Классификация проблем, решаемых посредством консультирования в социальной работе.
Рациональность и эффективность консультирования в социальной работе.
Теоретические и лингвистические аспекты консультирования.
Этические аспекты консультирования.
Эмпатия как ключ к процессу консультирования.
Научные подходы к организации и проведению социально-экономического, социально-медицинского, социально-правового и психосоциального консультирования.
Классификация проблем, решаемых посредством консультирования в социальной работе.
Проблема – это указание на то, что клиент хотел бы, но не может изменить. Также под проблемой можно понимать трудности перевода ситуации из реальной в желаемую (как ее видит для себя клиент).
Иногда клиенту нужна помощь в решении тех вопросов, с которыми он вполне смог бы справиться самостоятельно, где специальные психологические знания не нужны, а необходим совет, основанный на здравом смысле. Такие проблемы называются житейскими.
Возможны варианты, когда у клиента имеется правильное понимание своей проблемы, но не хватает знаний и решимости для того, чтобы приступить к ее решению. Тогда, общаясь со специалистом, человек периодически, на протяжении какого-то времени, получает необходимую профессиональную и моральную поддержку, что придает ему уверенности в себе. Такие проблемы можно назвать пролонгированными.
Основываясь на опыте работы, можно выделить основные проблемы, с которыми наиболее часто обращаются к специалистам:
- проблемы, связанные с умственным развитием: неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала;
- поведенческие проблемы: неуправляемость, грубость, антисоциальное поведение;
- эмоциональные и личностные проблемы: сниженное настроение, повышенная возбудимость, страхи;
- проблемы общения: замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость;
Более широкий спектр разновидностей социального консультирования, можно выделить по такому основанию как характер и содержание обсуждаемых и решаемых с клиентом проблем. Многообразие проблем и сложностей, с которыми сталкивается на протяжении своей жизни каждый человек, приводит к существованию таких видов консультирования как медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое, управленческое и другие.
Примером профилактического консультирования является проведение диспансеризации и профилактических медицинских осмотров нуждающегося населения в медицинских организациях.
Медицинское консультирование, примером которого может являться и телемедицина — направление медицинской информатики, позволяющее предоставить медицинские услуги на расстоянии с помощью электронной почты и других средств компьютерной, аудио- и видеосвязи.
Психологическое консультирование рассматривается как непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.
Психосоциальное консультирование осуществляется воздействием не только на личность консультируемого, но и на его социальное окружение с целью помощи консультируемому в контексте социальной адаптации, реабилитации и концепции независимой жизни.
В особом рассмотрении нуждается социально-правовое консультирование, поскольку в большинстве случаев проблемы у людей возникают из-за незнания своих прав. Практически все население получает информацию из средств массовой информации, у кого-то есть на это время, а у кого-то его нет. Не всегда информация, которую предоставляют нам средства массовой информации, является достоверной. У людей должно возникать желание личной заинтересованности в консультировании по поводу своих прав, которыми они обладают. Попустительское отношение к осведомленности и личном консультировании может привести к нежелательным последствиям, связанным с возникновением определенных ситуаций, при выходе из которых нужно знание своих прав и прав другого лица, связанного с этой же ситуацией.
Для того чтобы предотвращать такие ситуации созданы специальные консультативные центры, которые готовы осведомить клиента о том, какими правами он обладает по праву.
К примеру, образовательного консультирования относиться и консультирование по поводу выбора будущей профессии школьниками. В сфере образования консультирование не рассматривается должным образом. На наш взгляд, в консультировании очень нуждаются старшеклассники, в особенности обучающиеся 11 класса. Так как им предстоит нелегкий путь выбрать должную профессию, которая в дальнейшем станет одной из частей смысла жизни. Основная задача специалиста-консультанта в этой области должна заключаться в правильной трактовке и донесении до обучающихся смысла той или иной профессии.
Источник: Юрова О.А. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ// Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(18). URL: https://sibac.info/archive/social/3(18).pdf (дата обращения: 04.03.2020.