Методика преподавания информатики




Содержание Программы государственного экзамена

В соответствии с Государственным общеобязательным стандартом образования ГОСО РК 6.08.067-2010 по специальности 5В011100-Информатика программа государственного экзамена представлена в виде совокупности перечисленных ниже общепрофессиональных и специальных дисциплин, а также дисциплин специализации и их основных разделов.

 

Теоретические основы информатики

1. Информация, ее виды и свойства. Непрерывная и дискретная информация. Задача.

2. Формы представления информации. Задача.

3. Единицы количества информации: вероятностный и объемный подходы. Задача.

4. Энтропия как мера неопределенности опыта. Свойства энтропии. Энтропия и информация. Задача.

5. Постановка задачи кодирования символьной информации. Первая теорема Шеннона. Задача.

6. Системы счисления. Непозиционные и позиционные системы счисления. Задача.

7. Представление чисел в различных системах счисления. Задача.

8. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Задача.

9. Кодирование и обработка в компьютере целых чисел со знаком и без знака. Задача.

10. Кодирование и обработка в компьютере вещественных чисел. Задача.

11. Элементы теории графов. Основные понятия. Представление графов. Задача.

12. Логические основы функционирования ЭВМ. Логика высказываний. Задача.

13. Логические основы функционирования ЭВМ. Элементарные логические функции. Задача.

14. Схемная реализация элементарных логических операций. Типовые логические узлы. Задача.

15. Общая схема передачи информации в линии связи. Характеристики канала связи. Задача.

16. Хранение информации. Классификация данных. Проблемы представления данных. Задача.

17. Классификация и примеры структур данных. Массив. Стек, очередь. Дерево. Граф. Задача.

18. Алгоритм и его свойства. Различные подходы к понятию «алгоритм». Задача.

19. Рекурсивные функции. Задача.

20. Алгоритмическая машина Поста. Задача.

21. Алгоритмическая машина Тьюринга. Задача.

22. Нормальные алгоритмы Маркова. Задача.

23. Проблема алгоритмической разрешимости. Сложность алгоритма. Задача.

24. Способы представления алгоритмов. Задача.

25. Понятие модели. Классификация моделей. Задача.

 

Программирование

1. Определение и свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов. Виды алгоритмов Основные алгоритмические структуры. Задача.

2. Уточнение понятия алгоритма. Машина Тьюринга. Машина Поста как уточнение понятия алгоритма. Нормальные алгоритмы Маркова. Задача.

3. Формализация представления алгоритмов. Формальные языки. Формальные грамматики. Способы описания формальных языков. Понятие метаязыков. Нотации Бекуса-Наура. Построение синтаксических диаграмм. Задача.

4. Классификация языков программирования. Общая история развития языков программирования. Ранние поколения. Машинная независимость. Парадигмы программирования. Задача.

5. Реализация языка программирования. Процесс перевода программы с языка высокого уровня в форму, которая может быть выполнена машиной. Процесс трансляции программы. Связывание и загрузка. Полный цикл подготовки программы к выполнению. Задача.

6. Методы программирования. Нисходящее проектирование. Модульное программирование. Структурное программирование. Объектно-ориентированное программирование. Программирование параллельных процессов. Декларативное программирование. Задача.

7. Структуры данных. Основные понятия. Хранение информации. Классификация структур данных. Операции над структурами данных. Структурность данных и технология программирования. Простые структуры данных. Задача.

8. Статические структуры данных. Векторы. Массивы. Множества. Записи (логическая структура, физическая структура, операции). Задача.

9. Полустатические структуры данных. Общие характеристики полустатических структур. Стеки (очереди LIFO) Очереди FIFO (логическая структура, машинное представление и реализация операций). Деки. Задача.

10. Динамические структуры данных. Связные списки. Связное представление данных в памяти. Связные линейные списки. Машинное представление связных линейных списков. Реализация операций над связными линейными списками. Нелинейные разветвленные списки. Представление списковых структур в памяти. Задача.

11. Нелинейные структуры данных. Графы. Логическая структура, определения. Машинное представление орграфов. Деревья (Основные определения). Бинарные деревья. Представление любого дерева, леса бинарнымидеревьями. Машинное представление деревьев в памяти ЭВМ. Основные операции над деревьями. Задача.

12. Структура программы и выражения языка Паскаль. Выражения: арифметические выражения, логические выражения. Стандартные функции. Стандартные имена. Задача.

13. Операторы языка программирования. Комментарии. Оператор присваивания значений переменным. Процедуры ввода-вывода. Составной оператор, простой оператор. Задача.

14. Программирование задач типа ветвления. Оператор условного перехода. Оператор выбора. Оператор безусловного перехода. Задача.

15. Операторы цикла. Оператор цикла с предусловием. Оператор цикла с постусловием. Оператор цикла с параметром. Задача.

16. Понятие массива. Описание массива в языке Паскаль. Задача.

17. Данные строкового типа. Операции над строками в языке Паскаль. Задача.

18. Запись. Структура объявления типа записи. Обращение к элементу записи в программе на языке Паскаль. Задача.

19. Понятие множества. Объявление множества. Использование конструкторамножества. Задача.

20. Понятие подпрограммы. Процедуры и функции в языке Паскаль. Задача.

21. Обращение к процедуре. Понятие формальных и фактических параметров, локальных и глобальных параметров. Задача.

22. Подпрограмма-функция. Общий вид заголовка функции. Укажите отличие подпрограммы-функции от подпрограммы-процедуры в Паскале. Задача.

23. Тип данных – файлы. Преимущества использования файлов данных для обработки. Файлы внешние и внутренние. Файлы последовательного и прямого доступа. Классификация файлов: нетипизированные, типизированные, текстовые. Описание типизированных файлов. Стандартные процедуры и функции для работы с типизированными файлами. Описание текстовых файлов. Задача.

24. Этапы разработки программного обеспечения. Задача.

25. Объясните понятия инкапсуляция, полиморфизм, наследование в объектно-ориентированном программировании. Дайте определение понятию класс и объект. Поясните разницу между классом и объектом в Delphi. Задача.

 

Методика преподавания информатики

1. Методика преподавания информатики как новый раздел педагогической науки и как учебный предмет подготовки учителя информатики. Информатика как наука и как учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе.

2. История курса информатики. Эволюция развития целей изучения информатики в школе (алгоритмическая культура, компьютерная грамотность, информационная культура, информационная кометентность).

3. Обзор введенной в 2017-2018 учебном году: «Типовой учебной программы по учебному предмету «Информатика» для 5-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному содержанию». Разделы включенные в обновленное базовое содержание предмета «Информатика».

4. Государственный общеобязательный стандарт общего среднего образования. Структура и основные компоненты стандарта. Стандарт является основой для разработки, каких нормативных документов?

5. Основные линии пропедевтического курса. Цель и задачи изучения в начальной школе пропедевтического курса информатики.

6. Учебная программа для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования. Базовое содержание учебного предмета 10-11 классов.

7. Программное обеспечение по курсу информатики.Программные средства учебного назначения (ПСУН) их классификация. Основные требования к ним. Оценка качества ПСУН. Использование телекоммуникационных технологий и средств мультимедиа в обучении.

8. Организация работы в кабинете информатики. Оборудование кабинета и его обслуживание. Рабочие места учащихся и преподавателя. Требования по технике безопасности. Санитарно-гигиенические нормы работы за компьютерной техникой.

9. Тематическое и поурочное планирование учебного процесса. Структура урока информатики, требования к нему. Реализация различных методов и организационных форм обучения. Сочетание коллективных и индивидуальных видов учебной деятельности. Самостоятельная деятельность учащихся на уроке.

10. Организация проверки и оценки результатов обучения. Функции проверки и оценки результатов обучения в учебном процессе (контрольно-учетная, диагностическая и корректирующая, обучающая, воспитательная и мотивационная). Виды и формы проверки (текущая, тематическая, итоговая).

11. Критерии оценки (уровни усвоения, качественные характеристики знаний и умений). Использование компьютера для проверки и оценки уровня подготовки учащихся. Особенности проверки и оценки результатов обучения в условиях внедрения образовательных стандартов.

12. Содержательная линия «Информация и информационные процессы». Ключевые вопросы данной содержательной линии. Методические рекомендации по изучению содержательного и алфавитного подходов к измерению информации.

13. Содержательная линия «Информация и информационные процессы». Изучаемые вопросы и методические рекомендации по ключевым понятиям: «Процесс хранения информации», «Процесс обработки информации», «Процесс передачи информации». Требования к знаниям и умениям учащихся по данной линии.

14. Содержательная линия «Представление информации». Ключевые вопросы данной содержательной линии. Методические рекомендации по формированию понятия «язык». Формальные языки в курсе информатики.

15. Содержательная линия «Представление информации». Изучаемые вопросы и методические рекомендации по темам: «Системы счисления» и «Логические основы компьютера» в курсе информатики. Требования к знаниям и умениям учащихся по данной линии.

16. Содержательная линия «Компьютер». Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Методика формирования представлений архитектуре и об основных устройствах компьютера, их функциях, взаимосвязи и принципах работы.

17. Содержательная линия «Алгоритмизация и программирование». Методика формирования понятии: алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритмов. Способы описания алгоритмов.

18. Содержательная линия «Алгоритмизация и программирование». Методические рекомендации по обучению алгоритмизации методом работы с величинами. Методика формирования понятии переменной и присваивания. Требования к знаниям и умениям учащихся по данной линии.

19. Методика изучения содержательной линии «Формализации и моделирования». Методические рекомендации по изложению теоретического материала. Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Требования к знаниям и умениям учащихся по линии формализации и моделирования.

20. Методика изучения содержательной линии «Информационные технологий». Технология работы с текстовой информацией. Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Методические рекомендации по изучению темы. Требования к знаниям и умениям учащихся по технологии обработки текстовой информации.

21. Методика изучения содержательной линии «Информационные технологий». Технология работы с графической информацией. Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Методические рекомендации по изучению темы. Требования к знаниям и умениям учащихся по технологии обработки графической информации.

22. Методика изучения содержательной линии «Информационные технологий». Технология работы с числовой информацией. Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Табличная форма представления данных. Электронные таблицы. Методические рекомендации по изучению темы. Требования к знаниям и умениям учащихся по технологии обработки числовой информации.

23. Методика изучения содержательной линии «Информационные технологий». Технология хранения, поиска и сортировки информации. Система управления базами данных (СУБД). Изучаемые ключевые вопросы по данной линии. Методические рекомендации по изучению темы. Требования к знаниям и умениям учащихся по обработке базы данных.

24. Методика изучения содержательной линии «Информационные технологий». Сетевые информационные технологии. Изучаемые ключевые вопросы по данной линии Методические рекомендации по изучению темы. Требования к знаниям и умениям учащихся по сетевым технологиям.

25. Внеклассная работа по информатике. Формы внеклассной работы по информатике. Компьютерные телекоммуникации в обучении: электронная почта, телеконференции, учебное телевидение, образовательные сайты.

Содержание государственного экзамена



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: