III.Основной этап урока. Создание проблемной ситуации.




I. Организация учащихся на урок.

Музыкальное приветствие.

Учитель: Итак, откроем тетради и вспомним тему прошлого урока «Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси».

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с образами русской народной и духовной музыки. На примере ярких музыкальных произведений углубим свои знания об особенностях и разновидностях этих жанров.

На предыдущих уроках мы с вами рассуждали о народной культуре Древней Руси и о том, как духовные православные традиции воплотились в музыке русских композиторов.

Имена каких композиторов вы запомнили? Назовём их.

Ученики: Д.C.Бортнянский, М.C.Березовский, П.И.Чайковский, С.В.Рахманинов, А.Т.Гречанинов, П.Г.Чесноков и др.

Учитель: Перед тем, как мы познакомимся ещё с одним ярким музыкальным примером, озвучим: что означает понятие «Духовная музыка»?

Ученики: Духовная или церковная музыка — музыка религиозного характера, предназначенная для исполнения во время молитв, богослужений и в быту. Духовная (церковная) музыка, как правило, пишется на основе или под влиянием текстов религиозного содержания (напр.: Библии).

Учитель: Духовная музыка имеет свои разновидности и жанры. Если говорить о православной музыке, следует уточнить, что: православная музыка — просторечное словосочетание, обычно обозначающее музыку, связанную в первую очередь с богослужением византийского обряда в Православной Церкви. Как правило, речь идет о православном пении или певческом искусстве.

Какой вид духовной (церковной) музыки был распространён в Древней Руси?

Каковы его особенности?

Ученики: Знаменный распев.

Термин «Знаменный распев» происходит от слова «знамя» — знаки особой древнерусской безлинейной нотации — крюки (певческие знамена, похожие на крючки); исполнялся в церквях мужс. хором без сопров. (a capella).

Учитель: Затем, позднее, в хvш веке, в России было распространено партесное пение. Вспомним, что это означает?Каковы его особенности?

Ученики: Партесное- многоголосное пение, исполнялось также при богослужении в церкви. Сегодня на уроке мы послушаем фрагмент из произведения композитора Валерия Александровича Гаврилина симфония-действо «Перезвоны».

II. Актуализация знаний.

Гаврилин Валерий Александрович (17 августа 1939—28 января 1999)- русский советский композитор, окончил Ленинградскую консерваторию. Детские его годы прошли в деревне Перхурьево (Вологодской области). Мальчик с рождения впитывал красоты северорусской земли и музыкально-поэтического творчества народа, проникался любовью к незамысловатому и нелегкому быту крестьян. Эти впечатления детства имели для будущего автора «Перезвоны» огромное значение - нравственное и художественное. Он навсегда сохранил любовь к простому человеку, к его жизни и через родство с ним сроднился с русской песней. Песня пленила его красотой выраженной в ней души и лишь потом уже - красотою звуков. Поэтому так органично и сильно развилось в нем острое чувство русской речевой и песенной интонации – первоосновы национального стиля. Гаврилин- автор балетов («Анюта», «Женитьба Бальзаминова» и др.), симфонических, вокально- симфонических и хоровых произведений, песен, камерной музыки, музыки, музыки к кинофильмам. Лауреат Государственной премии СССР (1985). Народный артист РСФСР (1985).

III.Основной этап урока. Создание проблемной ситуации.

Учитель: Хоровая симфония – действо «Перезвоны» написана для солистов, смешанного хора, гобоя, ударных и чтеца на стихи В.А.Гаврилина и А.А.Шульгиной в 1982 году. В.Гаврилин сопроводил свои «Перезвоны» подзаголовком: «по прочтении Шукшина». То, над чем думал В.М.Шукшин, было близко композитору. Корни искусства В.М.Шукшина также как и В.А.Гаврилина глубоко уходят в родную землю. Зрелого Шукшина, волнуют история, судьба России. Сочинение обозначено автором как хоровая симфония-действо. Назвав «Перезвоны» симфонией-действом он «хотел подчеркнуть высоту хорового сочинения». В «Перезвонах» - и это подчеркнуто словом «симфония» - представлены бытовые жанры, сюита картин народной жизни, бытовые жанры, они не просто переносятся в симфонию, а изображаются в ней. Эпиграфом к этому замечательному сочинению Валерия Александровича Гаврилина могли бы стать его собственные поэтические строки:

«На свете нет печальней повести, чем жить по совести...»

«По моему замыслу, – говорил композитор, – сочинение должно передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость. К концу – бесконечная дорога, по которой идут люди, поколение за поколением, образы дороги, пути, реки жизни...»

В центре «Перезвонов» – история человеческой души, духовное возрастание человека. От коллективного языческого ритуала – к молитвенному преображению личности. От веселого буйства языческих по природе игрищ – к христианскому покаянию. Хоровая симфония-действо Гаврилина предполагает элементы театрализации при исполнении. Это монументальное сочинение, в котором поразительным образом слились в неразделимое целое музыка поющаяся и музыка играемая. Изумляет своей подлинной симфоничностью хоровая «оркестровка» Гаврилина, полная ярких красок и остроумных деталей.

Не случайно главному делу своей жизни Валерий Гаврилин дал имя «Перезвоны».

И все эти перезвоны — знаки Событий, Дома, Дороги — то сливаются в один грандиозный символический звон несущейся вдаль. Академик Д.С. Лихачев на склоне лет вспоминал об одном старинном русском обычае: «Вызвонить грех» – отлить колокол, чтобы он своим звоном вымолил у Бога прощение. Или отлить колокол в чью-либо память». Тогда «по прочтении» и «перезвоны» — синонимы памяти, традиции и преемственности, синонимы нескончаемого пути жизни.

Музыка В.А. Гаврилина современна. В концертном зале Мариинского театра не редко звучит это замечательное произведение выдающегося композитора ХХ века.

Учитель: А сейчас мы послушаем одну из частей и ответим на вопросы:

Какой образ запечатлён в музыке? Почему вы так решили? Как называется эта часть? (воспользуйтесь программкой и выберете из перечисленных в ней частей одну, название которой подходит по запечатлённому в музыкальном фрагменте образу.

Ученики: Это была «Молитва».

Учитель: Что такое молитва?

Ученики: Молитва обращениеверующего к Богу, богам, другим сверхъестественным или ассоциированным с Богом существам.

Учитель: Какими средствами музыкальной выразительности воплощён образ? Кто является исполнителем?

Ученики: Исполнял хор (a capella), ударные инструменты (оркестровые колокола), чтец, солист.

Учитель: Какая была молитва? О чём?

Ученики: Здесь царство отрешенной от бренного мира возвышенной духовности. Характер музыки напряжённый и т.д.

Учащиеся формулируют главный вопрос урока



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: