Задание 3. Разграничьте полномочия контролирующих органов в сфере закупок




До 1 января 2014 г. контроль за соблюдением законодательства о размещении заказов осуществлялся специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в настоящее время это Федеральная антимонопольная служба России), а также уполномоченными органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления муниципального района, городского округа (ч. ч. 2 и 3 ст. 17 Закона № 94-ФЗ)[2]. Вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия Закона № 94-ФЗ.

Закон № 44-ФЗ существенно расширил систему контролирующих органов в сфере госзакупок, включив в нее Казначейство России и органы внутреннего государственного (Федеральная служба финансово-бюджетного надзора) и муниципального финансового контроля (контрольные управления при администрации). Теперь контроль в сфере закупок в пределах своих полномочий будут осуществлять следующие органы:

· федеральный орган исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления муниципального района (городского округа), уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок, Рособоронзаказ;

· Казначейство России, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;

· органы внутреннего государственного и муниципального финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Полномочия указанных органов по проведению контроля разграничены в самом Законе № 44-ФЗ. Первая группа перечисленных органов (за исключением Рособоронзаказа) будет осуществлять все виды контроля, не обозначенные в качестве исключений в ч. ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона № 44-ФЗ. Порядок осуществления такого контроля детально урегулирован в ст. 99 Закона № 44-ФЗ и в целом он совпадает с порядком, установленным в ст. 17 Закона № 94-ФЗ.

Казначейство России и иные органы, указанные в ч. 5 ст. 99 Закона № 44-ФЗ, будут проверять, в частности, соответствует ли информация о предоставленных объемах финансового обеспечения информации, зафиксированной в различных документах на всех этапах осуществления закупок, начиная с планирования и заканчивая реестром контрактов. Порядок осуществления такого контроля должно будет утвердить Правительство РФ.

Органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут осуществлять контроль в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы РФ в отношении расходов, связанных с закупками, а также установления достоверности учета таких расходов. Контроль они будут осуществлять в отношении[3]:

1) соблюдения требований к обоснованию закупок при формировании планов закупок и документов, подтверждающих обоснованность закупок;

2) нормирования в сфере закупок при их планировании;

3) определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;

4) применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

5) соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

6) своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

Соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Порядок осуществления такого контроля установят Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъекта РФ, местные администрации в соответствии с требованиями, определенными в ч. 11 ст. 99 Закона № 44-ФЗ.

Разрешение противоречий между результатами проверок муниципальных, региональных и федеральных органов.

В Законе № 44-ФЗ определено, как решаются вопросы при возникновении противоречий между решениями, вынесенными контрольными органами различных уровней (федерального, регионального и местного). Общее правило таково: решения, вынесенные органом более низкого уровня, не могут противоречить решениям органа более высокого уровня, вынесенным в отношении одной и той же закупки (ч. ч. 17 и 18 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Если в отношении одной и той же закупки принято несколько решений контрольных органов разного уровня, то применению подлежит решение контрольного органа более высокого уровня (ч. ч. 19 и 20 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Помимо указанного контроля со стороны государственных (муниципальных) органов власти, закон предусматривает еще ведомственный контроль, контроль заказчика, общественный контроль.

Государственные органы, Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы осуществляют ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в отношении подведомственных им заказчиков в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией (ст. 100 Закона о контрактной системе).

Заказчик обязан осуществлять контроль за исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации, за привлечением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (ст. 101 Закона о контрактной системе).

Общественный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок — это контроль со стороны граждан, общественных объединений и объединений юридических лиц, который осуществляется в целях реализации принципов контрактной системы в сфере закупок, содействия развитию и совершенствованию контрактной системы в сфере закупок, предупреждения, выявления нарушений требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок и информирования заказчиков, контрольных органов в сфере закупок о выявленных нарушениях (ст. 102 Закона о контрактной системе).

Таким образом, обновившаяся система органов государственного (муниципального) контроля нацелена на реализацию основной цели Закона — обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.


Задание № 4. Задача

Известно: Государственный заказчик разместил извещение об осуществлении закупки на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru. На участие в аукционе подано 8 заявок от участников закупки; к участию в аукционе допущено 8 участников закупки. Заявка на участие в аукционе с номером 3 (заявителя) признана не соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, по следующему основанию: "В нарушение требований, предусмотренных частью 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, в заявке на участие в аукционе не представлена декларация о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям". Оцените доводы сторон и решите дело.

Ответ: Форма декларирования сведений о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства Законом о контрактной системе и документацией об аукционе, не установлена. Если Заявителем №3 был представлен документ «Сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства», то он в свою очередь содержит информацию о том, что данное лицо (Заявитель № 3) включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и является субъектом малого предпринимательства - микропредприятием. Поскольку форма декларирования сведений о принадлежности к субъектам малого и среднего предпринимательства не установлена, следовательно, в составе второй части заявки №3 декларация о принадлежности участника закупки к субъектам малого и среднего предпринимательства представлена согласно требованиям п. 7 ч. 5 ст. 66, ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе. С учетом изложенного, можно сделать вывод о наличии в действиях лица (гос. заказчик), состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.30 КоАП РФ.

Список использованных источников и литературы:

 

1. Алтынцев, А.В. Государственные и муниципальные закупки работ и услуг с интеллектуальной составляющей [Электронный ресурс]: cовременное правовое регулирование и практика / А. В. Алтынцев., А.А. Рябов., В.А. Яговкина. — Электрон. текстовые данные. — Москва: ЭкООнис, 2013. — 188 c. — Доступ из ЭБС «IPRbooks». - Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/35257, требуется авторизация (дата обращения: 29.01.16). – Загл. с экрана.

2. Дойников, И.В. Управление государственной собственностью: учеб. пособие / И. В. Дойников; [гл. ред. Д. И. Фельдштейн; редкол.: Ш. А. Амонашвили и др.]; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ун-т. - Москва: МПСУ; Воронеж: МОДЭК, 2012. - 183 с.

3. Иванова Н.А. К вопросу о полномочиях антимонопольного органа и суда по контролю за соответствием нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления антимонопольному законодательству // Юрист. 2012. № 22. С. 35 — 40.

4. Кирпичев, А.Е. Гражданско-правовое регулирование муниципальных закупок и муниципальных контрактов [Электронный ресурс] / А.Е. Кирпичев. — Электрон. текстовые данные. — Москва: Рос. акад. правосудия, 2012. - 278 с. – Доступ из Унив. б-ки ONLINE. – Режим доступа: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=140597, требуется авторизация (дата обращения: 29.01.2016). – Загл. с экрана.

5. Кичик, К. В. Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения [Электронный ресурс] / К. В. Кичик; под ред. В. А. Вайпан. – Электрон. дан. - Москва: Юстицинформ, 2012. - 260 с. – Доступ из ЭБС «IPRbooks». — Режим доступа: https://www.iprbookshop.ru/13377, требуется авторизация (дата обращения: 02.11.16). - Загл. c экрана.

6. Короткова О.И. Проблемы взаимоотношений государства и государственных бюджетных учреждений в области финансирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6.

7. Орлова, Г. Ш. Практика применения закона № 223-ФЗ: коммент., разъяснения, рекомендации, административ. и судеб. практика / Г. Ш. Орлова; Всерос. учеб.-метод. центр в сфере закупок "Аукцион Консалтинг". - 4-е изд. - Москва: Юриспруденция, 2016. - 186 с.

7.

 

 


[1] Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 27.06.2019) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2019)

[2] Иванова Н.А. К вопросу о полномочиях антимонопольного органа и суда по контролю за соответствием нормативных актов органов государственной власти и местного самоуправления антимонопольному законодательству // Юрист. 2012. № 22. С. 35 — 40.

[3] Короткова О.И. Проблемы взаимоотношений государства и государственных бюджетных учреждений в области финансирования // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 6.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: