На схемах показаны три способа закрепления бруса, ось которого - ломаная линия. Задаваемая нагрузка и размеры во всех трех случаях одинаковы. Составить уравнения равновесия для определения реакций опор для всех трех случаев закрепления. Для одной из схем (по указанию преподавателя) провести расчет реакций связей с проверкой полученных результатов. Схемы бруса приведены на рис. 20, числовые данные – в таблице 2.
Таблица 2. Числовые данные к задаче 1
| № варианта | F, кН | q, кН/м | M, кН∙м | a, м | b, м | α, град | β, град |
| 1,2 | 1,3 | ||||||
| 1,6 | 2,3 | ||||||
| 2,1 | 1,7 | ||||||
| 1,9 | 1,8 | ||||||
| 2,5 | 2,1 | ||||||
| 1,4 | 2,5 | ||||||
| 1,1 | 1,0 | ||||||
| 1,5 | 1,7 | ||||||
| 2,5 | 2,0 | ||||||
| 1,7 | 1,1 | ||||||
| 1,6 | 1,5 | ||||||
| 1,8 | 1,3 | ||||||
| 2,3 | 1,3 | ||||||
| 1,7 | 1,8 | ||||||
| 1,1 | 2,1 | ||||||
| 2,6 | 1,9 | ||||||
| 1,4 | 1,6 | ||||||
| 1,7 | 1,5 | ||||||
| 1,9 | 1,8 | ||||||
| 2,0 | 2,3 | ||||||
| 2,3 | 1,4 | ||||||
| 1,6 | 1,8 | ||||||
| 1,8 | 1,9 | ||||||
| 1,5 | 2,2 | ||||||
| 1,9 | 2,4 | ||||||
| 1,0 | 2,5 | ||||||
| 2,3 | 1,7 | ||||||
| 2,2 | 1,5 | ||||||
| 1,9 | 2,1 | ||||||
| 1,3 | 1,8 |

Рис. 20. Схемы к задаче 1
Продолжение рис. 20

Продолжение рис. 20

Продолжение рис. 20

Задача 2. Определение реакций опор составной конструкции
Составная рама состоит из 2-х жестких частей, соединенных между собой c помощью промежуточного шарнира или скользящей заделки. С помощью внешних связей (шарнирно-неподвижной, шарнирно-подвижной опор, невесомого стержня или жесткой заделки) рама крепится к неподвижному основанию. Рама загружена сосредоточенными силами
и
, равномерно распределенной нагрузкой интенсивностью
, неравномерно распределенной нагрузкой и парой сил с моментом
.
Требуется:
1. определить реакции внешних и внутренних связей рамы для двух способов соединения частей;
2. проверить правильность решения, оценить погрешность расчета.
Исходные данные для расчета принять согласно схемам (рис. 2) и числовым данным (таблица 3). Способы закрепления для каждого из вариантов принимаются по таблице 4, 5. Схемы соединения с помощью скользящей заделки приведены в таблице 6.
Номера вариантов по таблице 2, номера строк в таблице 3, а также способ внутреннего соединения (по таблице 6) выдаются по указанию преподавателя. Эти данные могут выдаваться общими для всей группы.
Таблица 3. Числовые данные к задаче 2
| № п/п | F1, кН | α1, град | F2, кН | α2, град | M, кН∙м | q, кН/м | q1, кН/м | q2, кН/м | β, град |
| - | -50 | ||||||||
| -40 | |||||||||
| -20 | |||||||||
| -25 | |||||||||
| - | |||||||||
| -45 | |||||||||
| -60 |
Таблица 4. Способы закреплений в точках
| № вари-анта | № стро- ки | Закрепление в точках | № вари-анта | № стро- ки | Закрепление в точках | ||||
| A | B | D | A | B | D | ||||
| I | II | III | IV | - | IV | ||||
| VII | - | II | VI | - | I | ||||
| III | - | III | IV | I | II | ||||
| I | VIII | - | - | III | IV | ||||
| III | I | II | - | II | VI | ||||
| II | - | VIII | II | III | I | ||||
| III | III | - | I | I | IV | ||||
| III | - | IV | VII | - | II | ||||
| VIII | I | - | VII | I | - | ||||
| II | - | VI | II | III | I | ||||
| II | I | IV | I | - | V | ||||
| III | - | III | III | III | - | ||||
| III | II | I | III | - | III | ||||
| II | VIII | - | II | VIII | - | ||||
| VI | - | I | III | - | III | ||||
| IV | - | IV | - | VI | I | ||||
| I | II | IV | IV | - | IV | ||||
| IV | I | II | V | - | II | ||||
| II | V | - | III | I | I | ||||
| IV | - | III | V | - | II | ||||
| I | - | VI | I | II | III | ||||
| III | - | IV | VIII | I | - | ||||
| VII | - | II | II | - | VI | ||||
| II | I | IV | II | II | IV | ||||
| - | V | I | III | - | IV | ||||
| III | II | I | III | II | I | ||||
| II | - | VI | II | VIII | - | ||||
| - | III | IV | III | - | III | ||||
| - | IV | III | II | - | VIII | ||||
| I | III | II | III | II | II | ||||
| III | I | II | VIII | I | - | ||||
| VIII | I | - | I | I | III | ||||
| III | - | III | III | - | III | ||||
| II | VIII | - | II | V | - | ||||
| - | II | VI | III | - | IV |
| VIII | II | - | VII | - | II | ||||
| I | III | II | III | - | III | ||||
| I | V | - | II | VIII | - | ||||
| I | I | IV | VII | I | - | ||||
| - | V | II | I | III | II | ||||
| III | - | IV | I | - | V | ||||
| - | II | VII | III | III | - | ||||
| III | III | - | III | IV | - | ||||
| I | - | V | I | IV | II | ||||
| VI | II | - | VII | II | - | ||||
| III | I | I | - | II | VI | ||||
| II | - | V | - | IV | IV | ||||
| I | III | II | - | VI | II | ||||
| IV | - | III | II | II | IV | ||||
| II | - | VIII | VI | II | - | ||||
| II | V | - | IV | III | - | ||||
| III | II | II | - | I | VII | ||||
| VIII | I | - | I | I | III | ||||
| I | I | III | I | III | I | ||||
| III | - | III | - | III | III | ||||
| III | - | IV | II | II | IV | ||||
| II | II | III | I | III | I | ||||
| I | - | V | VIII | II | - | ||||
| II | III | I | III | III | - | ||||
| IV | I | I | - | I | VIII | ||||
| II | VIII | - | - | III | III | ||||
| IV | - | III | II | VIII | - | ||||
| VI | - | I | II | I | III | ||||
| III | - | III | III | II | I | ||||
| VII | - | II | VIII | I | - | ||||
| - | III | III | II | - | VI | ||||
| I | II | III | III | - | IV | ||||
| - | VII | I | III | - | III | ||||
| II | II | III | II | I | IV | ||||
| I | - | V | II | VIII | - | ||||
| III | I | II | VI | II | - | ||||
| VIII | I | - | IV | III | - | ||||
| I | I | III | - | VIII | I | ||||
| III | - | III | II | V | - | ||||
| I | V | - | IV | II | II | ||||
| III | - | IV | - | III | III | ||||
| II | - | VIII | I | II | III | ||||
| III | IV | - | I | I | III | ||||
| VII | I | - | III | II | I | ||||
| - | II | VI | VII | II | - | ||||
| - | IV | IV | II | - | V | ||||
| - | VI | II | III | - | III | ||||
| I | II | IV | I | VIII | - | ||||
| II | IV | I | II | III | I | ||||
| III | III | - | II | - | VIII | ||||
| - | III | III | III | II | II | ||||
| VII | I | - | VIII | I | - | ||||
| II | V | - | I | I | III | ||||
| - | II | VIII | III | - | III | ||||
| I | III | II | II | V | - | ||||
| III | I | I | III | - | IV | ||||
| V | II | - | III | III | - | ||||
| - | VIII | II | VIII | I | - | ||||
| II | III | I | - | II | VI | ||||
| I | VIII | - | - | III | IV | ||||
| III | III | - | I | III | II | ||||
| - | III | III | II | VII | - | ||||
| - | II | VII | II | II | IV | ||||
| II | VIII | - | VII | II | - | ||||
| III | III | - | - | III | III | ||||
| III | I | II | I | III | II | ||||
| I | - | VI | - | I | VII | ||||
| III | - | IV | II | III | II | ||||
| I | III | II | III | III | - | ||||
| II | I | IV | I | V | - |
Таблица 5. Схемы закреплений в опорных точках
I
| II
| III
| IV
| V
| VI
| VII
| VIII
|
Примечание Отрицательный угол β показывает, что угол наклона опорной поверхности откладывается в другую сторону:

Таблица 6. Схемы соединения с помощью скользящей заделки
| № варианта | Вид скользящей заделки | № варианта | Вид скользящей заделки | № варианта | Вид скользящей заделки |
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
| |||
|
|
|

Рис. 21. Схемы составных конструкций
Продолжение рис. 21

Продолжение рис. 21
