Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти




ТЕМА ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ

1 Понятие законности в сфере исполнительной власти

2 Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти

 

Понятие законности в сфере исполнительной власти

Законность – это атрибут существования и развития демократически организованного общества.

Понятие «законность » - одно из наиболее употребляемых, но в то же время сложных понятий юридической науки.

Законность можно рассматривать:

- как конституционный принцип, ибо согласно ст. 15 с. II Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»;

- как метод деятельности всех субъектов и, в первую очередь, государственных органов и их должностных лиц;

- как режим жизни во всех сферах общества и, в первую очередь, в государстве.

Поэтому под законностью следует также понимать особое состояние общества, в котором не только провозглашаются, но и реально соблюдаются и исполняются правовые нормы.

В то же время законность – это принцип, метод и режим деятельности всех субъектов права, получающие конкретное выражение в точном, неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных актов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

Полная законность – это идеальная модель, к которой общество стремится, а в реальной жизни следует говорить об условной законности, т. е. ее определенный уровень.

Особое значение законность приобретает в сфере государственного управления, ее исполнительной власти, так как исполнительная власть:

- носит исключительно многообразный характер, охватывая экономическую, социально-политическую сферы жизни государства;

- представляет самое большое число государственных органов и их должностных лиц;

- основная цель исполнительной власти – это исполнять законы, т. е. претворять их в жизни;

- органы и должностные лица системы исполнительной власти издают подзаконные правовые акты, которые должны соответствовать Конституции РФ и др. законы.

Законность в управлении основывается на принципах: верховенства закона, единства законности; не противопоставление законности, а целесообразности; справедливости; неотвратимости ответственности за правонарушения.

В нашем обществе, в котором утверждается современная либеральная цивилизация, должно воцариться неуклонное и жесткое господство закона. Противозаконность недопустима, так как сам закон уже не продукт власти, ее произвола и своеволия, а выражение великих ценностей возрожденного естественного права, прежде всего, неотъемлемых прав человека, основанных на высоком достоинстве каждой личности.

Уровень законности в государстве зависит, прежде всего, от состояния исполнительно-распорядительной деятельности. Когда уровень законности низок, то даже если ряд ветвей власти государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, то есть основания говорить о кризисе режима законности.

Следует также остановиться на элементах законности. Они следующие:

- наличие закона как основной правовой формы регулирования главных общественных отношений, определяющих жизнь общества и государства;

- демократический характер закона и всех основанных на нем предписаний, и прежде всего обеспечение прав и свобод личности;

- обеспечение соблюдения и применения закона и всех основанных на нем предписаний, предупреждение и пресечение правонарушений, от кого бы они не исходили, всеми имеющимися в распоряжении государства

Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти

Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти осуществляется по следующим направлениям:

- на недопущение нарушений требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах;

- своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;

- устранение причин и условий, им способствующих;

- привлечение к ответственности виновных в нарушении законности;

- разработка и принятие мер, которые направлены на устранение причин и условий нарушений законности;

- создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушений.

Обеспечение законности достигается при помощи организационно-правовых средств и способов.

В своей совокупности они представляют собой систему обеспечения и законности.

В данную систему входит большое число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением дисциплины и законности.

Все органы, занимающиеся обеспечением законности в государстве, обладают юридически властными полномочиями. Особая роль в этой части принадлежит главе государства – Президенту РФ.

В процессе деятельности по обеспечению законности в сфере управления такие органы используют в пределах своих полномочий:

- контроль, одна из форм, которая призвана обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.

В обеспечении законности важную роль играют:

а) проверка исполнения, как необходимый и неотъемлемый элемент повседневной оперативной управленческой деятельности руководителей различного уровня;

б) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами, прокуратурой.

Сущность и назначение контроля.

Контроль в основном осуществляется по таким направлениям:

- наблюдение за функционированием соответствующих объектов;

- получение объективной и достоверной информации о состоянии законности на нем;

- принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности;

- выявление причин и условий, которые способствуют правонарушениям;

- принятие мер по привлечению к ответственности лиц, которые виновны в нарушении законности.

Сущность надзорной деятельности.

Направление надзора субъектов делится на два вида:

- общий надзор, который выполняет прокуратура, следя за соблюдением законности в сфере управления;

- административный надзор, который состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за использованием действующих в сфере управления разнообразных норм, общеобязательных правил, которые закреплены в законах и подзаконных актах.

Деятельность, связанная с осуществлением контроля, надзора, обеспечением законности сводится к следующему:

1)" органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены, а вот органы контроля выполняют свои функции в основном в отношении организационно подчиненных объектов;

2)" в процессе контроля могут приниматься меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

3)" органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Практика выработала несколько видов контроля.

В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:

а) общий, который предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта;

б) специальный, который состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу.

По стадиям проведения контроль бывает:

а) предварительный, он проводится с целью предупреждения, профилактики нарушений;

б) текущий, он проводится с целью выяснения состояния законности, вынесения оценки правильности совершаемых действий объектами контроля;

в) последующий, обычно проводится с целью проверки реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.

В зависимости от объектов его осуществляющих и от характера их полномочий выделяют контроль:

а) Президента РФ;

б) органов законодательной (представительной) власти;

в) органов исполнительной власти;

г) органов судебной власти.

7.3 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц

Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти во многом зависит от обратной реакции граждан на результат этой деятельности.

Каждый гражданин вправе оценивать деяния любого органа исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих с точки зрения их законности и полезности.

Согласно ст.45 ч. II Конституции РФ гражданин в случае нарушения его прав и обязанностей вправе защищать их всеми способами, которые не запрещены законом.

Наиболее оптимальным и законным способом защиты своих прав является подача гражданином жалобы в соответствующие государственные органы.

Ст.33 Конституции РФ гарантирует право граждан на подачу жалобы лично, либо направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Жалобы обычно подаются адресно, т. е. в органы, тем должностным лицам, которым подчинен орган или должностное лицо, действие которых обжалуются, а также в суд.

Право граждан на жалобу подразделяется на общее право на жалобу, которым обладают все граждане, и специальное право на жалобу, которое обычно представляется участникам уголовного, гражданского процесса в суде, об административных правонарушениях, трудовых спорах.

Общее право на административную жалобу реализуется гражданами в соответствии с действующим Федеральным законом от 21.04.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами РФ, закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения этих обращений.

Этим законом подтверждается право граждан обращаться не только лично, но и направлять индивидуальные и коллективные обращения в соответствующие органы всех уровней.

Этим законом установлен срок рассмотрения обращения в течение 30 дней, а лица (т. е. должностные), виновные в нарушении этого закона, привлекаются к ответственности за его нарушение.

В развитии этого закона от 21.04.2006 г., оперативного применения его были приняты соответствующие постановления Министерством юстиции РФ, инструкция Министерства внутренних дел РФ в части приема, регистрации жалоб граждан с последующим разрешением по месту принятия, либо направления в соответствующие органы для их разрешения.

Кроме этого для защиты прав и свобод граждан в настоящее время действует достаточно демократичный закон от 27.04.1997 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который регулирует рассмотрение жалоб в судебном порядке, на соответствующие органы власти.

Сроки в различных органах исполнительной власти определяются по-разному. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.

Согласно Таможенному кодексу РФ жалоба в вышестоящий таможенный орган или высшему должностному лицу подается в течение 3 месяцев со дня утверждения лица о принятом решении.

Органы государственной власти обязаны все жалобы принимать к рассмотрению и при необходимости истребовать у заявителя необходимые недостающие документы.

Жалобы по общепринятым нормам должны рассматриваться в срок до 1 месяца со дня поступления в органы власти, органы исполнительной власти.

Гражданин, не согласный с решением (ответом), принятым по его жалобе, имеет право повторно обратиться с аналогичной жалобой в тот же орган или к тому же должностному лицу.

Жалобу подает как сам гражданин, так и его представитель или представитель общественной организации также по поручению гражданина.

Согласно порядку, определенному Федеральным Законом от 21.04.2006 г., гражданин с жалобой может обращаться сразу в суд, либо сначала в порядке подчиненности (если он служащий) в государственный орган различного уровня.

Если гражданин, подавший жалобу в орган государственного управления, получил отказ в удовлетворении, либо в течение 1 месяца не получил ответа на нее, то он вправе повторно обращаться уже в суд.

Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа государственной власти; сроки рассмотрения жалоб в федеральном суде – 2 месяца, мировой судья рассматривает жалобу в течении месяца.

Сроки обращения с жалобой в суд:

- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;

- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении его жалобы.

После рассмотрения жалобы либо федеральным судьей, либо мировым судьей, при несогласии с вынесенным решением по жалобе, последняя во всех случаях рассматривается вначале единолично апелляционным судом, потом Областным судом – коллегиально. Срок обжалования решения, вынесенного судами, установлен в 10 дней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: