ВОЛЕВОЕ РАЗВИТИЕ В СТРУКТУРЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ




К сожалению, достаточно часто, процесс подготовки детей к обучению в школе сводится к «натаскиванию» их по школьным предметам: уже с раннего возраста мамы учат детей читать, считать, решать и писать. Но этого, явно, мало.

При поступлении в школу ребенок должен обладать определенными признаками школьника. И. Шванцер выделил эти признаки, которые характеризуются следующими показателями: быть ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО, ЭМОЦИОНАЛЬНО и СОЦИАЛЬНО зрелым.

Известные психологи: Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, Н.И. Гуткина и др. уделяли большое внимание развитию произвольного поведения, которое проявляется в умении ПОДЧИНЯТЬСЯ ПРАВИЛАМ и ТРЕБОВАНИЯМ ВЗРОСЛОГО, УМЕНИИ УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ. По их мнению, этот компонент считается нАИБОЛЕЕ ВАЖНЫМ для психологической готовности дошкольников к школе. Они рассматривают ряд волевых качеств, таких как НАСТОЙЧИВОСТЬ, ВЫДЕРЖКА, ТЕРПЕНИЕ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ, ОСОЗНАННОСТЬ, УМЕНИЕ ПРЕОДОЛЕВАТЬ ТРУДНОСТИ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРИОБРЕТАТЬ ЗНАНИЯ, КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ И ПОСТУПКИ, НАХОДИТЬ СПОСОБЫРЕШЕНИЯ ТРУДНЫХ СИТУАЦИЙ.

Выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе являются значимыми предпосылками для успешного обучения, социализации и интеграции в общество. Исследования последних лет показывают недостаточное развитие произвольности и волевой регуляции современных первоклассников.

Неподготовленность детей к обучению в школе, проявляется в импульсивных формах поведения, в неумении трудиться, в неадекватной реакции на трудности в учении, в неумении слушать и понимать учителя. Недостаточное развитие волевой сферы дошкольников затрудняет обучение ребенка в школе, вызывает целый ряд трудностей у педагогов в обучении детей.

Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна.

ВОЛЯ И ЕЕ РАЗВИТИЕ У ВАШЕГО РЕБЕНКА.

Воля — это только обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологических элементов. Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность. К элементам воли отнесены критичность, исполнительность и уверенность.

Сила волевого качества определяется уровнем проявления волевого усилия, направленного на преодоление трудностей. Главным признаком устойчивости волевых качеств является степень постоянства проявления волевого усилия в однотипных ситуациях.

В анкете «Сформированность волевых качеств личности» перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе.

Попробуйте дать оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств вы прилагаете свои усилия. (отметьте галочкой соответствующую позицию).

Автор статьи: Осьмакова Марина Васильевна.

Как развивается воля у ребенка?

Произвольные движения начинают формироваться у ребенка на первом году жизни. Развитие произвольного поведения маленького ребенка связано с осуществлением им познавательных действий и с подражанием взрослым.

Со второго года жизни растет время удержания ребенком заданной взрослыми цели действия, а затем у него появляется возможность и самостоятельной постановки цели.

В период от 2 до 3 лет побуждение и торможение действия еще регулируются действием реальных внешних стимулов, а не с помощью слов. Вследствие развития речи и мышления постепенно у ребенка формируется внутренний интеллектуальный план, благодаря которому ребенок подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях.

В период от 2 до 3 лет закладываются основы регулирующей функции речи. Большое значение для формирования волевых действий у ребенка имеет выработка прочной и действенной реакции на два главных словесных сигнала взрослых на слово «надо», требующее действия даже вопреки желанию ребенка, и на слово «нельзя», запрещающее действие, желаемое ребенком.

К 3 годам, а иногда и раньше, у детей проявляется выраженное стремление к самостоятельности «Я сам», — требует малыш, бурно протестуя против вмешательства и помощи родителей.

Маленькому ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-то, чем приказу делать что-то другое. Поэтому взрослым выгоднее выражать свои требования не в негативной, а в позитивной форме «Брать ножницы можно только взрослым».

Дети 3 лет проявляют выдержку и терпение, если это предвещает им удовольствие.

Нарушение правил поведения другими замечается уже с 3 лет, а с 4 лет развивается контроль за своими действиями. В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения служат предпосылками и создают условия для развития воли и волевых качеств личности. На 4-5 м году жизни у детей обнаруживается послушание, обусловленное пробуждающимся у детей чувством обязанности и, в случае невыполнения какой-либо обязанности, чувством вины перед взрослыми. В конце дошкольного возраста ребенок делает в волевом развитии большой шаг вперед: он начинает брать на себя выполнение задания, действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Шестилетние дети могут проявить инициативу при выборе цели, самостоятельность, упорство, но в основном тогда, когда их действия сопровождаются эмоциями радости, удивления или огорчения.

У детей старшего дошкольного возраста слова «надо», «можно», «нельзя» становятся основой и для саморегуляции, когда мысленно произносятся самим ребенком. Это — первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

Однако для дошкольников характерно и негативное проявление силы воли, выражающееся в упрямстве, негативизме и капризах. А. П. Ларин показал, что упрямство возникает как при резком ограничении свободы ребенка, его самостоятельности (как самозащита со стороны ребенка), так и при полной вседозволенности или безнадзорности (он привыкает действовать лишь по своему желанию).

Поступление в школу знаменует новый этап в развитии волевой сферы личности ребенка. Под влиянием предъявляемых к нему требований начинается усиленное развитие выдержки (сдержанности) и терпения как основы дисциплинированного поведения, которое к концу первого года становится привычным для ребенка.

Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Как развивать волевые качества у ребенка?

Взрослый человек всегда является посредником в процессе воспитания воли, он направляет и учит контролировать поведение.

Поэтому взрослый должен:

Так сформулировать цель, чтобы у ребенка появилось желание в ее достижении. Ставить перед ребенком такую цель, которую бы он не только понял, но и принял ее, сделав своей.

Помогать и направлять в достижении цели;

Приучать ребенка преодолевать трудности, а не пасовать перед ними;

Воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, играх-головоломках и т.п.

Учить ребенка планировать свои действия и доводить их до логического результата.

Спрашивать с ребенка результат работы, проверять, отмечать успехи (поощрять).

Воспитание дисциплинированности

Дисциплина – это обязательное для всех членов коллектива подчинение твёрдо установленному порядку.

Послушание – способность слушать и подчиняться, выполнять требования взрослых.

Причины нарушения дисциплины и неподчинения правилам поведения:

Несогласованность требований к ребёнку в школе и семье;

Отсутствие или незнание правил поведения;

Отсутствие единства методов воспитания;

Утомление детей вследствие длительных ожиданий чего-либо;

Система запретов (запретный плод сладок!).

Условия воспитания дисциплинированности:

Организованность и порядок жизни и окружающей обстановки, чёткий режим.\

Установление в семье правил поведения во всех видах деятельности.

Постепенное усложнение требований и увеличение количества правил.

Единство требований со стороны всех взрослых к детям.

Справедливое отношение взрослых к детям.

Положительный пример взрослых, их авторитет.

Атмосфера доброжелательности, интересная и содержательная жизнь.

Методы воспитания дисциплинированности:

Упражнения (наглядный показ способов поведения)

Воспитывающие ситуации

Указания, напоминания

Убеждение

Положительный пример взрослых и сверстников

Поощрения

Наказания (лучше обходиться без них!)

Воспитание самостоятельности у дошкольников

Наиболее действенными методами воспитания самостоятельности являются: беседы-рассуждения, чтение художественных произведений (В.Степанов «Умелые помощники», М.Зощенко «Глупая история», Носов «Заплатка», Т.Караманенко «Ножки не идут»), просмотр мультфильмов, проблемные ситуации, пошаговая инструкция, инструкционные карты, экспериментирование.

Очень важно создавать условия для проявления самостоятельности, избегать мелочной опеки и контроля. Чаще доверять своему ребенку. Хорошо, когда перед ребенком стоит не только личный, но и общественный мотив деятельности. «Помою всем обувь», «Для всех сделаю бутерброды»…

Развитие усидчивости, целенаправленности, произвольного внимания, формирование самоконтроля.

Очень полезно предлагать ребенку задания «Корректурные пробы». В них надо зачеркнуть или обвести определенную картинку или значок за определенное время (как правило, за минуту). Затем с ребенком проверяется работа, подсчитывается число пропущенных значков или неправильно зачеркнутых. Такие задания приучают сохранять произвольное внимание, работать сосредоточенно, точно, учиться проверять себя, находить допущенные ошибки.

Задумавшись о развитии воли Вашего ребенка уже в дошкольном возрасте, целенаправленно формируя выделенные волевые составляющие психологической готовности дошкольника к школе, Вы создаете значимые предпосылки для его успешного обучения.

Автор статьи: Психолог, преподаватель Тюменского педагогического колледжа №1 Осьмакова Марина Васильевна.

Тест на готовность к школе. Проверим слух, речь, логику…

На самом деле готовность к школе – это отнюдь не умение читать и считать. Дорос дошкольник или нет до серьезных систематических занятий, мы можем судить по многим факторам, выяснить которые можно с помощью игры.

Умение подчиняться действовать по правилам и контролировать свои действия?

Есть такая игра: «Да» и «нет» не говорить, «черное» и «белое» не называть». Поиграйте в нее с ребенком. Задавайте простые вопросы: «Ты любишь шоколад?», «Какого цвета мороженое?». Он должен отвечать, не говоря слов «да» и «нет», не называя черного и белого цветов. Вопросов не должно быть больше 10. Если отвечает почти без ошибок, значит, уровень самоконтроля достаточно высок.

Уровень развития речи

Это один из самых важных критериев готовности ребенка к обучению в школе. Попросите малыша пересказать короткий (не больше 6–7 предложений) рассказ либо содержание небольшого комикса. По тому, как ребенок рассказывает, можно оценить умение согласовывать слова, правильно строить предложения, а также логику рассказа – наличие сюжетной линии (начало, середина, конец).

Уровень развития фонематического слуха

Поиграйте в игру «Назови лишнее слово». Вы выбираете какое-то слово, например, «гора», и повторяете его несколько раз, а потом вместо него говорите другое, похожее. Задача ребенка – услышать и назвать это другое слово. Например, взрослый говорит (проговаривая по одному слову в секунду):

Гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.

Голос, голос, голос, голос, колос, голос, волос.

Коса, коса, коса, роса, коса, коса, коза.

Если ребенок слышит и называет «лишние» слова, значит, с фонематическим слухом у него все в порядке. Если же ошибается, ему нужно этот слух потренировать. Произносите ряды слов медленнее, обращайте внимание ребенка на звуковые различия.

Вторая игра – «Назови звуки». Взрослый просит малыша назвать первый и последний звуки в словах «свет» (оба звука согласные), «корма» (первый звук – согласный, последний – гласный), «индюк» (первый звук – гласный, последний – согласный), «езда» (оба звука гласные). Если ребенок часто ошибается и не замечает своих ошибок, его фонематический слух пока не развит.

Чтобы узнать, умеет ли он делить слова на слоги, можно воспользоваться игрой «Раздели слово». Взрослый говорит слово, а ребенок делит его на части, хлопая в ладоши. Слова лучше взять трехсложные: «корова», «кадушка», «лепешка», «караван»…

Умеет ли выполнять логические операции: устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное?

Попросите ребенка закончить предложения: «Если выйдешь на улицу зимой без одежды, то…», «Прошел дождь, поэтому…».

В игре «Четвертый лишний» предлагают ряды из 4 картинок. В каждом случае малыш должен убрать одну, на его взгляд, лишнюю. Например: стол, стул, диван, окно. Или: брюки, рубашка, жилет, мальчик.

Игра «Аналогии» поможет определить, насколько у ребенка сформированы основы словесно-логического мышления. Ему называют три слова. Два первых – пара. Требуется подобрать аналогичную пару к третьему слову. Например: «день – ночь, лето – … (зима)»; «часы – время, градусник – … (температура)», «глаз – зрение, ухо – … (слух)».

Если ребенок допустил не больше 1–2 ошибок, значит, словесно-логическое мышление у него уже сформировалось.

Достаточно ли развиты тонкая моторика (работа мелких мышц руки) и зрительно-моторная координация?

Без этих навыков ребенка не обучить письму.

Обратите внимание, как малыш владеет карандашом, ручкой, ножницами, насколько успешно перерисовывает узоры, вырезает геометрические фигуры.

***

Если у ребенка в 6–6,5 года есть все перечисленные навыки, он сможет справиться с требованиями школьной программы. Если навыков нет, не спешите отдавать его в школу – он к ней пока не готов. Учиться ему сейчас будет трудно, да и вам требовать от него хороших результатов – тоже.

Анкета «Сформированность волевых качеств личности»

Положительные волевые качества

Ниже перечислены положительные волевые качества личности, которыми должен владеть к школе ребенок согласно психологическим критериям готовности к школе. Дайте оценку развития волевых качеств личности своего ребенка. (отметьте галочкой соответствующую позицию)
Положительные волевые качества Достаточно развито Формируется Нет, но хотелось бы сформировать
Энергичность — способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.      
Терпеливость — умение поддерживать вспомогательным волевым усилием интенсивность работы на заданном уровне в случае возникновения внутренних препятствий (усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления.      
Выдержка — способность волевым усилием быстро тормозить (ослаблять, замедлять) действия, чувства и мысли, мешающие осуществлению принятого решения.      
Смелость — умение противостоять страху и идти на оправданный риск ради определенной цели.      
Целеустремленность — умение человека руководствоваться в своих действиях и поступках общими и устойчивыми целями, обусловленными ее твердыми убеждениями.      
Настойчивость — это умение постоянно и длительно добиваться цели, не снижая энергии в борьбе с трудностями.      
Принципиальность — умение личности руководствоваться в своих поступках устойчивыми принципами, уверенностью в целесообразности определенных нравственных норм поведения, которые регулируют взаимоотношения между людьми.      
Самостоятельность — это умение обходиться в своих действиях без чужой к помощи, а также умение критически относиться к чужим воздействиям, оценивая их соответственно своих взглядов и убеждений.      
Инициативность — это умение находить новые, нешаблонные решения и средства их осуществления.      
Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.      
Упорство – волевое качество, помогающее человеку добиться, во что бы то ни стало, осуществления поставленной цели, невзирая на все преграды и противодействия.      
Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.      
Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.      
Дисциплинированность — черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе.      
Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.      
Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.      
Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.      
Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.      
Общее количество ответов:      
 

 

Анкета «Сформированность волевых качеств личности»

Отрицательные волевые качества

Дайте оценку проявления отрицательных волевых качеств личности, свойственных Вашему ребенку. На преодоление каких качеств Вы прилагаете свои усилия. (отметьте галочкой соответствующую позицию)
Отрицательные волевые качества Проявляется часто Проявляется иногда Хотелось бы устранить
Несдержанность, неспособность сдерживаться, преодолевать внутренние препятствия — усталость, плохое настроение, незначительные болезненные проявления, импульсивность, вспыльчивость.      
Робость — боязливость, нерешительность из-за неуверенности в себе, форма подавления желаний, слов, жестов – всегда связана со страхом осуждения.      
Импульсивность — особенность поведения, заключающаяся в действиях по первому побуждению, под влиянием случайных внешних обстоятельств или сильных эмоций, преобладание их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания.      
Негативизм – отрицательное волевое качество, под влиянием которого личность совершает действия противоположные тем правильным и целесообразным советам, которые дают ей другие люди.      
Беспринципность — отсутствие твердых убеждений.      
Внушаемость — качество, которому подвержены все безвольные люди, которые не знают, как им поступить в сложившейся ситуации и которые всегда ждут совета или указаний от других людей.      
Безынициативность — пассивность, вялость, неспособность принимать новые решения.      
Нерешительность – отрицательное волевое качество, человек проявляет колебания при выборе цели, испытывает сомнения в правильности выбранной цели, боится возможных последствий своих действий. Склонен или отвергать окончательное принятие решения, или без конца его пересматривать.      
Упрямство – является отрицательным волевым качеством, противоположным упорству. Упрямый человек безрассудно стремится к достижению поставленной цели, хотя она не имеет для него большого значения и не может быть реализована в данный момент.      
Общее количество ответов:      

https://shs_nvkr_42.chit.zabedu.ru/?page_id=42

https://elib.sfu-kras.ru/bitstream/handle/2311/28480/vkr_matyazh_2016.pdf?sequence=2 развитие воли игры https://studfiles.net/preview/1741834/page:72 АНКЕТЫВОЛЯ

https://studfiles.net/preview/5853520/page:3 проблемные ситуации



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: