Предмет Психология общения
Инструкционная карта
Лекция № 20
Практическая работа № 10
Тема: Функция семьи. Тест
Цель занятия: выработать навыки самостоятельного обобщения знаний по пройденному материалу, сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу.
Приобретаемые умения и навыки: в процессе выполнения заданий в соответствии с инструкционной картой обучающиеся закрепляют полученные знания по изученной теме.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: рабочая тетрадь для практических занятий (двойной лист), компьютер, тетрадь для конспектов.
Литература:
Основная: Г.М. Шемалова; учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования «Психология общения» М.: Издательский центр «Академия», 2018.-128
Режим доступа к учебнику: https://www.academia-moscow.ru/reader/?id=366989
Инструктаж: Укажите: Дату, Практическая работа №, тема, цель занятия, пройдите тест, ответьте на вопросы, сделайте вывод о приобретенных знаниях.
1. Пройти тест
2. Ответить на вопросы: функции семьи, семья,брак
3. Сделайте вывод.
Домашнее задание: оформить практическую согласно инструкционной карте, (фото) переслать преподавателю на почту по адресу Alinaklinkova@mail.ru
Внимание! Лекция по этой теме была раньше, добавила ее в конце чтоб вам было интереснее и легче.
Тестовые задания
1. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья – это основанное на браке или кровно-родственных отношениях объединение людей, связанное ……………. и …………….».
2. Какой тип брака является преобладающим в настоящее время? …………………………………………………………
3. Вставьте пропущенное слово в определение: «Семья — активное начало; она никогда не остается неизменной, а переходит от низшей формы к высшей, по мере того, как...................развивается от низшей ступени к высшей.
|
4. Под функциями семьи понимают:
а) её обязанности по отношению к обществу;
б) направления деятельности семьи, выражающие ее сущность;
в) структуру потребностей членов семьи.
5. Функции семьи тесно связаны:
а) с потребностями общества в институте семьи;
б) с базовыми потребностями человека;
в) с потребностями личности в принадлежности к семейной группе;
г) с требованиями общества к семейной организации.
6. О какой из семейных функций семьи идёт речь: «поддержание физического здоровья членов общества»:
а) экономическая;
б) хозяйственно-бытовая;
в) социально-статусная.
7. Субъективные факторы, которые негативно отражаются на реализации функций семьи – это:
а) личностные особенности, условия семейной жизни и характер взаимоотношений
б) уровень экономического благополучия членов семьи;
в) любовь между супругами.
8. О каком типе семьи идёт речь: «…виды семейных обязанностей четко разделены между мужчинами и женщинами, сыновья приводят своих жён в клан своего отца, а дочери уходят в семейные кланы своих мужей и теряют фамилию»:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
9. О каком типе семьи идёт речь: «…отношения строятся на стремлении к максимальному раскрытию своей человеческой природы на основе взаимной симпатии, расположенности, признательности и эротической привязанности»:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
|
10. О каком типе семьи идёт речь: «Средоточением интересов родителей является ребёнок, на его обеспечение, воспитание и образование расходуется значительная часть бюджета семьи»:
а) патриархальная;
б) детоцентрическая;
в) супружеская.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ Группа 21 СД
Дисциплина: Психология общения
Тема: Функции семьи
Цель занятия: сформировать представления о семье; психологических функциях семьи развивать;умение анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы, воспитывать положительное отношения к знаниям.
Планируемые результаты
предметные: владение основными понятиями по теме; сформировать устойчивое, осознанное отношение к изученному материалу;
мета предметные: владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
личностные: воспитание гуманного отношения к людям, формирование ответственности
Норма времени: 2 часа
Вид занятия: Лекция
План занятия:
1. Сущность, структура семьи
2. Психологические функции семьи
3. Брак и семья
Основные понятия: Семья; сущность семьи; структура семьи; психологические функции семьи;брак
Оснащение: доска, мультимедийный комплекс,
Литература:
1.Г.М. Шемалова; учебное пособие для студ. учреждений сред.проф. образования «Психология общения» М.: Издательский центр «Академия», 2018.-128
Преподаватели: Клинкова А.С.
Лекция
1. Сущность структура и функции семьи
Личность формируется всю жизнь - это сейчас общепринятая точка зрения.
Главное - насколько семья способствует формированию и развитию личности.
|
Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через неё продолжается род. Семья, её формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества. Естественно, чем выше культура общества, следовательно, тем выше культура семьи.
Сущность семьи отражается в её функциях, в структуре и в ролевом поведении её членов.
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между её членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Выделяют авторитарную структуру, где семьи делятся на авторитарные и демократические. Аналог этому - деление на патриархальные, матриархальные и эгалитарные семьи. Эгалитарные семьи в настоящий момент занимают лидирующее положение в развитых странах.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствовало развитию женщины как личности, равности супругов, но с другой - привело к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Функции семьи; Психологические функции семьи
Важнейшими функциями семьи являются:
Репродуктивная, воспитательная, восстановительная и хозяйственно - потребительская.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция. Ведь, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50% семей имели 3 детей. В настоящее время, по причине преобладания городского образа жизни, увеличения занятости женщин, тяжелейшего экономического положения рождаемость падает. Таким образом, может оказаться, что на двух пенсионеров будет приходиться один работник. С этой точки зрения государство заинтересовано в увеличении многодетных семей, создании им определенных льгот. Но, смотря на это иначе, в частности с позиций тенденции увеличения рождения в многодетных семьях детей с патологиями, перенаселения из-за ограниченности ресурсов, увеличения неработающего населения и других факторов, можно предположить, что на данном этапе увеличение деторождаемости и многодетных семей не есть позитивная сторона.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает различные аспекты семейных отношений. Это ведение домашнего хозяйства, соблюдение домашнего бюджета, управление семьей, проблема женского труда. Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребёнок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей. В большинстве случаев дети являются отражением родителей. Конечно же, воспитательная функция на этом не исчерпывается. Можно говорить и о самовоспитании в семье.
Восстановительная функция семьи состоит в поддержании здоровья, жизненного тонуса, организации досуга и отдыха, семья становится оздоровительной средой, где любой член семьи вправе надеяться на заботливое отношение родных и близких. Для этого требуется не только нравственно-психологическая подготовка, но и соблюдение режима труда и отдыха, режима питания и прочее.
Организация досуга играет большую роль в восстановлении. Досуг служит средством восстановления физических и духовных сил человека. Часто досуг происходит у каждого по-своему. Кто - то смотрит ТВ, слушает музыку и т.д. Это является пассивным отдыхом. Человек нуждается в активном отдыхе - путешествия, прогулки. Это приносит больше здоровья для семьи в целом и каждого её членов.
“Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью”
(Советский энциклопедический словарь)
Сущность семьи отражается в ее функциях, в структуре и в ролевом поведении ее членов. Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений власти, авторитета, и т.д. Структура семьи во многом зависит от её типа. Основаниями для разграничения семей на типы могут служить: наличие одной или нескольких брачных пар и их возраст; наличие и число детей у брачной пары; наличие в семье несовершеннолетних детей; число поколений в семье; наличие родственников по боковой линии (братья, сестры, племянники и т.д.). По составу семьи бывают: простые и сложные семьи; полные (с брачной парой) и неполные – с детьми и без детей.
Ролевое взаимодействие в семье есть совокупность норм и образцов поведения одних членов семьи по отношению к другим. Традиционные роли, когда женщина вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, а муж был хозяином, собственником имущества и обеспечивал экономическую самостоятельность семьи, изменились. На сегодняшний день подавляющее число женщин участвуют в производственной деятельности, экономическом обеспечении семьи, принимают равное участие в общественных решениях. С одной стороны это способствует развитию женщины как личности, равности супругов, с другой – приводит к снижению уровня рождаемости и увеличению числа разводов.
Важнейшими функциями семьи являются: репродуктивная, хозяйственно-потребительская, воспитательная и восстановительная.
Репродуктивная функция включает в себя воспроизводство в детях численности родителей, т.е. принимает участие в количественном и качественном воспроизводстве населения. Можно сказать, что это самая важная функция, потому что, рассуждая логически, чтобы через 24-30 лет население нашей страны было не меньше, чем сейчас, необходимо, чтобы детей в семье было не меньше чем родителей. Желательно даже больше, т.к. иногда двое детей по тем или иным причинам не всегда воспроизводят своих родителей. В целом 1000 человек населения, состоящего из двухдетных семей, через 25-30 лет теряют треть своей численности и по статистике для воспроизводства населения России надо, чтобы примерно 50 % семей имели 3 детей.
Хозяйственно-потребительская функция семьи охватывает такие стороны семейных отношений, как ведение домашнего хозяйства, единого бюджета. Среди различных аспектов этой функции можно особо выделить проблему «семейной власти» и социализации ребенка при его подготовке к будущей самостоятельной жизни. Тенденция к установлению равноправия в семье по своей сути. В то же время перекос в сторону феминизации семейного управления в связи с возросшей экономической самостоятельностью женщины, ее определяющей ролью в воспитании детей ведет к нарушению психологического комфорта.
Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки: занимается самообслуживанием, оказывает помощь по дому, приобретает опыт заботы о родителях, братьях и сестрах, а главное, учится разумному потреблению материальных и духовных благ, накапливает опыт общения с деньгами, у него развивается умение ценить и уважать труд людей. Лучший пример для ребенка - это пример родителей, поэтому в большинстве случаев дети являются отражением родителей.
Семья легче и эффективнее всего осуществляет индивидуальный подход к человеку, вовремя замечает просчеты в воспитательной деятельности, активно стимулирует проявляющиеся (порой очень рано) положительные качества и борется с отрицательными чертами характера. При этом если учитывать, что на первые годы жизни ребенка приходится ряд важных «сенситивных пиков» развития (эмоций, познавательной активности, характера), то значение семейного воспитания оказывается практически незаменимым компонентом среди других социальных институтов
Психологи выделяют функции.
- Порождение и воспитание детей.
- Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала.
- Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего Я, эмоциональном тепле и любви.
- Создание условий для развития личности всех членов семьи.
- Удовлетворение сексуально-эротических потребностей.
- Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга.
- Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь.
- Удовлетворение потребности человека в общении с близкими людьми, в установлении прочных коммуникаций с ними.
- Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях.
- Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи.
- Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи.
- Рекреативная функция — охрана здоровья членов семьи, организация их отдыха, снятие с людей стрессовых состояний.
Семейный психотерапевт Д. Фримен излагает свою точку зрения. Он считает, что основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением, являются:
- обеспечение выживания;
- защита семьи от внешних повреждающих факторов;
- забота членов семьи друг о друге;
- воспитание детей;
- создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи;
- поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом;
- социальный контроль над поведением друг друга.
Любая функция семьи по-разному проявляется но уровне индивида и общества. Учитывая эту важную особенность, можно достичь большей полноты и точности анализа семейных функций. Убедительный тому пример — классификация, предложенная М.С Мацковским (см. табл. 1).
Таблица 1
Анализ семейных функций
Сфера семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества | Удовлетворение потребностей в детях |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи | Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная | Предоставление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви |
В психологии семьи понятие «функция» используется практически во всех своих значениях:
- это роль, которую семья как социальный институт и малая группа выполняет по отношению к индивиду и обществу;
- это внешнее проявление свойств семьи в системе ее взаимосвязей с обществом;
- функция есть зависимость между процессами, происходящими в самой семье;
- чаще всего функция семьи понимается как деятельность членов семьи, направленная на удовлетворение их потребностей. Фактически каждая функция соответствует некой потребности или группе потребностей, например, потребности в любви, защите, общении, отцовстве и материнстве, духовной, физической близости и др.
3.Семья и брак
“Брак – самое дорогое сокровище людей, когда согласие душ и сердец, чувств, вкусов и характеров стягивает его узы, созданные природой, связанные любовью и облагороженные честью… Ваши дети драгоценный залог, рожденный от любви, служат новыми узами её. Такой брак, такой дорогой союз, если он встречается, - само небо на земле”
(Вольтер)
“ Брак – семейный союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям”
(Советский энциклопедический словарь)
“ Гражданский брак – брак, оформленный в соответствующих органах государственной власти без участия церкви”
(Советский энциклопедический словарь)
Сегодня значительная часть молодежи или совсем не получает информацию о семье, об этой сложной стороне отношений, или получает ее очень недостаточно, что отрицательно сказывается и на дееспособности семьи, и на стабильности браков. К сожалению, подготовка к браку сводится лишь к теоретическим изложениям некоторых догм семейной жизни. Однако этот курс требует и психологической готовности, культуры межличностных отношений, которую обязана закладывать семья. Такая эмоциональная подготовленность — основа умения любить, бережно, внимательно, чутко относиться к ближнему, понимать других и правильно оценивать свое поведение.
В брачном союзе мужчина и женщина – не просто сожители, а разные личности, объединенные общими стремлениями и чувством. В отличие от большинства особей животного мира мужчины и женщины не сходятся на короткий срок с целью только продолжения рода, а ведут совместную жизнь в течение продолжительного времени.
Основанием союза супругов является брак, признанный государством, заключаемый в определенной юридической форме и влекущий за собой определенные юридические последствия — личные и имущественные.
Церковь определяет брак как таинство, посредством которого два существа сливаются в "единую плоть", в союз, наподобие союза Христа с Церковью. Юристы понимают под браком состояние полной жизненной общности между супругами, пожизненную связь, основанную на божеском и человеческом праве. Переводя эти юридические положения на более простой язык, можно сказать, что в принципе современный брак означает полное слияние двух существ, пожизненное шествие их по дороге жизни и совместное осуществление поставленных задач. Эта связь должна быть достаточно прочной и пожизненной. Два существа превращаются в "плоть едину" и совместно с детьми представляют своего рода "государство в государстве".
Являясь такой самостоятельной ячейкой, современная семья и помимо брака как полового союза объединена и скреплена рядом других связей. Как союз родителей и детей она является своего рода независимым хозяйственным целым ("домашний очаг") и первой школой, и воспитателем. На родителях, обладающих рядом прав по отношению к детям, лежат и обязанности — заботиться об их материальной обеспеченности и об умственном и нравственном воспитании. Определенные права и обязанности лежат и на детях. Государство почти не вмешивается в этот внутренний распорядок семьи. Она ограждена своего рода запретной стеной, за черту которой, кроме случаев исключительных, носящих уголовный характер, государственная власть не переступает. Она предоставляет семье полную самостоятельность и ревниво оберегает ее прочность, независимость и ее основы.
Чтобы сильнее закрепить эту связь, связь мужчины и женщины, государство и церковь всячески мешают ее разрыву, путем ли разводов или раздельного сожительства. Католичество, исходя из слов Христа: "Что Бог соединил, того человек да не разлучает", и до сих пор не допускает никакого развода.
Семейная жизнь благоприятно влияет на сохранение здоровья и долголетие супругов. Отмечено, что среди долгожителей нет холостяков; став вдовцами, они вскоре вступают в брак повторно. То, что брачные отношения удлиняют продолжительность жизни, не подлежит сомнению. С годами супруги все более и более привязываются друг к другу, более согласно течет их жизнь.
В условиях совместной жизни супруги соприкасаются самыми различными гранями взаимоотношений, поэтому отсутствие глубокой духовной связи со временем приводит к ослаблению семейных отношений.
В семейной жизни иногда один из супругов боготворит другого, идет навстречу любимому его желанию, а тот воспринимает это как должное, как награду за свою «исключительность». Нередко так бывает и при воспитании ребенка: родители души в нем не чают, посвящают ему всю жизнь, а когда ребенок вырастает, то оказывается безразличным и равнодушным, не испытывает благодарности к родителям за их слепую любовь.
Истинная любовь заключается в том, чтобы уметь не только брать, но и отдавать часть своих чувств лучшему и единственному другу Ребенок – реальное воплощение любви супругов, их олицетворенное единство и повторение в нем себя. Ребенок, помимо всего прочего, это наше прошлое, переходящее в будущее, это расширение пределов нашей любви и заботы друг о друге. Ребенок утверждает нашу необходимость в развитии межличностных отношений, и в этом смысле семью, где есть ребенок, мы с полным основанием называем ячейкой общества. Понятие семья не следует путать с понятием брак. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, т.к. она объединяет не только супругов, но и их детей, других родственников.
Внутрисемейные отношения могут быть, как и персональные (отношения между матерью и сыном) так и групповые (между родителями и детьми или между супружескими парами в больших семьях).
Семья – демографический фундамент общества, единственный источник тех людей, из которых состоит общество.
Семья – главная ячейка отдыха и восстановления нашей рабочей силы, в ней идет подзарядка истраченной на работе энергии, и она служит поэтому одной из основных опор рабочего потенциала общества.
Семья – и чувства, на которых она держится, - мощный генератор гуманизма. В быту, в личной жизни она дает нам то, что в обществе дают высшие идеалы и высшие принципы общественного устройства, выработанные человечеством. От семьи больше, чем от других ячеек общества, зависит и здоровье, и человечность, и нравственность, а также сознательность всех людей, из которых состоит общество.
Сказанного достаточно для основного вывода: непреходящая значимость семьи как завоевания общественного прогресса, ее главное предназначение заключается в наделении людей полноценностью как социальной, так и психологической. Ценность семьи заключается в том, что только она способна поставлять обществу людей, в которых оно так остро нуждается, людей, способных на настоящую любовь, а также «достраивать» мужчин и женщин до качественно новых, гармоничных социальных субъектов. Ведь только влюбленный имеет право на звание человека. Кстати говоря, для кого «ценностно-лирическая» по форме аргументация кажется неуместной, либо неубедительной, может воспользоваться терминологией системных исследований. Каждый имеет право на приемлемый для него язык — лишь бы не в ущерб смыслу.