Ко времени, о котором говорится в Бытие 6:6, грех настолько умножился на лице земли, что в Библии сказано так:«и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем».
Бог долготерпелив, и для того чтобы Он пожалел, что создал человечество, людям надо было натворить очень много зла против Бога. В Евангелии от Матфея 24:37 приводятся такие слова Иисуса:
«но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого».
Иными словами, Иисус говорит, что, когда Он вернется, человечество будет грешить точно так же, как оно грешило во дни Ноя. Мы пока еще не видели греха, проявленного в той же степени, как он проявлялся во времена Ноя.
Менее чем за 2000 лет (от Адама до Ноя) мир стал настолько порочен, что сегодня он еще не достиг той степени порочности. Я вам точно говорю: мир сегодня очень порочен, но мы еще не видели греха в той мере, в какой его видел Ной.
Я мог бы привести здесь археологические факты, рассказать о том, что я читал о древних формах искусства, о найденных артефактах, которые доказывают, что мы еще не видели греха в той степени, какой Ной был свидетелем. За 2000 лет грех развился до такого уровня, равного которому он не сумел достичь в последующие 4000 лет (со времен потопа до наших дней).
Есть причина, по которой грех сдерживался. После потопа Бог сделал кое-что, дабы ограничить умножение греха на земле. Он дал Моисею Ветхозаветный Закон. Категорически установив, что - хорошо и что - плохо, дав человечеству Свой личный стандарт, Бог заявил: «Вот вам доказательство того, что ваш грех неприемлем».
Но не в желаниях Божьих было давать Закон. Если Бог всегда хотел ограничивать грех Законом, если это изначально было в Его планах, в Его натуре, - почему Он не дал Закон Адаму и Еве сразу после их согрешения в Саду? Он же беседовал с ними лицом к лицу. Почему он ждал 2500 лет и только тогда дал Закон через Моисея?
Первопричина в том, что «благость Божия ведет тебя к покаянию». В Божьем замысле никогда не было, чтобы мы искали спасения, боясь Его гнева, но чтобы мы искали его по благости и милости Божьей. Но есть еще причина, по которой Бог не дал Адаму и Еве Закон.
Бог не хотел, чтобы Адам и Ева знали ужас и глубину своего греха. Можете себе представить, что было бы с Адамом и Евой, если бы они поняли, что их грех сотворит с родом человеческим? Можете себе представить, что бы с ними было, если бы им показали хоть на мгновение миллиарды людей, идущих в ад навеки из-за того, что они сделали? Можете представить, что было бы, если бы они видели четкую картину всех страданий, трагедий, войн, зверств, которые должен был породить их грех? Что бы это сделало с ними? Они бы не вынесли осознания всего этого. Наверное, они не смогли бы с этим жить.
Бог не хотел, чтобы Адам и Ева знали глубину своего греха, хотя они и были виноваты. Он не желал вменять им грех и обращался с ними в любви и милосердии. Он решил не открывать им всех Своих Законов, того, как на самом деле они были грешны и что они натворили с родом человеческим. Вместо того чтобы излить на них Свой гнев, Он отнесся к ним и их потомкам с любовью и милостью.
Потомки Адама и Евы стали бы избегать Бога еще больше, если бы он открыл им, насколько они порочны. Если бы они имели представление о том, как Бог воспринимает грех, то род человеческий погрузился бы в такую безнадежность, что никто бы не был в состоянии верить, что Бог предлагает милость и прощение. Они были бы не в состоянии ожидать от Бога помощи и передали бы себя в руки сатане.
Бог, являя потомкам Адама и Евы милость, любовь и прощение, привлекал их к Себе, желая, чтобы они смогли принять Его обетование искушения через грядущего Мессию и тем самым спастись.
Даже после того как Каин убил человека, Бог дал ему любовь и прощение вместо гнева. Но люди неверно поняли Божью милость, и прапраправнук Каина начал оправдывать свой грех, потому что Бог не наказал Каина. Он рассуждал так: «Ну, Бог не так уж сильно против, иначе это не сошло бы Каину с рук». И человек стал воспринимать отсутствие наказания со стороны Бога как одобрение, занижая Божий стандарт святости.
Люди стали заходить в грехе дальше и дальше, все более и более уступая сатане, и дошло до того, что сатана стал буквально разрушать человечество. Для того чтобы сохранить праведных и предотвратить полное уничтожение человека, Бог решил стереть с лица земли всех людей, за исключением Ноя и его семьи.
Шестая глава Книги Бытия повествует о том, как Бог наслал потоп на землю, и это было преходящим излиянием Его гнева. Но даже сам потоп был выражением Его любви, ибо грех стал так силен, что у Бога на всей земле осталось только восемь человек, отвечавших на Его голос. Если бы Он не вмешался в ситуацию, то на земле не осталось бы преданных Ему людей, и план искупления невозможно было бы осуществить. Движимый любовью, Бог хотел исполнить план искупления для тех, кто уже жил, и для тех, кому в будущем предстояло жить на земле.
Иисус был исполнителем Божьего искупления, и Ему предстояло родиться от человеческого существа, не происходящего из порочного рода. Иисус должен был родиться в народе, у которого было место для Бога и который позволял Святому Духу действовать в своей среде. Если бы Бог не вмешался в ситуацию Своим потопом, то не нашлось бы девственницы, чтобы дать жизнь Иисусу, - до такой степени усилился грех на лице земли. Хотя потоп и был судом Божьим, он также был проявлением милости и любви Божьей к будущему человечеству.
От дней Адама до дней Ноя Бог выказал великую сдержанность по отношению ко греху. Он действовал в милости, любви и прощении, не вменяя людям их грехи. Почему? Он что - одобрял грех? Нет, но Он не хотел, чтобы люди осознавали, как они порочны и нечисты, ибо осознание греха уводит человека от Бога.
Но, в конечном счете, перед потопом грех умножился и стал настолько тяжким, что после потопа Бог дал Закон Моисеев. И снова не потому, что Бог так этого хотел, но потому, что люди не оставили Ему иного выбора.