Роль социального партнерства в профессиональной подготовке студентов




Как нами было выявлено ранее, что социальное партнерство применяется не только в трудовых отношениях, также широко оно используется в профессиональном образовании. Связано это в первую очередь с быстроменяющимися технологиями, огромной массой информации, которые приводят к сложности в подготовке нужных рынку труда специалистов, поскольку образовательным учреждениям приходиться догонять «технический прогресс». Что крайне сложно сделать поскольку вместе с технологиями усложняется техника, которая несомненно необходима для проведения профессионального обучения. Не все образовательные учреждения способны полностью обеспечить себя современной техникой и средствами, необходимых для обучения студентов в соответствии с запросом работодателей и уровнем профессиональной подготовки соответствующей современному развитию науки и техники.

Как отметил Е.В. Ткаченко: «Все чаще требования работодателей превышают возможности высшего, среднего или начального профессионального образования, заложенные в соответствующих образовательных стандартах. Все чаще специалист, подготовленный в рамках образовательного стандарта, не устраивает работодателя. В результате в последние годы сложилась альтернативная система аттестации - «на входе» в учреждение, фирму, предприятие» [9, с. 62]. Можно отметить, что в современном профессиональном образовании полностью эту проблему еще не решили.

Во – вторых рост конкуренции на рынке труда, большой спрос на специалистов особенно технических профилей, побуждает предприятия учитывая долгосрочную перспективу своего развития прибегать к подготовке необходимых кадров самостоятельно. Они создают свои образовательные центры и готовят необходимых специалистов.

В – третьих государственные власти априори заинтересованы в решении таких социально – экономических проблем, как: занятость населения, выживание образовательных учреждений, профориентация и образование молодежи. Поэтому зачастую выступает посредником, третьей стороной и подталкивает предприятия, к взаимодействию с образовательными учреждениями, к вступлению в партнерские отношения при этом не редко такие предприятия получают не которые льготные послабления.

Так, например, имелось стабильное увеличение количества территориально – отраслевых соглашений во всех сферах, которые затрагивает социальное партнерство. По данными Министерства труда и социальной защиты РФ в Свердловской области имелось 110 соглашений на 2006 год [11, с. 177], а уже в 2010 году таких соглашений стало 153 [12, с. 369].

Вышеперечисленные причины и проблемы есть основы для вступления профессиональных образовательных учреждений и предприятий с дефицитом кадров в партнерские отношения. У первых есть те, кого можно обучать и те, кто могут обучать, а у вторых имеется современная техника и опыт использования новейших технологий. Синтез возможностей первых и вторых позволят решить проблемы профессионального образования и дефицита кадров.

Социальное партнерство − это мощное средство повышения эффективности профессионально о образования и обучения, обеспечивающее связь образовательных услуг экономической жизнью, сферой труда и необходимый баланс спроса и предложения квалификаций, умений и компетенций на рынке труда. И, соответственно, социальными партнерами профессионального образования и обучения являются субъекты рынка труда и экономической жизни. Другими словами, основными категориями социальных партнеров являются работодатели и их организации, а также работники и их организации [8, с. 4].

К основным целям социального партнерства по мнению Н.В. Тюкаловой, которая в своих исследованиях рассматривала социальное партнерство, как фактор повышения качества начального профессионального образования относятся:

− осуществление государственной политики в сфере профессионального образования и подготовки кадров;

− в соответствии с вектором развития экономики обеспечивать кадрами развивающиеся производства;

− ускорить адаптацию специалистов на рынке труда;

− повысить конкурентоспособность подготавливаемых образовательными учреждениями специалистов [12, с. 89].

Необходимо дать определение понятию социального партнерства в образовании, стоит отметить, что есть множество определений этого понятия таких как:

− совокупность взаимоотношений учебных заведений, объединений работодателей, профсоюзов и властных структур на основе договоров, соглашений, контрактов в целях дальнейшего развития системы образования, повышения кадрового потенциала страны, формирования социально активной образованной личности, экономического и духовного прогресса общества [3, с. 179];

− конструктивное взаимодействие всех общественных секторов по развитию системы образования в стране, созданию благоприятных условий для различных видов образования, включая самообразование [14, с. 226];

− социальное взаимодействие учреждений общеобразовательной и профессиональной подготовки, институтов власти, работодателей, некоммерческих организаций и самих обучающихся с целью достижения между ними консенсуса и удовлетворения потребностей на основе принципа социальной справедливости [12, с. 66].

Е.А. Шанц видит социальное партнерство в образовании, как социально – педагогическое партнерство и определяет его через «диалогическое отношение социальных субъектов и обеспечение единства, гармонизации социальных структур и выработку образовательной стратегии единых действий» [15, с. 2].

На наш взгляд более точную формулировку определил И.П. Смирнов, так социальное партнерство в образовании он рассматривает как «определенный тип отношений образовательных учреждений с субъектами и рынком труда, государственными и муниципальными властями, организациями, целью, которых полное согласование и принятие во внимание интересов всех участников этого процесса [13, с. 327].

Так, И.П. Смирнов подвел краткий итог, что «социальное партнерство для профессионального образования является естественной формой существования».

В существующих сложившихся реалиях экономики России жизненно необходимо партнерство с работодателями для решения задач по обеспечению рынка труда квалифицированными кадрами, количество которых в экономике страны действительно необходимо.

По мнению Е.А. Шанц: «ключевая роль в развитии социальноuо партнерства в сфере ПОО[1] принадлежит работодателям и их организациям, которые выполняют следующие функции» [15, с. 15]:

− продвижение своих интересов;

− участие в создании профессиональных стандартов и ФГОС;

− продвижение и развитие практикоориентированного обучения;

− принимают активное участие в разработке и осуществлении государственной политики в области профессионального образования;

− актуализация образовательных программ;

− определение требований к содержанию обучения и итоговой оценке;

− вклад материальных и финансовых ресурсов и мониторинг их использования;

− участие в управлении образовательным учреждениями.

При этом учреждения профессионального образования в рамках социального партнерства, получают следующие возможности:

− получать информацию от социальных партнеров о спросе на кадры;

− проводить подготовку в специалистов в соответствии с содержанием обучения, которое согласовано с социальным партнером;

− практическое обучение студентов на современном оборудовании и технике предприятия партнера;

− стажировка преподавателей и мастеров производственного обучения по овладению современными технологиями;

− проведение независимой, экспертной оценки качества профессиональной подготовки совместно;

− привлечение большего числа абитуриентов, при наличии соглашения о целевом обучении, в том числе повышение возможности трудоустройства выпускников по профилю;

− получение внебюджетных средств, пополнение материально – технической базы, использующейся в обучении от предприятия – партнера.

Поскольку нас интересует вопрос является ли социальное партнерство условием профессиональной подготовки студентов учреждений СПО необходимо дать определение понятию профессиональная подготовка:

- система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование у личности профессиональной направленности знаний, навыков, умений и профессиональной готовности к такой деятельности [16, с. 230];

- процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности [17, 262].

В ныне утратившем силу законе «Об образовании» понятие профессиональной подготовки давалось примерно также, она имела целью ускоренное приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося [18, с. ].

В действующем Федеральном законе «Об образовании в РФ» введено понятие профессиональное обучение, которое направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно - программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования [19].

В действующем законе об образовании профессиональная подготовка, как понятие не существует вместо него введено другое профессиональное обучение и ведущее место в нем занимает профессиональная компетенция. В.И. Байденко определяет ее как «готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самооценивать результаты своей деятельности. Иными словами, это связанные с предметом навыки – соответствующие методы и технические приемы, присущие различным предметным областям» [20, с. 6]. Специалист, которого готовит учреждение профессионального образования, как отметил Э.Ф. Зеер «должен опираться в психологическом аспекте не на содержательные знания (что именно), а на процедурные (как).» [22, с.6]. Такой специалист должен уметь применять полученные знания на практике.

Если обратится к определению понятия профессионального обучения, которое встречается в литературе, например, если рассматривать его с точки зрения, что это процесс, и он представляет собой «единство теоретического, производственного (практического) обучения, производственной практики, вне учебной воспитательной работы» [21, с. 59], то необходимо контексте определений понятий профессиональная подготовка и профессиональное обучение можно сделать вывод, что эти понятия говорят примерно об одном и том же. А существенным отличием понятия профессионального обучения, которое указано в действующем законе об образовании заключается в наличии понятия профессиональная компетенция.

В нашей работе мы будем использовать понятие профессиональная подготовка поскольку по своей сути она тождественна профессиональному обучению.

Согласно статьи 73 пункта 6 Федерального закона «Об образовании в РФ» профессиональная подготовка осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования [19].

То, что профессиональная подготовка может осуществляться на производстве является важным фактом поскольку появляется возможность обеспечить целевое обучение студентов на предприятии, с которым у образовательного учреждения заключено соглашение о социальном партнерстве. Под целевым обучением в Федеральном законе «Об образовании в РФ» подразумевается, что предприятие готовит вместе с образовательным учреждением студентов по востребованным направлениям и необходимой квалификации. При чем предприятие оказывает таким студентам во время обучения меры социальной поддержки, например, повышенная стипендия, а также обеспечивает и организует производственную практику студентов на собственном производстве с последующим трудоустройстве.

Выделим то, что профессиональная подготовка окончательно закрепляется исключительно во время производственной практики.

Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности [23]. Другими словами, студент – практикант именно после прохождения практики приобретает профессиональные компетенции, и он уже готов выполнять работу, к которой его готовили.

Можно сделать вывод о том, что социальное партнерство в образовании призвано решить те задачи и существующие проблемы, имеющиеся у всех участников данного процесса: образовательное учреждение, предприятие (работодатель), государство.

Возможности, которые дает социальное партнерства в образовании должны позволить готовить профессиональному образованию современных, компетентных, «нужных» производству специалистов.

Государство решает проблемы занятости, профориентации населения через систему целевого обучения, а также качества профессионального образования если рассматривать его в контексте определения предложенного Э.М. Коротковым как «комплекс характеристик компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности» [24, с. 79].

Предприятие (работодатель) решает проблемы дефицита необходимых специалистов, в том числе получает возможность создавать и планировать, кадровый резерв.

Изучить и напасать 5 вопросов по теме.


[1] Профессиональное образование и обучение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: