ТЕМА ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ
1 Понятие законности в сфере исполнительной власти
2 Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Понятие законности в сфере исполнительной власти
Законность – это атрибут существования и развития демократически организованного общества.
Понятие «законность » - одно из наиболее употребляемых, но в то же время сложных понятий юридической науки.
Законность можно рассматривать:
- как конституционный принцип, ибо согласно ст. 15 с. II Конституции РФ «органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы»;
- как метод деятельности всех субъектов и, в первую очередь, государственных органов и их должностных лиц;
- как режим жизни во всех сферах общества и, в первую очередь, в государстве.
Поэтому под законностью следует также понимать особое состояние общества, в котором не только провозглашаются, но и реально соблюдаются и исполняются правовые нормы.
В то же время законность – это принцип, метод и режим деятельности всех субъектов права, получающие конкретное выражение в точном, неуклонном соблюдении и исполнении законов и подзаконных актов государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.
Полная законность – это идеальная модель, к которой общество стремится, а в реальной жизни следует говорить об условной законности, т. е. ее определенный уровень.
Особое значение законность приобретает в сфере государственного управления, ее исполнительной власти, так как исполнительная власть:
|
- носит исключительно многообразный характер, охватывая экономическую, социально-политическую сферы жизни государства;
- представляет самое большое число государственных органов и их должностных лиц;
- основная цель исполнительной власти – это исполнять законы, т. е. претворять их в жизни;
- органы и должностные лица системы исполнительной власти издают подзаконные правовые акты, которые должны соответствовать Конституции РФ и др. законы.
Законность в управлении основывается на принципах: верховенства закона, единства законности; не противопоставление законности, а целесообразности; справедливости; неотвратимости ответственности за правонарушения.
В нашем обществе, в котором утверждается современная либеральная цивилизация, должно воцариться неуклонное и жесткое господство закона. Противозаконность недопустима, так как сам закон уже не продукт власти, ее произвола и своеволия, а выражение великих ценностей возрожденного естественного права, прежде всего, неотъемлемых прав человека, основанных на высоком достоинстве каждой личности.
Уровень законности в государстве зависит, прежде всего, от состояния исполнительно-распорядительной деятельности. Когда уровень законности низок, то даже если ряд ветвей власти государственного механизма неукоснительно выполняют юридические предписания, то есть основания говорить о кризисе режима законности.
Следует также остановиться на элементах законности. Они следующие:
- наличие закона как основной правовой формы регулирования главных общественных отношений, определяющих жизнь общества и государства;
|
- демократический характер закона и всех основанных на нем предписаний, и прежде всего обеспечение прав и свобод личности;
- обеспечение соблюдения и применения закона и всех основанных на нем предписаний, предупреждение и пресечение правонарушений, от кого бы они не исходили, всеми имеющимися в распоряжении государства
Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти осуществляется по следующим направлениям:
- на недопущение нарушений требований и предписаний, которые закреплены в действующих законах и подзаконных актах;
- своевременное и оперативное выявление, пресечение и устранение таких нарушений;
- устранение причин и условий, им способствующих;
- привлечение к ответственности виновных в нарушении законности;
- разработка и принятие мер, которые направлены на устранение причин и условий нарушений законности;
- создание обстановки неотвратимости ответственности в случае их нарушений.
Обеспечение законности достигается при помощи организационно-правовых средств и способов.
В своей совокупности они представляют собой систему обеспечения и законности.
В данную систему входит большое число различных государственных органов, деятельность которых в разной степени связана с обеспечением дисциплины и законности.
Все органы, занимающиеся обеспечением законности в государстве, обладают юридически властными полномочиями. Особая роль в этой части принадлежит главе государства – Президенту РФ.
|
В процессе деятельности по обеспечению законности в сфере управления такие органы используют в пределах своих полномочий:
- контроль, одна из форм, которая призвана обеспечить строгое и неуклонное исполнение законов и подзаконных актов, соблюдение дисциплины органами исполнительной власти, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, гражданами.
В обеспечении законности важную роль играют:
а) проверка исполнения, как необходимый и неотъемлемый элемент повседневной оперативной управленческой деятельности руководителей различного уровня;
б) надзор, осуществляемый уполномоченными государственными органами, прокуратурой.
Сущность и назначение контроля.
Контроль в основном осуществляется по таким направлениям:
- наблюдение за функционированием соответствующих объектов;
- получение объективной и достоверной информации о состоянии законности на нем;
- принятие мер по предотвращению и устранению нарушений законности;
- выявление причин и условий, которые способствуют правонарушениям;
- принятие мер по привлечению к ответственности лиц, которые виновны в нарушении законности.
Сущность надзорной деятельности.
Направление надзора субъектов делится на два вида:
- общий надзор, который выполняет прокуратура, следя за соблюдением законности в сфере управления;
- административный надзор, который состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за использованием действующих в сфере управления разнообразных норм, общеобязательных правил, которые закреплены в законах и подзаконных актах.
Деятельность, связанная с осуществлением контроля, надзора, обеспечением законности сводится к следующему:
1)" органы надзора осуществляют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены, а вот органы контроля выполняют свои функции в основном в отношении организационно подчиненных объектов;
2)" в процессе контроля могут приниматься меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;
3)" органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.
Практика выработала несколько видов контроля.
В зависимости от объема обследуемой деятельности выделяют:
а) общий, который предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольного объекта;
б) специальный, который состоит в осуществлении проверки деятельности подконтрольного объекта по четко определенному вопросу.
По стадиям проведения контроль бывает:
а) предварительный, он проводится с целью предупреждения, профилактики нарушений;
б) текущий, он проводится с целью выяснения состояния законности, вынесения оценки правильности совершаемых действий объектами контроля;
в) последующий, обычно проводится с целью проверки реального исполнения соответствующих решений, предписаний контролирующих органов.
В зависимости от объектов его осуществляющих и от характера их полномочий выделяют контроль:
а) Президента РФ;
б) органов законодательной (представительной) власти;
в) органов исполнительной власти;
г) органов судебной власти.
7.3 Обжалование действий и решений органов исполнительной власти и их должностных лиц
Обеспечение законности в деятельности органов исполнительной власти во многом зависит от обратной реакции граждан на результат этой деятельности.
Каждый гражданин вправе оценивать деяния любого органа исполнительной власти, их должностных лиц, государственных служащих с точки зрения их законности и полезности.
Согласно ст.45 ч. II Конституции РФ гражданин в случае нарушения его прав и обязанностей вправе защищать их всеми способами, которые не запрещены законом.
Наиболее оптимальным и законным способом защиты своих прав является подача гражданином жалобы в соответствующие государственные органы.
Ст.33 Конституции РФ гарантирует право граждан на подачу жалобы лично, либо направление индивидуальных и коллективных обращений в государственные органы и органы местного самоуправления. Жалобы обычно подаются адресно, т. е. в органы, тем должностным лицам, которым подчинен орган или должностное лицо, действие которых обжалуются, а также в суд.
Право граждан на жалобу подразделяется на общее право на жалобу, которым обладают все граждане, и специальное право на жалобу, которое обычно представляется участникам уголовного, гражданского процесса в суде, об административных правонарушениях, трудовых спорах.
Общее право на административную жалобу реализуется гражданами в соответствии с действующим Федеральным законом от 21.04.2006 г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами РФ, закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения этих обращений.
Этим законом подтверждается право граждан обращаться не только лично, но и направлять индивидуальные и коллективные обращения в соответствующие органы всех уровней.
Этим законом установлен срок рассмотрения обращения в течение 30 дней, а лица (т. е. должностные), виновные в нарушении этого закона, привлекаются к ответственности за его нарушение.
В развитии этого закона от 21.04.2006 г., оперативного применения его были приняты соответствующие постановления Министерством юстиции РФ, инструкция Министерства внутренних дел РФ в части приема, регистрации жалоб граждан с последующим разрешением по месту принятия, либо направления в соответствующие органы для их разрешения.
Кроме этого для защиты прав и свобод граждан в настоящее время действует достаточно демократичный закон от 27.04.1997 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», который регулирует рассмотрение жалоб в судебном порядке, на соответствующие органы власти.
Сроки в различных органах исполнительной власти определяются по-разному. Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает, что жалоба в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) подается в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал о нарушении своих прав.
Согласно Таможенному кодексу РФ жалоба в вышестоящий таможенный орган или высшему должностному лицу подается в течение 3 месяцев со дня утверждения лица о принятом решении.
Органы государственной власти обязаны все жалобы принимать к рассмотрению и при необходимости истребовать у заявителя необходимые недостающие документы.
Жалобы по общепринятым нормам должны рассматриваться в срок до 1 месяца со дня поступления в органы власти, органы исполнительной власти.
Гражданин, не согласный с решением (ответом), принятым по его жалобе, имеет право повторно обратиться с аналогичной жалобой в тот же орган или к тому же должностному лицу.
Жалобу подает как сам гражданин, так и его представитель или представитель общественной организации также по поручению гражданина.
Согласно порядку, определенному Федеральным Законом от 21.04.2006 г., гражданин с жалобой может обращаться сразу в суд, либо сначала в порядке подчиненности (если он служащий) в государственный орган различного уровня.
Если гражданин, подавший жалобу в орган государственного управления, получил отказ в удовлетворении, либо в течение 1 месяца не получил ответа на нее, то он вправе повторно обращаться уже в суд.
Жалоба подается по усмотрению гражданина либо в суд по месту жительства, либо в суд по месту нахождения органа государственной власти; сроки рассмотрения жалоб в федеральном суде – 2 месяца, мировой судья рассматривает жалобу в течении месяца.
Сроки обращения с жалобой в суд:
- три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
- один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении его жалобы.
После рассмотрения жалобы либо федеральным судьей, либо мировым судьей, при несогласии с вынесенным решением по жалобе, последняя во всех случаях рассматривается вначале единолично апелляционным судом, потом Областным судом – коллегиально. Срок обжалования решения, вынесенного судами, установлен в 10 дней.