Кхечари мудра в тантрической практике.




Ваджроли Мудра

(Йони Мудра)

 

Меня мой Гуру в Индии учил, что прежде, чем практиковать ваджроли, нужно пройти этап брахмачарьи, далее - освоить кхечари-мудру. Существует несколько способов еe освоения: чедана, дохана. Брамачарья необходима для того, чтобы развить сексуальную энергию, уже после этого во время полового акта следует выполнять кхечари так, чтобы не происходила эякуляция. Если это практика будет освоена, то, при выполнении кхечари во время майтхуны, происходит пробуждение Кундалини-шакти и она поднимается вверх. Под контролем бинду в первую очередь тексты подразумевают контроль крийя-шакти, так как, согласно натхам, крийя-шакти и есть бинду. Более сложная практика - это втягивание различных жидкостей и семени пенисом, но это действительно сложная техника и, я бы сказал, довольно опасная, и я не советую торопиться с освоением данной техники. Первое, что необходимо - это очистить Нади посредством пранаямы и чистого образа жизни, в который так же входит и полноценная брахмачарья, именно как целибат. Ведь Кундалини не может пробудиться, если вы не накопили достаточное количество праны. Некоторые из моих учеников грихастх пытались сразу же практиковать кхечари во время секса, и все они однозначно утверждают, что часто при такой практике спадает половое возбуждение. Тексты говорят о том, что кхечари-мудра также позволяет контролировать чувства и бинду, если вы качественно входите в пратьяхару, то вам уже не до секса. Только при наличии сильной сексуальной энергии, вы можете практиковать такого рода методы, недостаточно просто научиться отключать чувства. Я так же знаю людей, которые в Индии получили передачу в традиции Крийя-йоги и их Гуру научил делать кхечари, однако Кундалини у многих так и не пробудилась. Почему? Потому что сначала нужно пройти процесс очищения, и только потом техника может приносить полноценные результаты, но многие инструктора по йоге и практикующие считают, что достаточно лишь переданных техник, они думают, что в техниках содержится некая тайна, заполучив которую сразу можно получить сиддхи.

Это большое заблуждение. На самом деле про технику растягивания языка и то, как работать с активацией Кундалини знают в Индии довольно многие, никакого секрета в этом нет. Да и невозможно придумать уже что-то новое: одни растягивают язык тремя движениями, другие - пятью, третьи - семью, но все они делают примерно один и тот же процесс. Суть и ваджроли и кхечари в том, чтобы поднять пробужденную Шакти вверх в «Кха». В ваджроли это происходит через сокращение мочевого пузыря, тех мышц которые отвечают за работу апаны, и, как следствие, прана направляется в сушумну. Если вы можете это делать во время секса, то, как говорят натхи, секс вам не помеха. Да, действительно, так говорят мои Учителя. Секрет этих техник в том, что их может понять только тот, кто не один год практиковал шодхану, работал с праной, только после этого он сможет понять все то, чему будет учить его Гуру. Многие Гуру просто не видят смысла говорить о тех состояниях и процессах, которые они пережили и сами у себя развили, и это потому, что тот, кто сам не пережил подобный опыт - этого понять не способен. В этом, пожалуй, и заключается вся "секретность" методов, потому что если вы будете с кем-то делиться своим мистическим опытом, то вы автоматически будете передавать и шакти этому человеку. Я знал немало случаев, когда Гуру «делился» с людьми неподготовленными, после чего они оказывались в больнице, при этом, даже не понимая почему и что произошло. Тексты по хатха-йоге часто говорят о многих техниках, как о секретных, не только о таких как ваджроли или кхечари. Казалось бы, что может быть секретного в падмасане или сиддхасане, если любой гимнаст сможет выполнить их без особых затруднений? Дело в том, что йогин делает эти техники в другом состоянии сознания, сама йога изначально предназначалась для достижения мокши, и её практиковали люди, прямо говоря, далеко не социальные - это были садху. А сейчас техники йоги практикуют все подряд как средство от похудания и т.п., а заодно хотят освоить и кхечари с ваджроли, что на самом деле выглядит просто нелепо, и не знаешь - то ли смеяться, то ли плакать, когда видишь, какие цели преследуют люди, желая все это практиковать. Поэтому, я обычно и говорю на своих лекциях, если люди просто хотят секса - то пусть им занимаются в меру и практикуют что-то из вьяям для поддержания своего тела, при этом они могут быть и духовными людьми, выполняя пуджу, прартхану и т.п. И их тоже можно называть натхами - грихастхами, ну не хотят они спешить и развиваются так, как могут - это же их выбор, по крайней мере, у них есть своя воля определенного-то уровня, и это ни плохо, и ни хорошо.

Для совершенных существ все люди одинаковы, и великие сиддхи во всех видят божественное. Но если Вы действительно духовно не удовлетворены тем состоянием, в котором уже давно находитесь, и если для Вас многое исчерпало себя и Вы хотите большего, давно практикуете йогу и уже подошли к тому, что Вам действительно пора подойти к своей йогической садхане с еще большей отдачей, вот тогда Вам есть смысл становится садху и посвятить все свое время духовной практике. Следует сделать окончательный выбор одного главного для себя Гуру и традиции, полностью предаться Ему, и тогда Гуру откроет Вам путь к мокше, научит тонкостям многих йогических методов.

Что же касается вамачарской практики майтхуны, то тут, Виранатха, Вы правы. Действительно, в Индии 85% практикующих подобные вещи, сыпятся - уж по здоровью точно, а на западе, так процентов 95-97. В некоторых тантрических школах не рекомендуют задерживать во время майтхуны эякуляцию, утверждая, что это «подношение» Богини. Они полагают, что если вы это делаете в состоянии бхакти, то тогда вы не теряете теджас, наоборот, увеличиваете его. Но, на самом деле, у большинства подобных людей бхакти не достаточно, и многие просто оценивают степень своей бхакти на уровне несовершенных чувств и ума. И все они становятся наказанными Кали, каждый по-своему. Думаю, нет смысла вдаваться в подробности и детали как и почему это происходит, такая категория людей имеет дело с очень разными состояниями, поэтому причин их неудач может быть много.

Вообще, практически, это вопрос относительно того достигните вы мокши или нет. Потому что контроль сексуальной энергии означает контроль всего себя полностью, сексуальная энергия - это причина, по которой вы живете в теле, как только она угасает, наступает старость и смерть. Шакти-чалана, ваджроли, кхечари и другие мудры предназначены для достижения бессмертия, возможно, даже и физического. Постарайтесь тщательно подумать и решить, что это такое и нужно ли оно вам. Что такое бессмертие? По этому вопросу могу сказать лишь минимум, бессмертие - это в первую очередь означает, что мир, в котором вы живете, - для вас самое великое благо, самое великое счастье, со всем тем, что в нем есть и будет. А в мире ведь есть все: и войны, и шокирующие кошмары, и то, что многие считают несправедливым, отвратительным и мерзким. Существуют натхи, которые также практикуют и агхору, например в Каплани-пантхе, они слово "Агхора" переводят следующим образом: "Гхора" - сансара, "Агхора" - вне сансары, "дукхатита". Сансара не всегда означает "иллюзия", часто сансарой называют вселенную или мир, многие индусы, при употреблении в разговорной речи, вообще не вкладывают никакого негативного смысла в слово сансара, а различные религиозные направления придали этому термину нечто ужасное. Так вот натхи под бессмертием подразумевают полное принятие всей сансары, будучи агхори. Простой человек видит мир весьма выборочно - "это есть истина, а вот это уже есть ложь", но для садху нет ничего, что не было бы истиной, все есть истина, любая ложь, даже самая низменная, это тоже истина. Представьте себе, что когда вы встанете на путь садханы, вам будут встречаться люди, которые не согласятся с тем, как вы видите мир, только потому что у каждого есть множество своих истин и предпочтений, но вам придется принять этих людей такими, какие они есть. Меня часто спрашивали про кайя-садхану и кайя-сиддхи в надежде услышать что-то медицинское или аюрведическое - как приготавливать ртуть в пробирочках, каких особых трав и минералов пособирать в Гималаях, но мало кому в голову приходит мысль о том, что нелепо искать причины бессмертия только в каком-то определенном ограниченном отрезке земного шара - если в относительном мире все меняется, то какой смысл верить в то, что эти явления вечных изменений могут быть панацеей. Значит, поиск нужно направить на то, что над всем временным, и уже в этом искать утверждения. В принципе, такого рода поиск входит в Яму и Нияму, он входит в Сат-санг, в общение с Гуру и садху. Это самая важная и фундаментальная часть йогической садханы, при которой формируется основа, база всей йоги. Яма и Нияма не просто нудная мораль, это процесс формирования, совершенствования и культивирования мудрости, и когда Вы приступаете к хатха-йоге или раджа-йоге, то он не прекращается,а трансформируется в иные состояния и другой уровень.

Ваджроли-мудра - это поднятие Кундалини-шакти. Этот процесс можно описать таким примером: представьте себе, что вы едите в своей собственной машине, вам приходится то набирать скорость, то двигаться медленнее, а иногда приостанавливаться. Машина - это ваше тонкое и грубое тело. Если вы будете гнать на большой скорости, где предусмотрена маленькая скорость движения транспорта, то вы непременно попадете в аварию, если же вы будете двигаться медленно и резко тормозить, находясь там, где скорость должна быть не менее 70, то вы так же можете оказаться в аварии. Вы должны перемешаться в соответствии с тем, что происходит во вне, выживете вы или нет - это будет зависеть от вашей внимательности. С Кундалини происходит тоже самое, все работает по похожим принципам: есть Ваша Кула-кундалини в чакрах и в вашей духовной структуре, и есть Маха-Кундалини в окружающем вас мире, вы, конечно, можете использовать свое "тело-машину" прибегая к помощи разных механизмов "включения зажигания", с помощью мудр, бандх, и тем самым пробудить внутреннюю шакти, которая начнет свое движение, но если это движение не будет в резонанс с движением мира, то вы попадете в аварию - такая практика будет не эффективной. Или наоборот, допустим, я вовлечен во внешний мир, но не могу управлять своим умом и праной, то эффект будет тот же самый. Если посмотреть описание натхов авадхутов в текстах, то там, на первый взгляд, дается весьма противоречивое описание, «иногда он действует как нищий, иногда как царь, иногда как мудрец, иногда как безумный», но это не потому, что в мире все мудрецы или все безумные, а потому, что в мире есть всё, и йогин прекрасно знает как и в какой ситуации себя следует вести правильно, иногда внешне неправильный поступок может оказаться правильным, а иногда - наоборот - внешне правильный поступок может привести к необратимым последствиям, духовным ошибкам. С точки зрения простого человека, практика ваджроли, которую практикует совершенный йогин, может выглядеть как нарушение брахмачарьи, а может оказаться и так, что тот, кто внешне соблюдает брахмачарью, на самом деле может оказаться скрытым извращенцем. Также существует немало людей, которые с помощью даосских техник пытаются останавливать семяизвержение при половом акте, полагая, что этим они уже контролируют бинду, но они не знают, что бинду - это не только шукла, составляющая одну из семи дхату, а также и состояние сознания. Когда ум находится в предельно бесконтрольном состоянии, то это тоже нельзя принимать за контроль бинду, в кашмирском шиваизме апана соотносится с свапной, т.е. состояние, когда вы видите различные мысленные модификации, поэтому контроль апаны не есть просто остановка мочеиспускания или семяизвержения во время полового акта, как это принято считать у ярых сторонников техник. Сама техника дает возможность отследить изменения, происходящие в психофизическом плане, а вот когда ты отследил, тогда уже начинается совершенно другая практика. Если вы посмотрите на человека, который просто формальным образом почитает йони женщины, или же нажатием на точку промежности контролирует эякуляцию, то вы сразу заметите, что жизненная сила таких людей истощена. Они могут говорить, что это каулическая или йогическая садхана, но глядя на то, как они живут, какая у них система ценностей и энергетическое состояние, становится ясно, что этого там нет и в помине. Поэтому, для натхов не столь актуально то, как вы назовете то, что практикуете - тантрачара, шивачара, йога или как-то ещё, важно то, что с вами происходит: если каулизм делает человека грязным, то для натхов это будет плохая практика, тоже самое и с йогой, ведантой и т.д. У натхов нет однозначных утверждений, что одни методы с теориями хорошие, а другие - плохие. Возможно, это потому, что традиция носила в основном практически-прикладной характер.

Однажды в Горакхпур приехал один австралиец, я привел его к Аведьянатху на даршан, и Аведьянатх ему сказал, что тантрическая майтхуна и практика ваджроли в виде секса - однозначно неприемлема для натхов, хотя буквально несколько дней назад он мне лично говорил совершенно обратное, объясняя значение этих методов. Затем австралиец посетил пуджу и сказал: "Хорошо, но разве это йога? Я вот не вижу чтобы натхи здесь делали виньясы. Разве может быть йога без виньяс?" А я про себя подумал, что вопрос должен задавать ему я, а не он мне, с чего это вдруг он решил что йога - это виньяса? Ко всему прочему, этот австралиец еще и с удивлением спросил: "Ну а какой смысл делать ваджроли без женщины, пить членом молоко?" Как я понял, ему нужна была женщина, а не сама практика ваджроли. Но все же, я посоветовал ему обратиться к Ракеш Пандею и еще двум Гуру, которые регулярно выполняют эту практику. Тогда учителя ему сказали относительно всего примерно тоже самое что и я, что ему нужно сначала почистить организм, регулярно практиковать йогу и стать учеником, т.е. дикшита. В общем, подумав по поводу всего этого, он заявил, что ему некогда оставаться, что у него всего одна неделя, что он хочет физического бессмертия, что все - шарлатаны, а традиция натхов деградировала, и уехал недовольный.

Ваджроли-мудру во всех видах освоить волне реально, просто нельзя спешить с выполнением такого рода методик. Да и вполне вероятно, что никто её вам не будет показывать, это же не шоу в Тайланде на "Красных фонарях", где немало фокусников, которые демонстрируют возможности гениталий, высасывая воду из банок, но йогами урдхварета они от этого не становятся. Что касается текстов, таких как Хатха-йога прадипика и т.п., то не стоит понимать их слишком буквально, потому как техники могут описываться без детализации, какие-то Гуру вообще выбирают для определенного ученика несколько пранаям и мудр, как эффективные именно для него, и это не факт, что эти же техники подойдут и кому-то другому. Кому-то следует практиковать именно ваджроли-мудру, а кому-то эту идею вообще лучше оставить. У меня в дхарма-пантхе есть гуру-бхай - Йоги Динанатха, индус из Уттар-прадеша, который делает ваджроли-мудру и другие хатха-йогические методы, а есть так же один знакомый по имени Йоги Сарнатх, проживающий в долине Кулу, так вот он практически ничего из хатха-йоги не практикует, а выполняет упасану, но зато он один из самых лучших специалистов по ритуалистике натхов и продвинутый садху. Не надо далеко ходить, как пример - Гуруджи Аванишпандей, который тоже не делает ни ваджроли ни кхечари в такой манере, как это себе многие представляют, но, тем не менее, Он во всех отношениях намного выше духовно, чем те, кто практикуют эти мудры.

 

Кхечари мудра в тантрической практике.

Биполярное местонахождение на вертикальной оси, мужской ртути и семени – сверху, и женской серы и маточной крови – снизу, так же является диаграммой основной структуры иерархичной тантрической вселенной. Однако в тантрической метафизике, которая оказывает давление на бхедабхеда (единство в многообразии) или двайтадвайта (недвойственность в двойственности), так же существует давление на устойчивость, равнозначность, спокойствие, на союз или одновременное совпадение полярных противоположностей. Проще говоря, движущая сила двоих в одном, постоянно проигрывается в тантре через сексуальный союз между практикующим и партнершей. Хотя, каждое тонкое тело, в традиционном рассмотрении, внутренне – андрогинно, существо разделено по вертикальной оси на мужскую и женскую половины по образу Ардханаришвары, полу-женского образа Шивы. Следуя индийской действительности, где место женщины за прялкой, где она – левая часть своего мужа, образ Шивы Ардханаришвары состоит из правой половины тела Шивы и левой половины – Шакти, Богини. И так, мы возвратились к нашей дискуссии о тонком теле, в котором левая или западная (пашчима) сторона – женщина (несмотря на то, что сторона лунная, мужской канал ида исходит из левой ноздри, а солнечный – пингала – из правой). Как я утверждал, тонкое земное очертание известно как Лунный остров, расположенный с левой стороны низа живота или черепного свода.

В черепном своде происходят дополнительные процессы дыхания и семени, а контроль ума достигает кульминации в производстве нектара, нового йогического тела и состояния полного йогического единства, которым является самадхи. Однако практикующий не может надеяться на бессмертие, только лишь наполнив свою голову преобразованным семенем. В последней главе я упоминал йогические и алхимические понятия – кхечари (движение в пространстве) и эротическо-мистическую, хатха-йогическую технику – ваджроли-мудра, хотя мгновение назад я описывал черепную коробку как пустое пространство (кха, шунья) или источник, который наполняется нектаром через различные йогические техники. По крайней мере один хатха-йогический источник описывает практику кхечари мудры «печать движения в пространстве», как кульминацию ваджроли-мудры и самарасы. Кхечари видья Адинатха, которая дает трактовку каждой вообразимой вариации касающейся темы кхечари, содержит обсуждения кхечари-мудры, кхечари-мантры и кхечари-чакры. А теперь мы вернемся к обсуждению техники тела.

Несмотря на то, что отрывок из Маитри упанишады ссылается на эту практику, классическое описание кхечари-мудры как хатха-йогической практики изложено в Горакша шатаке: «Сознание блуждает в пространстве (кха), потому что язык, входящий в полость (кха) над горлом, движется с места на место. По этой причине, кхечари-мудра почитается всеми реализованными йогинами.» Иными словами, кхечари-мудра, техника которая позволяет йогину удерживать нектар в черепной коробке, который он аккумулирует через свою практику. Здесь, скорее всего имеется ввиду нектар, стекающий в палящее солнце, у основания позвоночника, таким образом, даже «в объятиях прекрасной женщины» йогин внутренне поглощающий это преобразованное семя, обретает бессмертие.

Ключ к технике кхечари-мудры находится в левой / правой части человеческого тела и в самом понятии мудры. Буквально выражаясь, различные мудры (печати), благодаря которым йогин способен блокировать или изолировать части тонкого тела, или все тело целиком, по мере реализации «пневматических» или «гидравлических» способностей своего мастерства. Так же как алхимик поступает с различными аппаратами, так и йогин должен начать свою практику с герметичного запечатывания собственного тела от окружающей среды. Это возможно путем закрытия «девяти дверей», отверстий тела. Следуя этому, через практику контроля дыхания и др., он постепенно блокирует все 72 000 нади, дыхание и энергетические каналы в собственном теле, сохраняя центральный сушумна, через который он поднимает дыхание, семя и сознание вверх к макушке.

Согласно йогической физиологии тонкого тела, сушумна в действительности разделяется на два канала, на уровне спинного продолговатого мозга (мастака грантхи). Здесь одна ветвь слегка поворачивает влево, в направлении «лунной» стороны тела, где соединяется с 10-м каналом (шанкхини) «раковина». Этот поворот, а так же внутреннее отверстие, известен как 10-я дверь (дашама двара), которая дает йогину возможность сохраняя и используя полезный нектар, направлять его вверх по каналу к этой точке.

Выполняя кхечари-мудру надлежащим образом, йогин собственными усилиями кончика языка, направляет его назад и вверх в отверстие, находящееся позади верхнего неба. Затем внутренним взором пристально концентрируясь на точке между бровями, он вынуждает нектар течь сквозь шанкхини в горло, где пьет его. Этот процесс объяснил мне молодой йогин принадлежащий к Джуна Акхара (подразделение «воинственных» нагов ордена Дашанами, которое долгое время считалось родственным Натха-сиддхам), которого я встретил во время паломничества в Кедарнатх в мае 1984. Когда он описывал это, все зависело от применения силы Богини (кундалини) поднятой вверх к голове, откуда дождь нектара (амритаварша) стекает вниз через канал мритьюнджая (синоним шанкхини).

В физиологии тонкого тела так же существует другой вид встречающегося удвоения. Амараугхашасана, подробно объясняет, что 10-я дверь является парной (двивидха) и состоит из «пути содержащего бессмертие и пути смерти». Из этих двух, первый – «верхний вход» шанкхини, расположенный в черепной коробке, внутри тонкого канала раджаданта, «королевский зуб», который походит на слоновый бивень. Эта 10-я дверь может быть открыта через практику кхечари-мудры. Последний, нижний вход шанкхини, где серединный канал выходит в макушку головы. Через закрытие этого отверстия, йогин обретает нектар в макушке, который не течет обратно вниз по каналу и не падает в огонь солнца, у основания его тонкого тела. Там находятся не только эти два отверстия шанкхини, но и два шанкхини канала. С одной стороны Горакша Шатака (V.31) утверждает, что этот проход расположен в основании тела (муластхана), с другой - что «раковина», скрученная в форме спирали, удваивается благодаря двух-ротой кундалини, которая также иногда может обозначаться как шанкхини. Почему Горакхнатх утверждает: «Язык и пенис – [объединены] одним каналом. Он тот, кто удерживает [свою раса внутри канала], обманывает Время.» Все йогины нуждаются в знании, какой из клапанов открывает канал, а какой закрывает.

Идентичность двух отверстий шанкхини с каналом, берущим начало в левой стороне черепного свода, вызывает к жизни одну из эзотерических классификационных систем заключительной систематизации индийских тантр. Это пашчимамная, или Западная передача, традиция особо отмечена хатха-йогой и ее культом богини Кубджика «сгорбленная», чьи учения были принесены в мир на лунную западную гору (Чандрагири) или остров (Чандрадвипа), ассоциируемые с западным олицетворением (Садьеджата) Шивы. Как уже обсуждалось, эти «западные» места меньше соответствуют топографии и топонимике Индийского субконтинента, чем физиологии тонкого тела. Когда на тело проецируется микрокосм, одна рука (западное направление) становится левой, и действительно одна поэма натха-сиддхов ссылается на «западную дверь» (пашчима двара). Это соответствует внутреннему «западному линге», которых существует два, что является еще одним случаем удвоения в тонком теле. Во вселенной, тождественной тонкому телу Богини, микрокосм и макрокосм иногда могут спутаться. Так, например, Матрикабхеда Тантра утверждает, что Шринатха находится на левой стороне (вамабхагастха), а в действительности он супруг Богини самого западного питха субконтинента (Хингладж), отождествляемая как родник (брахмарандхра).

Два других варианта пашчима, возможны здесь. Марк Дичковски утверждает, что термин был взят временно: пашчимамная является «более поздней» или «недавней» передачей, как противоположность «давней» передачипурвамная. В другом месте, Горакхнатх отождествляет средний канал сушумна с пашчимамарга или с пашчимапатха, в своей Йогабидже. Теперь это позднее образование можно читать как «западный путь», а возможно и как более «поздний [опустошающий левый и правый каналы] путь». Однако слово так же может читаться pashcima «спина, задняя часть», противоположное пурва «перед». В этом случае пашчимадвара, пашчимамарга ипашчималинга будут «задней (т.е. секретной, труднодоступной) дверью», «поздний путь» и «линга на [входе в] задний [путь]».

Сейчас мы вернемся к входам, расположенным в завершении каналов, которые мы обсуждали. В обсуждении Абхинавагупты о «клановом жертвоприношении» (кулаягья), мы говорили что «знание помещается в рот женщины, а затем забирается изо рта [что, тоже самое] женщины». Женщина, обсуждаемая в дискуссии – Тантрическая партнерша практикуемого (дути) в практике каулического ритуала, где ее ртом является ее половой орган. Подобное заявление конечно существует в вамамарге 20-го столетия в руководстве по ритуальному тантрическому сексу, в котором адепту надлежит отождествлять себя с Шивой, а свою партнершу – с Богиней и предлагать (приносить в жертву) свой отцовский рот в ее материнский рот.

В действительности существует два рта, представленных здесь или скорее одно отверстие, расположенное на вершине мистического треугольника в муладхара чакре, называемое «нижний рот» (адховакртра), когда вершина повернута вниз, в которой раз он питается в (женском) сексуальном органе. Когда посредством йогической или сексуальной-мистической практики он разворачивается вверх, он называется «главный рот» или «рот йогини» и отождествляется с лоном сознания, «круговорот блаженства из которого энергия распространяет (висаграшакти) потоки во вне, как кундалини…матрицу творения, и эссенцию Каула доктрины». Подобным образом, Мантханабхайрава Тантра западной передачи говорит о верхней и нижней йони, расположенных у основания и верхнего конца серединного канала. В середине многих ртов, позвольте напомнить здесь, что каждая Тантрическая система имела свои собственные варианты относительно тонкого тела, делая его неспособным к порождению отдельного, объединяя основание двух верхних ветвей разъединенного канала сушумна, два «полукруглых прохода», две «10-х двери», два «западных линги», два «рта йони» и т.д.

Как в сексуально-мистической практике, так же в алхимии, практикующий должен учитывать входы и выходы тела. Так, в Матрикабхеда тантре (9.19) говорится, что алхимик употребляющий пригодную для пищи ртуть (вместе с мясом и женским молоком), должен закрыть девять дверей. Более часто, чем обычно, проглатывая упомянутую ртуть, алхимик должен удерживать ее во рту под языком или во впадине неба. Но ртуть, удерживаемая во рту алхимика, как считают, обладает на определенном этапе подготовки, собственным ртом или ртами, которыми проглатывается, что буквально означает «имеет собственный полный рот (grasa)» элементов, вызывающих разложение внутри себя самой. На этих промежуточных стадиях приготовления, ртуть может находиться или «во рту» (са-мукха) или «вне рта» (нир-мукха).

Как мы видели ранее в этой главе, герметично закупоренные два отверстия двух-камерного аппарата, также необходимы для ремесла алхимика. Несмотря на то, что здесь может использоваться термин мудра, он является термином [сам]пута, который применяется более часто. Пута – это капсула или оболочка, обычно имеющая форму закрытого плавильного тигеля, сформированного двумя земляными пластами, расположенными друг напротив друга, соединенными между собой семью слоями испачканной одежды. Этот контейнер устанавливается в центре ямы с огнем, в которой так же присутствует коровий навоз, обеспечивающий постоянный и контролируемый жар для обжигания ртути в комбинации с различными металлическими и травяными элементами.

В действительности, когда любые две половины двойственной, противоположной системы (например мужчина и женщина) соединяются вместе в тантрических источниках, это обозначается термином сампута («соединенный», «заключенный») или сампутикарана («взаимосвязь», «упаковка»), который и используется. Применение этого термина выходит за пределы алхимических аппаратов ко многим йогическим и тантрическим формам. В тантрической инициации, например, гуру указывает на какую-либо точку заключенную в его теле, на свой рот или на рот инициированного. Хотя не может быть сомнений в том, что изменение вещества занимает место между гуру и учеником в тантрической инициации, и что гуру символически входит в тело своего ученика, точно установить природу и расположение этой передачи, рот в рот, очень сложно. Хотя фразы, подобные «передай мне [твой] рот в [мой] рот», возможно ведут представление о том, что гуру входит в тонкое тело ученика через его рот в рот шанкхини нади и таким образом открывает «врата» для освобождения. Гуру наполняет свой рот нектаром, падающим из его собственной шанкхини нади и перемещает этот нектар прямо в рот ученика. Во многих формах Тантрических инициаций, гуру описывается проходящим сквозь тело своего ученика, в котором он вступает в союз с Шакти ученика и открывает его каналы для освобождения. Я обсуждаю важные соответствия между языком инициируемого таким образом и тем алхимическим превращением в предпоследней главе этой книги.

В физиологии тонкого тела, две ноздри, а так же лунный и солнечный каналы, входящие в них, являются впадинами путас. В хатха-йогической практике, эти две путас, упоминаются при «потере сознания» или «обмороке», когда печать соединяющая их вместе, пронзается благодаря открытию серединного канала сушумна. Другое йогическое применение этого понятия можно обнаружить в термине «соединение вороньего клюва» (какачанчу-пута), который является синонимом кхечари-мудры.

Как мы знаем, кхечари-мудра в хатха-йоге является техникой, благодаря которой практикующий обретает флюиды бессмертия, накапливаемые через длительную йогическую практику. Несмотря на то, что алхимические источники прежде всего объясняют кхечари как полет, достигаемый через ртуть, когда она обретает совершенное, стабильное, устойчивое состояние, они так же оставляют йогическое объяснение термина. Ртуть топит кхечари через очищение, стабилизацию и ее укрепление в урдхвапатана и других аппаратах, в красной (женской) сере. Ртутная пилюля кхечари, удерживаемая во рту йогина во время его садханы, ускоряет превращение его семени в нектар и преумножает его силы и долговечность. Эта практика, называемая гутика бандха, в действительности является кончанием, завершающей самскарой искусства алхимика: применение очищенной ртути его собственного тела (шарира йога). Подобное очищение, описанное в хатха-йогических и алхимических источниках, является начальным этапом алхимического дополнения к йогической практике.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: