План:
1. Функции дидактических средств трудового обучения
2. Учебно-техническая документация
3. Виды средств наглядности
4. Технические средства обучения и контроля знаний по трудовому обучению
К дидактическим средствам трудового обучения относятся учебно-техническая документация, различные средства наглядности, технические средства обучения и контроля знаний учащихся, т.е. все предметы и орудия деятельности, которыми пользуются учитель и ученики для более эффективной реализации задач образования. ]
Польский учёный И. Зборовский предложил следующую классификацию дидактических средств в зависимости от того, какую функцию они выполняют:
1. познавательная функция;
2. формирующая функция (развитие познавательных способностей учащихся и т.д.);
3. дидактическая функция.
Все эти функции заполняют друг друга.
Р. Фуш, К. Кроль решили дополнить дидактические средства нового поколения такими функциями:
- информационная (актуализируется передача информации);
- мотивационная (повышает интерес к предмету);
- оптимизационная (становится возможным достижение лучших результатов с меньшей затратой сил и времени).
К ней относятся чертежи, эскизы, технические рисунки, электрические схемы, инструкционные и технологические карты, инструкции по эксплуатации оборудования, по технике безопасности и охране труда.
Главным и объективно необходимым условием использования на занятиях по трудовому обучению чертежей, эскизов, рисунков являются умения учащихся читать и составлять графическую документацию.
Технологические карты представляют сведения о технологическом процессе изготовления изделия.
Инструкционные карты отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса изготовления изделия и содержат перечень рабочих приёмов выполнения той или иной трудовой операции.
Инструкции по эксплуатации оборудования, инструментов, приборов служат как источники информации при изучении этих объектов.
Инструкции по технике безопасности и охране труда содержат правила и требования по безопасному осуществлению трудовой деятельности.
Виды средств наглядности. С помощью средств наглядности реализуется принцип наглядности. Применение средств наглядности на уроках трудового обучения значительно активизирует познавательную деятельность учащихся и обеспечивает прочное усвоение ими изучаемого материала.
Все средства наглядности можно подразделить на следующие группы:
Средства натурального показа. Они служат для демонстрации самих изучаемых объектов и процессов в натуре. К средствам натурального показа относят:
– натуральные объекты: образцы материалов, рабочие и контрольно- измерительные инструменты, приборы и т.д., а также их отдельные узлы и детали различных технических устройств;
– натуральные процессы: технологические процессы, работа машин и аппаратов;
– реальные трудовые действия: они характеризуют взаимодействие работающего с инструментом и обрабатываемым материалом.
Технические модели и макеты.
Учебная техническая модель представляет собой аналог изучаемого объекта и его части. Они могут быть неразъёмными или разъёмными, недействующими (статическими) и действующими (динамическими).
Учебные технические модели позволяют показать не только внешний вид объекта, но и принцип работы объекта, взаимодействие частей.
Учебные макеты дают объёмное изображение внешнего вида изучаемых объектов с точным соблюдением их пропорций. Они могут быть цельными или разъёмными, точными копиями объектов.
Реальные изображения вида изучаемых объектов, процессов и трудовых действий. В практике обучения - это плакаты, альбомы.
Условные изображения изучаемых объектов, процессов и действий. К ним относят чертежи, эскизы, схемы и т.д.
В отличие от натуральных объектов и их моделей, макетов и реальных изображений, условные изображения не дают учащимся непосредственных "живых" представлений об изучаемых объектах и процессах.
Технические средства обучения и контроля знаний по трудовому обучению.
Технические средства обучения — комплекс технических устройств, применяемых для улучшения процесса усвоения учащимися знаний, умений и навыков и повышения эффективности труда учителя по осуществлению учебного процесса и контроль над его результатами.
К ТСО относят учебное кино, телевидение, звукотехнику, визуальные светотехнические устройства, средства программированного обучения и контроля, тренажёры, а также различную электронно-вычислительную (компьютеры) и т.д. Применение различных технических средств обучения способствует лучшей реализации принципа наглядности в трудовом обучении.
Одна из важнейших дидактических особенностей ТСО — это их информационная насыщенность. Они передают учебную информацию за более короткий промежуток времени, чем это можно сделать через устное изложение материала учителем.^]
ТСО позволяют осуществлять комплексное воздействие на зрительное и слуховое восприятие учебного материала учащимися. Выразительность эмоциональная насыщенность материала, который предлагается учащимся, повышает их интерес к изучаемым явлениям, обеспечивает активность процесса познания.
С помощью учебного кино и телевидения можно показать процессы и явления, которые не поддаются внешнему наблюдению (например, движение электрона в проводнике). В трудовом обучении при формировании практических умений и навыков большую роль играют тренажёры.
В настоящее время значительную роль играет, и будет играть в трудовом обучении электронно-вычислительная техника (ЭВТ), а это создаёт возможность накопления в значительных объёмах, текстовой аудиовизуальной учебной и справочной информации. С помощью компьютеров можно создавать такие учебные ситуации, когда ученик будет сам составлять программы и вводить их в машину, работать с этими программами.
Контрольные вопросы:
- Как классифицируются дидактические средства?
- Что относится к учебно-технической документации?
- Какие виды средств наглядности вам известны?
- Какие технические средства обучения и контроля знаний учащихся учитель применят на уроке по трудовому обучению?