Тема, основная мысль и композиция




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

г.Исилькуль, Омская область

Любовная лирика Александра Сергеевича Пушкина

 

Выполнила: Быстрова Олеся Дмитриевна,9 класс

Преподаватель: Умняшкина Людмила Юрьевна

 

 

2020г

Оглавление

1.Введение……………………………………………..……………………….3-4
2. Пушкин - поэт-лирик……………………………………………………….5-13
3. "Я помню чудное мгновенье" как гимн любви. История создания этого стихотворения…………………………………………...13
4. Любовь - воспоминание в стихотворении Пушкина "Я вас любил."Образ поэта и его возлюбленной………………………………………………13
5. «Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина………………………………………………….15-16

6.Заключение…………………………………………….17
7.Литература………………………………………….….18

 

 

Введение


Александр Сергеевич Пушкин - центральная фигура не только литературы 19-го века,но и всей русской культуры. Прошло уже более двухсот лет со дня его рождения, а великие творения поэта продолжают находить всё новых и новых поклонников как в нашей стране,так и за рубежом.

В наше сознание Пушкин приходит не только через поэзию,но и через обыденную жизнь. Действительно,в каждом крупном городе есть Пушкинская улица стоит памятник Пушкину.В нашем городе имя поэта присвоено Центру Культуры и Духовности.

Наверное, для одних из нас Пушкин-это символ русской культуры,символ борьбы и надежд,веры в великое предназначение России, для других же он-часть души. Этот человек вошёл в духовную биографию каждого человека, стал постоянным собеседником, его стихи помогают находить ответы на сложные вопросы бытия, помогают выстоять в самых трудных ситуациях
Читая А.С.Пушкина, слышишь его голос, он был первым,разрушивший условность авторского образа: в своих произведениях он разговаривает с читателям и,как с близкими людьми,понимающими его с полуслова("друзья мои","братья", "мой читатель.")

Уходили одни поколения,приходили другие, а Пушкин всегда оставался живым,необходимый народу, каждому человеку,к его поэзии обращались и в дни тяжких испытаний.Имя Пушкина соединяет невидимой нитью поколение людей,объединяет нас с прошлым.

В историю русской литературы Александр Сергеевич вошёл как крупный представитель романтизма и классической школы реализма,как создатель русского литературного языка. Жизнь поэта,как известно была недолгой(не дожил и до сорока лет). Но то, что он успел сделать,составило целую эпоху русской культуры,которая и получила название пушкинской,а также" золотого века" русской литературы.

Объект исследования: Любовная Лирика Александра Сергеевича Пушкина

Предмет исследования:Лирика Александра Сергеевича Пушкина

Я вставила перед собой следующие цели и задачи:

Показать,что к теме любви Пушкин обращался постоянно на протяжении всей своей жизни;

Раскрыть пушкинское понимание любви,как важнейшей жизненной ценности;

Попробовать выяснить,что каждый раз вдохновляло поэта на создание произведений о любви.

Гипотеза: любовная лирика А.С. Пушкина занимает в творчестве поэта особое место.

Методы исследования: изучение литературы по теме, анализ, систематизация полученных данных.

 

В работе я проанализировала ряд любовных стихотворений Пушкина("я вас любил...","я помню чудное мгновенье...","На хомах Грузии...", опираясь не только на сами тексты, но и на некоторые факты биографии поэта.

Пушкин - поэт-лирик


Итак, мы знаем Пушкина прежде всего,как поэта-лирика. Лиризм-это удивительная способность поэта всякий раз,в неповторимости мгновенья пережить мир как бы заново, почувствовать его свежесть,изначальную прелесть и ошеломляющую новизну. Лиризм-это способность воплотить в стихотворной строке пережитое и передать волнение души так проницательно остро,так эмоционально тонко и таким точным словом,что читатель испытывает потрясения:это написано о нём.

Лирическая поэзия вся устремлена к человеку. И читатель должен принять её с открытой душой. "Прочесть как следует произведение лирические-вовсе не безделица",-заметил когда-то Гоголь. Для этого "нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение,наполнявшее его душу; можно душой и сердцем почувствовать всякое слово его".

Соотношение лирической поэзии и этнических жанров в творчестве Пушкина менялось,но именно лирика-наиболее яркое и глубокое выражение пушкинсого гения-даёт полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта.

Дружеская и любовная лирика - заветная область лирической поэзии Пушкина. В многочисленных стихотворениях, посвящённых друзьям и возлюбленным,раскрылось его понимание этих высших жизненных ценностях,созданы яркие образы друзей и любимых женщин.Дружба и любовь для Пушкина-спутники юности,они возникают в"вихре жизни молодой"и сопровождают человека всю жизнь.

Потребность Пушкина в дружеском общении в понимании и поддержки друзей была столь же неизменной,как и потребность любить и быть любимым. Почти всегда эти чувства обладали поэтом и были непосредственными источниками счастья и горя всей его жизни.Ведь,как отмечают исследователи (Б.С.Мейлак,Ю.М.лотман): "Пушкину,были присущи такие черты характера,как впечатлительность, пылкость,способность увлекаться и увлекать сердца, жажда любви,способность привязываться к человеку, горячий темперамент,влечение к жизни,жизненным удовольствиям и тревогам".

В отличие от дружбы,в которой Пушкин ценил постоянство, верность,любовь рассматривается как чувство переходящее. Оно, подобно буре,властно захватывало поэта,давало ему мощный источник вдохновения,лишало его свободы:

"Так я,бывало,воспевал Мечту прекрасную свободы И ею сладостно дышал.

Но вас я вижу,вам внимаю,
И что же?...Слабый человек.
Свободу потеряв навек,
Невольно сердцем обожаю...
(К.Н. Голициной)

Но,как всякая буря,чувстваугасали,превращаясь в "угасший пепел"," цветок засохщий, безуханный". Пушкин не искал вечной любви,вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные опыты в духе"науки страсти нежной", ему хорошо знакомо всё,что составляет круг любовных отношений: признание и клеветы,разуверения и измены, "могучая страсть" и мягкая нежность "Пушкинская влюбчивость - именно в силу широты и восполняемости этого чувства - принимает размеры жизни, отданной одному занятию,практикуемому круглосуточно виде вечного вращения посреди женских прелестей.

А вот со следующим высказыванием я не совсем согласна: "Но многочисленность собрания и любвиобилие героя не позволяют ему вполне сосредоточиться на объекте и пойти дальше флирта,которым по существу исчерпываются его отношение с волшебницами".

Да, Пушкин был человеком,жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. "Отметим,что в шедеврах Пушкинской любовной лирике ("К..."(1825),"Я вас любил"(1829),"На холмах Грузии..."(1829)и др,) говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях связывающих его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения "Я вас любил..."или "На холмах Грузии...", искать ответ на вопрос, кого имел в виду поэт,признаваясь в искренней нежной любви или повторяя, как заклинание,"печаль моя полна тобою,/ Тобой,одной тобой..."

Нам всем хорошо известно стихотворение,изучающееся в программе средней школы "Я помню чудное мгновенье..." "Как известно, оно посвящено одной из возлюбленных поэта - Анне Петровне Керн. В нём отразились две встречи с Анной: 1819 и 1825гг. Если бы А.П.Керн не пересекла жизненного пути Пушкина, не был бы создан этот дивный гимн любви.

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Сохранились свидетельства необычайного возбуждения, необычайной страсти, которую переживал поэт во время первой встречи с Керн в Тригорском.

В томленьях грусти безнадежной
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный,
И снились милые черты.

История этого романа весьма показательна для того, как в это время преломлялось общее становление личности Пушкина в зеркале его любовных переживаний. А.П.Керн в жизни была не только красивая, но и милая, добрая женщина с несчастливой судьбой. Её подлинным призванием должна была стать тихая семейная жизнь, чего она, в конце концов и добилась, выйдя уже после сорока лет, вторично и весьма удачно замуж.


Но в тот момент, когда она в Тригорском встретилась с Пушкиным,это - женщина, оставившая своего мужа и пользующаяся довольно двусмысленной репутацией. Пушкин полюбил её. Стихотворение поэт писал в зените: любовь к Керн и самый её образ вознесены до высот недосягаемых. Но чувство не смогло удержаться на этих высотах,и обыденная жизнь вступила в свои права,когда началась борьба за обладание.

Шли годы.Бурь порыв мятежный Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Письма Пушкина к Керн 1825 года - памятник этой борьбы: "Снова берусь за перо, ибо умираю с тоски и могу думать только о вас. Надеюсь, вы письмо тайком спрячете ли вы его у себя на груди. Ответите ли мне длинным посланием? Пишите мне обо всем,что придет вам в голову - заклинаю вас. Если вы опасаетесь моей нескромности, если не хотите компрометировать себя, измените почерк, подпишитесь вымышленным
именем, сердце мое сумеет вас угадать. Знаете что? пишите мне и так, и этак - это очень мило."

Небесный образ Керн теряет свою прозрачность, и проступает образ земной, по-земному очаровательный и притягательный. Пушкин и Керн расстанутся, но он продолжит относится к ней с великим уважением и любовью. Мы можем увидеть это в трёх произведениях "Я помню чудное мгновенье".

В глуши во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Души настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.

Пушкин вновь встретится с Керн в 1825г. после деревенской ссылки в Михайловском,и может быть на одну минуту в нем вспыхивает забытое чувство.

И сердце бьётся в упоенье.
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, ислёзы, и любовь.

Но ни одна А.Т. Керн была для Пушкина предметом любви, вожделения и обладания.
В доме П.А. Осиповой, тёти Керн, вместе с ёё детьми жила и росла ёё падчерица дочь её второго мужа И.С. Осипова, Александра Ивановна. В семье ёё звали Алиной и Сашенькой В годы появления Пушкина в Михайловском ей было лет под двадцать.

Она произвела довольно сильное впечатление на Пушкина, и в Михайловском жизнь поэта был период влюбленного ухаживания за Алиной. Память об этой привязанности Пушкина сохранилось в его поэзии. Осиповой посвящено одно из самых прекрасных, на мой взгляд, стихотворений - "Признание".

Я вас люблю хоть я бешусь,
Хоть это труд и стыд напрасный
И в этой глупости несчастной,
У ваших ног я признаюсь.

Поэт шутливо сознается, что любовь ему не к лицу, не полетам,
Что ему надо быть умней, но по всем предметам он узнаёт болезнь любви. Мне не к лицу и не по летам...

Пора,пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей:
Без вас мне скучно, - я зеваю;
При вас мне грустно, - я терплю;
И, мочи нет, сказать желаю;
Мой ангел, как я вас люблю!

Пушкин передаёт читателю чувства,пережитые рядом с Алиной.

Когда я слышу вас из гостиной
Ваш лёгкий шаг, иль платья шум,
Иль голос девственный, невинный,
Я вдруг теряю весь свой ум.
Вы улыбнётесь,- мне отрада;
Вы отвернётесь,- мне тоска;
Задень мучения - награда
Мне ваша бледная рука.
Когда за пяльцами прилежно
Сидите вы, склонясь небрежно.
Глаза и кудри опустя,
Я в умиленьи, молча, нежно
Любуюсь вами, как дитя!...


Тайного,интимного значения исполнены стихи, в которых поэт вспоминает
и её "слёзы в одиночку, и речи в уголку вдвоём, и в Опочку, фортепьяно вечерком".

 

Сказать ли вам моё несчастье,
Мою ревнивую печаль,
Когда гулять, порой, в ненастье,
Вы собираетеся в даль?
И ваши слёзы в одиночку,
И речи в уголку вдвоём,
И путешествие в Опочку.
И фортепьяно вечерком?...

Поэт не смеет требовать любви,он просит её лишь притвориться:

Алина!сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви,
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел,я любви не стою!
Но притворитесь!Этот взгляд
Всё может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!..
Я сам обманываться рад!

Трудно по одному этому стихотворению составить отчётливое представление о самой Алине и о её характере отношений её к Пушкину.Она внушала поэту,восхищавшемуся её первым девственным расцветом, нежную дружбу, которая если и сопровождалась другими чувствами, то слабыми и мимолётными.

Вообще любовь для Пушкина - предмет высокой поэзии.Она словно выведена за пределы быта житейской "прозы".

"Стихотворение, коих цель горячит воображение люстраннымиописаниями,-подчеркивал Пушкин,-
унижают поэзию". Стихи Пушкина вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое"разыскание", касающееся любовных увлечений поэта.

В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления о женщине, как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждений. Пушкин любил Женщин, он воспевал Женщину!

Всё в ней гармония, всё диво
Всё выше мира и страстей;
Она покоиться стыдливо В красе торжественной своей;
Она кругом себя взирает:
Ей нет соперниц, нет подруг;
Красавиц наших бледный круг
В её сиянье исчезает.
(гр.Е.М.Заводской)

Часто любовная лирика Пушкина- это воспоминания, в которых поэт чутко прислушивается к себе, стремится выразить в слове психологическую уникальность и в то же время сходство своих любовных переживаний "Я вас любил...''много психологических деталей. Пик чуства пройден, поэта не мучает "болезнь" любви.Он пишет о том моменте, когда чувство уже "угасло не совсем."

Я вас любил: любовь ещё, быть может,
В душе моей угасла не совсем...

В его душе оживает любовь-воспоминание.Это была любовь невысказанная, "безмолвная", несвязанная с надеждами на взаимность. В стихотворении говорится о том,что автор ещё не распрощался со своей привязан - ностью. Не случайно слово "любил"в восьми строках стихотворения повторяется трижды. Мы как бы ощущаем неугасшую любовь героя. Разве человек, растерявший свои былые чувства, смог бы сказать:

Я не хочу печалить вас ничем.

При всём благородстве героя он не смог спытать обиды от равнодушия любимой. Ведь женщина с её тонкой интуицией должна была почувствовать, что творится в его душе. И только подлинная любовь помогает ему пренебречь оскорблённым самолюбием. Первая строфа спокойно-сдержанна. Но во второй сдержанность уступает накалу переживаний. В стофе дважды повторяется "Я вас любил". Уже в первых двух строках переданы все оттенки душевных переживаний героя:

Я вас любил безмолвно, безнадёжно,
То робостью,то нежностью томил...

Он вспоминает грустные мговенья своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.Здесь выражены чувства подлинно влюблённого человека, который прячет их от других.


В третьей строке в повторяющемся слове так ощутима вся глубина его сердечной привязанности:

Я вас любил так искренно, так нежно...

Если автор разлюбил бы эту женщину, то в прощальном своём слове не смог бы ей пожелать счастья с другим. Прощаясь с возлюбленной, в последний раз думая о своих чувствах, поэт подчёркивает силу прошедшей любви. Он делает это тонко, деликатно, желая, что бы"другой" любил женщину так же искренно и нежно, как и он. Пожелать обожаемой женщине "любимой быть другим" - как это не просто ПЗ стихотворении нет не упрёков, ни обид, ни безнадёжности.

Поэт благодарен женщине даже за безответную любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив её, он верит в то, что она вновь будет любима.

В стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х гг.,нет
портрета возлюбленной.Черты любимых женщин Пушкин видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Одно из таких произведений Пушкина "На холмах Грузии..."

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
Печаль моя полна тобою,
Тобой, одной тобой...
Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит-оттого,
Что не любить оно не может.

Здесь мы видим психологический образ состояния поэта, передающий импульсивную смену его чувств и настроений. Эпическое начало, в котором грусть и лёгкость,светлая печаль кажутся столь созвучными состоянию ночной, засыпающей природы, сменяется "моментальной фотографией" пробуждения бурного чувства-чувства любви.

Не умиротворённость ночи, а немощный шум Арагвы, о котором сказано во втором стихотворении, созвучен любовному порыву, выражено ему во второй части стихотворения. Сердце поэта вновь во власти любви - воспоминание о далёкой возлюбленной, от которой его, возможно, отделяет не только пространство, но и время.

Особое внимание хотелось бы обратить на стихотворение "Мадонна".Это стихотворение Пушкин посвятил своей жене.Радость и счастье от долгожданного брака (он трижды делал предложения Н.Н.Гочаровой) выразились в строках:

Исполнились мои желанья.
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Да, сколько прекрасных девушек, женщин встречались на протяжении его жизни. Волконская, Воронцова, Ризнич, Бакунина, Керн, Осипова. Но навеки связать свою судьбу Пушкин захотел с Натальей Гончаровой. По шутливому признанию самого поэта, Наталья Гончарова была его сто сто тридцатой любовью: одними женщинами он увлекался, с другими дружил, откровенничал, делился горестями и заботами, восхищался талантом и красотой других.

Но те увлеченья, те порывы страстей, что волновали его в молодости, не стоили той любовью, которой на склоне короткой его жизни одарила судьба. Чувство поэта к юной красавице пришло к нему вместе с наступившей зрелостью, жаждой личного семейного счастья, стремления быть любимым.И 18 февраля 1831 года в церкви Большого Вознесения, в Москве, Пушкин и Наталья были обвенчаны. "Я женат- и счастлив,- писал поэт,- одно желанье моё, чтоб ничего не изменилось- лучшего не дождусь.Это состояние для меня так ново, что кажется, я переродился".

"Я помню чудное мгновенье" как гимн любви. История создания этого стихотворения

История создания – стихи написаны в 1825-ом году и посвящены А. П. Керн. Опубликованы в альманахе “Северные цветы” в 1827 г.

Тема стихотворения – стихи о неразделенной любви, которая все же спасает человека, возвышает его душу и наполняет жизнь смыслом.

Композиция – Стихотворение состоит из трех условных частей. первая часть – ностальгическая, где герой тоскует о возлюбленной, вторая – описывает чувство одиночества и страдания героя, третья – возвращает героя к жизни, спасает от отчаяния вновь воскресшее чувство любви.

Жанр – любовное послание

Стихотворный размер – пятистопный ямб с перекрестной рифмовкой АВАВ.

Метафоры – “бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты”

Эпитеты – “небесные черты”, “безнадежная грусть”, “чудное мгновенье”.

Сравнения – “как мимолетное виденье, как гений чистой красоты”.

Любовь - воспоминание в стихотворении Пушкина "Я вас любил."Образ поэта и его возлюбленной.

В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналоги.

 

«Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина

История создания

Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом и собеседницей Пушкина. 27-летний Пушкин влюбился в её падчерицу, 20-летнюю Сашеньку.

По легенде, Пушкин так и не вручил стихотворение возлюбленной, уехав из Михайловского. При жизни Пушкина оно не было напечатано, так как раскрывало интимные подробности жизни семьи и имя возлюбленной. В мае 1837 года оно было опубликовано в «Библиотеке для чтения» с подзаголовком «Александре Ивановне О-ой». Есть мнение, что сама Александра Осипова (в те годы Беклешова) отдала его в печать.

Литературное направление, жанр

Стихотворение «Признание» относится к жанру интимной лирики. Это целый сердечный роман: в нём зарождение и развитие чувства, ревность, попытка избавиться от страсти и, наконец, мольба о помощи и самоутешение.

Такое развитие характера героя свойственно реализму как литературному направлению.

 

 

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – признание героя в любовных переживаниях. Лирический герой сосредоточен не столько на возлюбленной, её внешности или действиях, сколько на своих ощущениях. Основная мысль – мольба о любви. Хоть лирический герой и утверждает лицемерно: «Быть может... я любви не стою», но вся его сущность кричит: «Я стою любви, я достоин Алины».

Стихотворение можно условно разделить на пять частей (восьмистиший). Первая – это собственно признание в любви. Лирический герой не может справиться с чувством, которое не соответствует его возрасту и положению, и взбешён этим.

Следующие два восьмистишья описывают состояние лирического героя. Он – наблюдатель, не предпринимающий никаких активных действий, любующийся возлюбленной, «как дитя». Девушка занимается обычными делами: входит в гостиную, разговаривает, вышивает.

Четвёртое восьмистишье рассказывает о ревности лирического героя. Очевидно, именно ревность подтолкнула его к признанию. Лирический герой наблюдает за развитием романа Алины, который не приведёт к счастливому браку («слёзы в одиночку»). Историки утверждают, что Александра была влюблена в сводного брата А.Н.Вульфа.

Последнее восьмистишье – обращение к Алине с просьбой притвориться влюблённой. Стихотворение заканчивается строками, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня не трудно!.. Я сам обманываться рад!»

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка кольцевая чередуется с перекрёстной, встречается одно пятистишье с рифмовкой ААбАб. Речь динамичная и живая.

Тропы и образы

В стихотворении мало тропов. Эпитеты и метафорические эпитеты относятся к лирическому герою (глупость несчастная, ревнивая печаль) или его возлюбленной (лёгкий шаг, голос девственный, невинный, бледная рука). Метафоры в стихотворении общеязыковые: я бешусь, болезнь любви, теряю ум. Сравнение передаёт беспомощность героя: «Любуюсь вами, как дитя ».

Яркие образы создаются в основном не с помощью тропов – слов в переносном значении.

Стихотворение строится на чередовании статики и динамики лирического героя и его возлюбленной, что отражается в выборе частей речи (глаголы или существительные). Глаголы первых четырёх четверостиший обозначают движения души лирического героя: люблю, бешусь, признаюсь, узнаю, зеваю, терплю, желаю, люблю, слышу, теряю ум. В этих же четверостишьях действия Алины описываются существительными: лёгкий шаг, платья шум, голос девственный невинный.

В следующих четверостишье и пятистишье действия Алины описываются глаголами (улыбнётесь, отвернётесь, сидите, склоняясь, глаза и кудри опустя), а лирического героя – существительными (отрада, тоска, награда – рука).

В следующих двух четверостишьях лирический герой и Алина статичны оба. Глаголы заменяются существительными или опущены. Герой: несчастье, ревнивая печаль; Алина: слёзы, речи, путешествия, фортепьяно.

Последние два четверостишья – мольба лирического героя: сжальтесь, притворитесь, взгляд может выразить, обмануть. Это только возможность, просьба, сама Алина пассивна. Бездействует и лирический герой: не смею требовать любви, любви не стою, обманываться рад.

Любовь лирического героя заранее обречена. Ни он, ни предмет его любви не предпринимают решительных действий, каждый по своей причине. Зачем же признание? Герой не может молчать, любовь требует выхода.

 

Заключение

Изучив лирику первого тома стихов А.С. Пушкина, я сделала вывод, что любовная лирика занимает в творчестве поэта особое место.

Среди всех высоких и прекрасных талантов, которыми был наделён А.С. Пушкин, есть особый талант – талант любви.

Любовь для поэта спутница жизни. Она властно захватывала его, давала мощный источник вдохновения, лишала его свободы, подчиняя «нежным страстям».

Большинство стихотворений поэта имеют реальных адресатов, поэтому поэзия Пушкина лишена фантастического, ложного; она реальна и правдоподобна, она показывает жизнь в её естественной истинной красоте.

Такие жанры, как послание и элегия, используемые поэтом, придают его стихам открытость, искренность, исповедальность, грустную тональность.

В любовной поэзии А.С. Пушкина преобладают чистота, духовность, искренность, благородство, восхищение, сильный душевный порыв и глубина чувств.

Литература

1.Любовный быт пушкинской эпохи/И.С.Зильбермтейна- М. Современник,! 999 г.

2.Талисман: Книга о Пушкине.-2-е изд.-М.Современник,] 984. Борис Мейлах.

3.Борис Мейлах.ТворчествоА.С.Пушкина: Развитие художественной системы. К н. для учителя.-М.: Просвящение, 1984г.

4.Ю.М.Лотман.Александр Сергеевич Пушкин.Биография писателя:Пособие для учащихся.-Л.: Просвящение,1983 г.

5.В.Г. Белинский.Избранныестатьи. Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: "Детская литература",- 1979 г.

6.И.Г. Подсвиров.Писатель и время Сборник документальной прозы.-М.: Писатель и время- 1988 гю

7.Николай Скатов.Роман-газета.- "Пушкин".-М.: Народный журнал,-1994 г.

8.И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики: Школьный курс.:

9.Книга для учителя.-М.: Н.Шк.-1997 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: