План:
- Дидактические задачи, решаемые в ходе планирования
- Подготовка учителя к учебному году
- Подготовка учителя к уроку
Благодаря планированию учебного процесса становится возможным предусмотреть все действия учителя и учащихся на занятиях в соответствии с целями трудового обучения, его принципами. В ходе планирования учителем решаются следующие основные дидактические задачи:
1. Создаются предпосылки для своевременного материального обеспечения учебного процесса. В частности, становятся заранее известны сроки, к которым нужно обеспечить мастерские теми материалами, инструментами.
2. Раскрывается связь между содержанием занятий по труду и другими учебными предметами. Распределяя учебный материал по отдельным урокам, учитель устанавливает, какие знания получили учащиеся на уроках физики, математики и другим предметам.
3. Достигается согласованная работа между швейной мастерской и кухней- лабораторией.
4. Подведение итогов за четверть, полугодие. Для этого необходимо проверить выполнение учебной программы. Учитель сопоставляет то, что было запланировано с фактическим объёмом выполненной работы.
5. Облегчается контроль и самоконтроль за ходом учебного процесса.
Подготовка учителя к следующему учебному году начинается с окончанием текущего.
Условно её можно разделить на следующие этапы:
1) Изучение учебной программы для определения объёма и содержания знаний, умений и навыков учащихся.
2) Подбор объектов труда для каждого класса и по каждой теме или группе тем. Здесь учитель опирается как на методические рекомендации, так и на свой опыт, учитывает материальные возможности школы.
При выборе объекта труда учитываются требования:
- обработка изделий должна состоять из операций, предусмотренных учебной программой;
- работа, связанная с изготовлением изделия, должна быть посильна для учащихся, как в отношении требуемой точности, так и запланированной нормы времени;
- по назначению и конструкции изделие должно быть доступно пониманию учащихся;
- по возможности это должно быть полезное изделие.
3) Продумывание технологии изготовления изделий. Если выбираются новые изделия, они изготовляются учителем для проверки технологии, сложности и определения нормы времени.
4) Расчёт потребности в материалах, инструментах, оборудовании, приспособлениях.
5) Проверка и ремонт оборудования, инструментов, приспособлений.
6) Составление тематического плана.
7) Обследование наглядных пособий, ТСО, документации, разработка и изготовление недостающих
При составлении тематического плана учитель опирается как на методические рекомендации, так и на свой опыт, учитывает все пометки в тематическом плане прошлого года.
При составлении тематического плана производится поурочная разбивка материала с учётом того времени, которое отводится на изучение темы программой, определяется место и значение каждого урока в системе уроков по теме. Учитель продумывает, как содержание темы будет развиваться на протяжении всех уроков. Благодаря этому намечается последовательность усвоения учащимися знаний, формирования умений и навыков, воспитание у них тех или иных нравственных качеств.
Тематический план по трудовому обучению в классе учебном году
№ п/п | Тема | Теоретические сведения | Практические работы | Объект труда | Оснащение | Межпредметные связи |
В зависимости от особенностей этапа трудового обучения, данная схема видоизменяется.
Изучаются программы по другим предметам для установления межпредметных связей. Изучается методическая и техническая литература для определения содержания занятий, необходимых наглядных пособий.
Подготовка учителя к уроку состоит из следующих этапов:
1. Изучение технической и методической литературы по теме урока (занятия)
Знания учителя должны быть значительно обширными и глубокими. Учитель должен быть готов к ответу на вопросы учащихся. Ему необходимо прочно владеть соответствующими профессиональными навыками.
Методическая подготовка учащихся начинается с работы над учебной литературой. Учитель просматривает пособие для учащихся, знакомится с учебной литературой по основам наук. Это необходимо по двум основным причинам:
В учебнике изложен min материала, достаточный для выполнения учебной программы.
В учебнике излагается учебный материал на уровне, соответствующем общему развитию учащихся.
Большое значение для подготовки учителя к уроку имеет ознакомление с методической литературой, даются рекомендации по построению учебного процесса, выбору объектов труда и другим вопросам
2. Изучение плана-конспекта урока за прошлый год — пометок к нему.
Изучение записей (при их наличии) посещений уроков других учителей по данной теме.
Составление плана-конспекта урока.
Изготовление нового объекта труда, определение нормы времени.
До начала занятий учителю необходимо самостоятельно изготовить объект труда, намечаемый в качестве задания для учащихся. С методической точки зрения это важно по следующим причинам:
Повышается авторитет учителя, т.к. ученики видят, что он в совершенстве владеет трудовыми умениями.
Образцы, изготовленные учителем, служат эталоном для учащихся.
Выполняя самостоятельно трудовой процесс учитель может чётко представить, какие будут возникать у учащихся трудности, допущены ошибки.
Анализ ошибок учащихся занимает важное место. Опыт показывает, что на исправление ошибок учащихся уходит до 15 мин учебного времени. Ошибки могут возникать по разным причинам:
По вине учителя. Он не сумел достаточно изложить новый материал, чётко продемонстрировать выполнение трудового приёма.
По вине учащихся. Невнимательно следили за объяснением учителя, слабое физическое развитие учащихся.
Поэтому необходимо анализировать и находить пути их устранения.
Изготовление необходимых наглядных пособий.
Подготовка ТСО, инструментов, оборудования, материалов, раздаточного материала.
Изучение опыта работы других учителей. Для этого организовываются открытые занятия, посещение методических объединений и т.д.
Качество проведения урока во многом зависит от организационных вопросов. Каждый учащийся должен быть обеспечен комплектом инструментов, необходимых количеством материала и т.д.
Контрольные вопросы:
1. Какие дидактические задачи решаются учителем в ходе планирования?
2. На какие этапы можно разделить подготовку учителя к следующему учебному году?
3. Из каких этапов состоит подготовка учителя к уроку?