должен следовать восстановительный, пожарный поезд или вспомогательный локомотив.
Если помощь оказывается со стороны хвоста поезда, километр, указанный в требовании о помощи, изменяется с учетом длины поезда.
Разрешение на бланке белого цвета с красной полосой по диагонали выдается машинисту и в тех случаях, когда у места препятствия для движения поездов на перегоне открывается временный пост. При этом движение восстановительных, пожарных поездов и вспомогательных локомотивов производится по предварительному согласованию дежурных по станциям, ограничивающим перегон, с дежурным по посту.
Порядок отправления вспомогательных локомотивов на участки, оборудованные диспетчерской централизацией, предусмотрен в п. 2.8 настоящей Инструкции.
вопрос: действия локомотивной бригады (бригады ССПС) при порче локомотива (ССПС);
- действия локомотивной бригады (бригады ССПС) при обнаружении "ползуна" ("навара") и других неисправностей на колёсной паре, проворота бандажа колёсной пары;
вопрос: действия локомотивной бригады при неисправности контактной сети или повреждении токоприёмника;
ответ;. При повреждениях токоприемников электроподвижного состава или устройств контактной сети в пути следования или во время стоянки локомотивная бригада немедленно через дежурного ближайшей станции информирует о случившемся по радиосвязи энергодиспетчера и локомотивного диспетчера с указанием номера пути, километра и пикета, где произошла неисправность, и что повреждено. Они, в свою очередь, сообщают руководству участка электроснабжения, локомотивного депо, отделов электрификации, энергетики и локомотивного хозяйства отделения дороги.
Сообщение должно быть четким, содержать все данные для принятия решения о порядке восстановления и соответствовать следующему типовому тексту:
«Перегон..., станция.... пункт №..., км..., пикет, парк, горловина..., поезд №..., локомотив, электропоезд серия... №..., время... ч... мин..., фамилия машиниста..., характер отказа...
Решение о дальнейших действиях локомотивной бригады...»
Примеры сообщения о характере отказа:
о падение опоры. Препятствие по... и... путям;
О обрыв контактного провода;
?* обрыв струны. Возможен проход ЭПС с опущенными токоприемниками;
?1 пережог двухконтактных проводов при подъеме токоприемника на стоянке. Причина — короткое замыкание в крышевом оборудовании электровоза;
О пережог контактного провода. Причина — короткое замыкание на открытый люк цистерны;
О излом токоприемника на стрелке №...;
О наклон опоры контактной сети и завышенный зигзаг контактного провода.
Сообщение машиниста дежурный по станции подтверждает указанием своей фамилии и времени приема.
На место повреждения токоприемника или контактной сети энергодиспетчер незамедлительно направляет работника дистанции контактной сети для осмотра ее состояния и принимает решение о порядке проследования электроподвижного состава на участке.
2. При неисправности токоприемника (без повреждения контактной сети) машинист осматривает его, не поднимаясь на крышу. Если он находится в пределах габарита и не касается крыши электровоза или электропоезда, машинисту разрешается проследовать до соседней станции, депо или пункта технического обслуживания на исправном токоприемнике, предварительно отключив поврежденный крышевым разъединителем и перекрыв кран подвода воздуха к его клапану.
По прибытии на ближайшую станцию машинист после снятия напряжения в присутствии работника контактной
сети осматривает его и после подачи напряжения следует на исправном токоприемнике в депо для ремонта или смены поврежденного.
3. При необходимости восстановления оборудования контактной сети энергодиспетчер организует немедленный выезд на место бригады дистанции контактной сети. Осмотр ее с крыши электровоза (электропоезда) следует производить с обязательным выполнением требований правил техники безопасности.
Все работы должны выполняться под руководством работника дистанции контактной сети. Он совместно с локомотивной бригадой определяет возможность дальнейшего следования электроподвижного состава и принимает необходимые меры к быстрейшему освобождению перегона и открытию движения поездов с поднятым или опущенным неисправным токоприемником.
4. Во время движения с появлением ненормального токосъема (недопустимое искрение и отрывы токоприемника из-за неисправности контактной сети или токоприемника) машинист должен сообщить по поездной радиосвязи энергодиспетчеру, который на это место направляет работников контактной сети для ее осмотра.
Если недопустимое искрение происходит в результате гололедно-изморозных отложений или повышенных токовых нагрузок, машинист должен поднять второй токоприемник. Поднимать и опускать токоприемники разрешается только при отключенных силовых и вспомогательных цепях и контакторах электроотопления вагонов. На электровозах поднимать токоприемники следует поочередно.
Подъем токоприемников на электровозах и электропоездах на ходу разрешается только на главных путях станции и перегоне при отключенных электрических цепях в случаях:
0 скорости движения до 70 км/ч (одиночная тяга) — поочередно по одному на электровозе или до трех одновременно на электропоезде;
® скорости движения до 40 км/ч (двойная тяга, как по системе многих единиц) — по одному на каждом электровозе одновременно или более трех на электропоезде;
© скорости движения до 30 км/ч и сильного ветра, вызывающего сильное колебание контактного провода — на электровозе должен быть поднят второй токоприемник;
0 обледенения контактного провода — на электровозе должен быть поднят второй токоприемник.
5. Запрещается подъем токоприемников электровозов и электропоездов при движении под искусственными сооружениями, сопряжениями анкерных участков, секционными изоляторами, воздушными стрелками и на расстоянии ближе 70 м от них.
6. Запрещается остановка и стоянка электровозов и электропоездов с поднятыми токоприемниками в местах токоразделов: на изолирующих сопряжениях анкерных участков (воздушных промежутках) и секционных изоляторах (Инструкция № ЦТ-ЦЭ/844).
7. При отсутствии напряжения в контактной сети продолжительностью до одной минуты машинист снимает нагрузку, а после двух минут опускает токоприемники и останавливает поезд. По окончании двух минут после опускания токоприемников машинист их поднимает, внимательно наблюдая за ними, крышевым и подвагонным оборудованием с целью выявления неисправностей. На электропоездах токоприемники следует поднимать раздельно.
В интервале времени между двумя и четырьмя минутами проверяется исправность устройств электроснабжения при опущенных токоприемниках на ЭПС.
8. На месте повреждения токоприемника и контактной сети или по прибытии на станцию (в депо) составляют первичный акт в двух экземплярах произвольной формы за подписью машиниста или представителя депо и работника дистанции контактной сети с указанием причин и характера повреждений (Инструкция № ЦТ-ЦЭ/4202).
- ведение поезда при сложных метеоусловиях, гололёде и низких температурах;
- действия локомотивной бригады (бригады ССПС) при возникновении пожара в поезде, на локомотиве (ССПС).
ответ: ПОЖАР В ПОЕЗДЕ
При возникновении пожара в поезде ответственность за организацию и руководство тушением пожара, эвакуацию пассажиров, спасение подвижного состава и грузов до прибытия подразделений пожарной охраны возлагается на машиниста: в грузовом поезде, в дизель-поезде, электропоезде, автомотрисе.
В грузовых поездах при многократной тяге ответственность несет машинист ведущего локомотива.
При пожаре в пассажирском поезде машинист локомотива действует по указанию начальника поезда, который является ответственным за организацию тушения пожара.
На станциях машинист локомотива грузового поезда действует по указанию начальника станции или его заместителя, а в их отсутствие — дежурного по станции (Инструкция № ЦТ-ЦУО/175).
При обнаружении пожара на локомотиве или в составе поезда машинист обязан принять меры к остановке поезда, соблюдая следующие требования и условия:
^ категорически запрещается останавливать поезда с горящими вагонами, независимо от рода груза, на железнодорожных мостах, путепроводах, виадуках, эстакадах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или в других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров;
^ в отдельных случаях, когда пожар обнаружен в грузовом поезде на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или когда потушить пожар имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов I — III классов (взрывчатые материалы, газы, сжиженные и растворенные под давлением, легковоспламеняющиеся жидкости), может продолжать следование до ближайшей станции. При этом надо сообщить о пожаре и роде горящего груза поездному диспетчеру или дежурному по станции, на которую следует поезд, для принятия ими мер к вызову пожарных подразделений и подготовке средств пожаротушения;
^ останавливать поезд на электрифицированных линиях надо с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками, а также на сопряжениях анкерных участков;
^ при пожаре в вагоне с разрядными грузами поезд надо остановить в таком месте, чтобы в случае взрыва в горящем вагоне уберечь людей и животных от гибели или отравления, а станционные, складские и другие здания, мосты, находящийся на путях подвижной состав — от повреждений и пожара;
^ в случае пожара на тепловозе или моторном вагоне дизель-поезда, оборудованном установкой пенного или порошкового пожаротушения, при торможении следует сохранить максимально возможное давление воздуха в главных воздушных резервуарах, которое необходимо для эффективной работы установки. Ручку крана машиниста после торможения нужно поставить в положение перекрыши без питания.
Одновременно с принятием мер по остановке поезда машинист должен подать сигнал пожарной тревоги и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.
Пожар на электрифицированных линиях представляет особую опасность, так как провода и конструкции контактной сети находятся под номинальным напряжением 3 кВ при постоянном токе и 25 кВ при переменном.
В случае пожара в поезде на электрифицированном участке должны соблюдаться следующие требования:
Э если пожар возник на крыше локомотива или вагона и в других случаях, когда имеется опасность поражения током, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру или дежурному по станции и одновременно с вызовом пожарного подразделения потребовать снятия напряжения с контактной сети на участке, где остановился поезд;
О при тушении пожара запрещается до снятия напряжения приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушных линий — на расстояние менее 10 м до их заземления;
О применять для тушения пожаров воду или пенные средства можно только после снятия напряжения с контактной сети и воздушных линий и их заземления установленным порядком.
Контактная сеть и воздушные линии без заземления рассматриваются как находящиеся под напряжением, даже если напряжение снято. Напряжение считается снятым только в том случае, когда получено письменное разрешение электромонтера контактной сети на тушение пожара с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и времени снятия напряжения. (
В тех случаях, когда прибытие электромонтера и получение письменного разрешения требует времени, за которое может произойти значительное развитие пожара с опасными последствиями, можно принять разрешение по радио. В нем должны быть указаны номер регистрируемого приказа энвргодиспетчера, с каких устройств снято напряжение и время его снятия.
Получив разрешение, машинист обязан по киловольтметру убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети, заземлить ее установленным порядком и доложить об этом руководителю тушения пожара. Когда убедиться в отсутствии напряжения в контактной сети не представляется возможным, а также нельзя надежно ее заземлить, письменное разрешение электромонтера обязательно.
На электрифицированных путях станций постоянного тока, оборудованных стационарными разъединителями контактной сети с заземляющим ножом, установка переносных штанг не требуется. По регистрируемому приказу энергодиспетчера работник, имеющий на это право, отключает разъединитель и одновременно заземляет контактную сеть ножом этого разъединителя. При переменном токе, кроме того, должны быть установлены переносные заземляющие штанги на расстоянии между ними не более 200 м.
Разрешением на тушение пожара в таком случае является уведомление дежурного по станции об отключении разъединителя и заземлении контактной сети ножом этого разъединителя, которое должно быть зарегистрировано в оперативном журнале с указанием номера приказа энергодиспетчера и времени отключения. Об отключении контактной сети и воздушных линий дополнительно объявляется по громкоговорящей связи.
Тушить горящие части локомотивов, вагонов или грузов, расположенных на расстоянии менее 2 м от проводов и конструкций контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, разрешается только углекислотными и порошковыми огнетушителями.
Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии 7 м и более от контактной сети и воздушных линий, находящихся под напряжением, а также очагов пожара внутри локомотивов, крытых вагонов, вагонов моторвагонного подвижного состава на электрифицированных участках допускается без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пены не касалась контактной сети и других предметов, находящихся под напряжением.
По окончании тушения пожара машинист, если он является согласно п. 4.4.1 Инструкции № ЦТ-ЦУО/175 руководителем работ, обязан убедиться в том, что люди удалены от частей контактной сети на расстояние не менее 2 м. После этого следует отметить время окончания работ на копии письменного разрешения, находящегося у электромонтера района контактной сети.
При возникновении пожара на электровозе машинист обязан:
V перевести в нулевое положение рукоятку контроллера на электровозе постоянного тока или выключить главный воздушный выключатель на электровозе переменного тока, выключить органы управления вспомогательных машин, отключить быстродействующий выключатель, опустить токоприемник и остановить поезд;
V одновременно с принятием мер по остановке поезда машинист должен подать сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких звука) и, используя поездную радиосвязь или любой другой вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру, дежурному ближайшей станции для вызова пожарных подразделений. Это требование относится ко всем видам локомотивов;
V принять меры к удержанию поезда на месте и отключить рубильник аккумуляторной батареи;
V убедиться в том, что токоприемники опущены и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования;
V приступить вместе с помощником к тушению пожара, используя огнетушители и сухой песок;
V если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить электровоз (или одну из секций) и отвести примерно на 50 м от вагонов, трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, деревянных строений и других пожароопасных объектов.
При возникновении пожара на тепловозе машинист обязан:
V перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции, а также поезд (по возможности на неэлектрифицированном пути);
V подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре;
V так как огонь на тепловозе распространяется быстро, то немедленно, если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника на тушение пожара;
^ принять меры к удержанию поезда на месте, выключить все приборы управления на пульте и рубильник аккумуляторной батареи;
^ при небольшом очаге пожара ликвидировать его, используя огнетушители;
^ на тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие эту установку и присту-
пить к тушению пожара согласно указаниям, данным в приложении 2 Инструкции № ЦТ-ЦУО/175. Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить тепловоз и отвести горящую секцию от вагонов, деревянных строений и других сооружений. После этого при опасности распространения огня на другие секции расцепить их и отъехать на безопасное расстояние.
При возникновении пожара в грузовом поезде в пути следования машинист локомотива обязан:
х остановить поезд, принять меры к удержанию его на месте и установить вагон, в котором обнаружен пожар;
х вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и смежных вагонах, а при наличии опасного груза —его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны;
х подать сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре;
х до прибытия пожарного подразделения организовать тушение пожара всеми имеющимися средствами, руководствуясь указаниями по тушению для данного вида груза. Для опасного груза необходимо учитывать размеры опасной зоны, указанной в аварийной карточке.
Тушить пожар в грузовом поезде необходимо с соблюдением следующих требований:
+ при пожаре в вагоне, груженном хлопком-волокном и другими подобными грузами, локомотивная бригада после остановки поезда организует его тушение на месте. Следует ликвидировать пламенное горение тюков имеющимися средствами без их выгрузки. Окончательная ликвидация пожара с выгрузкой груза производится на путях станции;
+ при пожаре в вагонах с горючими грузами локомотивная бригада одновременно с вызовом пожарного подразделения расцепляет поезд и отводит горящие вагоны от других на расстояние 200 м и в такое место, где в радиусе примерно 200 м не будет пожароопасных объектов;
+ при пожаре цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими жидкостями (ГЖ) горящие цистерны следует отвести от поезда в такое место, где в радиусе примерно 200 м отсутствуют пожароопасные объекты, в том числе трансформаторные и тяговые подстанции. При опасности взрыва цистерн с ЛВЖ радиус такой зоны должен быть не менее 250 м. До прибытия пожарных подразделений ЛВЖ и ГЖ тушат пенными и порошковыми огнетушителями, землей и песком. Вытекающую жидкость отводят по канавам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой землей. В необходимых случаях создают заградительные земляные валы или отводные каналы;
4- при пожаре в вагоне со сжатыми и сжиженными газами в баллонах локомотивная бригада отцепляет и отводит горящий вагон от поезда на 200 м и одновременно приступает к его тушению средствами пожаротушения. В вагонах, сопровождаемых проводниками, пожар тушат проводники. Локомотивная бригада в тушении пожара не участвует. Если огонь распространился по всему вагону, запрещается тушить имеющимися у локомотивной бригады средствами и выгружать баллоны до прибытия пожарного подразделения. В таких случаях, после удаления горящего вагона на расстояние 200 м, локомотивная бригада организует его охрану с целью недопущения людей к вагону. Лица, назначенные для охраны вагона, должны находиться за укрытием в безопасной зоне. При пожаре цистерны со сжиженным газом и возникновении опасности взрыва эту цистерну следует отвести на безопасное расстояние и организовать охрану. Тушение такой цистерны огнетушителями запрещается;
4- при пожаре в вагоне со взрывчатыми материалами локомотивная бригада обязана немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон от другого подвижного состава на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в этой карточке или инструкции, имеющейся у сопровождающих лиц.