Тема 5. Режиссерская разработка сюжета телефильма




Тема 1. Драматургия - искусство рассказывать истории

Телережиссер и кинодраматург.Драматургичность жизни. Прогнозирование и исследование психологии зрительского восприятия. Место и значение сценарного периода в процессе создания фильма. Основные этапы становления теледраматургии и сценарной формы, ее современные проблемы.

 

Тема 2. Теледраматургия как область литературного творчества

Теледраматургия как новый род литературы, предназначенный для экранного воплощения.Отличительные особенности и взаимосвязь литературной прозы, театральной драматургии и теледраматургии. Сценарий и фильм:особенности написания сценария с учетом специфики телефильма (движущегося изображения, пространственных и временных возможностей действия, ограниченности метражом фильма, монтажной организации телепроизведения, его дискретности и т.д.). Авторский замысел (оригинальный сценарий и экранизация) - его формирование, обязательная новизна и значение. Оценка замысла. Заявка, синопсис, основные формы сценарной записи.

 

Тема З. Сценарий - идейно-художественная основа фильма. Элементы телесценария:материал, тема, идея. Тема как синтез жизненного материала и проблемы, поставленной автором. «Неоформленность» темы на ранних стадиях создания произведения. Связь темы с сюжетом, с композицией. Тема как важнейший элемент образности в произведениях художника, а не механическое дополнение к сюжету. Идея как творческое воплощение в сценарии авторского взгляда на изображаемые явления.

 

Тема 4. Работа режиссера над композицией телефильма

Композиция - построение, соразмещение элементов сценария. Композиция как отражение осознанных художником закономерностей изображаемой объективной действительности в системе данного телепроизведения. Требование композиционного единства, соразмерности отдельных элементов произведения. Виды композиции (структурная, сюжетная, сюжетно-линейная). Основные элементы композиции произведения: сцена и эпизод.Сцена как момент действия, происходящего в одном месте; способы соединения сцен в фильме. Эпизод - завершенная часть, состоящая из одной или нескольких сцен, объединенных темой и драматическим противоречием. Структура построения эпизода.

 

Тема 5. Режиссерская разработка сюжета телефильма

Сюжет как основной драматургический компонент фильма. Сюжет как драматический конфликт, развернутый в системе отношений между героями, в процессе развития внешнего и внутреннего действия; как единство взаимосвязей персонажей, данное в движении и столкновениях. Основные элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия (драматические перипетии, коллизия, понятие драматического события, центральное и второстепенные события), кульминация, развязка. Необязательность прямой последовательности этих элементов в системе развертывания телесюжета. Фабула как состав событий будущего произведения в их логической последовательности. Воплощение режиссерского замысла в характеристике обстановки, пейзажа, ритмическом построении и т.д. Возникновение новых сюжетных форм, новых линий композиционного единства и сложных форм драматургической организации материала.

 

2). Письменная работа. По предложенному плану раскрыть тему:

 

Характер. Ролевые функции основных и второстепенных персонажей Драматический конфликт и характер в телефильме. Герои: протагонист и антагонист. Идентификация зрителя с образами главных персонажей, сопереживание. Поиск или создание «героя нашего времени» как одна из составляющих будущего успеха фильма. Главные и второстепенные герои произведения. Их мотивировки. Сверхзадача, развитие и структура роли. Как вызвать к герою симпатию? Динамика развития характера (заданные характеры). Диалог: речевые характеристики персонажей, зависимость от жанра; диалог как взаимодействие, поединок, воплощение внутреннего движения между персонажами и смены их отношений. Монолог.

Работа режиссера со сложными художественными конструкциями. Многокамерный метод съемки. Постановка игрового отрывка. Работа режиссера со сложными форматами. Игровой короткометражный фильм.

3). Реферат: «Монтажно-тонировочный период создания телефильма».

4). Раскрыть смысл терминов: «сцена», «мизансцена», «эпизод».

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Познин, В.Ф. Экранное пространство и время. Психология восприятия. - СПб.: Изд. СПБГУКиТ, 2012.

2. Познин В.Ф. Аудиовизуальный продукт. Технология плюс творчество. СПбГУКиТ, 2011.

3. Солдатенков П.Я. «Режиссура аудиовизуального произведения». Электронное учебное пособие.- СПбГУКиТ, 2013 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Питер Уорд. Композиция кадра в кино и на телевидении. Перевод с английского. Москва, Издательство ТИТР, 2005.

2. Тарковский Андрей. «Запечатленное время», Искусство кино, 1967, № 4.

3. Тарковский Андрей. Уроки режиссуры. Москва, 1993.

4. Соколов А.Г. «Монтаж», ч.ч. 1,2,3. М.: Издательство «625», 2001.

5. Кулешов Л. В. Кинематографическое наследие. Статьи. Материалы. Москва, «Искусство», 1979.

6. Рабигер Майкл. Режиссура документального экрана. Монтаж. Учебное пособие, Москва, 1999.

7. Утилова Н. И. Монтаж. Москва, Аспент Пресс, 2004.

8. Пелешян Артавазд. Дистанционный монтаж. Вопросы киноискусства. 1974, № 15.

9. Эйзенштейн С.М. Монтаж. Москва. ВГИК. 1998.

10. Балаш Бела. Дух фильмы. Государственное издательство «Художественная литература», М., 1935.

11. Вертов Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы. Москва, «Искусство», 1966.

12. Кракауэр Зигфрид. Природа фильма. Москва, «Искусство», 1974.

13. Рост Юрий. «Групповой портрет на фоне века», фотоальбом. М., 2008.

14. Картье-Брессон Анри. "Воображаемая реальность", СПб, Лимбус Пресс, 2010. ^.Станиславский К.С. Собрание сочинений в 8-ми томах, 2-5 т.т. М., 1958

16. Гиппиус С.В. Г имнастика чувств. Л. - М., «Искусство», 1967

17. Князев А. Основы тележурналистики и телерепортажа. Учебное пособие. Кыргызско - Росийский Славянский университет, Бишкек. Издательство КРСУ, 2001

18. Телевизионная журналистика (4-е издание). Ред. коллегия: Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. Учебник по журналистике. Издательство Московского Университета «ВЫСШАЯ ШКОЛА», 2002 и поел, издания

19. Муратов С.А. «Телевизионное общение в кадре и за кадром». М., Аспект-пресс, 2003

20. Муратов С.А. Пристрастная камера. Учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2004

21. Художественно-выразительные средства экрана: учебное пособие / Н.Л. Горюнова; 4.1. Пластическая выразительность кадра; 4.2 Динамика экрана; Ч.З. Изобразительно-звуковой образ. - М.: ИПК работников телевидения и радиовещания, 2006.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: