Карты для начальной школы.




Географические карты

В повседневной жизни более удобно пользоваться не глобусом, а картами.

Географическая карта – это уменьшенное и обобщенное изображение на плоскости земной поверхности, географические объекты которой переданы условными знаками.

Карты необходимы для изучения земной поверхности, а также природных и общественных объектов.

Географические карты классифицируются по содержанию, территориальному охвату, масштабу, назначению.

По территориальному признаку карты делят на: мировые, океанов и морей, материков и их крупных частей, государств, областей, районов.

По масштабу географические карты делят на: крупномасштабные, построенные в масштабах крупнее 1:200 000; мелкомасштабные, построенные в масштабах мельче 1:1 000 000; среднемасштабные, построенные в масштабах от 1:200 000 до 1:1 000 000 включительно.

Наиболее распространены общегеографические карты, отображающие формы рельефа и естественный покров земной поверхности, гидрографию, населенные пункты, пути сообщения, границы.

Прочие географические карты называют тематическими. На них более подробно показаны какие-либо элементы, входящие в содержание общегеографической карты, например рельеф, пути сообщения, или изображены климатические пояса, давление воздуха, расселение животных и т. п., отсутствующие на общегеографической карте.

По назначению выделяют карты учебные, туристские, справочные и др.

Географические карты составляют, используя результаты съемок местности (топографические, геологические) либо посредством обработки и синтеза разнообразных источников.

У крупномасштабных топографических карт масштаб сохраняется неизменным во всех частях карты. Рельеф на этих картах показан при помощи горизонталей – линий, соединяющих точки, лежащие на одной и той же высоте над уровнем моря.

На мелкомасштабных картах при этом неизбежно возникают искажения площадей (размеров), углов (очертаний) и длин (расстояний), поскольку поверхность шара нельзя развернуть на плоскости без разрывов. Для того чтобы составлять мелкомасштабные карты, применяют картографические проекции.

Картографическая проекция – это способ развертки на плоскости поверхности земного шара при составлении карт.

В зависимости от характера искажений проекции разделяют на: равноугольные, при использовании которых сохраняется правильность очертаний изображаемых объектов (материков, океанов, морей), но сильно искажаются размеры площадей; равноплощадные, когда сохранены правильные размеры площадей, но искажены очертания; произвольные, искажающие углы (формы) и площади. Выбор проекции определяется положением и размерами изображаемой территории, содержанием карты и ее назначением.

Например, при составлении политической карты Западной Европы нужно подобрать такую проекцию, которая бы не искажала площади, чтобы, глядя на карту, можно было сравнивать по территории отдельные государства.

В зависимости от способа переноса градусной сети с глобуса на карту различают четыре вида картографических проекций (рис. 15): цилиндрические, азимутальные, конические и произвольные, или условные.

Рис. 15. Построение цилиндрической (1), конической (2) и азимутальных (3) проекций

 

При цилиндрической проекции на глобус надевают цилиндр, на внутреннюю сторону которого наносят градусную сеть с географическими объектами. Если цилиндр развернуть, то меридианы и параллели образуют сеть прямоугольников. С наименьшими искажениями будет нанесена та территория, которая непосредственно соприкасалась со стенкой цилиндра. Если соединить эти точки, образуется линия нулевых искажений, а чем дальше от нее, тем искажения больше.

Конические проекции строят при помощи конуса. Конус надевают на глобус и на его внутреннюю стенку проектируют градусную сеть со всеми географическими объектами.

В конической проекции часто изображают материки, отдельные государства. В этой же проекции обычно составляют учебные карты России. Углы и площади на таких картах искажены незначительно. Масштаб карты остается неизменным по одной параллели, где проходит нулевая линия искажения, а к северу и к югу от этой линии масштаб меняется, соответственно искажения увеличиваются.

Азимутальными называют такие проекции, когда градусная сеть переносится с глобуса на плоскость непосредственно, без использования промежуточных фигур, т. е. цилиндра или конуса. Эти проекции чаще всего используют при составлении карт полушарий, Арктики и Антарктики.

Если градусную сеть спроектировать на две плоскости, касающиеся глобуса в противоположных точках, то получится карта полушарий, изготовленная в азимутальной экваториальной проекции. Карта в этой проекции сильно искажает очертания и расстояния. Параллели на этой карте непараллельны друг другу и экватору, а длина среднего меридиана в 1,5 раза меньше западного или восточного.

Если плоскость поместить к полюсу и нанести на нее градусную сеть, то параллели будут выглядеть как концентрические окружности, а меридианы – прямые линии, расходящиеся от полюса. Эта проекция получила название азимутальной полярной. На картах, изготовленных в этой проекции, очертания объектов сильно искажены.

Существует ряд других картографических проекций (рис. 16), используемых, например, для создания карт больших территорий (см. рис. 16.4, 16.7) и др.


Рис. 16. Некоторые другие картографические проекции: 4 – поликоническая (применяется для изображения материков); 5 – проекция с разрывами (имеет малые искажения в пределах материков); 6 – псевдоцилиндрическая (удобна для изображения океанов); 7 – условная овальная (для Атлантического и Северного Ледовитого океанов); 8 – косая азимутальная (для карты Азии с сопредельными районами); 9 – косая перспективно-цилиндрическая (для карты России)

 

Карты для начальной школы.

 

Значение картографической наглядности в развитии младшего школьника велико. Работа с географической картой заменяет учащимся непосредственное изучение территорий земного шара. Она помогает воссоздать их образ, при этом развивается пространственное воображение и пространственные представления детей. Развивается также логическое мышление младшего школьника, т. к. помогает устанавливать связи, анализировать и сравнивать, синтезировать и обобщать. Навыки, приобретаемые учащимися при работе с картой наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к жизненным навыкам и являются неотъемлемой частью начального образования.

Географическая карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости условными знаками Особенность географических карт для начальной школы – это, прежде всего, иная проекция карт – по внешнему виду она напоминает часть карты полушарий. Все меридианы сходятся в точке Северного полюса, изображенной на карте. Территория России показана до полюса, чего нет на других картах. Это дает возможность ясно показать детям самую северную точку России на материке – мыс Челюскин на п-ове Таймыр. Северо-восточная и Северо-западная части России показаны не загибающимися вверх по карте, а вытянутыми. Черное море дано полностью в удобном для работы виде. Европейская часть размещена так, что по ней легко работать. К сожалению, при этом происходит увеличение площади России на севере и некоторое уменьшение на юге, что мешает измерению больших расстояний по карте. Изображение линейного масштаба карты представлено именованным и графическим способами, а числового нет. Сейчас в современных атласах дается и этот способ, но учителя не могут использовать его из-за недостаточных математических знаний учащихся начальной школы.

Более яркая окраска карты в целом и объемная окраска гор привлекают внимание детей и создают лучшую читаемость карты. Нагрузка географической карты определяется требованиями программы (УМК) или ее назначением, поэтому проводится генерализация, то есть указываются только основные географические объекты характерные для данной территории.

Задачи работы с географической картой в начальной школе: научить младших школьников понимать, знать, читать географическую карту. Понимать – означает усвоить главные свойства географической карты, определяющие ее сущность (условность и абстрактность). Это понимание сущности и необходимости масштаба, условных знаков, элементов, указывающих на стороны горизонта, т. е. основных ориентиров карты (полюсов и экватора). Знать географическую карту – это знать ее содержание, определенный минимум названий географических объектов, знать по памяти как размещаются суша и вода, горы и равнины и т. д., помнить и ясно представлять по памяти местоположение объектов, их относительные размеры и форму. Читать географическую карту означает переводить условные знаки карты в словесное описание местности, т. е. видеть местность такой, какой она есть на самом деле.

Подготовительный этап ознакомления младших школьников с географической картой начинается с первого класса и включает измерение расстояний на местности, на листе бумаги; развитие пространственных представлений: «далеко», «близко»; определение направлений движения: «вперед», «назад», «вправо», «налево»; ориентирование в своей местности (где находится школа, дом и др. значимые объекты, маршрут движения в школу). На бумаге надо давать упражнения на узнавание направления, затем на воспроизведение и на творческое применение полученных знаний.

В третьем классе идет расширение пространственных представлений учащихся, формируются понятия: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта» (может проводиться практическая работа на местности с компасом), «ориентирование», способы ориентирования, являющиеся подготовительной работой к изучению плана местности и географической карты.

К сожалению, в большинстве УМК по предмету «Окружающий мир» изучение плана местности теперь не предусматривается, а предлагается сразу же изучение географической карты, это в значительной степени затрудняет успешное ее восприятие младшими школьниками, так как нарушается последовательность и постепенность усвоения картографической наглядности.

Работа по введению географической карты проводится последовательно и постепенно: условные знаки, масштаб, ориентированность, с использованием физической карты полушарий и физической карты России. Позднее учащихся знакомят с картой «Природные зоны России» и некоторыми другими («Охрана природы», «Экономика России», «Океаны Земли», «Климат Земли» и др.).

На уроках в начальной школе можно использовать общегеографические, тематические, контурные карты, а также такие типы карт, как аналитические, синтетические, комплексные, топографические. В процессе обучения учитель формирует у обучающихся умения работать с различными видами карт.

Формировать географические знания и умения, географическую культуру ребенка можно, используя следующие типы географических карт:

1. Карта климатических поясов России.

2. План пришкольного участка. Карта города, поселка, села: обучающиеся знают условные знаки плана и карты; отличие плана от карты, их достоинства и недостатки. Умеют начертить план небольшого участка местности, определять по условным знакам изображения объектов на карте.

3. Физическая карта Восточно-Европейской равнины. знают формы рельефа поверхности своего региона; цвет на карте, определяющий равнины и возвышенности. Умеют находить на карте равнины и возвышенности, различать их по типам и описанию, правильно их называть и показывать.

4. Карта месторождений полезных ископаемых.

5.Физическая карта России. Контурная карта России, региона: обучающиеся знают крупные реки и озера нашей Родины, моря, омывающие ее границы, крупные реки и озера своего региона. Показывают моря, реки и озера на физической карте России.

6. Почвенная карта России.

7. Карта природных зон России. Карта животного мира России.

8. Карта полушарий. Контурная карта полушарий: обучающиеся знают местоположение материков и океанов на карте полушарий относительно друг друга, цвета, обозначающие на карте материки и океаны.

Работа с географическими картами расширяет кругозор детей, они учатся анализировать свои наблюдения, сопоставлять факты, обобщать, выявлять причинно-следственные связи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: