Основы административного процесса




Лекция № 17

По «начальной профессиональной подготовке и введению в специальность» для студентов специальности

Правоохранительная деятельность»

Основы административного процесса

Административно-процессуальное законодательство является одной из наиболее молодых и динамично развивающихся отраслей российского законодательства, которая впервые получила свое закрепление в п. «к» ч. 1 ст. 72, а также в ст. 118 Конституции РФ.

Административно-процессуальное право обладает следующими особенностями: 1)процессуальные нормы не систематизированы в рамках административно-правовой отрасли, но органично включены в рамки отдельных административно-правовых институтов; 2) процессуальные нормы вторичны, так как они существуют для того, чтобы обеспечить эффективную реализацию материальных норм; 3) существует разнообразие источников административно-процессуального права. Это общая особенность административного права.

Соответствующие нормы могут быть в законах и подзаконных актах, принимаемых федеральными органами, а также в актах органов субъектов РФ и других источниках; данное право обслуживает материальные нормы многих отраслей права.

Административно-процессуальное право— это отрасль российского права, регулирующая общественные отношения, возникающие в связи с разрешением индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления органами исполнительной власти Российской Федерации, а также иными компетентными субъектам. Предмет административно-процессуального права составляют материальные правовые отношения, возникающие в связи с осуществлением задач государственного управления, а также деятельность органов исполнительной власти и некоторых других субъектов, урегулированная административно-процессуальными нормами, т. е. материальные правовые отношения, складывающиеся в связи с осуществлением задач государственного управления, и административно процессуальная процедура их реализации. Административный процесс можно определить как урегулированную административно-процессуальными нормами деятельность правомочных органов и должностных лиц по реализации норм административного права, обеспеченных мерами административной ответственности, направленную на регулирование правоотношений, не связанных со служебным (управленческим) подчинением. Принципы административного процесса есть закрепленные в нормах права основные исходные положения, отражающие его особенности, определяющие ход и назначение процесса. К ним относятся принципы: 1) законности; 2) гласности; 3) публичности; 4) оперативности; 5) охраны интересов личности и государства; 6) материальной истины; 7) самостоятельности в принятии решения; 8) равенства сторон; 9) национального языка; 10) ответственности компетентных органов и лиц за ненадлежащее ведение процесса и принятое решение. Субъекты административного производства образуют несколько групп в зависимости от их процессуальной роли.
  • 1. Компетентные органы и должностные лица, наделенные правом принимать властные акты, составлять правовые документы, определять движение и судьбу дела:
    • • административные комиссии при местных администрациях районов, городов, поселков;
    • • администрации районов, городов, поселков, сел;
    • • районные (городские), районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
    • • судьи (мировые судьи, судьи гарнизонных военных судов, судьи арбитражных судов);
    • • органы внутренних дел (полиция);
    • • органы (должностные лица), осуществляющие административно надзорные функции (прокурор, органы и учреждения уголовно-исполнительной системы, налоговые органы, федеральные органы налоговой службы, таможенные органы и т. д.).
  • 2. Субъекты, имеющие личный интерес в деле:
    • • лицо, привлекаемое к административной ответственности;
    • • потерпевший (физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред);
    • • законные представители обеих сторон (родители, усыновители, опекуны, попечители, адвокаты, руководители организаций или иное лицо, признанное органом юридического лица).
  • 3. Лица и органы, содействующие осуществлению административного производства:
    • • свидетели (лица, которым могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению);
    • • эксперты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения);
    • • переводчики (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении);
    • • специалисты (любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств);
    • • понятые.
Структура административного процессавключает ограниченное число административных производств:
  • 1) производство по принятию нормативных актов государственного управления;
  • 2) производство по предложениям и заявлениям граждан, обращениям организаций в сфере государственного управления;
  • 3) производство по административно-правовым жалобам и спорам;
  • 4) производство по делам о поощрениях;
  • 5) производство по делам об административных правонарушениях;
  • 6) производство по дисциплинарным делам;
  • 7) регистрационное производство;
  • 8) лицензионное производство;
  • 9) исполнительное производство.
Как и любой другой юридический процесс, административный процесс не однороден по содержанию и состоит из отдельных относи- ш тельно самостоятельных, но взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые принято именовать стадиями. Стадия административного процесса— это часть процесса, в пределах которой участники конкретного административного производства выполняют обязательные или возможные действия, предусмотренные для данной стадии, оформляемые соответствующими юридическими документами. Административный процесс можно представить как деятельность, складывающуюся из нескольких последовательно сменяющих одна другую стадий:
  • 1) возбуждение производства по административному делу;
  • 2) рассмотрение административного дела;
  • 3) принятие решения по административному делу;
  • 4) пересмотр решения по административному делу;
  • 5) исполнение решения по административному делу.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: