Морской перевозчик отвечает за несохранность или просрочку доставки груза при наличии его вины (ст.166 КТМ)
Основания освобождения от ответственности:
· Неопредолимая сила
· Опасности и случайности на море
· Спасание человеческих жизней, судов, грузов
· Пожар, возникший не по вине перевозчика
· Действия или распоряжения властей
· Военные действия и народные волнения
· Действия и упущения отправителя или получателя
· Забастовки, вызвавшие приостановление работ
При заграничных перевозках перевозчик не отвечает за несохранность или просрочку доставки груза, если докажет, что она произошла вследствие действий или упущений капитана, прочих лиц судового экипажа и лоцмана в сопровождении или управлении судном
Общая и частная авария.
Авария – убытки, понесенные перевозчиком или грузовладельцем в процессе морской перевозки груза
Общая авария – убытки, которые понесены вследствие произведенных намеренно и разумно чрезвычайных расходов в целях спасения судна, фрахта (провозная плата) и перевозимого груза от общей для них опасности (ст. 284 КТМ КОДЕКС
ТОРГОВОГО МОРЕПЛАВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
· Убытки от выбрасывания груза или принадлежностей судна за борт, от повреждения судна или груза при принятии мер общего спасания
· Убытки, причиненные судну или грузу при тушении пожара на судне
· Убытки, вызванные намеренной посадкой судна на мель и т.д.
Убытки от общей аварии распределяются между судном, фрахтом и грузом соразмерно их стоимости.
Расчет убытков по общей аварии – диспАша промзводится диспашерами, состоящими при ТПП
Диспаша
Диспаша — акт, составленный особым должностным лицом, диспашером, и содержащий в себе определение рода морских убытков (аварии), исчисление общего их количества и ущерба каждого лица, участвующего в аварии. Составление диспаши имеет особое значение в случаях большой или общей аварии, когда для спасения корабля и груза от общей опасности шкипер предпринял меры, приведшие к повреждению корабля или груза.
|
Частная авария – убытки, причиненные судну, грузу или фрахту, не подпадающие под общую аварию (ст.297 КТМ)
Убытки по частной аварии несет тот, в кого они возникли или тот, кто виновен в их причинении.
Морская перевозка регулируется КТМ. Перевозки морским транспортом делятся на:
· внутренние перевозки между портами РФ (большой каботаж);
· внутренние перевозки между портами одного моря РФ (малый каботаж);
· перевозки в заграничном сообщении;
· местные перевозки в пределах порта и его акватории.
Договор морской перевозки может быть заключен:
1) с условиями предоставления для перевозки всего судна, его части или определенных судовых помещений;
2) без такового условия.
В первом случае заключается договор фрахтования судна или чартер. Во втором случае договор оформляется коносаментом.
Чартер применяется при перевозках значительных партий или массовых грузов. Это консенсуальная разновидность договора перевозки. Чартер, имея определенное сходство с договором аренды транспортного средства с экипажем, отличается отсутствием передачи транспортного средства иному лицу.
Коносамент применяется при небольших по объему перевозках. Это ценная бумага, которая составляется перевозчиком на основании погрузочных документов, подписывается капитаном судна и выдается отправителю. В коносаменте обязательно должны присутствовать все установленные КТМ реквизиты. Документ, не содержащий хотя бы одного из условий, является недействительным. Коносамент составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается у перевозчика и следует с грузом, а другой передается отправителю. После выдачи груза остальные документы теряют силу.
|
Провозная плата (фрахт) определяется соглашением сторон, а в некоторых случаях по тарифу.
Сроки доставки устанавливаются в нормативном порядке и соглашением сторон.
Грузополучатель обязан в установленные сроки принять и вывести груз адресату. При неявке получателя или отказе в получении груза, капитан сдает груз для хранения на склады (за исключением скоропортящихся). Груз хранится в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки. При неуплате всех причитающихся перевозчику сумм груз реализуется в установленном порядке.
Ответственность по договору морской перевозки. Особенности и традиции (в том числе и рисковые) морской перевозки нашли свое отражение в условиях и порядке возмещения убытков, принципы которых зависят от характера события, повлекшего убытки.
В этой связи различают общую и частную аварии. Пример общей аварии: часть груза или принадлежностей судна выбрасывается за борт, чтобы уменьшить вес судна. Тонущее судно намеренно сажается на мель, на судне осуществляются меры по тушению пожара, наносящие ущерб грузу и т.д. Смысл таких действий — пожертвовав частью, чтобы спасти большее — само судно и основной груз. Такие убытки распределяются между перевозчиком и грузовладельцем соразмерно стоимости судна, груза и фрахта, путем составления диспаши.
|
Все другие убытки, возникшие в процессе морской перевозки и не относящиеся к общей аварии, именуются частной аварией. Чаще всего они возникают вследствие воздействия на судно или груз различных опасностей и случайностей на море. Общее правило гражданского законодательства о возложении риска случайной гибели имущества на собственника отражено в КТМ. В силу данной нормы убытки, подпадающие под понятие частной аварии, не подлежат распределению между участниками перевозки, их несет потерпевший. Если же убытки причинены виновными действиями участника перевозки, их возмещает виновное лицо. Например, во время сильного шторма погибло несколько животных. Риск их случайной гибели несет собственник-грузополучатель, к которому право собственности перешло с момента сдачи груза транспортной организацией. Если же животное погибло по вине перевозчика, он возмещает убытки как виновный должник.
Важнейшими обязанностями по договору морской перевозки груза со стороны перевозчика являются: проявление разумной заботливости по приведению судна в мореходное состояние; проявление должной заботливости о грузе на всех этапах перевозки.
Перевозчик несет ответственность за проявление должной заботливости всеми лицами, причастными к приведению судна в мореходное состояние (например, за ненадлежащий ремонт, выполненный сотрудниками судоремонтного предприятия).
По общему правилу перевозчик несет ответственность за ущерб, причиненный грузу вследствие немореходности судна. Однако он освобождается от ответственности, если докажет, что немореходное состояние судна было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости - скрытыми недостатками (ст. 124 КТМ РФ).
Одной из самых главных обязанностей перевозчика по договору морской перевозки груза является проявление должной заботливости о грузе на всех этапах его перевозки. Перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение груза с момента принятия его к перевозке до момента его выдачи. Точное установление периода времени, в течение которого груз находится на ответственности перевозчика, имеет большое значение для обеспечения защиты интересов перевозчика. Момент начала ответственности перевозчика за сохранность груза и момент окончания этой ответственности определяются международными правилами (Гаагская конвенция, Гаагско-Висбийские и Гамбургские правила), национальным морским законодательством, обычаями и правилами морских портов и соглашением сторон в договоре морской перевозки. Минимальным периодом ответственности перевозчика является период с момента, когда груз погружен на судно, до момента, когда он выгружен.
Принятие и размещение груза на судне (погрузка), как и его выгрузка, являются одними из обязанностей перевозчика, которые непосредственно связаны с сохранной перевозкой груза.
Основания освобождения морского перевозчика
В соответствии со ст. 166 КТМ перевозчик не несет ответственности за утрату или повреждение принятого для перевозки груза либо за просрочку в его доставке, если докажет, что утрата, повреждение или просрочка произошли вследствие:
1) непреодолимой силы;
2) опасностей и случайностей на море и в других судоходных водах;
3) любых мер по спасанию людей или разумных мер по спасанию имущества на море;
4) пожара, возникшего не по вине перевозчика;
5) действий или распоряжений соответствующих властей (задержания, ареста, карантина и др.);
6) военных действий и народных волнений;
7) действия или бездействия отправителя или получателя;
8) скрытых недостатков груза, его свойств или естественной убыли;
9) незаметных по наружному виду недостатков тары и упаковки груза;
10) недостаточности или неясности марок;
11) забастовок или иных обстоятельств, вызвавших приостановление или ограничение работы полностью или частично;
12) иных обстоятельств, возникших не по вине перевозчика, его работников или агентов.
от ответственности