Предпосылки возникновения средневековой европейской литературы.




ЛЕКЦИИ

 

ТЕМА №1

ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ. ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

 

П Л А Н

1. Общественная и культурная обстановка в Западной Европе в период раннего средневековья.

2. Предпосылки возникновения средневековой европейской литературы. Периодизация.

3. Героический эпос раннего средневековья. Проблема авторства. Эпический герой.

 

 

1.Общественная и культурная обстановка в Западной Европе в период раннего средневековья.

Формирование средневековой культуры связано с распадом эллино-римской культурно-исторической зоны и происходит в условиях огромных демографических перемен (Великое переселение народов).*

В результате столкновения позднеримских и северно-варварских культурных тенденций создается некий сплав, на основе которого рождается ранняя феодальная культура средневековья. Творцами новой культуры выступают варварские народы со своим особым общественно-политическим устройством, бытом и нравами.

Предпосылки возникновения средневековой европейской литературы.

Традиции УНТ варварских племен (кельтов, германцев, романов, славян)

Культура народностей центральной и северной Европы находилась на низкой ступени развития. Огромную роль играет фольклорный жанр (народные обряды, песни, устные сказания и легенды, которые передаются из уст в уста). Письменных свидетельств художественного гения и народной мудрости той эпохи не сохранилось.

Культурное воздействие античного мира

Почти все достижения античного мира были уничтожены. Разрушены многие исторические памятники, камни и мрамор которых были растянуты на военные укрепления. Ценные рукописи и произведения искусства были погребены под развалинами и руинами городов. Сохранились лишь немногие ремесленные приемы и торговые навыки, имевшие распространение в бывших римских провинциях. В словесной культуре средневековью были известны приемы античной историографии и произведения наиболее известных авторов античности, которые хранились в монастырях и не находили признания в силу всеобщей неграмотности варварских народностей.

Христианизация

Христианизация является важным фактором, под воздействием которого развивалась культура средневековья. В литературном плане христианизация представляет собой переработку старых языческих легенд, сказаний, эпических поэм в духе христианского вероучения.

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* В результате крушения Римской империи варварские народы северной и центральной Европы захватывают бывшие провинции Рима: Галлию – франкские племена; Италию – остготы и лангобарды; Испанию – вестготы и арабы; Британию – англосаксы.

 

Христианизация отбросила античный идеал гармонии личности, обратила внимание на духовный внутренний мир человека, открыла новые нравственные ценности.

К VIII веку большая часть европейских народностей была насильно обращена в христианскую веру. Но христианская религия не столько преодолела языческое мировосприятие, сколько оттеснила его из официальной сферы на второй план общественного сознания. Отсюда неоднозначность религиозно-идеологического климата в период раннего средневековья. В литературных памятниках это находит отражение в наслоениях на старые языческие верования новых христианских представлений.*

 

Периодизация.

I. Раннее средневековье

«Темные века» (V – VIII вв.)**

Всеобщая неграмотность. Слабое развитие художественных ремесел и искусств. Наибольшее развитие получает устное народное творчество. Начало развития раннефеодальной государственности.

«Каролингское возрождение» (VIII – IX вв.)

Полная христианизация народностей центральной Европы. Деятельность Карла Великого: завоевательная политика, образование единого государства по примеру Римской империи, строительство дорог, укрепление городов, латинизация европейских племен и народностей. Образование Академии при дворе Карла Великого, ориентация на римскую культуру и литературу.

II. Позднее средневековье (X – XIII вв.)

Расцвет феодализма. Рост экономики и торговли. Образование территориально целостных европейских государств. Зарождение национального самосознания. Развитие городской и рыцарской литературы. Средневековый театр.

III. Эпоха Возрождения (XIV – XVI вв.)

Новый этап в культурном развитии Европы. Расцвет науки и искусства. Возникновение гуманизма. Ориентация на культурные ценности античности.

3. Героический эпос раннего средневековья.

Героический эпос раннего средневековья зарождается еще в период родоплеменных отношений (III –V вв.) и сопряжен с языческими верованиями варварских племен центральной и северной Европы, а также с традициями устного народного творчества. Первичная поэзия носит синкретический характер и сохраняется в устной песенной традиции. Культура варварских народностей самобытна и определяется особенностями уклада их жизни.

Из легенд и народных преданий возникает лиро-эпическая песнь. Наиболее ранние из дошедших до нас были созданы в V – VII вв. («Беовульф», «Песнь о Нибелунгах», «Похищение быка из Куальгне»). Сочинителями и исполнителями героического эпоса являлись дружинные поэты. Исполнение эпических поэм связано с импровизацией.

 

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* Об этом более подробно смотреть в книге Э. Ренана «Марк Аврелий и конец античного мира». – М., 1991.

** Временные рамки данных периодов даны условно, в силу неравномерного развития европейских государств. Так, например, средневековые государства центральной Европы развиваются быстрее, чем островные государства и государства северной Европы.

Древнескандинавская мифология

Мировоззрение древних скандинавских племен представляет собой своеобразную мифологическую картину мира и связано с особенностями их жизни и быта: удаленность от развитых европейских центров и торговых путей, суровый климат, неосвоенная природа, невозможность развития сельского хозяйства и животноводства, морское пиратство как основное занятие викингов.

Основной темой древнескандинавской мифологии является борьба космоса (содружество богов и людей) против хаоса (стихий и чудовищ).

Основные литературные памятники: «Старшая Эдда» (стихотворная), «Младшая Эдда» Стурлусона (прозаическая).

Кельтский эпос

Большую роль в развитии культуры Европы сыграли кельты (ирландцы, шотландцы, уэльсцы). Центром кельтской цивилизации являлась Ирландия. Ирландский эпос воплощен в форме саг. Наряду с прозой встречаются стихотворные вкрапления, отражающие наиболее драматические и напряженные места.

Наиболее известны саги уладского цикла. Улад – древнее государство на юге Ирландии. Уладский цикл представляет собой свод подвигов короля Конхобара и его племянника Кухулина, а также битвы уладов с соседними племенами («Похищение быка из Куальгне», «Бой Кухулина с Фердиадом»).

Англосаксонский эпос

К англосаксонскому эпосу относится поэма «Беовульф». В ее основе лежат древние германские предания, которые бытовали в среде англосаксов еще задолго до их переселения на территорию Британии. Действие поэмы происходит на берегах Балтийского моря, здесь фигурируют шведы, датчане и другие северные племена.

Единственная рукопись «Беовульфа» датирована 1000 годом (Коттонское собрание, Британский музей), но сама поэма в устной традиции существовала с V века.

Рассказы о войнах между племенами в поэме соединены с описаниями фантастических поединков героя с драконами.

Своеобразной чертой поэмы является переплетение языческих верований и христианства.

Древнегерманский эпос

Крупнейший памятник немецкого героического эпоса – «Песнь о Нибелунгах». В основе лежат древние германские сказания, восходящие к событиям периода варварских нашествий и гибели Бургундского царства (437 г.). Первый рукописный вариант поэмы относится к 1200 году. В поэме даны блестящие картины быта, герои могучи, монументальны и связаны с немецким былевым эпосом.

Эпический герой

Героический эпос раннего средневековья отразил черты разложения родоплеменного строя и зарождения новых раннефеодальных отношений.

Герой эпоса как идеал умонастроений той эпохи впитал в себя основные приметы мировоззрения и нравственных устремлений средневековой личности.

Черты эпического героя раннего средневековья:

- идеал мужественного и решительного воина, воплощенная преданность роду;

- однозначность речей и поступков; эта монолитность объясняется тем, что он знает свою судьбу и принимает ее как должное и неизбежное, смело идет ей навстречу;

- внутренняя сущность героя – доблестно выполнить свое предназначение;

- примитивность величия эпических подвигов;

- фантастические черты – неотъемлемый атрибут силы и доблести героя.

Проблема авторства

Эпические поэмы не имеют автора, их анонимность принципиальна. Поэтическая работа над традиционным эпическим сюжетом не оценивалась как творчество ни обществом, ни самим поэтом, который и не помышлял о том, чтобы упомянуть свое имя. Им широко использовались традиционные выражения, устойчивые сравнения и формулы, образные клише, заимствованные из УНТ. Современная наука склонна к выделению народной основы эпоса, учитывая при этом лишь небольшую долю индивидуального творческого начала.

 

ЗАДАНИЕ №1

 

1. Прочитать сагу «Смерть Кухулина». Найти стихотворные вкрапления, определить их роль в саге.

2. Выписать из поэмы «Беовульф» описание одного из подвигов героя. Найти сказочный или фантастический элементы, определить их функции.

3. Прочитать поэму «Песнь о Нибелунгах». Каковы быт и нравы древних германцев? Доказать примерами из текста.

4. Какова картина мира в представлении древних скандинавов? Сделать рисунок.

 

 

ТЕМА №2

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС ФРАНЦИИ И ИСПАНИИ.

ЗРЕЛОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

 

ПЛАН

 

1. Основные черты классического героического эпоса. Эпический герой.

2. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».

3. Испанский героический эпос. «Песнь о моем Сиде».

 

1. Основные черты классического героического эпоса. Эпический герой.

Начиная с VIII века в Европе, происходят заметные сдвиги в социально-политической сфере и в области материальной и духовной культуры. Рост земледельческого труда, развитие ремесел и активизация торговли закладывают прочные основы для развития новых феодальных отношений. Культурные явления этой эпохи, в частности «Каролингское возрождение», дают импульс развитию духовной культуры в Европе.

Классический героический эпос – это песни о деяниях, подвигах. Их сюжеты основаны на подлинных исторических событиях, которые запечатлелись в памяти народа.

Классический героический эпос характеризуется изменением эпического фона: теряются мифические черты, на первый план выходят исторические события.

Старые эпические сюжеты приобретают новый смысл:

1) борьбе с чудовищами противостоит иноплеменная, иноверческая борьба;

2) в центр эпического фона поставлено какое-либо великое историческое событие;

3) герои обычно носят имена легендарно-исторических правителей, полководцев.

Яркие примеры эпической классики дает романский эпос (французский, испанский). Он вырастает на почве исторического предания и претендует на более высокую степень достоверности, чем ранний героический эпос. Но «историзм» заключается лишь в умении оперировать материалом исторических преданий.

2. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде».

Эпическое время французского героического эпоса связано с эпохой Карла Великого (768-814). В этот период франкское государство достигло небывалого могущества.

 

 

Французские жесты* можно условно разделить на следующие циклы:

1) королевский цикл (в центре – образ Карла Великого);

2) цикл Гарена де Монглана (о прославленном вассале, который служит слабому королю);

3) цикл Доона де Майанса (рассказы о феодальных усобицах).

Самым известным памятником французского героического эпоса является «Песнь о Роланде». Поэма относится к королевскому циклу. Древняя рукопись поэмы датирована 1170 годом (Оксфордская редакция). Вопрос об авторстве остается открытым.

В основе сюжета лежит подлинное историческое событие, связанное с неудачным походом Карла Великого в Испанию (778 г.). По историческим анналам в Ронсевальском ущелье на франкские войска напали испанские баски-христиане, мстя за разрушение Карлом Великим города Кампелуньи. По словам летописца, в этой битве погиб некто Хруотланд, марк-граф Бретани. Этот исторический эпизод был переработан народной фантазией и представлен в поэме как битва с неверными. Во главе арьергарда франкской армии выступает Роланд, в эпической традиции племянник Карла.

Тема борьбы христиан с сарацинами была особо актуальна в ту эпоху, эпоху подготовки первых крестовых походов (XI в.). К этому времени относятся первые письменные варианты поэмы.

Основная идея произведения:

единение феодалов, их преданность королю-сюзерену, прославление национального патриотизма.

В сюжет введены эпизоды, ярко демонстрирующие героический характер персонажей, усилен религиозный аспект.

3. Испанский героический эпос. «Песнь о моем Сиде».

К началу VIII века Испания была завоевана арабскими племенами из Северной Африки (маврами) и вошла в состав Арабского халифата. Литература Испании испытала огромное влияние мавританской культуры, впитала ее особенности (сюжетные, тематические, жанровые).

Основной чертой испанской культуры VIII-XV вв. является Реконкиста. Это - движение обратного отвоевания, которое оказало влияние не только на литературу, но и на психологию испанцев (испанский национальный характер).

Испанский героический эпос сложился на основе исторических преданий, но его особенность в том, что возникал он очень скоро после изображаемых событий. Испанскому героическому эпосу присуща историческая точность, которой нет в эпических поэмах других народов.

«Песнь о моем Сиде» – один из первых литературных памятников Испании. Герой поэмы – действительно существовавший исторический деятель Руй Диас де Бивар, известный под именем Сид (господин). Поэма сложилась около 1140 года, т.е. через 40-50 лет после описываемых событий и бытовала в устной форме. Первая рукопись поэмы датирована 1307 годом. Известно и имя переписчика – Педро Аббат.

Образ Сида стал воплощением народно-героического идеала. Это пламенный патриот, отдающий все силы борьбе с маврами; преданный королю вассал. Идейное содержание поэмы состоит в проповеди политической централизации Испании, что в условиях Реконкисты имело, несомненно, огромное прогрессивное значение.

 

* От фр. chansons de gestes – песни о подвигах, о деяниях.

 

ЗАДАНИЕ №2

 

1. Прочитать поэму «Песнь о Роланде». Дать характеристику образа Карла Великого:

- портретная характеристика;

- отношение к своим вассалам;

- отношение к иноверцам;

- цель похода на Испанию;

- по каким принципам Карл Великий вершит суд над предателями?

2. Прочитать поэму «Песнь о моем Сиде». Охарактеризовать главного героя как великого полководца (на примерах из текста).

 

 

ТЕМА №3

 

КУРТУАЗНАЯ РЫЦАРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ПЛАН

1. Предпосылки возникновения новой рыцарской литературы.

2. Рыцарский идеал и его воплощение в рыцарской литературе.

3. Основные жанры рыцарской литературы и их характеристика.

 

1. Предпосылки возникновения новой рыцарской литературы.

С развитием феодализма и строгой феодальной иерархии, с формированием европейских государств и наций наступает новый этап в развитии средневековой литературы (X-XII вв.). На первый план выходит привилегированный слой, именуемый рыцарством. Все светские феодалы-воины были рыцарями. Они имели феоды* и были связаны узами вассальной верности своему сеньору. Крестовые походы расширили их кругозор, познакомили с культурой стран Востока. Рыцари явились создателями новой рыцарской культуры.

2. Рыцарский идеал и его воплощение в рыцарской литературе.

Рыцарями была выработана целая система правил рыцарской учтивости, возникает так называемый рыцарский кодекс:

- отвага и преданность своему сеньору;

- благородство и готовность защищать слабых;

- отличное владение оружием и участие в воинских турнирах;

- хорошее воспитание (умение вести беседу, танцевать, играть на музыкальных инструментах, писать стихи).

Немаловажную роль в рыцарской культуре играет культ дамы и связанное с ним понятие куртуазной** любви, которое реализуется в сфере «воображаемого», т.е. игры. Именно подвиги рыцаря во имя своей дамы сердца лежат в сюжетной основе рыцарской литературы.

2. Основные жанры рыцарской литературы.

Наиболее развитыми жанрами рыцарской литературы являются лирика и роман.

Классические образцы рыцарской лирики принадлежат провансальским трубадурам. Наиболее известные из них: Джауфре Рюдель и Бертран де Вентадорн. Расцвет провансальской лирики был недолгим, причиной тому – «альбигойские войны» (1209 г.). Провансальские и северофранцузские поэты оказали огромное влияние на

 

* Феод – земельный надел, которым сюзерен награждал наиболее преданного вассала, на этой земле он становился полновластным хозяином.

** От фр. courtois – придворный, учтивый.

европейскую поэзию:

- создали систему жанров;

- разработали строгую строфику;

- создали индивидуальную лирику;

- сосредоточили внимание на вопросах формы и мастерства.

Основной темой их поэзии была любовь. Они признают и воспевают два вида любви:

- идеальную (платоническую) – fin amor;

- земную (чувственную) – fol amor.

Традиции провансальских трубадуров использовали немецкие куртуазные поэты (миннезингеры).

В Испании певцов-лириков называли хугларами. В последнее время литературоведы склоняются к теории об арабском происхождении испанской лирики.*

Средневековая лирика обозначила круг тем и определила жанры, в которых эти темы разрабатывались:

кансона – песня, посвященная теме любви;

пасторелла – стихотворение, описывающее встречу рыцаря и пастушки;

баллада – плясовая песня;

сервента – песня, посвященная политическим или общественным темам;

альба – пеня, воспевающая восход зари и окончание любовного свидания;

тенсона – стихотворный диспут, в котором обычно принимают участие два поэта;

песня-плач или “ubi sunt?» (где они?) – песня, в которой оплакивается смерть близкого поэту человека, где задается этот скорбный вопрос, на который нет и не может быть ответа.

Вторым жанром рыцарской литературы является роман. Возникнув во Франции в XII веке, он быстро распространился в других европейских странах.

На первый план выдвигается «личный интерес» рыцаря, его стремление к подвигу и славе совершается не из сознания вассальной верности, а во имя дамы и собственно морального совершенствования. По мнению А.Д.Михайлова, рыцарский роман открыл в герое «частное лицо», личность со своим душевным миром, которая так или иначе противостоит социуму.** Любовь – главный источник рыцарского вдохновения и доблести. По композиции рыцарский роман имеет авантюрное построение, содержит множество относительно самостоятельных эпизодов-приключений. В зависимости от тематики и структуры роман принято делить на следующие циклы:

1. Античный (обращение к античной истории, превращение греческих и римских героев в средневековых рыцарей, наделение их переживаниями в духе своей эпохи);

«Роман об Александре», «Роман о Трое», «Роман об Энее».

2. Бретонский (в основе лежат кельтские сказания о короле Артуре, переработанные в

духе куртуазности); Кретьен де Труа «Тристан и Изольда», «Ивейн или рыцарь со львом».

3. Восточно-византийский (сюжетно восходят к позднегреческому роману, в них

изображается судьба двух влюбленных, их злоключения и счастливое воссоединение); «Окассен и Николет».

Средневековый рыцарский роман знаменует начало осознанного художественного вымысла и индивидуального творчества.

 

* Более подробно об этом смотреть: Штейн А. Испанская литература. – М., 1976.

** Михайлов А. Французский рыцарский роман. – М., 1984.

 

 

ЗАДАНИЕ №3

 

1. Прочитать сказания о короле Артуре. Найти в текстах правила, соответствующие рыцарскому кодексу, которым должны подчиняться рыцари Круглого Стола.

2. Прочитать роман Кретьена де Труа «Тристан и Изольда». Как возникает чувство любви между героями? Найти описание этого чувства. Как понимает его автор?

 

 

ТЕМА №4

 

ГОРОДСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. РАЗВИТИЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ТЕАТРА.

 

ПЛАН

1. Пути развития городской литературы.

2. Жанровое разнообразие городской литературы.

3. Общая характеристика средневекового театра.

 

1. Пути развития городской литературы.

К концу XII века появляется новая социально-экономическая сила - города, возникшие в результате развития и полного отделения ремесел от сельского хозяйства. Борьба города за полную свободу от феодала путем кровопролитных восстаний. «Коммунальные революции» приносят свои плоды – многие города становятся свободными коммунами. Власть переходит в руки выборного городского совета. Основные права городов были зафиксированы в «хартиях вольностей».

Средневековый город создал свое искусство и культуру. Основные ее черты: народный юмор и сатирические выпады против церкви.

2. Жанровое разнообразие городской литературы.

Городская литература находит свои излюбленные жанровые формы и наполнена иным содержанием, отличным от рыцарской литературы. Появляется и новый литературный герой, пришедший на смену рыцарю. Это смышленый простолюдин, жонглер или лукавый поп, которые оставляют в дураках власть имущих.

Основные жанры:

Фаблио (побасенка или анекдот) – небольшой стихотворный рассказ. В числе источников этого жанра: бродячие мотивы восточного происхождения, басенная латинская традиция, фольклорные анекдоты. В фаблио имеются элементы пародии и бурлеска. В основу сюжета положено одно событие, смешное и удивительное. В центре внимания – острая ситуация и неожиданный выход из нее.

По тематике различают:

любовные фаблио (ссоры между супругами, обольщенные жены, обманутые мужья);

социальные фаблио (обман представителями низших сословий богачей, стоящих выше по иерархической лестнице; цель – материальное удовлетворение); «Господин Патлен».

Народный животный эпос (имеет плутовские анекдотические мотивы и зооморфных персонажей); «Роман о Ренаре».

А ллегорический эпос (пропагандирует философские и социальные идеи, отражает

взгляды самого автора, появляется ряд новых персонажей-аллегорий: Красота, Лицемерие, Разум, Природа); «Роман о Розе».

«Видения» (действия представлены в форме сна); «Видение о Петре Землепашце».

3. Общая характеристика средневекового театра.

С XIII века развивается городской средневековый театр. Возникает из религиозных богослужений и имеет религиозную направленность. Выделяют следующие разновидности религиозной драмы:

- мистерия – многодневные праздничные представления на библейские темы («Действо об Адаме »);

- миракль – в основе лежат предания о чудесах богоматери («Чудо о Теофиле »).

Постепенно происходит обмирщение театра. Образовываются группы актеров-любителей из образованной молодежи. Их деятельность являлась формой социального протеста и свободомыслия.

Популярные жанры:

- фарс – небольшие комические сценки на сюжеты из городской жизни; для них характерны гротескные образы или типы-маски (сварливая жена, монах-плут, рыцарь-хвастун), забавные ситуации, сатира;

- соти – пьесы импровизационного характера, где за невинным шутовством скрывается едкая политическая сатира;

- моралитэ – пьесы морализующего характера, их целью является духовное воспитание зрителя.

Истоками народного театра были «праздники дураков». Шуты, одетые в балахоны и колпаки, демонстрировали перед зрителями свое мастерство и большинством симпатий выбирался «король дураков».

 

ЗАДАНИЕ №4

 

1. Прочитать фаблио «Господин Патлен». Найти выражения, которые стали поговорками. В каких случаях они употребляются?

2. Прочитать «Роман о Ренаре». Охарактеризовать персонажи этого произведения. Сравнить их с персонажами русских народных сказок.

 

 

ТЕМА №5

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

ЛИРИКА ФРАНСУА ВИЙОНА.

 

ПЛАН

1. Основные черты эпохи позднего средневековья.

2. Лирика Франсуа Вийона. Художественное своеобразие и основные мотивы.

 

3. Позднее средневековье.

К началу XV века феодализм изжил себя. Дворянство уже не играет той прогрессивной роли, которая принадлежала ему в прошлые эпохи. В недрах городов зреют ростки нового буржуазного строя. Королевская власть опирается на города и народ, видя в них залог национального развития.

Искусство позднего средневековья называют «пламенеющей готикой».* Это, прежде

всего, выразилось в причудливом сочетании форм и стилей, в их величественности. Литература позднего средневековья отражает мировоззрение человека той эпохи, его

надежды, страхи и опасения. XV век – век «отцветания средневековой культуры»,* но именно он дал европейской литературе одного их величайших лириков – Франсуа Вийона.

4. Лирика Франсуа Вийона (1426-1462?).

 

___________________________________________________________________________

* Пинский Л. Магистральный сюжет. – М., 1989, с.17.

Биографические данные Ф.Вийона очень скудны. Это фигура переходная от безымянного певца к литератору-профессионалу. Образ Франсуа Вийона – магистра искусств и бродяги двоится в представлении последующих поколений. С молодых лет он предпочел неофициальную линию, близкую творчеству бродячих школяров-вагантов.

Вийон не отходит от господствующих жанров готической поэзии: «споров», «жалоб», «завещаний», «ubi sunt?»*. Поэт строго соблюдает закон твердой рифмы стиха в своих балладах и рондо: фиксированную строфику, метрику и рифмовку. Известна его привязанность к акростихам и анафорам.

Основные мотивы лирики Вийона.

1. Тема смерти

Видное место в поэзии Вийона занимает мотив увядания, старости, бренности всего живого. Рассуждения о быстротечности жизни, о тщете пышности и славы, о равенстве всех перед смертью прослеживаются во многих творениях поэта: «Большое завещание», «Малое завещание», «Я знаю…». Это общие места лирики той эпохи. Вийон продолжает традиции «ubi sunt?», в частности, в своей «Балладе о Дамах былых времен», где своеобразным повторяющимся рефреном служат слова «Увы, где прошлогодний снег!», на которые нет ответа.

2. Тема человеческого удела

Вийону чужд аскетизм средневековья. Жизнь, по Вийону, является первым благом для живого существа. Поэт любит веселье, все земные удовольствия. Часто не человек, не целостная личность, а именно человеческое тело становится любимым героем его поэзии («Спор Тела и Сердца Вийона», «Жалобы Прекрасной Оружейницы», «Баллада Повешенных», «Баллада-восхваление Парижского суда»).

3. Тема греха

Вийон благочестив по-средневековому, он чтит народно-христианские обычаи. Он много пишет о своих грехах: издевался над монахами, вел распутную жизнь, не соблюдал всех заповедей. Но поэт верит, что Бог не будет слишком строг к бедному человеку, изведавшему всю меру горя здесь, на земле.

4. Тема национальной гордости и патриотизма

Вийон родился в последнее десятилетие Столетней войны. Память о том смутном времени была жива в народе. Во многих его стихах звучат патриотические ноты, но патриотизм Вийона по-средневековому своеобразен. Это патриотизм местный, областнический. В этом сказались междоусобицы Столетней войны.

Поэт любит Париж, это его мир; он влюблен в парижскую речь, в язык парижской улицы («Баллада о парижанках», с рефреном «Язык Парижа всех острей»); он любит богему Парижа («Баллада-послание к друзьям»).

Философия жизни Вийона, его мироощущение прослеживается в своеобразных стихах, близких к старинным «зерцалам», энциклопедиям того времени. Рассуждения поэта облечены в форму кок-а-ляна** (баллада «Пословиц», «Я знаю…», «Истины

наизнанку»). Поэтическому стилю Вийона свойственны ирония, неожиданные ассоциации, язвительные намеки, полисемия слов.

Поэт конца средневековой эры, Вийон выразил боль века с необычайной силой, «посвятил нас во внутреннюю жизнь средних веков» /Теофиль Готье/.

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* От лат.«ubi sunt?» - «где они?».

** От фр. coq-a-l’ane – «чепуха», «бессвязная речь».

 

ЗАДАНИЕ №5

 

1. Прочитать стихотворение «Спор Тела и Сердца Вийона». В чем состоит суть спора? В чем новаторство взглядов автора на человеческую природу?

2. Прочитать стихотворение «Я знаю…». Найти слова-синонимы и антонимы (по значению в данном контексте), выписать их. Сформулировать основную тему и идею стихотворения.

 

ТЕМА №6

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ЕВРОПЕ. ЭСТЕТИКА РЕНЕССАНСА.

 

ПЛАН

 

1. Особенности новой эпохи (философские, общественные и культурные веяния).

2. Развитие гуманизма.

3. Эстетический и нравственный идеалы Возрождения.

 

1. Особенности новой эпохи.

Эпоха Возрождения* явилась качественно новым этапом в развитии общественной и культурной мысли. «Эпоха, которая нуждалась в титанах, и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характера, по многосторонности и учености» /Ф.Энгельс/. Это эпоха экономического могущества городов, расцвета наук и философии. В этот период происходит полное переосмысление всех представлений о мире и человеке, всех этических норм.

На смену средневековому принижению человека приходит новое убеждение в том, что он является высшей ценностью. «Бог сделал человека прекраснейшим, благороднейшим, мудрейшим, сильнейшим, и, наконец, могущественнейшим», – пишет Джаноццо Манетти.** Разум возвышает человека над всеми живыми существами и дает ему возможность познать себя, основные проблемы бытия и вселенной. Коренным образом меняются ориентиры философии, науки, искусства; на смену схоластике приходит новое видение мира и места человека в нем.

2. Развитие гуманизма.

От теологических проблем средневековья деятели Возрождения обращаются к комплексу проблем, связанных с человеком. Эта новая светская наука о человеке и о его роли в обществе была названа «studia humanitatis» (от «humanus» - человеческий). Таков генезис термина гуманизм. Название этой науке дал Леонардо Бруни (1490 г.).

Повсеместно возникают кружки гуманистов – сообщества образованных, талантливых людей. Они увлеченно и настойчиво отыскивают древние рукописи, статуи, монеты; предпринимают длительные и трудные путешествия, чтобы разыскать в монастырях старинные книги. Их взоры обращены к великому, культурному наследию античности. Отсюда и термин Возрождение, т.е. возвращение к истинному искусству после

тысячелетнего варварства. Античность представлялась гуманистам как образец для подражания. Гуманистам принадлежит подлинное открытие античности. Смысл его сводится не только к расширению круга источников.

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* В разных странах временные рамки эпохи Возрождения неоднозначны, в силу различий в общественном и культурном развитии: Италия (XIV-XVI вв.), Франция (XV-XVI вв.), Испания (XV-XVI вв.), Англия (XV-XVI вв.), Германия (XV-XVI вв.).

** Баткин Л. От Данте до Альберти. – М., 1987, с.41.

 

Гуманисты впервые обратили внимание на духовное, сущностное содержание античной культуры, вернув тем самым ее подлинное значение.

2. Эстетический и нравственный идеалы Возрождения.

Гуманизм – основа ренессансного мировоззрения, возвратившего человеку уверенность в ценности своей личности. Человек – венец творения и созидательное начало бытия. Эту мысль несла Возрождению античная культура: искусство, философия, наука. Идеал человека, созданный в эпоху Возрождения, - это всесторонне развитая личность, которой присуща гармония души и тела, мысли и чувства. Этот идеал основан на признании человеческой природы нравственной. Вопреки церковному средневековому учению о греховности всех естественных влечений человека, гуманисты заявили о его праве на удовлетворение своих стремлений. Нужно не подавлять естественные чувства, а направлять их на достижение моральных целей. Нравственной нормой Возрождения является добродетель, которая возвышает человека.

Основные положения гуманистической доктрины*

1. Человек явился на свет не за тем, чтобы уныло влачить свою жизнь в праздности, а для того, чтобы стремиться к славным и великим делам; этим он будет угоден богу. Окружающая среда рассматривается как поле деятельности человека.

2. Значение человека определяется не его принадлежностью к определенному сословию, а его личными достоинствами: душевным благородством, высокой одаренностью, жаждой познания.

3. Человек достоин счастья. Вопрос о счастье становится одним из самых жизненно важных. Велико влияние наследия античных философов (Эпикура, стоической школы, перипатетиков). Для достижения счастья важен выбор жизненного пути.

4. Человек должен стремиться к материальному достатку. Обладание богатством открывает доступ к широкой деятельности на пользу государства. Богатство полезно обществу, так как богатство частных лиц служит могуществом государства. Но способ обогащения должен быть нравственным, гражданским.

 

 

ЗАДАНИЕ №6

 

1. Объяснить выражение «Человек – венец творения».

2. Что такое добродетель? Как это понимали представители гуманизма?

 

ТЕМА №7

ИТАЛЬЯНСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ. ВЕЛИКИЕ ИТАЛЬЯНСКИЕ

ГУМАНИСТЫ.

 

ПЛАН

 

1. Развитие итальянской литературы в эпоху Возрождения.

2. «Божественная Комедия» Данте Алигьери. Литературные традиции и новаторство.

3. Творческая деятельность Ф. Петрарки.

4. «Декамерон» Дж. Боккаччо. Развитие итальянской прозы.

 

* Доктрина – учение, теория, система взглядов.

1. Развитие итальянской литературы в эпоху Возрождения.

Италия является родиной Возрождения. Огромную роль в повышении экономического и культурного развития страны играют итальянские города. Они ведут активную торговлю с другими странами. Здесь рождаются новые веяния в науке и ремеслах. При дворах итальянских правителей собирается весь «цвет» Европы: художники, писатели ученые. Однако Италия остается раздробленной на отдельные самостоятельные города-государства, что уменьшает ее политическое могущество, но в культурном отношении (в XIII-XV вв.) ей нет равной в Европе.

В 60-70-е гг. XIII века в Италии возникает новая поэтическая школа, именуемая «новым сладостным стилем». Ее основателями были Гвидо Гвиницелли и Гвидо Кавальканти. Развивая традиции провансальской и сицилийской лирики, они придали поэзии философский характер. Их произведения полны рассуждений о происхождении и сущности любви, о силе ее воздействия на человека, о любви как основном средстве совершенствования человека. Они сближали любовь к земной женщине и поклонением Мадонне. Воспевая высо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: