ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ С КЛИПОВЫМ МЫШЛЕНИЕМ




Куц Н.И., учитель истории и обществознания МАОУ МО Динской район СОШ №10 имени братьев Игнатовых, Краснодарский край

Мы живём в информационном обществе, и огромнейший поток информации, обрушившийся на подростков, сильно влияет на их восприятие. В современную школу приходят дети-зрители, привыкшие к коротким видео и записям, картинкам. Такая форма мышления называется клиповым. Бороться с этим на сегодняшний момент практически невозможно, но можно взять на вооружение. Клиповое мышление – процесс, при котором человек воспринимает информацию короткими кусками и яркими образами. При правильном подборе таких кусков-образов возможно выстроить более или менее целостную картину исторического процесса. Для этого необходимо использовать изображения как источник информации. Это могут быть портреты, парсуны, миниатюры, гравюры и карикатуры. Особенно последние, ввиду их яркости и информативности.

Через карикатуру мы можем раскрыть роль личности в истории, например, Наполеон III в роли стервятника, растерзавшего Францию (рис.1), показать раскрыть какой-либо исторический процесс, например, карикатура «Императорский шаг Екатерины II» (рис.2) из России в Константинополь, отражающий план возрождения Византии. Через карикатуру можно показать какое-либо явление: Николай II доит Французскую корову (рис.3): ведь в годы его правления Россия была самым крупным заёмщиком Франции, так мы раскрываем процесс сближения России и Франции.

Но не все личности, события и процессы отражены в карикатурах. В этом случае мы можем прибегать к другим изображениям. С помощью них возможно раскрывать характер личности. Такой приём использует А.С. Макаренко в своей «Педагогической поэме». Автор по лицу определял характер, повадки и происхождение своих воспитанников. Так же можно делать и с историческими личностями. Вот гравюра «Иван III» (рис. 4). Дети, рассматривая её, рассказывают о строгости и уме, сильном характере. А иногда и вовсе называют его грозным. И ведь, действительно, некоторые современники так его именовали. Или портрет Лжедмитрия II (рис.5). Он хоть и не является реальным изображением, но помогает раскрыть личность исторического деятеля. Дети обычно подмечают такие черты характера, как хитрость, изворотливость, лживость, находят сходство с мошенником. Найденные характеристики помогают выстроить ассоциативный ряд с терминами «смута», «самозванец», «тушинский вор».

А вот фото Александра III (рис.6). Ученики, описывая его, обычно сравнивают с богатырём или обычным русским мужиком. И, действительно, он был простым человеком, любил всё русское, проводил политику русификации. Вспоминают выражение: «Большой - значит добрый». Так закрепляется образ царя-миротворца.

Но сама по себе работа с изображениями не всегда бывает эффективной, необходимо совмещать её совмещать с дискуссией или методом парадоксов. Так мы на основе образов выстраиваем ассоциативные ряды, учимся вычленять информацию из изобразительного материала, что является частью познавательных УУД и предметных результатов, формирует интерес к предмету.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: