ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ.




ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА НАРОДА И ЕЁ

 

 

Каждый народ, существуя в своём материальном и духовном пространстве, выстраивает собственные, оригинальные, присущие только ему, способы жизни. Передаваясь из поколения в поколение, они превращаются в традиции и формируют менталитет этноса. Такая самобытность во многом и определяет развитие нации.

Материальным выражением неповторимого своеобразия народа являются его идеалы и герои, воспеваемые в мифах, легендах и сказаниях. И, несмотря на то, что многие легенды разных народов совпадают, все равно они наделяются отпечатком мышления и культуры того народа, к которому принадлежат. Наиболее очевидно особенности национального сознания прослеживаются в народных праздниках.

Нужно проследить, какие праздники, когда и как празднуют люди, чтобы понять душу этого народа. Русские народные праздники традиционно были не просто эмоциональной разрядкой от трудовых будней, а своеобразным итогом прожитого отрезка времени и одновременно подготовкой к следующему. В праздничных действиях всегда было много песен, музыки, ритмических плясок. Нужно сказать, что и сегодня праздник без пения и пляса – не удался.

В настоящее время угрожающими темпами идёт «вестернизация» отечественной культуры. Перечёркивается и игнорируется то, что недавно было достоянием духовного опыта народа. Мы усваиваем достижения характерные для западной, африканской или восточной культуры, которая не отвечает внутренним архаичным установкам русского человека. Это вызывает своеобразную перестройку психики, в которой получается суррогатное мышление. В этом случае свойственные нашему сознанию модели поведения пропускаются сквозь призму чужого менталитета и принимают уродливые формы. В результате мы имеем массовые попойки, сочетающиеся со сквернословием и жестокостью, не имеющие ни чего общего с отражением русской самобытности.

Рассмотрим особенности русских народных праздников и выделим их основные черты: мировоззренческий аспект и коллективный характер проведения.

Очень важное значение имеет тот факт, чему посвящён тот или иной праздник. Потому что таким образом народ подчёркивает те приоритеты и ориентиры своей жизни, на которых будет воспитываться следующее поколение. Любая новая идеология неизбежно привносит в культуру народа и свои новые праздники. Так, с принятием Русью христианства, появились Православные церковные праздники, а после смены правящего режима в 1917-м году появились новые советские праздники.

Здесь нужно сказать, что большое значение имеет не только форма, но и содержание праздника. То есть не только то, как называется и чему посвящён праздник, но и то, как он проходит и как празднуется. В силу своей медлительности (об этом говорят русские пословицы и поговорки – «Русский долго запрягает, да быстро едет», «Поспешишь – людей насмешишь»), русскому человеку нужно мягкое включение в праздничное действие, в котором происходит медленное раскручивание событий, постепенное наращивание эмоциональных средств, приводящих к кульминации, и такой же постепенный выход из сильного поля позитивных эмоциональных переживаний. Особенно это ярко выражено в празднике «Масленица», который продолжается всю неделю и заканчивается обрядом сжигания Масленицы, чем ставится эмоциональная и логическая точка. Эти размеренность, неторопливость и спланированность действий вносят спокойствие и упорядоченность в мир русской души. Именно поэтому не прижились на Руси маскарады и карнавалы, которые одним своим рисунком не вписывались в народную ментальность.

При различных формах проведения праздника идёт передача от поколения к поколению представлений об окружающем мире, передача опыта, навыков труда и повседневной жизни, проходит усвоение нравственных норм младшими его участниками и развитие их эсте­тических вкусов. Однако мы отмечаем, что во время гуляния имеет место не только эстетический, но и содержательный момент праздника. Так, например, сравнивая обряды, выполнявшиеся во время их прове­дения, можно заметить, что многие компоненты совпадают, повторя­ются некоторые действия, употребляются одни и те же поэтические фор­мулы. Именно так, постоянным повторением во всевозможных ситуациях, закрепляется в сознании людей традиционный уклад жизни, обычаи рода и формы, показываются и отрабатываются определённые модели поведения. На таких гуляниях идёт половое воспитание подростков, возрастная социализация личности. В празднике человек особенно четко ощущает свою неотделимость от других, здесь устанавли­ваются, укрепляются контакты, проходит свободное общение.

Принципиальной особенностью русских народных праздников является идея неразрывного единства всех сторон культуры — норм поведения, боевого искусства, культурных и духовных традиций. Опора на исторически сложившиеся смыслы и культурные традиции всегда давала людям необходимую нравственную основу, без чего немыслима жизнь любого здорового общества. Поэтому, развиваясь в течение веков, дохристианские и языческие праздники сохраняли древние традиции и впитывали новые черты, появившиеся с принятием Православия. Многие из церковных праздников совпадали по датам с древнеславянскими календарными праздниками. На этих праздниках, в отличие от земледельческих, главное место занимало духовно-нравственное воспитание личности, тогда, как в первых – больше было физических игр и «упражнений». Таким образом, в праздниках есть возможность обеспечить взаимосвязь физического и духовно-нравственного развития, становления и воспитания, как детей, так и взрослых.

Однако с приходом советской власти и гонением на Православие привнесённые праздники, основанные на социальном заказе новой идеологии, почти полностью вытеснили традиционные, сформированные заложенным в культуре народа жизненным смыслом. Вследствие чего образовался пробел, возникший в связи с утратой в современной культуре традиционно-народного начала, отвечающего за сохранение менталитета этноса и национальной самобытности народа.

Образовавшаяся ниша была заполнена праздниками не просто другой идеологии, но и другой веры, смысл которых до конца не ясен большинству наших соотечественников. Например, католические праздники «День св. Валентина»; «Halloween» (праздник ведьм), который многие пытаются представить, как «безобидный фестиваль», Вальпургиева ночь с 30 апреля на 1 мая. В силу своей творческой натуры, мы на русский манер стали отмечать практически все праздники, других народов и конфессий, не задумываясь о их значении. Прибавим сюда многие отечественные праздники которые под влиянием многочисленных смен идеологий начали просто дублировать друг друга, а ведь некоторые из них не справедливо забыты.

Так, мало кому известно, что день защитника отечества испокон веков справлялся в первое воскресенье ноября, как Дмитриев День и был одним из самых почитаемых воинских праздников Древней Руси – День святого Дмитрия Солунского.

По житию, Дмитрий Солунский был сыном римского проконсула, как предполагают некоторые историки, по происхождению — славянина. Выделяясь своими воинскими способностями и доблестью, он с молодых лет являлся военачальником города Солуни.

За исповедание христианства Дмитрий был брошен в темницу. В это время император Максимиан, проезжавший через Солунь, устроил излюбленное жестокое развлечение того времени — гладиаторские бои и борьбу. Любимый борец императора, по имени Лий сбрасывал побежденных на копья, установленные вокруг борцовского помоста. В их числе было много христиан, насильно пригнанных на потеху публике. Ученик Дмитрия, юноша по имени Нестор пришел в темницу и попросил благословения сразиться с несравнимо более сильным и опытным соперником. Дмитрий духовно укрепил его на бой, и схватка, исход которой, казалось, был предрешен, закончилась победой юного Нестора. Разгневанный император в бессильной ярости приказал убить Дмитрия и его ученика, но духовная победа осталась за ними.

С той поры Дмитрий является покровителем воинов, сражающихся за правое дело. В честь покровителя «православного рыцарства» писали иконы, воздвигали храмы. Русские князья, по обычаю, называли его именем своих первенцев. Победу на Куликовом поле приписывали его заступничеству — существовала легенда о появлении Дмитрия среди русских полков в решающий момент битвы. В честь этого князь Дмитрий Донской установил поминальную Дмитриевскую родительскую субботу перед Дмитриевым днем. С тех пор уже 600 лет в этот день на Руси поминают всех, сложивших голову на поле брани и чествуют сражающихся за Правое дело. В старой Руси Дмитриев День был в числе больших государственных праздников.

Это не единственный пример, а только попытка заострить внимание на том, на каких идеалах будут воспитываться наши дети, и по каким принципам будет жить наше общество.

Актуальность данной темы подчёркнута ещё и тем, что сегодня на государственном уровне решается вопрос о значении и необходимости некоторых праздников, увеличении праздничных дней.

Подводя итоги, мы отмечаем бесспорную воспитательную сущность праздника, нам остаётся только правильно выбрать направление и расставить ориентиры. Однако, что и как праздновать, чем восхищаться, а что порицать и презирать это субъективный выбор каждого человека. И пусть он почувствует себя лично ответственным за содеянное и творимое в нашем обществе. Именно от нас, ныне живущих, от нашей воли и нашего духа зависит судьба всего русского народа – останемся ли мы нацией, в сыновьях Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Михаила Кутузова, в отцах будущих русских поколений, или от великого нашего народа останутся воспоминания, в этнографических музеях резерваций, о богатейшей и разнообразной культуре, непобедимой армии, Православной вере.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: