Аудирование как процесс активного восприятия речи.




Термин «аудирование» означает «слушание с пониманием» или «понимание речи на слух». Аудирование можно рассматривать и как деятельность, и как умение.
Аудирование является сложной рецептивной мыслительно-мнемической деятельностью. Оно связано с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, которая содержится в устном речевом сообщении.

Определение речевого восприятия как многоуровневой иерархической структуры предполагает сложный аналитико-синтетический путь обработки входного сигнала по разным параметрам: акустическим, семантико-языковым и смысловым. Верхней точкой этой структуры во всех схемах является понятийно-смысловая интерпретация входного сигнала,и, следовательно, смысловое восприятие может рассматриваться как высший уровень речевого восприятия, достигнув который человек оперирует уже смыслами, а не значениями отдельных языковых единиц.

Термины «активность» — «пассивность» могут быть применены и к самому процессу аудирования. В определении активного слушания, данном И. Р. Гальпериным, присутствуют все характеристики, определяющие этот вид деятельности («слушание», «вслушивание», «слышание»). «Человек, употребляя ходячее образное выражение, весь превращается в слух» [6] при активном слушании, то есть в процессе собственно аудирования.

Но может быть и состояние слышания без направленного слушания, то, что, по всей видимости, и определено И. Р. Гальпериным как пассивное слушание. Это то, что противостоит коммуникативно-речевой деятельности, определяясь только состоянием слухового анализатора и постоянной активностью мышления человека.

«При пассивном слушании внимание уделяется пониманию основного содержания сообщения. При таком слушании от внимания слушающего ускользают второстепенные детали, факты. Слушатель, не напрягая слуха, воспринимает речевой поток недифференцированно, удерживая в своем сознании лишь то, что выделено самим говорящим»

Реализуясь в сложном виде коммуникативно-речевой деятельности - аудировании, объединяющем в себе процесс «слушания» и «слышания», смысловое восприятие, несомненно, обусловливается особенностями этой деятельности. Эти особенности могут быть сгруппированы в зависимости от характера участия человека в акте коммуникации, условий предъявления речевого сигнала, психологических характеристик воспринимающего речевой сигнал человека, структуры самого речевого сообщения.

В определении активного слушания присутствуют все характеристики, определяющие этот вид деятельности («слушание, вслушивание, слышание»). Но может быть и состояние слушания без направленного слушания, то, что и определено как пассивное слушание. При пассивном слушании внимание уделяется пониманию основного содержания сообщения. При таком слушании от внимания слушающего ускользают второстепенные детали, факты. Слушатель, не напрягая слуха, воспринимает речевой поток недифференцированно, удерживая в своем сознании лишь то, что выделено самим говорящим.

Наряду с влиянием степени участия слушателя в акте коммуникации смысловое восприятие обусловливается также и особенностями слухового предъявления речевого сообщения. В качестве первой особенности выступает временной характер самого процесса смыслового восприятия, заключающийся в накоплении во времени информации, удержании ее на уровне кратковременной памяти и ее текущей обработки. Вероятно, что размеры элементов восприятия меняются в зависимости от типа речевой информации.

Выявлено влияние темпа речи на у ровни ее восприятия - при медленном темпе речи усложняется синтетическое обобщение впечатлений в законченный образ речи, быстрый темп мешает аналитическому рассмотрению речевого потока. Кроме этого, показано, что если же темп предъявленного отрывка приближался или сравнивался с личным темпом испытуемого, последний характеризовал такой тип как нормальный темп речи. В этом случае создавался оптимальный режим передачи - приема информации, и испытуемый схватывал не только основную мысль, но и легко воспроизводил детали.

О правомерности существования влияния степени заинтересованности говорящего в том, чтобы быть понятым, на смысловое восприятие свидетельствует тот факт, что заинтересованность говорящего выявляется в эмоционально-повышенном тонусе, который, в свою очередь, должен вызвать эмоциональное сопереживание у слушателя. Психологически же оправданным является положение: то, что вызывает эмоциональное сопереживание - запоминается и осмысливается лучше, чем нейтральное, индифферентное.

Процесс восприятия и понимания речи всегда оказывается под влиянием самого характера речевого сообщения, определяемого языковыми особенностями (фонетическими, грамматическими, лексическими, стилистическими) и логико-смысловой структурой текста сообщения, к которой относят степень сложности грамматических форм выражения мысли. Известно, что наихудшим восприятие становится при максимальной длине и максимальной глубине фразы. Отмечен факт влияния на понимание текста фактора его коммуникативной насыщенности, которая понимается как степень смысловой, эмоциональной и волевой информативности текста.

Раскрытие смысловых связей и выявление всей предикативной структуры текста существенным образом зависит от степени выраженности основной идеи (главной мысли, главного предиката), от локализации основной идеи в тексте и от четкости всей его смысловой организации. Особенности смыслового восприятия речи, объединенные в 4 группы, определяются как условия, зависящие от слушателя, и они рассматриваются как психологические характеристики самого слушателя. В число таких психологических характеристик входит тип памяти и восприятия слушателя; апперцепция восприятия или влияние прошлого опыта - сюда включается языковая подготовленность, и, соответственно, знание языкового материала текста, влияние большого и малого контекстов; тип смысловой единицы памяти слушающего; характер антиципирующего поведения, проявляющийся в процессе вероятностного прогнозирования в смысловом восприятии, и некоторые другие.

При восприятии речи реципиент проявляет активность, которая заключается в том, что он опирается на свой прошлый опыт (как речевой, так и неречевой), осуществляет вероятностное прогнозирование, а также производит эквивалентные замены. Активность реципиента состоит и в том, что в процессе восприятия речи реципиент не просто пассивно ждет того, что ему скажет продуцент, а сам прогнозирует, выдвигает свою гипотезу о том, что он может услышать или прочитать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: