Методика «Организационная культура» Д. Денисона.




Для измерения силы организационной культуры и ее основных характеристик была использована методика «Организационная культура» Д. Денисона. Методика адаптирована на российской выборке К. Феем (Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге). Методика включает в себя 60 вопросов, согласие с которыми предлагается оценить по 5-балльной шкале Лайкерта. Она позволяет выявить четыре основных характеристики организационной культуры, каждая из которых включает в себя по 3 более специфических характеристики:

1. Вовлеченность – ориентация организации на делегирование полномочий, командную работу и развитие персонала, повышение вовлеченности сотрудников в процесс принятия решений (вопросы 1-15).

2. Согласованность – ориентация организации на внутреннюю интеграцию и координацию, единые ценности и правила, достижение консенсуса (вопросы 16-30).

3. Адаптивность – ориентация организации на непрерывные изменения, клиентоориентированность, риск, обучение на своих ошибках (вопросы 31-45).

4. Миссия – понимание своего предназначения и направления развития, определяющие цели и стратегические задачи, а также видение будущего (вопросы 46-60).

Вовлеченность. Эффективные компании делегируют полномочия, создают команды и развивают персонал. Топ-менеджеры, руководители и работники привержены компании. Работники всех уровней ощущают вовлеченность в процесс принятия решений, которые влияют на их работу, и осознают свою причастность к целям организации.

Согласованность. Эффективные организации, как правило, имеют «сильную» культуру, которая является достаточно прочной, хорошо координируемой и интегрированной. Нормы поведения заложены в базовых ценностях, а лидеры и работники способны достигнуть консенсуса даже при значительных расхождениях во мнениях. Согласованность – источник устойчивости и внутренней целостности, основанной на общем видении.

Адаптивность. Интересен тот факт, что хорошо интегрированные компании, зачастую, являются менее открытыми для изменений. Компании с высокой степени адаптивности управляются клиентами, идут на риск, учатся на своих же ошибках, и имеют способности и возможности для создания изменений.

Миссия. Для эффективных компаний свойственно четкое понимание своего предназначения и направления развития, определяющие цели и стратегические задачи, а также видение будущего. В случае, когда миссия компании меняется, изменения претерпевают также прочие аспекты организационной культуры.

Исследование, проведенное Д. Денисоном и Э. Мишрой в США[1], показывает, что доходность компании наиболее тесно связана с ее согласованностью и миссией. Высокие показатели по вовлеченности и адаптивности связаны с инновационностью компании, а развитая адаптивность и миссия – с объемом продаж.

В России взаимосвязь между экономическими показателями и характеристиками культуры имеет свою специфику. По данным исследования, проведенного Д. Денисоном и К. Феем, ключевыми факторами доходности, инновационности, а также качества продукции и услуг являются вовлеченность и адаптивность[2].

Преобладание одного из этих четырех измерений приводит к крайним идеальным типам Р. Куинна. Так, например, «перекос» профиля корпоративной культуры в сторону «миссии» характеризует предпринимательскую культуру, тогда как развитие «вовлеченности» и «интеграции» сдвигает корпоративную культуру компании в направлении «семьи». Вместе с тем, исследования Д. Денисона более чем по тысяче организаций показывают, что в наименее успешных компаниях с доходностью менее 7% показатели всех четырех измерений культуры значительно ниже средних. И наоборот, успешные компании с доходностью более 20% одинаково сильны по всем четырем измерениям. Это свидетельствует о том, что если компания стремится к созданию инновационной или предпринимательской культуры, она не может сосредоточиться только на развитии инновационности или конкуренции за результат: нужны целенаправленные усилия по всем направлениям.

 


[1] Denison, D. R. and A. K. Mishra. Toward a Theory of Organizational Culture and Effectivenes // Organization Science, 6, 2, pp. 204-223. //2006? //

[2] Fey, Carl F. Denison, Daniel R. Organizational Culture and Effectiveness: Can American Theory Be Applied in Russia? // Organization Science, Nov/Dec2003, Vol. 14, Issue 6, pp. 686-706.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: