Политические плакаты и афиши




В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ: СЕМИОТИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ КАМПАНИЙ

Политические буклеты и портреты

Политические плакаты и афиши

 

1. Буклет – представляет собой издание, отпечатанное на одном листе и сфальцованное параллельными сгибами в виде книжечки. Для политического буклета предпочтительный формат – стандартный лист бумаги, сложенный пополам. Это позволяет как рассылать буклет по почте, так и раздавать избирателям (он распространяется при посещении избирателей, рассылается им и в редакции газет и т.д.). В нем целесообразно акцентировать подробности биографии кандидата, показать, что он имеет достаточную квалификацию, чтобы достичь желаемых перемен. Приведем некоторые рекомендации по организации материала в буклете и его оформлению:

Лицевая секция буклета должна содержать: заголовок (слоган, призыв), обязательно построенный таким образом, чтобы возник элемент интриги, заставляющий читателя ознакомиться с содержанием буклета; портрет кандидата (лучше использовать фотографии кандидата, на которых он изображен во время общения с людьми; вокруг фотографии необходимо оставить значительную незаполненную текстом площадь; обстановка и фон должны быть типичны для округа; лучше избегать использования стандартных фотографий кандидата). В качестве подтверждения принадлежности лидера к определенным политическим кругам или приверженности какой-либо линии политического поведения могут служить фото лидеров мнений – ведущих политиков, авторитетных личностей, знаменитостей.

Подписи к иллюстрациям несут дополнительную информационную нагрузку, поэтому они не должны повторять уже сказанное. Не рекомендуется композиционно накладывать текст на изображение, так как при этом нарушаются требования оптимального зрительного восприятия.

Каждая страничка буклета – часть рекламного обращения, исполненного по принципу постепенного раскрытия содержания, заявленного в заголовке. Текст последней страницы завершает микросюжет буклета, подводит читателя к действию (голосованию за данного кандидата).

Текст должен быть набран крупным шрифтом, разнообразия шрифтов следует избегать, так как это отвлекает внимание и затрудняет понимание. По этой же причине нельзя набирать заглавными буквами большие объемы текста – это допустимо только для отдельных слов.

Целесообразен и эффективен выпуск серийных печатных обращений (листовок, плакатов, буклетов). Они могут быть ориентированы на различные сегменты аудитории, отражать различные аспекты социально-экономических положений программы, объединить лозунги избирательной кампании в единый блок.

Политический портрет представляет собой концентрированный печатный вариант публичного образа лидера. Выделить политический портрет в отдельный жанр позволяет ряд присущих только этой форме политической рекламы особенностей:

Во-первых, будучи наиболее емким, четко определенным, вербально и визуально оформленным, выразительно поданным воплощением образа кандидата, политический портрет вбирает в той или иной мере все элементы, характеризующие лидера, предлагает своеобразный сгусток актуальных и достаточных для завершенности образа информационных фрагментов. Другие жанры включают эти характеристики частично, отдавая предпочтение лишь некоторым из них. Политическая листовка, например, может содержать только программу и слоган и не сопровождаться собственно портретом претендента. Политический плакат, напротив, отдает предпочтение визуальному ряду – изображению кандидата, символике; содержит минимум вербальной информации, ограничиваясь подчас только слоганом. Объявление зачастую представляет собой блок чисто рациональной информации, например, о предстоящей встрече с кандидатом или благотворительной акции, следовательно, нельзя говорить о какой бы то ни было эмоциональной окраске, составляющей основу имиджа.

 

Политический портрет предлагает реципиенту вариант внешнего облика лидера, прямую или косвенную характеристику его личных качеств, фрагменты биографии, общезначимой деятельности, программу в том или ином объеме. Варьирование соотношения личностного и программного блоков информации позволяет оперировать в большей или меньшей степени рациональными и эмоциональными факторами воздействия и достигать различных стратегических целей кампании. Портрет хорош для привлечения внимания части электората, незнакомой с претендентом для внушения симпатии к нему колеблющихся избирателей. Политический портрет имеет смысл распространять с помощью почты или расклеивать в местах наибольшего скопления людей. Портрет должен вызывать эмоциональное восприятие. Особое значение имеют цвет, композиционное решение, броскость заголовка. Портрет, ориентированный на программу, лучше использовать для укрепления позиций претендента среди его сторонников, обеспечивая этим рекламным материалом встречи с кандидатом, митинги и другие акции. Он может быть черно-белым, но обязательно содержательно насыщенным, насколько возможно полно раскрывать суть основных позиций платформы кандидата.

Политический портрет характеризуется достаточно большим, по сравнению с другими жанрам, объемом текста. Отступление от жестких рамок лаконичности, присущей в целом рекламным жанрам (за исключением разве проспекта и каталога), оправдывается и необходимостью охвата максимально большой аудитории, и спецификой предмета рекламирования – личности, и системой ценностей, определяющих ее, и масштабами целей, преследуемых самими героями политических портретов.

Еще одна особенность этого жанра – определенная «гибкость форм» – встречаются портреты, размещающиеся на формате объявления, листовки, плаката, буклета. Естественно, что каждая форма диктует свои особенности исполнения и определяет сферы использования данного портрета.

 

Брошюры «Итоги деятельности кандидата на посту...», «Программы», вообще материалы, содержащие большой текстовый массив, не имеет смысла раздавать на улицах или размещать по почтовым ящикам. Лучше – на встречах с избирателями – туда приходят те, кто действительно интересуется предложениями и жизненным багажом кандидата. Для встреч с избирателями, митингов, уличной раздачи идеально подойдут буклеты, но при условии, что в сложенном виде они имеют небольшой размер.

Брошюры могут быть самыми разными по содержанию, направленности, оформлению. Любопытно, что такой жанр, как предвыборный манифест, традиционно используется в других политических культурах. В Великобритании, например, предвыборный манифест, который каждая партия рассылает региональным партийным отделениям, является обязательным обращением в период предвыборной кампании. В нем излагаются наиболее актуальные, с точки зрения партии, вопросы и предлагаются пути их разрешения. Манифесты публикуются в средствах массовой информации.

Особенности оформления политических обращений в зависимости от типа восприятия реципиента. Исследования показывают, что визуальное восприятие характерно в большей степени для людей с высоким уровнем включенности в политическую деятельность, аудиальный тип восприятия свойствен людям с высоким избыточным уровнем включенности в политическую деятельность, низкий уровень включенности говорит о кинестетическом (чувственном) восприятии.

Зная электоральную группу, характерный для нее тип восприятия, можно выбирать соответствующий тип воздействия. Один из способов психологического влияния на избирателя называется «отзеркаливание», т.е. придание информации оптимально воспринимаемого образа путем повтора зрительных, речевых и паралингвистических характеристик аудитории. При создании печатных материалов кампании, в том числе политических портретов, следует учитывать различные типы восприятия:

 

Чтобы добиться визуального восприятия, фотография кандидата помещается в верхнюю часть листа по центру и занимает четвертую часть площади верхнего левого и верхнего правого квадрантов. Слева от фотографии, в верхнем левом квадранте на пяти – семи строках текста приводятся основные биографические сведения, характеризующие кандидата, а справа, в верхнем правом квадранте – основные тезисы его программы. При этом необходимо, чтобы текст тезисов занимал на две строки больше, чем текст биографии (т.е. тексты слева и справа от фото должны располагаться асимметрично). В нижних квадрантах размещается текст, расшифровывающий приведенные выше тезисы. Этот текст должен занимать не более 2/3 нижней половины листа. В самой нижней части листа помещается адрес команды кандидата.

Если упор делается на аудиальное восприятие, то листовка проектируется следующим образом: фотография располагается на половине верхнего левого квадранта. Вторую половину верхнего левого квадранта и весь верхний правый квадрант занимают расширенные биографические сведения о кандидате, помимо данных о возрасте, образовании, семейном положении указываются наиболее яркие профессиональные достижения кандидата или наиболее интересные в контексте имиджа и известные избирателям факты биографии, политической деятельности. Две трети нижних квадрантов занимает программа кандидата. Внизу – адрес групп поддержки.

При расчете на кинестетический тип восприятия печатная фотография кандидата помещается в правой половине верхнего правого квадранта. Весь верхний левый квадрант и левая половина правого квадранта занимается расширенной биографией кандидата. Весь левый квадрант и левая половина правого квадранта занимается расширенной биографией кандидата. Нижние квадранты заполнены программной информацией. Подпись листовки обязательно делается с вводными кинестетическими предикатами. Например: «...Нет другой возможности почувствовать вкус пирога, кроме как съесть его. Если Вы желаете ощущать то, что чувствуете каждый день, можете не приходить (адрес группы поддержки). Если же Вы желаете ощутить острый запах действительных перемен, приходите к нам в штаб и участвуйте в проектировании нашей общей судьбы».

Возможности печатных форм воздействия на избирателей в политической коммуникации не ограничены и далеко не исчерпаны, несмотря на стремительное развитие информационных технологий, «наглядная» агитация продолжает оставаться действенным оружием современных избирательных кампаний.

2.Одним из самых популярных и действенных типов печатной политической рекламы по праву считается политический плакат – он представляет собой рекламное произведение большого формата, основным знаковым средством которого является изображение (фото кандидата, графические символы, рисунок, карикатура), содержащее минимум вербальной информации в виде слогана и/или призыва.

Этот жанр ориентирован преимущественно на эмоциональное воздействие, в его основе зрительный образ, метафора. В плакате главное – изображение. В политическом плакате вербальная составляющая – лозунг, призыв, выражение общественной симпатии или антипатии. Действие рекламного заряда плаката рассчитано на длительное время и многократное использование.

Специалисты по плакату и политическому маркетингу предъявляют ряд требований к плакатам:

Плакат должен поражать. На броскость плаката работают все изобразительные элементы. Прежде всего формат: все, кто идет по улице мимо стены дома, не могут не заметить огромного плаката, который благодаря размерам, собственно, и есть эта стена. Интриговать, вызывать любопытство должно цветовое решение плаката. Однако стоит помнить, что, если политик должен снять у людей чувство тревоги и вызвать успокоение, нельзя сочетать синий и желтый цвета, которые вызывают эмоциональное напряжение.

 

Композиция плаката должна быть четкой, ясной, схематичной.

Одно из наиболее важных условий убедительности плаката – его динамизм. Заложенное в плакате движение, действие может быть выражено как непосредственно, так и проявляться в переключении взгляда с одного элемента на другой. Элементы дизайна комбинируются таким образом, чтобы контролировать движение взгляда – слева направо, справа налево и сверху вниз.

Важно помнить о соблюдении баланса. Внутри рамки должны быть уравнены веса элементов между горизонтальной и вертикальной осями. Считается, что хорошо сбалансированным является симметричный образ. Симметричный дизайн особенно приветствуют люди с консервативными взглядами. Не менее важно соблюдение оптического центра изображения (глаз устремляется в точку, чуть выше геометрического центра) и уравновешенность элементов. «Тяжелый» элемент должен быть расположен у центра и сбалансирован более легкими элементами. Если в композиции присутствуют несколько разных по весу элементов – то более легкие размещаются дальше.

Плакат должен быть быстро читаемым. Мысль излагается кратко, телеграфно, емко. Шрифт следует выбирать достаточно четкий, удобочитаемый, крупный: длинный текст теряет смысл в плакате, так как плакат обычно воспринимается зрителями на некотором расстоянии и сразу, но читаться он должен лишь при некотором приближении к плакату, иначе зритель потеряет к нему интерес.

Плакат должен быть общедоступен. Во-первых, это касается его размещения – в тех общественных местах, где его увидят максимальное количество людей, кроме того, он должен быть вывешен с таким расчетом, чтобы попасть в поле зрения этих людей. Во-вторых, плакат должен быть понятен.

В ситуации избирательной кампании плакат должен иметь указание на источник информации: комитет поддержки кандидата, данные самого кандидата.

Эмоциональные методы воздействия в плакате значительно превалируют над рациональными, благодаря этому рекламная информация быстро и эффективно внедряется в сознание, облик кандидата легко запоминается и узнается, выделяется из общего фона политических лиц.

Плакаты могут быть различными по содержанию, формату, характеру подачи информации, ориентированными на различные электоральные группы. Плакатное представление лидера позволяет более успешно решать задачи привлечения внимания избирателей. Размеры изображения, близкие к реальным размерам человеческого лица, возможность использовать крупный, удобочитаемый и запоминающийся шрифт, делают его более доступным для ознакомления. Профессионально сделанный плакат надолго запоминается. Однако отсутствие мобильности, присущей напрямую распространяемым листовкам, несколько снижает эффективность его использования. Частой ошибкой является попытка использовать поле плаката преимущественно для текстовой информации. Практически нет никаких гарантий, что она будет кем-либо на улице прочитана, тем более воспринята. Подробные данные о кандидате целесообразнее разместить в портретном буклете. Иное дело так называемые текстовые плакаты, в которых шрифтовое, композиционное решение работают наравне со словом. Элементы изобразительного ряда в политической рекламе не ограничиваются только фотоматериалами или художественным рисунком. Рекламная задача может быть решена и посредством цветового и композиционного исполнения, шрифта, качества полиграфии. Основные требования к художественному решению сообщения, предъявляемые специалистами в области психологии рекламы: сбалансированность компонентов, использование контраста, пропорциональность. Значение имеют размер шрифтов текстов и заголовков, их соотношение и т.д. – от шрифтового набора и его компоновки зависит общее впечатление о рекламном сообщении, а эта первая реакция читателя – важнейший элемент спланированного общения.

Богатейшие потенциальные возможности плакатных форм продемонстрировала кампания 1996 г. по выборам Б. Ельцина в президенты.

Плакаты серии «Спаси и сохрани Россию» были построены по основному стратегическому принципу контраста между прошлым и будущим, «красным» ужасом и нормальной жизнью – кровавый закат с призывом «Не допусти красной смуты!», ромашковый луг в солнечный день с призывом «Голосуй за Ельцина!».

Впечатлял горизонтально поделенный пополам плакат, верхняя часть которого была решена в красном цвете – традиционный символ компартии, с изображением красных гвоздик и начальной частью фразы: «Компартия не сменила названия», с черно-белой нижней частью, колючей проволокой, продолжающей стебли гвоздики окончанием фразы: «Она не сменит и методы».

Политическая афиша играет такую же роль, как и плакат, но имеет меньший размер и может содержать больше текста.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: