ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8. Краткие теоретические сведения.




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 8

«Натюрморт из предметов различных по фактуре»

Цель работы: знать понятие «фактура»; уметь передавать в работе фактуру предметов; уметь выявлять объемную форму светотенью.

Задание: Выполнить натюрморт из предметов различных по фактуре. Освещение боковое.

Материалы: бумага (формат А3), гуашь, мольберт, палитра, кисти, карандаш простой, стаканчик для воды.

 

Краткие теоретические сведения.

Фактура (лат. factum — обработка, строение). Фактура — видимое строение поверхности формы. Фактура бывает гладкой, блестящей и глянцевой, матовой и шероховатой, крупно- или мелкозернистой и т.д. Каждый материал (металл, стекло, ткань, бумага, песок, камень т.п.) имеет свою фактуру. Ее восприятие зависит от расстояния зрителя до рассматриваемой поверхности, характера освещения (если оно боковое, то хорошо видна шероховатость).

От фактуры материала зависят объемность и масса формы изделий. Усиление фактуры поверхности увеличивает объемность и массу изделий. Гладкая и блестящая поверхность, наоборот, придает легкость и зрительно уменьшает объем. Фактура материала способна даже влиять на восприятие пропорциональных отношений формы. Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами постановки, через изучение и наблюдение натуры.

 

Контраст — это резко выраженная противоположность. Цветовой и яркостный контрасты широко применяются на практике, и в первую очередь для установления четкой видимости деталей машины и органов управления ими. Часто контраст в технике обусловлен безопасностью водителей, пешеходов, рабочих. Дорожные знаки контрастны, чтобы водитель различал их на расстоянии.

Контрасты различают: по светлоте (светлый — темный); по цветовому тону (цвет и его дополнительные цвета); по насыщенности; по фактуре (матовый — блестящий); по ассоциациям (выступающие — отступающие, теплые — холодные, легкие — тяжелые, угнетающие — успокаивающие и т. п.).

 

 

Выберите 3 предмета по своему усмотрению, но они должны быть разной фактуры и контрастные по тону и цвету, на темном фоне.

 

Ход работы:

 

1 этап. Построение начинается с композиционного размещения. Важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был планомерно заполнен. Надо мысленно определить всю группу предметов в одно целое и продумать ее размещение на бумаге. Надо следить за тем, чтобы изображаемые предметы не упирались в края листа бумаги и, наоборот, не оставалось много пустого места. В данном натюрморте предметы подобранны по принципу разнообразия фактур и тональных отношений. Одной из учебных задач, связанных с изображением натюрморта, является передача пространства, степень удаления предметов друг от друга. С этой целью составные элементы в натюрморте следует расставлять так, чтобы предметы переднего плана как бы случайно загораживали часть второго плана, но основания последних должны быть частично видны. Это поможет лучше выявить пространство и воздушную среду между предметами.

Вначале, легко касаясь карандашом бумаги, надо наметить общий характер формы предметов, их пропорции и расположение в пространстве. Главное при этом определить размеры каждого из этих предметов и их пропорции (по высоте, ширине, глубине). Сначала намечаются контуры каждого предмета как видимые, так и невидимые. Вследствие чего на рисунке получается как бы изображение проволочных моделей. Выявляя конструктивную основу формы необходимо внимательно проверить перспективные построения. После всего следует наметить границы света и тени падающие и собственные.

2 этап. На следующем этапе работы начинаем работу в цвете. Короткими мазками плоской кисти наносится первичный слой краски, прокладываются основные цветовые пятна на предметах и драпировках. Не стоит полностью покрывать весь фон или предметы натюрморта цветом, каждый элемент композиции пишется совместно с остальными.

3 этап. Более подробную работу в цвете начинаем с больших предметов – самовар, кувшин и поднос на заднем плане. Поднос имеет белый цвет, это следует учитывать при нанесении на него рефлексов. Используя среднюю плоскую кисть, поверх первого слоя краски наносится соответствующий цвет на самовар, делается растяжка, плавные переходы между тонами и оттенками. Такую же работу проделываем над кувшином и остальными предметами, намечая цветом, где более освещенная часть, а где – затемненная. Общий тон у подноса белый, голубовато-серой краской придаем ему объем, прорисовываем узоры по краю.

Когда предметы приобретут более цельный и обобщенный вид, можно приступить к работе над драпировками. Следует помнить, горизонтальная и вертикальная поверхности должны заметно отличатся друг от друга силой тона. Горизонтальная плоскость в итоге должна быть нарисована более светлой, чем вертикальная, потому что она лучше освещена.

4 этап. Приступаем к детализации натюрморта. Задача постановки – передать техникой мазка фактуру предметов. Для этого, используя маленькую плоскую кисть, по форме предметов налаживаем цвет, идет процесс «лепки» объемной формы. Усиливаем цветом контрасты в тени и на переднем плане. Подробно прорисовываем складки на каждой драпировке. Расставляем рефлексы, намечем падающие и собственные тени.

5 этап. В процессе обобщения все предметы натюрморта должны составлять единую живописную композицию. Заканчивая рисунок, надо внимательно проверить общее впечатление от изображения и натуры. Когда четко прорисована форма каждого предмета следует посмотреть на свой рисунок издали, чтобы отдельные предметы не были слишком сильны по тону и не выпадали (не вырывались) из рисунка, сверить силу рефлексов с натурой. Рефлексы не стоит делать очень яркими, они не должны спорить ни со светом, ни с полутенями. Рефлексы должны пропадать, сливаться с тенями. Тонкой кистью наносятся блики в соответствии с источником света.

Подводя итоги работы над рисунком натюрморта, необходимо вновь вернуться к первоначальному восприятию натурной постановки – к цельности зрительного восприятия. Предметы, находящиеся в центре поля зрения, мы видим более четко и ясно, предметы вне зрительного центра, воспринимаются не так ясно и четко. Следовательно, учитывая закономерность восприятия, надо в рисунке выделить главное, смягчить второстепенное.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение «фактура».

2. Что зависит от фактуры материала?

3. На что влияет фактура?

4. Существуют ли правила передачи фактуры? Как передать фактуру?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: