Пояснительная записка
Учебно-методический комплекс нового поколения (УМК) «Ознакомление с окружающим миром. Основы экологии» подготовлен в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения (утвержден Постановлением Правительства Республики Казахстан от 15 мая 2016 года № 292). Данный стандарт определяет новые методологические основы дошкольного образования в Республике Казахстан;
2. Типовой учебный план дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (7) лет (утвержден приказом МОН РК 22.06.2016 г. № 391);
3. Типовая учебная программа дошкольного воспитания и обучения (утверждена приказом МОН РК от 12.08.2016 г. № 499). Обновленная программа представляет новое содержание дошкольного образования в контексте 5-ти образовательных областей.
В пособии представлены разработки конспектов занятий ОУД, позволяющих формировать у детей способность к позитивному поведению и отношениям в окружающем мире, основы социальной культуры, навыки культуры поведения, экологического сознания.
При разработке конспектов занятий использованы следующие методы, приемы, технологии деятельностной педагогики.
1. Методы: объяснительно-иллюстративный (словесный, наглядный), проблемный, частично-поисковый, игровой, упражнения, практические задания.
2. Приемы: сравнительный анализ, сопоставление, поиск проблемные вопросы, выполнение заданий («почему?», «найди», «объясни», «как ты узнал?» и др.).
3. Технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, информационные и т.д.
Терехова Е.В., Сагиева С.З.Ознакомление с окружающим миром. Основы экологии: методическое руководство для педагогов старшей группы (5–6 лет) по Типовой учебной программе дошкольного воспитания и обучения. – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2018. – 55 с.
|
Образовательная область: «Социум»
ОУД - Ознакомление с окружающим.
№ | Тема | Цель | Кол-во часов | Дата | Примечание | |
Мир окружающих нас предметов | Цель: Обогащение представлений детей о предметах, их признаках и назначении. Задачи: Учить пониманию связи между назначением предметов, материалов, из которых они сделаны. Прививать детям познавательный интерес к окружающему миру. | |||||
Все профессии нужны, все профессии важны | Цель: систематизация представлений о профессиях и трудовых действиях. Задачи: Формировать умение обобщать трудовые процессы, связывая их с деятельностью людей определенной профессии. Развивать логическое мышление, разговорную речь, рассуждать о трудовых действиях и форме одежды, учить видеть значимость разных профессий в жизни людей. Воспитывать доброжелательное отношение, интерес к профессиям. | |||||
Времена года: лето, осень. Признаки | Цель:Систематизация знания о сезонных изменениях в природе (лето-осень). Задачи:Формировать представления о причинно- следственных связях в природе. Развивать речевое общение, наблюдательность, интерес к изучению природы, обогащать личный опыт. Воспитывать бережное отношение к природе. | |||||
Моя Родина – Казахстан | Цель: Формирование понятие о Родине. Задачи: Расширять знания о родной стране, столице Астане. Формировать представления о Президенте Республики Казахстан, о государственном празднике День независимости, о том, что в Казахстане проживают представители разных национальностей. Развивать разговорную речь, умение отвечать полными ответами. Воспитывать чувство любви к Родине, к своему народу. | |||||
Вода – основа жизни | Цель:Систематизация знаний о водных ресурсах Земли. Задачи:Обобщить знания о значении и использовании воды в жизни человека. Развивать логическое мышление, разговорную речь. Воспитывать интерес к окружающему миру, любознательность, бережное отношение к воде и своему здоровью. | |||||
Государственные символы Республики Казахстан | Цель: Систематизация знаний о символах Казахстана. Задачи: Расширять знания о государственных символах. Объяснить значение символов. Закреплять понятия о том, что Государственный Гимн слушают и поют стоя, с приложенной правой рукой к левой части груди. Развивать внимание, память, разговорную речь. Воспитывать уважение к государственным символам. | |||||
Юные экологи | Цель:Формирование экологического сознания. Задачи:Обучать умению предвидеть элементарные последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Учить применять знания о природе. Воспитывать экологическую культуру, элементарные нормы поведения в природе, любовь и бережное отношение в природе. | |||||
Бытовая техника, ее значение | Цель: Расширение знаний о технике, необходимой человеку в быту. Задачи: Продолжать знакомить с практическим применением бытовой техники в быту. Формировать навыки соблюдения правил безопасности при пользовании бытовой техникой. Развивать разговорную речь, внимание, память. Воспитывать аккуратность. | |||||
Особенности поведения диких животных осенью и зимой | Цель:Систематизация знаний о жизни диких зверей в осенне- зимний период. Задачи:Расширять знания о способах приспособления зверей к изменению условий внешней среды – исчезновение корма для них. Развивать разговорную речь, внимание, память, умение делать умозаключения, обобщать. Воспитывать заботливое отношение к животным. | |||||
Специальный, грузовой и пассажирский транспорт | Цель: Систематизация знаний о транспорте. Задачи: Продолжать знакомить с основными функциями и ролью транспорта в жизни человека. Учить различать транспорт по назначению (пассажирский, грузовой, машины специального назначения). Развивать разговорную речь, отвечать на вопросы полным ответом. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. | |||||
Комнатные растения. Уход за ними | Цель:Расширение представлений о многообразии растений, о различных условиях их существования. Задачи:Закреплять знания о комнатных растениях: их названиях, строении, условиях для роста, формировать понятие «среда обитания» для растений. Развивать разговорную речь, умение отвечать и задавать вопросы, внимание, память. Прививать навыки ухода за комнатными растениями. Воспитывать заботливое отношение к комнатным растениям. | |||||
Обычаи и традиции моей страны | Цель: Ознакомление с традициями и обычаями казахского народа. Задачи: Рассказать об обрядах – «разрезание пут», «укладывание в колыбель», посвящение во всадники «Ашамайға отырғызу». Развивать внимание, память, умение отвечать на вопросы полными предложениями. Воспитывать уважение к традициям казахского народа. | |||||
Обитатели уголка живой природы. Уход за ними. | Цель:Расширение представления о животных уголка природы и способах ухода за ними. Задачи:Формировать осознанное понимание того, что живые существа – обитатели живого уголка природы – требуют постоянного внимания и заботы, т.е. поддерживания всех жизненно необходимых условий для их существования: пищи, воды, чистого воздуха, тепла, достатка света. Развивать внимание, память, речь, умение рисовать предметы по представлению, передавая их характерные особенности. Воспитывать чувство бережного отношения к обитателям уголка живой природы | |||||
Правила для пешеходов | Цель: Систематизация знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках. Задачи: Продолжать разъяснять, что знаки являются важной информацией, как для водителя, так и для пешехода, прививать навыки строгого соблюдения правил уличного движения, внимательности на дороге. Развивать разговорную речь, внимание, наблюдательность. Воспитывать самостоятельность. | |||||
Времена года: зима, весна. Признаки | Цель:Систематизация знаний о весенне-зимних сезонных явлениях. Задачи:Расширять представления о причинно-следственных связях в природе, формировать умение одеваться по сезону, заботиться о своем здоровье. Развивать познавательную активность, умственные способности, разговорнрую речь, умение анализировать, делать выводы. Воспитывать интерес к явлениям природы. | |||||
Военные профессии. Ветераны Великой Отечественной войны | Цель: Расширение знаний о людях военных профессий, о ветеранах ВОВ. Задачи: Расширять понятие об армии, показать знаки различия военных служб по форме, вооружению, военной технике. Дать сведения о Великой Отечественной войне и казахстанских героях – участниках войны. Развивать разговорную речь, умение отвечать распространенными предложениями. Пробуждать интерес к военным профессиям. Воспитывать чувство патриотизма и гордость за защитников Отечества. | |||||
|