Рационалистическая и эмпирическая философия 17 - 18 веков.




Вопросы к семинарам по философии

Общая литература по всему курсу:

1. Антология мировой философии в 4-ех тт. Т.1-4, М., 1969-1972.

2. Виндельбанд В. История философии. Киев, 1997.

3. Вунд В. Введение в философию. М., 1998.

4. Гегель Г. Лекции по истории философии. Кн. 1, 2, 3 Спб., 1994.

5. Герцен А.И. Письма об изучении природы. // Герцен А.И. Собр.соч. в 8 тт., т.2, М., 1975, стр. 89 -312.

6. Губин В.Д. Основы философии. М., 1999.

7. История философии в кратком изложении /пер. с чеш./. М., 1991.

8. История философии. Запад - Россия - Восток. Кн.1,2,3,4. М., 1995 - 1999.

9. Краткая история философии. М.,1997.

10. Мир философии. Книга для чтения. Ч.1,2, М.. 1991

11. Рассел Б. История западной философии. Новосибирск, 1997 (М., 2000)

12. Реале Дж., Антисери Д. З. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1,2,3,4. Спб.. 1994 - 1997.

13. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000

14. Современная западная философия. Словарь. М.1991.

15. Хрестоматия по истории философии. Ч. 1,2, М., 1997.

Что такое философия?

1. Бердяев Н. Философия как творческий акт (1-ая часть) // Философия свободы. Смысл творчества. М., 1993.

2. Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии 1989, №9; Время и бытие (сборник), М., 1994

3. Рикер П. Человек как предмет философии // Вопросы философии 1989, №2.

4. Марсель Г. Трагическая мудрость философии.

5. Ортега-и-Гассет Что такое философия М., 1993

6. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. М.,1995.

7. Булгаков С.Н. Трагедия философии 2тт., М.,1993.

8. Мамардашвилли М.К. Как я понимаю философию М.,1990.

 

Античная философия

По всемирно - историческому своему значению философия эллинская, как это утверждали Климент Александрийский и святой Иустин, необходимым посредством, переходом, приготовлением к христианству. Она, с одной стороны, сознала и обобщила идею или внутренний смысл мифологической религии, а с другой стороны, признала ее ограниченность и несостоятельность и формулировала требования высшей, универсальной истины. «Философское сознание в сущности было тем же религиозным сознанием, только переросшим себя» (В.Соловьев). Мифологический процесс в древнем язычестве // Православное обозрение, ноябрь, 1873.

Тема №1: Досократическая философия (два сем.)

 

1. «От мифа к Логосу»: зарождение, источники и общая характеристика ранней греческой философии.

2. Проблема первоначала мира в учениях мыслителей Милетской школы: Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена.

3. Пифагор и пифагорейский союз: сочетание политики, религии, науки, мистики, морали. Понятие «философия». Учение пифагорейцев о числе как основе «космоса».

4. Учение пифагорейцев о душе и их общественные взгляды.

5. Элейская школа. Критика Ксенофаном традиционных форм религии.

6. Философия Гераклита Эфесского: учение о Логосе. (Логически понятие неподвижного бытия предшествует понятию процесса).

7. Учение Парменида о бытии и о двух путях познания.

8. Апории Зенона и их философский смысл.

9. Философия Демокрита: учение об атомах, теория познания.

Литература:

1. Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1, М., 1989.

2. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1995

3. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998

4. Виндельбанд В. История древней философии, Киев, 1995.

5. Донских О.А., Кочергин А.Н. Античная философия М., 1993.

6. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении М., 1989.

7. Льюис Дж. Г. Античная философия. Т.1, Минск, 1997.

8. Мамардашвили М. Лекции по античной философии. М., 1998.

9. Соловьев В.С. Лекции по истории философии. // Вопросы философии №6, 1989.

10. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М.1997.

11. Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.,1996.

12. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира, М., 1999 (М., 2001).

 

 

 
 

1. Исторические и философские причины проявления софистики.

2. Основные представители старшей и младшей софистики. Сравнение софистики с досократической философией.

Собственно философ. учение софистов - это значит учения Протагора и Горгия. Прочие занимались прикладными науками и искусствами, вовсе не касаясь умозрительных вопросов. Ценна мысль Горгия о неизреченности, непознаваемости и небытия Сущего. Это движение было направлено против догматизма космологических систем. Но ведь из такой догматической физики и онтологии философская мысль должна была выйти, и если ее вывели софисты, то это их философская заслуга. А против объективной и разумной морали Сократа их отрицание не могло быть направлено, так как они явились ранее. Впервые выражение антропоморфизма дано у Протагора.

3. Взгляды софистов на вопрос об истине и познаваемости мира, их релитивизм и агностицизм.

4. Религиозные, политические и этические взгляды софистов.

5. Оценка софистики: ее позитивные и негативные стороны.

6. Сократ: личность, жизнь и смерть.

7. Сократический метод: диалоги, ирония, майевтика.

8. Полемика Сократа с софистами и сторонниками старых традиций.

9. Этические взгляды Сократа.

10.Значение философского подвига Сократа.

«Но Цицерон прав: Сократ хотел связать, обуздать небеса: он хотел вселенную сделать разумной» (Шестов Л. «Власть ключей»).

Источники и литература:

1. Диоген Лаэртский. О жизни… М.,1995, Кн.2,3

2. Платон, Протагор, Горгий, Апология Сократа, Критон. // Платон. Собр. Соч. в 4 томах. Т.1.,м.,1990, стр. 70 - 112, 418 - 575.

3. Платон. Собр. Соч. М., 1993, 1979.

4. Адо П. Что такое античная философия? М.. 1999, стр. 38 - 54.

5. Асмус Указ. Соч., стр. 65 - 89.

6. Боннар А. Греческая цивилизация. Т.2, М., 1959, стр. 273 - 308.

7. Виндельбанд В. Указ. Соч., стр. 100 - 120.

8. Виндельбанд В. О Сократе. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М.,1995, стр.58 - 80.

9. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 2., СПб., 1994, стр., 5 - 83.

10. Кессиди Ф.Х. Сократ. М., 1988.

11. Льюис Дж. Г. Античная философия. Т.1, Минск, 1997, стр. 128 - 158.

12. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

13. Реале … стр. 53 - 76.

14. Соловьев В.С. … стр. 103 - 109.

15. Соловьев В.С. Жизненная драма Платона // Соловьев В.С. Сочинения в двух томах. М., 1990, т.2, стр. 582 - 625.

 
 

 
 

1. Жизнь и личность Платона. Источники платоновской философии.

2. Особенности платоновской манеры философствования.

3. Учение Платона о душе.

4. Учение о любви в философии Платона.

5. Учение об идеях.

6. Политическое учение Платона. Идеальное государство.

7. Соотношение философии Платона и Сократа и всемирное значение платоновской философии.

8. Жизнь Аристотеля, его личность и его сочинения.

9. Философия Платона и философия Аристотеля: общее и различное.

10. «Первая философия» / Метафизика/: учение о Нусе, критика теории идей Платона, учение о бытии, о четырех причинах, о первоэлементах и об устройстве мироздания.

11. Учение Аристотеля о душе и его этическое и политическое учения.

12. Значение деятельности Аристотеля для формирования отдельных наук.

Гармония мыслящего и мыслимого, когда нет ничего такого, что мешало бы мыслящему мыслить, а мыслимому быть мыслимым, и есть то, что Аристотель называет прекрасным. В космическом Уме мыслящее и мыслимое совпадают в одном единстве противоположностей. Ум- сам себе - цель мышления, но стремление к цели есть любовь, следовательно космический Ум есть стремление к любви и обладание ею.Дело в том, что если миновать отдельные намеки, то учение о космической душе, можно сказать, отсутствует. Зато, однако, его Ум наделен всеми теми свойствами, которые у чистых платоников приписываются Душе. Ум - космическое и надкосмическое мышление, самодовлеющее созерцание, Перводвигатель. Существенные функции космической Души переданы Уму: неподвижный Ум, вечно действующий как Мировая Душа.

 

Источники и литература:

1. Платон. Пир. Федр. Федон // Платон. Собр.соч. в 4-ех томах., Т.2, М., 1993, стр. 7 - 191.

2. Платон Государство. Указ. Соч. т.3., м., 1994

3. Трубецкой Е.Н. Социальная утопия Платона. М.,1908.

4. Лосев А.Ф., Тахо - Годи А.А. Платон, Аристотель. М.,1993.

5. Лосев А.Ф. Эрос у Платона. // Лосев А.Ф. Философия, мифология, культура. М.,1991, стр. 188 - 208.

6.

 
 

Кессиди Ф.Х. Этические сочинения Аристотеля // Аристотель Соч. в 4 томах, М., 1984, т. 4, стр. 8 - 52.

 

 

1. Общая характеристика эллинистической философии: основные особенности, проблемы и направления (особенность их целей и различие путей).

2. Философия киников: основные представители и идеи.

3. Греческие и римские стоики о мире, Божественном Логосе и душе.Физика и логика стоиков.

«Часто стоиков сравнивают с христианами и проводят параллели между последнею языческою философией и новым «благовествованием». Между тем нет ничего противоположнее: даже эпикурейцы стоят ближе к христианам. Стоицизм есть благоухание смерти; христианство - пот, муки и радость рождающей матери, крик новорожденного младенца. «Всегда радуйтесь», - сказал Апостол: разве это сумел бы сказать какой-нибудь стоик? … Христианство - без буйства, без вина и опьянения - есть полная веселость; удивительная легкость духа; никакого уныния, ничего тяжелого. Аскеты и мученики были веселы, одни в пустынях, другие идя на муки. Какой-то поток внутреннего веселья даже у таких, даже в такие минуты гнал с лица всякую тень потемнелости…Отец Амвросий Оптинский и Иоанн Кронштатский - лучшие и типичнейшие из хрстиан, каких мы наблюдали, - оба замечательно светлы, радостны, жизненны. У отца Амвросия почти только шутки, прибаутки - в посьмах и разговорах; лицо о. Иоанна всем известно - это сама радость. Стоик… сдерживается, усиливается, напрягается, вовсе не понимая, в сущности, для чего. Есть неуловимо тонкая черта, соединяющая стоиков с фарисеями: оба брезгливы по отношению к миру; один уходит от него в ванну и вскрывает себе жилы, читая «Федона»; другой отходит от него в сторону и становится на молитву». ««Дух же уныния отжени от меня» - это молится христианин. Буддист молится - или не столько молится, сколько молчит, в вечном унынии».

4. Этика стоиков. Стоицизм и христианство: общее и различное.

5. Физика и каноника Эпикура.

6. Этическое учение Эпикура.

7. Главные представители скептической философии, их идеи.

8. Неоплатонизм. (Относится к той поре, когда христианское учение уже сложилось в своих существенных чертах и победило гностические секты. Плотин (205 - 270) - ученик Аммония Сакса. Бог - единый, сверхсущественный, безначальный и непостижимый разуму, допускающий лишь отрицательные определения; источник бытия, знания, красоты, не есть ни бытие, ни знание, ни красота - положительное Ничто, которое есть абсолютная полнота всего, созерцаемая лишь в мистическом восторг.

Чувственный мир зол и неразумен. Но, с другой стороны,его тоже образовала душа и вошла в него, и постольку он разумен и прекрасен. Несмотря на дуалистическую исходную точку, обусловленною его религиозной задачей, Плотин в этом отношении с полной энергией поддерживает чисто греческое признание красоты чувсвенного мира и самым удачным образом связывает его с основными чертами своей мировой картины. Прославляя с воодушевлением красоту, одухотворенность мира, Плотин создал метафизическую эстетику. Чувственная вещь прекрасна, когда она проявляет в чувственном образе свой логос, свой идеальный первообраз, свой эйдос. Мир прекрасен, потому что он до последней глубины проникнут и освящен божественной сущностью. Учение о прекрасном звучит прощальным приветом греч. мира. Плотин рассматривает высшее блаженство, экстаз, как благодать, выпадающую на долю немногих, и то - в редких случаях. Цель жизни - участие в божественной жизни, освобождение от мира, основная нравственная задача - освобождение души от тела, ее очищение от чувсвенного, отвращение от материи).

 

Источники и литература:

 

1. Антология кинизма. М., 1996.

2. Марк Аврелий Наедине с собой. // Римские стоики. Сенека. Эпиктет. Марк Аврелий. М.,1996, стр. 271 - 364.

3. Лосев А.Ф. Культурно - историческое значение античного скептицизма и деятельность Секста Эмпирика. // Секст Эмпирик. Соч. в двух томах, т.1, М., 1976. стр.5 - 60.

4. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М., 1989.

5. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М..1995.

6. Аверинцев С.С. Образ античности. Спб., 2004.

 

 
 

 


Патристика - философское приближение Евангелия к миру. Гностики приступили первыми к такой философской конструкции христианства. Ориген положил основание христианского богословия, как научной системы, подготовленной Климентом.

1. Жизнь, личность и духовная эволюция Аврелия Августина.

2. Понятие Бога и его место в учении Августина. Отношение Бога к миру и к человеку и пути познания человеком Бога.

Бог - Блаженство, Истина, а Истиной наслаждаются, созерцая (созерцающая мистика неоплатоников). Для временной жизни Августин всегда требует полного, никогда не покоящегося напряжения борющейся и действующей души; для вечности - покой погружения в божественную истину.

3. Человеческая личность. Соотношение разума, воли и веры.

Именно в сомнении содержится драгоценная истина реальности сознательного существа: чтобы ошибаться, я должен существовать. Идея Бога срастается с индивидуальным сознанием.

4. Проблемы теодицеи. Учение Августина о добре, зле, свободе.

5. Философия истории Августина. Концепция «двух градов».

У манихеев противоположность между добром и злом является первоначальной и неустранимой, у Августина всеведущий, всеблагой Бог создал мир, который навеки распадается на его царство и на царство сатаны. Ход всемирной истории понимается как последовательно обостряющееся разделение двух царств, а конечная цель ее - окончательное и совершенное отделение их друг от друга.

Источники и литература:

1. Аврелий Августин Исповедь. М.,1991.

2. Виндельбанд В. Августин и Средние века. // Виндельбанд В. История древней философии. Киев, 1995, стр. 312 - 337.

3. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии М.,1979, стр. 181 - 341.

4. Реале … т.2.

5. Соколов В.В. Средневековая философия М.,1979, стр. 51 - 84.

6. Столяров А.А. Аврелий Августин. Жизнь. Учение и его судьбы. // Аврелий Августин Исповедь. М.,1991, стр. 5 - 50.

7.

 
 

Карсавин Л. Святой Августин и наша эпоха // Символ Декабрь, 1992, 28, Париж

 

«Великое самоограничение человека, тянувшееся десять веков, дало между14-16 веком нашей эры весь цвет так называемого «Возрождения»: корень и обычно не бывает похож на плод, но между силою и сочностью корня и красотой и вкусом плода - есть несомненная связь. Средние века, кажется, ничего общего не имеют с Возрождением, во всем ему противоположны: между тем вся пышность. Все трепетание сил человеческих в эпоху Возрождения имеет основание свое вовсе не в мнимо-«возрождавшемся» классическом мире. Не в подражании Вергилии и Платоне, не в отрываемых из подвалов старых монастырей монускриптах, но именно в этих монастырях, в этих суровых францисканцах, жестоких доминиканцах, в св. Бонавентуре, Ансельме Кентерберийском, Бернарде Клервосском. Средние века были великим хранилищем сил человеческих: в их аскетизме, в их отречении человека от себя; в презрении его к красоте своей, к силам своим. К уму своему - эти силы, это сердце. Этот ум были сбережены до времени. Эпоха Возрождения была эпохой открытия этого клада: тонкий слой прикрываемой почвы вдруг был отброшен, и к изумлению ряда последующих веков из-под него засверкали ослепительные, несметные сокровища: вчерашний бедняк. Убогий нищий, который умел только на перекрестках орать нескладным голосом псалмы, - зацветился вдруг поэзией, силой, красотой, умом. Откуда все это? Из истощившегося ли в себе самом античного мира? Из заплесневелых ли пергаментов? Но разве Платон писал свои диалоги с тем живым восхищением, с каким Марсилио Фичино их комментировал?... Все эти манускрипты в удобных и точных изданиях лежат и перед нами: отчего они нас не «возрождают»? … Тайна Возрождения 14-15 веков лежит не в древней литературе: эта литература была только заступом, сбросившим землю с зарытых в нее сокровищ; тайна лежит в самих сокровищах. В том, что между 6-14 веками под влиянием сурового аскетического идеала умервщления плоти в себе и ограничения порывов своего духа человек только сберегал и ничего не умел тратить. В этом великом тысячелетнем молчании его душа созрела…, В этом насильственном закрывании глаз на мир вызрели Галилей, Коперник и школа обдуманного опыта, которую создал Бэкон… С14-19 века мы только тратим несметные сокровища, тогда открывшиеся, расходуем великий запас, к этому времени собранный…. Человек не хочет более о себе молчать: всякое малейшее чувство, всякую новую шевельнувшуюся мысль он торопиться высказать другим, разрисовать ее в красках, расцветить ее в звуках, непременно закрепить печатным станком. Можно сказать, как сильно он таился до 14 века, так становится болтлив, переступив за грань этого века и во все последующие» (Розанов В.В. «О символистах и декадентах»).

1. Причины и предпосылки Возрождения.

2. Общая характеристика эпохи Возрождения. Основные идеи,

тенденции, особенности, проблемы философии Ренессанса «Титаны Возрождения». Общая оценка эпохи Возрождения.

3. Гуманизм Эразма Роттердамского. Проблема веры и разума, войны и мира, морали и свободы воли в «учении Христа» Эразма.

4. Николай Кузанский: жизнь, личность. Мистика, теология и наука в учении Кузанца.

5. Катафатическая и апофатическая теология. Ученое незнание.

6. Учение Кузанца о Боге как абсолютном Максимуме и Минимуме, о совпадении противоположностей в Боге. Учение о человеке как микрокосме и о его познавательных способностях.

7. Личность и судьба Джордано Бруно.

8. Натурфилософия Джордано Бруно: учение о Вселенной. О Едином, о материи и Мировой Душе; пантеизм и панпсихизм.

9. Николо Макиавелли: жизнь, личность, сочинения. Макиавелли о природе человека и о роли Фортуны.

10. Новаторство Макиавелли в создании современной политической науки. Вопросы управления государствааааааом, образ идеального государя, отношение к религии и церкви.

11. Проблема соотношения целей и средств, политики и морали. Оценка творчества Макиавелли.

 

Источники и литература:

1. Николай Кузанский. Об ученом незнании. // Н.Кузанский Сочинения Т.1, М., 1979, стр. 47 - 184

2. Макиавелли Н. Государь. // Макиавелли Н. Сочинения Спб.. 1998, стр. 45 - 184.

3. Эразм Роттердамский Похвала Глупости. М.,1991

4. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

5. Горфинкель А.Х. Джордано Бруно. М., 1973.

6. Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. М., 1993, стр.176 - 237.

7. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения М.. 1978.

8. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 17 веков. М.,1996, стр. 5 - 177.

9. Юсим М.А. Этика Макиавелли. М., 1990.

10. Тажуризина З.А. Николай из Кузы // Кузанский Н. Сочинения. Т.1, М.. 1979, стр.5 - 45.

11. Цвейг ст. Триумф и трагедия Эразма Роттердамского. // Цвейг Стефан. Три мастера. Триумф… М.,1992, стр.159 - 268.

12. Грот Н.Я. Джордано Бруно и пантеизм. Философский очерк. Одесса 1885.

13. Грот Н.Я. Задачи философии в связи с учением Дж. Бруно Одесса, 1885.

14. Антоновский Ю.М. Джордано Бруно, его жизнь и научно-философская деятельность, в изд. Ф.Павленкова с портретом Бруно Спб., 1891.

15. Веселовский А.Н. Дж. Бруно. Биографический очерк. // Вестник Европы, декабрь, 1871.

16. Чуйко Дж.Бруно // Труд, 1889, №13.

17. Философские воззрения Д.Бруно // Православное обозрение, 1887, кн.5,6.

18. Лучицкий. Козлов. Джордано Бруно 1885.

 

Рационалистическая и эмпирическая философия 17 - 18 веков.

1. Жизнь, личность и сочинения Р.Декарта.

2. Методологическое сомнение Декарта: цели, ход, итог.

3. Рационалистическая теория познания Декарта: «врожденные идеи»,

Интеллектуальная интуиция, дедукция, правила научного метода.

4. Декарт о субстанции, атрибутах и модусах. Проблема Бога и его

место в философии Декарта. Дуализм и деизм Декарта.

5. Картезианская картина мира (механицизм, место живой природы). Психология и этика Декарта. Последствия картезианского переворота и его оценки: достижения, проблемы, противоречия.

«Великий дефект решительно всего нашего миросозерцания лежит в расторжении и отнесении на противоположные полюсы кажущегося «идеального» и кажущегося же «животного». Оно стало «общим местом» наших суждений; начавшись религией, овладев философиею (особенно с Декарта, по коему животное есть «автомат механический»), оно подчинило себе и практику будней нашего бытия. Это расторжение не только губит животное в нас, т.е. «живое» и самую «жизнь», изъяв из нее идеал, свет, просвещение, но и обратно: оно внесло безжизненность в наши предполагаемые «идеи», бессочность, бескровность. И даже больше: это ввело подлог в наш «идеальный мир», заменив в нем кровные мысли фикциями, «в которых не было бы ничего земного и грязного», - и нет в них ничего, кроме лукавого обмана и нас, поддающихся на этот обман, обольщаемых его чистотою. Мы поклоняемся пустоте; в от же время не поклоняемся более жизнь, естественно, сперва мутнеет, потом дегенерирует, «обратно развивается», становясь «рудиментарным привеском» высоких фикций нашего бытия». (Розанов В.В. «Женщина перед великою задачею»)

6. Жизнь, личность и сочинения Б.Спинозы.

7. Учение о познании. Геометрический метод» в философии.

8. Учение Спинозы о Боге и природе, о субстанции и ее атрибутах.

9. Этика Спинозы. Проблемы свободы.

10. Жизнь, личность, сочинения Ф.Бэкона. Новаторство и задачи его философии.

11. Критика Ф.Бэконом препятствий к развитию науки. Учение о «призраках разума».

12. Классификация наук и метод познания Ф. Бэкона.

13. Наука и общество в социальной утопии Ф.Бэкона.

14. Жизнь, личность и сочинения Т.Гоббса. Взгляды Гоббса на природу и познание.

15. Учение Гоббса о государстве: его происхождение, формы, функции.

16. Джон Локк: его жизнь, личность, сочинения.

17. Локк о познании: критика концепции «врожденных идей», учение о «простых и сложных идеях», о «первичных и вторичных качествах».

18. Политическое учение Локка: о договоре, о естественном и гражданском состоянии, о правах человека, о разделении властей, о правовом государстве и веротерпимости.

19. Жизнь личность и идейная эволюция Дж. Беркли. Учение Беркли о познании, критика учения о «первичных качествах» и понятия «материи».

20. Тенденция Беркли к солипсизму и ее преодоление. Учение о Боге. Душах и идеях.

21. Жизнь. Личность и сочинения Д.Юма. Учение Юма о познании, агностицизм и скептицизм Юма. Концепция причинности.

22. Сравнительная характеристика рационализма и эмпиризма в европейской философии 17 - 18 веков: особенности, достоинства и недостатки этих двух направлений.

 

Источники и литература:

1. Декарт Р. Рассуждение о методе. // Декарт Р. Соч. в 2 томах. М.,1989. т.1, стр.250 - 296.

2. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Соч. в 2 томах, М.,1994, т.2, стр. 13 - 72.

3. Спиноза Б. Этика. Спб., 1993.

4. Бэкон Ф. Новая Атлантида. // Бэкон Ф. Соч. в двух томах, т.2, М.,1978, стр. 483 - 519.

5. Беркли Дж. Трактат о принципах человечесеого знания. // Беркли Дж. Сочинения М.,2000, стр.115 - 214.

6. Юм Д. Исследования о человеческом разумении. М., 1995.

7. Виндельбанд В. Памяти Спинозы. // Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1995. стр. 80 - 96.

8. История политических и правовых учений 17 - 18 веков, М.,1989.

9. Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 1987.

10. Ляткер Я.А. Декарт. М.,1975.

11. Мамардашвилли М.К. Картезианские размышления. М., 1993.

12. Нарский И.С. Дэвид Юм. М.,1973.

13. Нарский И.С. Западноевропейская философия 17 века. М.,1974.

14. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязнов А.Ф. Западноевропейская философия 18 века. М., 1986.

15. Реале …Т.3. Новое время, Спб., 1996.

16. Рассел Б. …

17. Соколов В.В. Европейская философия 15 - 18 веков, М.,1996, стр. 178 - 201, 211 - 269, 291 - 320, 356 - 378.

18. Соколов В.В. Философия духа и материи Рене Декарта. // Декарт Р. Соч. в 2 томах, М., 1989, т.1, стр. 3 - 76.

19. Соколов В.В. Спиноза. М.,1974.

20. Фишер К. История новой философии. Декарт. Его жизнь, сочинения, учение. Спб., 1994.

21. Шелер М. Спиноза. // Шелер М. Избранные произведения. М.. 1994, стр. 57 - 70.

22. По немецкому романтизму Берковский Н. Романтизм в Германии

23. Дворцов А.Т. Ж.-Ж. Руссо. М.,1990.

24. Галеви Даниэль Жизнь Фридриха Ницше.

25. Андреев Леонид Жан-Поль Сартр и свободное сознание 20 в. М., 1994

26. Ясперс Карл Философская автобиография М., 1995

27. Ясперс К., Смысл и назначение истории. М., 1991.

28. Долгов К.М. От Киркегора до Камю. Философия. Эстетика. Культура. М.: Искусство, 1990.

Вопросы для проверки знаний по античной философии:

 

1. Кто из философов сказал, что душа - огонь?

2. Кто из философов сказал, что душа - музыка?

3. Что раньше появилось логически понятие неподвижного бытия или понятие процесса? Пояснить.

4. Основные течения эллинизма.

5. Что значит апории? У какого философа встречаются?

6. Что значит каноника? У какого философа встречается?

7. Почему Платон призывал сжигать сочинения Демокрита?

8. Кем был Марк Аврелий?

9. Что такое атараксия, апатия, автаркия?

10. Какие этические учения античных мыслителей можно отнести к эвдемонизму?

11. Кто первым из античных мыслителей до Христа сказал о том, что «блаженнее давать, нежели принимать»? (Хотя бы в какую эпоху)

12. Кто из античных философов отошел от геоцентризма?

13. Что значит антропология, гносеология, онтология?

14. К какому типу можно отнести идеализм Платона?

15. Что такое идеи?

16. Какие положительные формы государства называл Аристотель?

17. Что такое майевтика?

18. В чем философская заслуга софистов7

19. Чем отличается понимание счастья у Эпикура от понимания счастья у Аристиппа?

20. Как понимать, что судьба мудрого ведет за собой, а неразумного тащит?

21. Кто ввел понятие «экономика» и заложил основы политологии?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: