Тема: ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ




 

План:

  1. Дидактические задачи, решаемые в ходе планирования
  2. Подготовка учителя к учебному году
  3. Подготовка учителя к уроку

 

Благодаря планированию учебного процесса становится возможным предусмотреть все действия учителя и учащихся на занятиях в соответствии с целями трудового обучения, его принципами. В ходе планирования учителем решаются следующие основные дидактические задачи:

1. Создаются предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса. В частности, становятся заранее известны сроки, к которым нужно обеспечить мастерские теми материалами, инструментами.

2. Раскрывается связь между содержанием занятий по труду и другими учебными предметами. Распределяя учебный материал по отдельным урокам, учитель устанавливает, какие знания получили учащиеся на уроках физики, математики и другим предметам.

3. Достигается согласованная работа между швейной мастерской и кухней- лабораторией.

4. Подведение итогов за четверть, полугодие. Для этого необходимо проверить выполнение учебной программы. Учитель сопоставляет то, что было запланировано с фактическим объёмом выполненной работы.

5. Облегчается контроль и самоконтроль за ходом учебного процесса.

Подготовка учителя к следующему учебному году начинается с окончанием текущего.

Условно её можно разделить на следующие этапы:

1) Изучение учебной программы для определения объёма и содержания знаний, умений и навыков учащихся.

2) Подбор объектов труда для каждого класса и по каждой теме или группе тем. Здесь учитель опирается как на методические рекомендации, так и на свой опыт, учитывает материальные возможности школы.

При выборе объекта труда учитываются требования:

- обработка изделий должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;

- работа, связанная с изготовлением изделия, должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;

- по назначению и конструкции изделие должно быть доступно пониманию учащихся;

- по возможности это должно быть полезное изделие.

3) Продумывание технологии изготовления изделий. Если выбираются новые изделия, они изготовляются учителем для проверки технологии, сложности и определения нормы времени.

4) Расчёт потребности в материалах, инструментах, оборудовании, приспособлениях.

5) Проверка и ремонт оборудования, инструментов, приспособлений.

6) Составление тематического плана.

7) Обследование наглядных пособий, ТСО, документации, разработка и изготовление недостающих

При составлении тематического плана учитель опирается как на методические рекомендации, так и на свой опыт, учитывает все пометки в тематическом плане прошлого года.

При составлении тематического плана производится поурочная разбивка материала с учётом того времени, которое отводится на изучение темы программой, определяется место и значение каждого урока в системе уроков по теме. Учитель продумывает, как содержание темы будет развиваться на протяжении всех уроков. Благодаря этому намечается последовательность усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков, воспитание у них тех или иных нравственных качеств.

Тематический план по трудовому обучению в классе учебном году

№ п/п Тема Теоретические сведения Практические работы Объект труда Оснащение Межпредметные связи
             

В зависимости от особенностей этапа трудового обучения, данная схема видоизменяется.

Изучаются программы по другим предметам для установления межпредметных связей. Изучается методическая и техническая литература для определения содержания занятий, необходимых наглядных пособий.

Подготовка учителя к уроку состоит из следующих этапов:

1. Изучение технической и методической литературы по теме урока (занятия)

Знания учителя должны быть значительно обширными и глубокими. Учитель должен быть готов к ответу на вопросы учащихся. Ему необходимо прочно владеть соответствующими профессиональными навыками.

Методическая подготовка учащихся начинается с работы над учебной литературой. Учитель просматривает пособие для учащихся, знакомится с учебной литературой по основам наук. Это необходимо по двум основным причинам:

В учебнике изложен min материала, достаточный для выполнения учебной программы.

В учебнике излагается учебный материал на уровне, соответствующем общему развитию учащихся.

Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с методической литературой, даются рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов труда и другим вопросам

2. Изучение плана-конспекта урока за прошлый год — пометок к нему.

Изучение записей (при их наличии) посещений уроков других учителей по данной теме.

Составление плана-конспекта урока.

Изготовление нового объекта труда, определение нормы времени.

До начала занятий учителю необходимо самостоятельно изготовить объект труда, намечаемый в качестве задания для учащихся. С методической точки зрения это важно по следующим причинам:

Повышается авторитет учителя, т.к. ученики видят, что он в совершенстве владеет трудовыми умениями.

Образцы, изготовленные учителем, служат эталоном для учащихся.

Выполняя самостоятельно трудовой процесс учитель может чётко представить, какие будут возникать у учащихся трудности, допущены ошибки.

Анализ ошибок учащихся занимает важное место. Опыт показывает, что на исправление ошибок учащихся уходит до 15 мин учебного времени. Ошибки могут возникать по разным причинам:

По вине учителя. Он не сумел достаточно изложить новый материал, чётко продемонстрировать выполнение трудового приёма.

По вине учащихся. Невнимательно следили за объяснением учителя, слабое физическое развитие учащихся.

Поэтому необходимо анализировать и находить пути их устранения.

Изготовление необходимых наглядных пособий.

Подготовка ТСО, инструментов, оборудования, материалов, раздаточного материала.

Изучение опыта работы других учителей. Для этого организовываются открытые занятия, посещение методических объединений и т.д.

Качество проведения урока во многом зависит от организационных вопросов. Каждый учащийся должен быть обеспечен комплектом инструментов, необходимых количеством материала и т.д.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие дидактические задачи решаются учителем в ходе планирования?

2. На какие этапы можно разделить подготовку учителя к следующему учебному году?

3. Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: