МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТОВ ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ (ВНЕАУДИТОРНОЙ) РАБОТЕ СТУДЕНТОВ




Подготовка и написание реферата.

Реферат (от лат. rеfеrо - докладываю, сообщаю) — краткое изложение научной проблемы, результатов научного исследования, содержащихся в одном или нескольких произведениях.

Целью реферативной работы является приобретение навыков работы с литературой, обобщения литературных источников и практического материала по теме, способности грамотно излагать вопросы темы, делать выводы.

Требования к структуре реферата

1.1. Реферат должен содержать:

- титульный лист,

- оглавление,

- введение,

- основную часть (разделы, части),

- выводы (заключительная часть),

- пронумерованный список использованной литературы (не менее 2-х источников) с указанием автора, названия, места издания, издательства, года издания,

- приложения (при необходимости).

 

1.2. При оформлении текста реферата следует учитывать, что первым листом является титульный лист, где указывается полное название колледжа, тема реферата, дисциплина, по которой пишется реферат, фамилии автора и преподавателя, место и год написания.

 

1.3. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером 2, помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

1.4. Введение должно содержать общую постановку проблемы, обзор использованной литературы и источников. Оно призвано познакомить читателя с сущностью исследуемой темы. Во введении следует отразить место рассматриваемого вопроса в естественнонаучной проблематике, его теоретическое и прикладное значение. (Обосновать выбор данной темы, коротко рассказать о том, почему именно она заинтересовала автора). Примерный объем ведения − 0,5-1 страница.

1.5. В основной части непосредственно раскрывается проблема. При этом важно не только продемонстрировать существо вопроса, но и отразить особенности трактовок различных авторов. При этом нежелательно переписывание текста из учебников или другой литературы. Должна быть произведена творческая обработка материала. Важнейшие теоретические положения темы излагаются своими словами и, при необходимости, подкрепляются цитатами. Цитаты оформляются в соответствии с библиографическими правилами и сопровождаются сносками на используемый источник с указанием страниц.

1.6. Заключение. В нем подводятся итоги работы в целом, формулируются выводы, отражающие степень достижения поставленных целей. В заключении последовательно и логически стройно должны быть представлены результаты всей работы. Примерный объем заключения −1,5 страницы.

1.7. Перечень использованной литературы следует оформлять в виде библиографического списка.

1.8. При необходимости иллюстрации каких-либо документов, карт, таблиц, схем, эскизов, которые по размерам не подходят для включения их непосредственно в текст реферата, они включаются в реферат в качестве приложений.

Оформление реферата

2.1. Общий объём реферата должен составлять 10 – 20 страниц печатного текста (с учётом титульного листа, содержания, списка литературы и приложений) на бумаге формата А4, на одной стороне листа. Последний лист работы (после списка использованной литературы) должен быть подписан студентом с указанием даты написания реферата.

2.2. Оформление текста. Печатать текст следует на одной стороне листа белой бумаги формата A4 (210 x 297 мм). Поля страницы: левое – 2,5 см, правое – 1,5 см, нижнее – 2 см, верхнее – 2 см. Межстрочный интервал – полуторный. Цвет шрифта – черный. Гарнитура шрифта основного текста – «Times New Roman» или аналогичная. Кегль (размер) – 14 пунктов. Формат абзаца: полное выравнивание («по ширине»). Отступ красной строки одинаковый по всему тексту и равен 1,25 или 1,3 см.

2.3. Нумерация страниц. Страницы работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу. Номер проставляется вверху посередине листа шрифтом № 10. Титульный лист является первым листом документа и включается в общую нумерацию, но номер на нем не ставится.

2.4. Оформление цитат. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. После цитаты в квадратных скобках указывается номер источника из списка используемой литературы.

2.5. Оформление заголовков. Заголовки разделов и подразделов следует печатать на отдельной строке с прописной буквы без точки в конце, не подчеркивая, например: Введение, Заключение. Выравнивание по центру или по левому краю. Отбивка: перед заголовком — 12 пунктов, после — 6 пунктов. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа. Расстояния между строками заголовка принимают таким же, как и в тексте. Подчеркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается. Каждый раздел следует начинать с новой страницы.

2.6. Оформление иллюстраций. Иллюстрации (рисунки, схемы, графики, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в реферате непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Например, "... в соответствии с рисунком 2". Допустима также ссылка на иллюстрацию заключенная в скобках, например, (Рис. 4). Иллюстрации следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать под иллюстрацией посередине после слова “Рисунок”. Если в работе только одна иллюстрация, её нумеровать не следует и слово “Рисунок” под ней не пишут.

2.7. Оформление таблиц. Цифровой материал рекомендуется помещать в работе в виде таблиц. На все таблицы должны быть ссылки в тексте. Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. Номер следует размещать в левом верхнем углу перед заголовком таблицы после слова “Таблица”. Если в работе одна таблица, её не нумеруют и слово “Таблица” не пишут. Каждая таблица должна иметь заголовок, который помещается после слова “Таблица”. Слово “Таблица” и заголовок начинаются с прописной буквы и разделяются тире, точка в конце заголовка не ставится. Например: Таблица 1 – Производство продукции животноводства.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописных букв, подзаголовки со строчных, если последние подчиняются заголовку.

2.8. Оформление списка использованной литературы. В этот список вносят все источники других авторов, которые использовались, цитировались и упоминались в тексте реферата. Нельзя вносить источники, на которые нет ссылок в тексте работы.

 

Примеры оформления списка использованной литературы.

Книга, имеющая не более трех авторов:

Максимов, Н. В. Архитектура ЭВМ и вычислительных систем [Текст]:

учеб. для вузов / Н. В. Максимов, Т. Л. Партыка, И. И. Попов. — М.: Инфра,

2005.

Книга с четырьмя и более авторами, сборник и т. п.:

Мировая художественная культура [Текст]: в 2-х т. / Б. А. Эренгросс [и

др.]. — М.: Высшая школа, 2005. — Т. 2.

Статья из сборника:

Цивилизация Запада в 20 веке [Текст] / Н. В. Шишова [и др.] // История

и культурология: учеб. пособие для студентов. — М, 2000. — Гл. 13. — С.

347-366.

Статья из журнала:

Мартышин, О. В. Нравственные основы теории государства и права

[Текст] / О. В. Мартышин // Государство и право. — 2005. — № 7. — С. 5-12.

Электронное издание:

Сидыганов, Владимир Устинович. Модель Москвы [Электронныи

ресурс]: электронная карта Москвы и Подмосковья / Сидыганов В. У.,

Толмачев С. Ю., Цыганков Ю. Э. — Версия 2.0. — М.: Formoza, 1998.

Интернет-ресурс:

Бычкова, Л. С. Конструктивизм / Л. С. Бычкова // Культурология 20

век. — (http//www.philosophy.ru/edu/ref/enc/k.html).

2.9. Оформление приложений. Не вошедшие в основной текст материалы приводятся в конце работы в виде приложений. Это могут быть расчеты, иллюстрации, таблицы, графики и т.п. Приложения отделяются от остальной работы отдельно вложенным листом бумаги, посередине которого заглавными буквами написано ПРИЛОЖЕНИЯ. Каждое приложение начинается с новой страницы, в правом верхнем углу которой заглавными буквами пишется слово ПРИЛОЖЕНИЕ и указывается его порядковый номер (без знака №), например, ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Приложение должно иметь содержательный заголовок.

Оценивание реферата

Оценивание реферата осуществляется по следующим критериям:

1. Эрудированность в рассматриваемой области:

- актуальность заявленной проблемы;

- степень знакомства с современным состояниям проблемы;

- использование известных результатов и научных фактов в работе;

- полнота цитируемой литературы.

2. Собственные достижения автора:

- использование знаний вне программы дисциплины;

- степень новизны;

- научная значимость проблемы;

- владение научным и специальным аппаратом.

3. Характеристика работы:

- грамотность и логичность изложения материала;

- структура работы (введение, основная часть, вывод, приложения, список литературы);

- соответствие оформления реферата стандарту.

Оформление схем-таблиц

 

· Все таблицы нумеруются (нумерация сквозная, либо в пределах раздела – в последнем случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера внутри раздела, разделенных точкой (например: Таблица 1.2).

· Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире (например: Таблица 3 – Доходы фирмы).

· При переносе таблицы на следующую страницу название помещают только над первой частью. Над другими частями также слева пишут слово «Продолжение» или «Окончание» и указывают номер таблицы (например: Продолжение табл. 2.1).

· Таблицы, занимающие страницу и более, обычно помещают в приложение, а небольшие – на страницах работы.

· Таблицу с большим количеством столбцов допускается размещать в альбомной ориентации.

· В конце заголовков и подзаголовков столбцов и строк точки не ставят.

· Разделять заголовки и подзаголовки боковых столбцов диагональными линиями не допускается.

· Заголовки столбцов, как правило, записывают параллельно строкам таблицы, но при необходимости допускается их перпендикулярное расположение.

 

Составление плана-конспекта

1. Внимательно прочитайте текст. Уточните в справочной литературе непонятные слова. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля конспекта.

2. Выделите главное, составьте план.

3. Кратко сформулируйте основные положения текста, отметьте аргументацию автора.

4. Законспектируйте материал, четко следуя пунктам плана. При конспектировании старайтесь выразить мысль своими словами. Записи следует вести четко, ясно.

5. Грамотно записывайте цитаты. Цитируя, учитывайте лаконичность, значимость мысли.

В тексте конспекта желательно приводить не только тезисные положения, но и их доказательства. При оформлении конспекта необходимо стремиться к емкости каждого предложения. Мысли автора книги следует излагать кратко, заботясь о стиле и выразительности написанного. Число дополнительных элементов конспекта должно быть логически обоснованным, записи должны распределяться в определенной последовательности, отвечающей логической структуре произведения. Для уточнения и дополнения необходимо оставлять поля.

Оформление сообщения

· Титульный лист;

· Содержание;

· Введение (если есть);

· Основная часть;

· Выводы или заключение (если есть);

· Список источников информации.

Методические рекомендации:

· сообщения оформляют на листах формата А4 (210х297), текст печатается на одной стороне листа через полтора интервала;

· параметры шрифта: гарнитура шрифта - Times New Roman, начертание - обычный, кегль шрифта - 14 пунктов, цвет текста – авто (черный);

· параметры абзаца: выравнивание текста – по ширине страницы, отступ первой строки - 12,5 мм, межстрочный интервал - полуторный;

· поля страницы для титульного листа: верхнее и нижнее поля – 20 мм; правое и левое поля – 15 мм;

· поля всех остальных страниц: верхнее и нижнее поля – 20 мм, размер левого поля 30 мм, правого – 15 мм;

· страницы нумеруют арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту;

· заголовки каждой структурной части сообщения задания (например, содержание, введение и т.д.) и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки и печатать прописными буквами без подчеркивания и без точки в конце;

· заголовки подразделов, пунктов и подпунктов следует начинать с абзацного отступа и печатать строчными буквами, кроме первой. Точка в конце заголовка не ставится

· пояснения к отдельным данным, приведенным в тексте или таблицах, допускается оформлять сносками;

· формулы и уравнения располагают непосредственно после их упоминания в тексте, посередине страницы;

· ссылки на источники следует указывать в квадратных скобках, например: [1 – 3], где 1 - 3 порядковый номер источников, указанных в списке источников информации;

Оглавление

· оглавление размещается сразу после титульного листа;

· в оглавлении приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются;

· заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте;

. Оформление списка используемой литературы

· список литературы должен быть свежим, источники 5 летней давности, редко можно использовать ранние труды, при условии их уникальности;

· список используемой в работе литературы располагается в алфавитном порядке.

· источники указываются в следующем порядке:

-законодательная литература, если есть;

-основная и периодическая;

-интернет-источники, если есть.

Оформление доклада

Доклад – это вид самостоятельной работы, заключающийся в разработке студентами темы на основе изучения литературы и развернутом публичном сообщении по данной проблеме.

Отличительными признаками доклада являются:

- передача в устной форме информации;

- публичный характер выступления;

- стилевая однородность доклада;

- четкие формулировки и сотрудничество докладчика и аудитории;

- умение в сжатой форме изложить ключевые положения исследуемого вопроса и сделать выводы.

Общая структура доклада

Построение доклада включает три части: вступление, основную часть и заключение.

Вступление.

• Формулировка темы доклада (она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

• Актуальность выбранной темы (чем она интересна, в чем заключается ее важность, почему учащимся выбрана именно эта тема).

• Анализ литературных источников (рекомендуется использовать данные за последние 5 лет)

Основная часть.

Состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему.

Возможно использование иллюстрации (графики, диаграммы, фотографии, карты, рисунки) Если необходимо, для обоснования темы используется ссылка на источники с доказательствами, взятыми из литературы (цитирование авторов, указание цифр, фактов, определений).

Изложение материала должно быть связным, последовательным, доказательным. Способ изложения материала при выступлении должен носить конспективный или тезисный характер.

Заключение.

Подводятся итоги, формулируются главные выводы, подчеркивается значение рассмотренной проблемы, предлагаются самые важные практические рекомендации.

Требования к оформлению доклада.

Объем машинописного текста доклада должен быть рассчитан на произнесение доклада в течение 7 -10 минут (3-5 машинописных листа текста с докладом). Поэтому при подборе необходимого материала для доклада отбирается самое главное. В докладе должны быть кратко отражены главные моменты из введения, основной части и заключения. При подготовке конспекта доклада необходимо составить не только текст доклада, но и необходимый иллюстративный материал, сопровождающий доклад (основные тезисы, формулы, схемы, чертежи, таблицы, графики и диаграммы, фотографии и т.п.).

Оформление печатного текста доклада

Текст доклада должен быть набран в редакторе Microsoft Word версий 97-2007 и позднее и распечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги форматом А4 (210 на 297мм).

Основной текст: шрифт Times New Roman - 14, без переноса слов, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине.

Поля: слева - 3 см, сверху – 2 см, справа - 2 см, внизу - 2 см, абзацный отступ – 1,25 см.

Заголовки первого порядка: обозначаются римскими цифрами, набираются все заглавными буквами, по центру, без отступа и точки на конце; шрифт 18, полужирный.

Заголовки второго порядка по центру, без отступа, арабские цифры, без точки, с заглавной буквы, далее строчными буквами; шрифт 16, полужирный.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: