В современном театре существует колоссальное разнообразие различных жанров. Драматический, музыкальный, пластический, эстрадная клоунада, пантомима и много всего другого. Но каждый этот жанр сопряжён с несколькими едиными вещами: с режиссёром, с актёром, с действием. Но также в каждом этом виде существует и пластика. Она тоже объединяет театральные жанры в одно явление.
Зримое всегда будет более интересно, более познавательно, более эмоциональнее и ярче. Театр существует в пространстве и времени, так что лишать его такой важной составляющей никак нельзя, иначе он теряет свою зрелищность, а вместе с нею сущность.
Современные театральные поиски, такие как театр художника Дмитрия Крымова, где действия практически нет, и пластику заменяют на рисунок, на изображение, не являются театром как таковым.
Информация зрителем усваивается на семьдесят процентов через зрение. А доказательства того, что пробуждение эмоций, переживаний и всего внутреннего мира проще и точнее сделать через внешние проявления, говорят о необходимости работы актёра над своей пластикой. Он должен не только заниматься физическим состоянием своим и учиться технике, хотя это необычайно важно, но и духовно развиваться, чтобы тела выражало истину актёра, его собственную сущность.
Не стоит также забывать, что мы иногда бываем свидетелями того, как, работая над пластическим решением и воплощением роли или мизансцены, одни актеры довольно быстро ориентируются в конкретных сценических условиях, а другие тратят на это значительно больше времени и ждут показа режиссера по каждой отдельной детали, каждому отдельному движению.
Понятно, что в первом случае процесс овладения ролью, процесс пластического воплощения произойдет быстрее, чем во втором. В этом случае актер, понявший поставленную перед ним задачу пластического решения образа, замысел роли, сам сумел творчески пристроиться к ее сценическому воплощению (движение, пространство). Есть актеры, настолько владеющие даром воображения, ориентировки и пристройки, что они сами в состоянии предложить различные варианты мизансцены, различный пластический рисунок роли. Появляется возможность отбора наиболее выразительного решения, происходит творческий контакт между студентом и преподавателем или между актером и режиссером. Основа этого плодотворного контакта -- в самостоятельности актера, его способности быстро ориентироваться в конкретных сценических условиях.
|
Заниматься тренажом также необходимо. Тренинг помогает наладить свой актёрский аппарат таким образом, чтобы он становился отзывчивым на эмоции, на задачи, ведь каждое происходящее событие должно вызывать пластический отклик.
Актёр в современном театре должен понимать ещё и то, что повышенная конкуренция требует наивысшей квалификации и наиболее развитых способностей, чтобы он смог быть уверен в том, что найдёт себе место работы и будет продуктивно сотрудничать с театром.
В заключение считаю необходимым обратить особое внимание на овладение актером и режиссером своим ремеслом, без этого не может быть полноценного художника. Эта истина давно всем известна, особенно артистам цирка, балета, вокалистам и музыкантам. Однако некоторые драматические актеры, меняя костюмы, переходят из роли в роль, из спектакля в спектакль с привычными для них движениями, ритмами, жестикуляцией, не стремясь к созданию яркого образа. Естественно, что подобное пренебрежение основами профессии может привести к значительному снижению актерского мастерства.
|
Пластический рисунок роли не может быть ограничен он других элементов системы Станиславского и всей остальной структуры актёрского мастерства.
Вопросы, связанные с перевоплощением, овладением характером, характерностью, жанром, стилем, подчас забываются актерами и режиссерами. Более того, некоторые из режиссеров пытаются найти теоретические обоснования того, что в современном спектакле это лишний балласт, устарело и старомодно. Так фактически от незнания ремесла, неумения реализовать во времени и пространстве сценическое действие, а нередко и от безграмотности, прикрывающейся современностью или так называемым «своим видением и решением», происходит выхолащивание и оскудение искусства актера.
Без овладения актером и режиссером своим ремеслом, своей техникой путь к творчеству закрыт. Анатоль Франс считал, что у искусства есть два самых опасных врага: ремесленник, не озаренный талантом, и талант, не владеющий ремеслом. Думаю, что эта мысль и по сей день не утратила своего значения
Приложения
Список литературы
1. Барро Ж.-Л. «Размышления о театре». М.: «Издательство иностранной литературы», 1963, 302 с.
2. Дрознин А. Б. «Дано мне тело… Что мне делать с ним?». М.: «Навона», 2013, 464 с.
3. Голубовский Б. Г. «Пластика в искусстве актёра». М.: «Искусство», 1986, 189 с.
|
4. Кох И. Э. «Основы сценического движения». С-Пб.: «Лань», 2010, 512 с.
5. Немеровский А. Б. «Пластическая выразительность актёра». М.: «Искусство», 1987, 191 с.
6. Симонов Р. Н. «С Вахтанговым». М.: «Искусство», 1959, 194 с
7. Станиславский К. С. «Работа актёра над собой. Процесс воплощения». М.: ООО «Издательство «Эксмо», 2013, 402 с.
8. Шангина Е. Ф., Смирнова С. К. «Словарь театрально-литературных терминов и понятий». Барнаул, «Издательство АлтГАКИ», 2008, 120 с.
9. www.vakhtangov.ru, Официальный сайт Государственного академического театра им. Вахтангова [Интернет ресурс]
10. www.taganka.theater.ru, Официальный сайт театра Московского театра драмы и комедии на Таганке [Интернет ресурс]
Заключение
Пластическое воображение режиссера - наиболее индивидуальная черта его творческой личности. Эта черта просматривается и в общей композиционно-динамической структуре спектакля, и в пластической обрисовке персонажей, а в конечном счете - в мизансценическом языке, этом наиболее наглядном проявлении творческого почерка режиссера. Только благодаря особенностям пластического воображения могут быть так разительно непохожими друг на друга по стилю даже режиссеры-сверстники, прошедшие в одно и то же время школу одного и того же мастера.
«Стиль спектакля есть качественный признак его формы, состоящий в однородности художественных средств, избираемых режиссером для построения сценического действия». А так как построение сценического действия и есть его пластический рисунок, то можно сказать, что один из главных признаков художественной формы спектакля - стиль его пластического решения, или пластический стиль спектакля.
Поэтому мало сказать, что в пластической композиции спектакля проявляется стиль режиссера, и неверно сказать, что этим проявлением исчерпывается представление об авторском стиле режиссера. Вернее будет сказать, что пластический стиль спектакля - это один из признаков его художественной формы, по которому можно судить о стиле его автора - режиссера-постановщика спектакля.
Нужно отметить, что в пластическом рисунке спектакля действуют все композиционные законы, открытые разными видами искусств: ведь сценическое искусство существует и в пространственном измерении (как живопись, скульптура, архитектура), и во временном (как литература, поэзия, музыка). В композиции спектакля действуют законы контраста, повтора и вариации, а в его пластической композиции они реализуются в пластических формах, т. е. в формах действия, художественно организованного во времени и пространстве.
Таким образом, представляется бесспорным, что в искусстве режиссуры действуют законы композиции, общие для всех искусств. Но есть и такие композиционные приемы, которые представляются чисто режиссерскими.
Конечно, чем тщательнее выстроена пластическая композиция спектакля, чем точнее выверены рисунки ролей, тем менее они подвержены разрушениям. Бывают спектакли, где идеально точный и ясный рисунок основных сцен позволяет зрителю не сбиться с толку и не обращать внимания на утратившие смысл эпизоды, а бывает и наоборот. Человека, избравшего своей профессией режиссуру, ждет много забот и огорчений; но одна забота поселяется в его душе на премьере первой постановки и остается там навсегда - забота о том, как создать произведение и сохранить ему долгую и яркую жизнь.
Список литературы
1. Брук П. Шекспир в наше время. - В сб. «-Пропущено-». 1962.
2. Горчаков Н. Режиссерские уроки К.С.Станиславского. - М., Искусство, 1952.
3. Гончаров А. Поиски выразительности в спектакле. - М., Искусство, 1964.
4. Горчаков, Н.М. Режиссерские уроки К.С. Станиславского М.: Искусство, 1950.
5. Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 1986.
6. Дж.Гасснер. Форма и идея в современном театре. - М., Художественная литература, 1959.
7. Из записных книжек. В сб. «Л.М.Леонидов. Воспоминания, статьи, беседы, переписка, записные книжки». - М., Искусство, 1950
8. Кристи Г.В. Воспитание актера школы Станиславского М.: Искусство, 1968.
9. Кнебель, М.О. О действенном анализе пьесы и роли // Учеб. пособие для театральных вузов. - 3 изд. / М.О. Кнебель. - М.: Искусство, 1982.
10. Михоэлс С.М. Статьи. Беседы. Речи. - М., Искусство, 1960.
11. Попов А.Д. Художественная целостность спектакля. - М., ВТО, 1959.
12. Попов А.Д. В сб. «Укрощение строптивой» в ЦТКА. - М., ВТО, 1940.
13. Сахновский В.Г. Режиссура и методика ее преподавания. - М.-Л., 1939.
14. Сахновский В.Г. Работа режиссера. - М.-Л., Искусство, 1937.
15. Сб. У истоков режиссуры. - Л., изд. ЛГИТМиК, 1976.
16. Станиславский К.С. Статьи, речи, беседы, письма. - М., Искусство, 1953.
17. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. - М., ВТО, 1964.
18. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены // О профессии режиссера, т. 1 / Г.А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1980.
19. Товстоногов, Г.А. Зеркало сцены // Статьи. Записи репетиций, т. 2 / Г.А. Товстоногов. - Л.: Искусство, 1984.
20. Топорков, В.О. Станиславский на репетиции / В.О. Топорков. - М.: Искусство, 1949.
21. Станиславский К.С. Собр. соч. - М, Искусство, 1959.
22. Эйзенштейн С. Избр. произв. - М, Искусство, 1966.