Осадкомер: собрать, растопить, измерить
Второе название модели осадкомера, оснащенной лепестковой ветрозащитой, — дождемер Третьякова. Повторимся, это метеоприбор для определения уровня выпавших жидких и твердых осадков:
§ их собирают в мерное ведро,
§ при необходимости растапливают при комнатной температуре, исключая испарение,
§ и измеряют в мерном стакане (только в жидком состоянии).
Вообще, осадки — одна из ключевых характеристик климата, регионального и глобального. Регулярность, интенсивность и распределение осадков по поверхности Земли имеет огромное значение для многих отраслей народного хозяйства. Особенно для сельскохозяйственной сферы.
Осадкомер на нашей метеоплощадке состоит из:
§ мерного ведра (приемного сосуда) в форме усеченного конуса, установленного на тагане и огражденного ветрозащитой (пластинами из оргстекла),
§ пластикового мерного стакана со шкалой (мм), предназначенного для измерения уровня выпавших осадков.
Осадкомер на метеоплощадке «Умничка™»
Осадкомер устанавливают на металлическом столбе, соблюдая два правила. Первое: приемная поверхность должна находиться на высоте не менее 2 м от земли. Второе: располагаться она должна строго горизонтально.
Научное наблюдение за атмосферными осадками — это определение вида осадков, их интенсивности, времени выпадения, а также измерение их количества. Чтобы узнать количество осадков с помощью дождемера, следует измерить толщину слоя выпавшей воды в миллиметрах. Для этого воду из мерного ведра сливают в мерный стакан, после чего по шкале на стенке стакана определяют, сколько мм осадков выпало за период.
Интересно! В среднем на всей Земле выпадает около 1000 мм атмосферных осадков в год. А в пустынях и в высоких широтах — менее 250 мм в год.
|
Линейка для измерения снежного покрова
Плотность и толщина — основные величины, характеризующие снежный слой. Располагая этими данными, рассчитывают запас воды в снежном покрове. Характер залегания снега также имеет важное значение:
§ равномерный (без сугробов);
§ умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
§ очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами;
§ с проталинами — лежит только местами.
Подобные сведения очень ценны для многих отраслей народного хозяйства. Важны для прогнозирования будущего урожая и агротехнических мероприятий.
Линейка для измерения снежного покрова представляет собой металлическую планку со шкалой на одной из широких сторон. Линейку вкапывают в землю строго вертикально и так, чтобы нулевое деление шкалы соответствовало уровню подстилающего слоя (почвы), а сама шкала стремилась вверх. Именно по этой шкале и определяют высоту (уровень, толщину) снежного покрова.
На детской метеоплощадке высота снега определяется в см. Измерение уровня снега с помощью снегомерной линейки на метеоплощадке проводить очень легко. Смотрим на значение первого видимого деления на уровне поверхности снежного покрова.
Практика!
Занятие 1. Знакомство с осадкомером
Дети, вы видели когда-нибудь такую странную корзинку с ведром, да еще и на высокой ножке? (ответы) Представляете, метеорологи используют такой прибор, чтобы точно знать, сколько дождика или снега упало с неба. И называют они такой прибор «Осадкомер». Догадались, почему? Верно, потому что осадкомером измеряют осадки! Давайте рассмотрим его поближе.
|
Смотрите, в центре корзинки стоит ведерко — специально, чтобы в него капал дождик (падал снег). Вот эта корзиночка из прозрачных прямоугольников нужна, чтобы ветер не сдул наше ведерко. Она так и называется — «ветрозащита». А еще у нас тут есть мерный стаканчик. Мерный — потому что на нем есть шкала с черточками-делениями и числами.
Ребята, давайте поиграем в метеорологов и попробуем измерить, сколько дождика (снега) выпало прошлой ночью (за эти дни)? Как вы думаете, что нужно сделать? (ответы) Правильно, берем ведерко, переливаем водичку из ведерка в стакан и смотрим, сколько же у нас дождика (талого снега). Посмотрите, ребята, сколько у нас получилось осадков? Правильно, ___ мм!
Какие мы молодцы! Теперь мы умеем определять количество осадков с помощью метеорологического осадкомера! (Вопросы от детей, воспитателя; игра на измерение количества осадков.)