ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ЛЕВОРУКИХ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА




Е.С. Ефремова, Н.П. Носенко

Ученые, занимающиеся проблемой левшества, выдвигают различные концепции его возникновения. Поскольку весьма часто встречается такое явление, как семейная леворукость, ученые признали возможность передачи этого признака по наследству. Существует и еще один вариант появления леворукость – «компенсаторный», при котором это явление возникает как компенсация нарушений в развитии мозга ребенка, а причиной может быть патология беременности и родов, тяжелые черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в раннем возрасте.

В настоящее время существует несколько взглядов на природные способности левшей по сравнению с правшами. Сторонники 1-го подхода приводят данные среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофрениней, наследственным алкоголизмом, а также тот факт, что, становясь взрослыми, эти лица сохраняю низкие адаптационные возможности, определенную «хрупкость» декомпенсациям. 2-ой подход утверждает равенство способностей правшей и левшей. Сторонники 3-го подхода обосновывают большие адаптационные возможности левшей, тем что им постоянно приходится приспосабливаться к «правостороннему» миру. В качестве доказательства приводят целый список великих левшей: А. Македонский, Наполеон, Альберт Эйнштейн, И.П. Павлов, В.И. Даль, Билл Гейтс и другие.

ЦНС, а в частности головной мозг, ассиметричны: у правшей больше развито левое полушарие, а у левши – правое. Поэтому физиологическая особенность леворукого не только в том, что левая рука у него более ловкая и сильная, а и в том, что лучше развита левая половина тела, и более сильны центры управления движениями находятся в другом полушарии, чем у правши. Исходя из изученных анатомо-физиологических данных головного мозга, можно утверждать, что левое полушарие специализируется на вербально - символических функциях, а правое – на пространственно-синтетических. То есть у леворуких хорошо развита способность к чтению, музыке, рисованию, ориентировка в пространстве и зрительная память.

Исследования выявили, что в зависимости от ведущего полушария головного мозга, можно выделить леворукость (в России и странах Европы примерно 5-8%), праворукость (примерно 48%), амбидекстрию (остальные 48%).

Существует несколько вариантов определения «рукости» у детей в дошкольном возрасте. Наиболее распространенным является метод количественной оценки с помощью опросников, включающих от 5 до 20 вопросов, ответы на которые отражают предпочтение одной из рук при выполнении повседневным действий. Этот вариант, как правило, используется при оценке «рукости» у детей 6-7 лет. Одним из таких опросников является разработка доктора медицинских наук А.П. Чуприкова. Психологи и педагоги, занимающиеся разработкой методов диагностики ведущей руки, предлагают свои задания. Так, Ольга Чубарова разработала самотестирование по определению «рукости» для детей от 6 лет, М.К. Бурлакова предлагает тесты (например, «сцепливание пальцев», «трудовые и бытовые навыки» и другие), а И. Купетовы предлагает игры-тесты.

Для выявления леворукости среди дошкольников было проведено обследование детей средней, старшей и подготовительной групп одного из детских садов города Краснодара (всего 16 детей). Исследование проводилось по специальному опроснику А.П. Чуприкова, а также по дополнительному тестированию. Перед нами стояла цель: выявить состояние межполушарного взаимодействия, использую тесты определения ведущей руки, уха, глаза. В результате проведенных тестов были выявлены: 3 амбидекстра, 4 леворуких ребенка, 2 «чистых левши», 6 праворуких ребенка и 3 «чистые правши».

В целях выявления условий по воспитанию и обучению детей в детском саду была обследована окружающая среда леворуких детей. Анализ проводился по следующим пунктам: правильное расположение леворукого ребенка за столом во время занятий; использование индивидуального подхода в ходе педагогического процесса; создание условий для удобств и комфорта в повседневной жизни. В результате был выявлен средний уровень правильной организации жизни леворуких детей в детском саду.

С целью более глубокого изучения условий развития леворуких детей было проведено анкетирование родителей детей, чья ведущая рука – левая. Для этого использовались анкеты полузакрытого типа.

В ходе исследования были разработаны рекомендации для воспитателей и родителей, в которых говорится о том, как правильно использовать условия, методы и приемы для воспитания и обучения леворуких детей дошкольного возраста



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: