Факторы, влияющие на качество продукции. Системы управления качеством




 

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности организации. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость организации в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых в производственном процессе.

Инструментом выявления причинно-следственных связей - факторов, влияющих на качество, - является диаграмма Исикавы («елочного» типа, или «рыбья кость»). Вертикальная линия («ствол елки») обозначает стратегическую цель первого уровня повышения качества. К ней примыкают «ветки» - факторы второго уровня (показатели назначения, эстетические показатели, технические параметры продукции, воздействующие на стратегическую цель первого уровня). значимость каждого из факторов определяется экспертным методом, с помощью весовых коэффициентов. Экспертные методы применяются в тех случаях, когда математические расчеты невозможны, количественные характеристики недостаточны или недостоверны. В современных условиях конкуренция между организациями развертывается главным образом на поле качества выпускаемой продукции.

Международная организация по стандартизации в ИСО 8402 определяет качество как совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции формируется на различных этапах жизненного цикла продукции: исследование, проектирование, производство и др.

Качество продукции формируется по каждому этапу, происходит постоянное улучшение его уровня. Жизненный цикл, или «петля качества» продукции, включает 11 этапов (рис. 1). Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает его потребностям; представление о качественной продукции формируется под влиянием собственной культуры потребления и опыта других потребителей.

Таким образом, формируется общественное мнение о марке, бренде и в целом о качестве продукции того или иного производителя по сравнению с аналогами, представленными в данном сегменте рынка. По мере развития НТП и потребностей общества происходит возрастание потребностей и изменение понятия «качественная продукция». Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить совокупность свойств с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или иностранные товары или требования (для новой продукции), закрепленные в стандартах или технических условиях. При этом применяется термин «уровень качества» (в зарубежной литературе - «относительное качество», «мера качества»).

Но любой стандарт или эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются, поэтому предприятие, изготавливая продукцию даже в точном соответствии с нормативно-технической документацией, рискует выпускать ее некачественной, не устраивающей потребителя.

Рис. 1. Петля качества

ИСО 9000 - семейство стандартов, призванных помочь организациям всех видов и размеров разработать, внедрить и обеспечить функционирование эффективно действующих систем менеджмента качества (СМК). Эти цели достигаются путем постоянного улучшения качества через анализ результатов и корректирующих воздействий, устранение дефектов и оптимизацию затрат.

Система менеджмента качества представляет собой совокупность организационной структуры, методик, процессов и ресурсов, необходимых для общего руководства качеством. СМК включает в себя следующие принципы: - ориентация на потребителя (выявление будущих потребностей и построение системы, направленной на удовлетворение требований и стремлений покупателя);

- лидерство руководителя (руководитель должен обеспечить единство в достижении обозначенных целей обеспечения, повышения и управление качеством);

- вовлечение работников всех уровней в решение задач предприятия и обеспечения целей функционирования СМК;

- использование процессного подхода (процессный подход СМК позволяет повысить эффективность управления);

- применение системного подхода (взаимосвязь процессов в системе, способствует повышению результативности и эффективности предприятия);

- постоянное улучшение деятельности (рассматривается как постоянная цель деятельности системы);

- принятие решений (на основе анализа и достоверности информации);

- развитие взаимовыгодных отношений.

СМК создается и внедряется в организацию как средство, обеспечивающее выполнение функций этой системы, реализации политики повышения качества продукции и обеспечения конкурентоспособности.

 

Оценка конкурентоспособности продукции осуществляется не только на базе технических параметров товара, но и с учетом эстетических, экономических и других показателей, сгруппированных по различным признакам:

- показатели назначения (производительность, модность, диапазон измерения);

- показатели надежности и технологичности; - показатели унификации и стандартизации; - эстетические показатели;

- экономические показатели и др.

Так, показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия. Показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации - безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре становится не полной, если не отражает экономической стороны. Товар должен отличаться приемлемой ценой и высоким уровнем послепродажного обслуживания.

Конкурентоспособность товара - интегрированная характеристика товара, выражающаяся в его способности быть предпочтительнее для покупателей с технической, организационной и экономической стороны, чем товары конкурентов, что повышает вероятность быстрого и эффективного сбыта (рис. 2).

Основными факторами, влияющими на конкурентоспособность товара, являются следующие: технические (например, мощность, долговечность), эстетические (дизайн), экономические (цена на рынке, цена потребления, себестоимость и др.), экологические, организационные (условия и сроки поставки, условия гарантийного обслуживания и др.). Все перечисленные факторы находят свое отражение в увеличении или уменьшении величины прибыли и рентабельности продаж определенного вида товара.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и иметь преимущества рыночного характера (цена, сроки поставки, сервис, престиж организации, реклама и т.д.).

Конкурентоспособность товара определяется только теми свойствами, которые представляют несомненный интерес для определенной группы покупателей и обеспечивают удовлетворение данной потребности. Прочие характеристики и свойства продукции во внимание не принимаются. Товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если его стоимость значительно повысилась за счет придания товару новых свойств. Кроме того, один и тот же продукт может быть конкурентоспособен на одном сегменте рынка и не конкурентоспособен на другом.

 

 

Рис. 2. Структурно-логическая модель экономических факторов конкурентоспособности продукции

Таким образом, при неизменности качественных характеристик товара его конкурентоспособность может меняться в широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, воздействия рекламы и на проявления других внутренних и внешних по отношению к товару факторов.

С целью повышения конкурентоспособности организации и снижения затрат на производство и реализацию с одновременным повышением качества продукции применяются различные стратегии:

- снижение затрат на единицу продукции при сохранении ее прежнего качества;

- снижение затрат на изделие при одновременном улучшении их свойств;

- определение величины издержек по видам для изменения их структуры, но сохранения прежнего объема затрат на продукцию, позволяющего поддержать сложившийся уровень цены в целях опережения конкурента по качеству;

- увеличение объема производства без снижения качества продукции из прежнего объема ресурсов за счет повышения материалоотдачи.

Итак, конкурентоспособность организации и ее продукции является важнейшей задачей организации, решение которой позволяет занять лидирующие позиции не только на товарном рынке, но и на рынке ресурсов.

 

Задание: подготовить доклад (1-2 стр) по теме «Методы анализа конкурентоспособности организации (SWOT-анализ и PEST-анализ)»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: