Московский областной музыкально - педагогический колледж
АННОТАЦИЯ
к Государственному экзамену
По хоровому дирижированию
На американскую песню
«Маленький Джо»
Русский текст и обработка В.С. Локтева
Студентки 41 группы
Бычковой Анастасии
Класс преподавателя: Шониа Л.А.
Г.Егорьевск
2011 - 2012
① Историко – стилистический анализ.
Американская песня «Маленький Джо» написана в стиле сентиментальной лирической песни из «менестрел – шоу».
Русский текст и обработка песни Владимира Локтева. Владимир Сергеевич Локтев (2.05.1911 – 28. 11.1968 г.), советский хоровой дирижёр, композитор и педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1954г.). В 1942 году окончил Московскую консерваторию по классу хорового дирижирования.
С 1941 года художественный руководитель созданного им ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Под его руководством ансамбль стал известным исполнительским коллективом, (школой эстетического воспитания детей).
Владимир Сергеевич с ансамблем выступил во многих городах СССР и за рубежом. По его образу был создан ряд пионерских музыкальных коллективов. После смерти В.С.Локтева ансамблю присвоено его имя.
Владимир Сергеевич Локтев автор более 50 песен, в том числе: «Ты лети, ветерок», «Песня дружбы», «День счастливый», У костра» и другие.
В. Локтеву принадлежат свыше 100 хоровых обработок песен, в том числе американская песня «Маленький Джо».
С 1948 года В.С.Локтев преподавал в музыкально – педагогическом институте имени Гнесиных хоровое дирижирование. С1967 года профессор кафедры хорового дирижирования. Награждён премией Ленинского комсомола.
Типичными чертами хорового письма Локтева – композитора являются конкретность, живое поэтическое и интонационное содержание, простота, четкость формы, доступность исполнения детскими хоровыми коллективами.
Поэтический текст в русской версии В.С.Локтева.
Пример №1
1. Ночь спустилась в степи, кругом так хорошо,
Ветерок, играя, по траве бежит легко.
Светит месяц ярко, ярко, разливая серебро.
У костра сидит, любуясь ночью, Джо.
2. В небе звёзд так много, их трудно сосчитать,
Но при звездах так легко мечтать и напевать.
Джо мечтает стать отважным, чтобы все могли сказать:
«Никогда наш Джо не будет унывать ».
Текст песни рисует чудесную картину живописной ночи, где у костра сидит маленький Джо, пастушок – ковбой и мечтает стать отважным, чтобы все могли оценить его отвагу и с гордостью сказать: «Никогда наш Джо не будет унывать».
Идея поэтического текста - отобразить взаимоотношение природы и человека.
Стихотворный размер – двухсложный хорей. Использование хорея связано с чередованием ударного и безударного слога: ««Ночь спустилась в степи».
Предельно сжатыми словами нарисована большая, объёмная картина природы и маленького мальчика, который сидит у костра и мечтает стать отважным. Проанализировав текст произведения, можно сказать, что каждое слово песни очень важное.
Смысловыми акцентами выделяются слова (см. пример № 1).
② Музыкально – теоретический анализ.
Жанровый анализ.
Американская песня «Маленький Джо» написана в жанре хоровой миниатюры в джазовом стиле. Жанр джаза подчёркивается острым ритмом, скачкообразной мелодией, использованием звуков и высокого и низкого регистра, применением в двухголосии в альтах хроматических ходов. Размер стихотворного текста - хорей, с точным чередованием ударного и безударного слога - придает этой музыки джазовую танцевальность.
Пример №2
Форма произведения.
1)Фортепианное вступление + А + В
1 предложение + 1 предложение + 1 предложение
4 такта + 4 такта + 4 такта
2) Куплет написан в форме замкнутого периода квадратного строения (4+ 4) с четырехтактовым фортепианным вступлением. Вступление и третье предложение интонационно одинаковы. (см. пример № 2).
Каденция 1- го предложения серединная: () F – dur.
Пример № 3
Каденция 2- го предложения заключительная, полная, автентическая, совершенная: () F – dur.
Пример №4
3. Ладотональный план.
Песня «Маленький Джо» написана в тональности F – dur, отклонение в В –dur в 9 – 10 такте, которое повторяет вступление 1 -2 такт. Смена тональности связана с раскрытием жанра песни. Она придает мелодии остроту, джазовость, контрастность, интонационную незавершённость. Лад этих тональностей мажорный, что связано с содержанием: образ юного ковбоя и картина летнего, ласкового вечера раскрывается в мажорном ладу.
Пример № 5
Характеристика мелодии.
Главным средством музыкальной выразительности в песне является мелодия, которая помогает раскрыть идею и содержание песни. По характеру песня «Маленький Джо» - лирическая, задушевная, светлая, мечтательная, именно это определяет строение мелодии. Она напевная, плавная с поступенным движением, с волнообразными подъемами и спадами.
Пример № 6
Скачки в мелодии: в 12 такте у альта на ч.4,
Пример №7
на ч.4 в седьмом такте у сопрано.
Пример №8
Эти скачки не нарушают мелодической линии, а придают ей широту, распевноть, полётность, оживление.
Размер песни 4|4
Ритм песни разнообразный, джазовый:
Пример № 9
Пунктирный:
Пример №10
Ровный:
Встречается движение половинными нотами у альтов:
Пример № 11
Встречается синкопированный ритм в 5,9 такте:
Пример №12
Есть залигованные ноты:
Пример № 13
5. Гармония
Гармонический язык на первый взгляд не трудный. Встречаются аккорды сложной гармонии:
Аккорды DD вносят в колорит песни неустойчивость, создают напряжённость и определённую, сочную краску мелодии. Использование септаккордов насыщает палитру этой песни яркой краской и мелодия становится очень выразительной.
Пример№14
Фактура.
Фактура хорового изложения гомофонно – гармоническая и полифоническая. Употребление разного вида фактур способствует более выпуклому развитию мелодической линии и усложняет музыкальный язык, придает ему большую колоритность: 1) гомофонно- гармоническая (см. пример № 4)
2) Полифоническая(подголосочная полифония):
Пример №15
7.Тембр.
Тембр в этой песне светлый, теплый, мягкий, глубокий, сочный. Тембр в этой песне зависит от содержания и распределения музыкально- тематического материала. Звучание в унисон требует светлого, мягкого тембра. Пение подголосков у альтов требует сочного, глубокого тембра.
Динамика.
Динамика песни: гибкая, подвижная, контрастная mf,p.
В каждой фразе необходимо выделить логическое смысловое ударение(см. пример № 1).
Картина ночного пейзажа, образ одиноко сидящего у костра храброго отважного маленького Джо требует разнообразия в исполнении динамических оттенков.
1 предложение – рисует ночь в степи: тишина, легкий ветерок колышет траву. Динамика в этой фразе mp, крещендо к словам в 1 фразе – «кругом»;
Во второй фразе – «траве».
2 предложение – используется контрастная динамика
1 фраза – f, 2 фраза – mp.
крещендо к словам в 1 фразе – «ярко»;
Во второй фразе – «любуясь».
mp Ночь спустилась в степи, кругом так хорошо,
mp Ветерок играя по траве бежит легко
f Светит солнце ярко, ярко, разливая серебро,
mp У костра сидит, любуясь ночью Джо.
Кульминация каждого куплета совпадает с мелодическими и ритмическими развитиями текста.
Кульминация 1- го куплета приходится на слова:
Пример №16
Общая кульминация приходится на слова 2 – го куплета:
Пример№17
Музыкальная фразировка песни полностью соотносится с фразами текста.
Значительную роль в создании характера и художественного образа играет аккомпанемент, имитирующий струнный инструмент банджо, очень распространённый среди менестрелей Америки.
Аккомпанемент простой аккордовый, подчёркивающий четырёхдольный метр, джазовый «бум- чин»
Пример№18
В аккомпанементе используется в основном ритмическая фигурация: бас- аккорд, что подчёркивает танцевальный характер этой музыки (джаз), она воплощает в своём звучании элементы звуковой изобразительности (топот конских копыт).
Для выявления особенностей развития этого произведения и точного воспроизведения характера звучания такая фигурация играет существенную роль.
Четкий ритм аккомпанемента позволяет сохранять единство темпа при разнообразии ритмического рисунка в мелодии.
Вступление, повторяющее мелодию 2 –го предложения, настраивает хористов на темп и характер исполнения произведения (см. пример №2).
Тональный план.
Основная тональность F – dur. Она соответствует характеру произведения, создавая светлое, игривое настроение.
Есть отклонение в тональность B – dur в 9 такте. Мелодия развивается, становится более гибкой, взволнованной, гармония более насыщенной, поэтому появление B – dur не случайно. Появление B –dur связано с жанром произведения, джазовый характер которого предполагает отклонения в разные тональности.
9.Темп - умеренно.
③Вокально – хоровой анализ.
Тип и вид хора.
Американская песня «Маленький Джо» написана для двухголосного детского или женского хора с сопровождением.
Диапазон хора и партий.
Диапазон хора:
Диапазон сопрано:
Диапазон альтов:
Тесситурные условия-
удобные, хоровой ансамбль естественный.
Использование выразительных качеств хора и хоровых партий.
В хоре используются выразительные средства:
сопоставление хоровых групп-
Пример№19
подголосочная имитация в партии А,
где на фоне красивой ритмической мелодии у сопрано, альты поют нисходящий поступенный ход половинными нотами-
Пример№20
В первом предложении звуковедение non legato и legato, в зависимости от содержания.
Во втором предложении у сопрано и альтов различные способы звуковедения: у сопрано кантиленное звуковедение, у альтов каждую половинную ноту надо слегка «уколоть» и уйти на диминуэндо.
Хоровой ансамбль.
Интонационная структура мелодии.
Пример№ 21
F – dur,
7 Вокально – хоровые трудности.
Учитывая особенности мелодического и гармонического строя песни, необходимо знать пути преодоления интонационных трудностей.
Вначале дирижёр работает над мелодическим строем каждой партии.
а)встречаются повторяющиеся звуки, где каждый последующий надо петь осветлённее.
Пример № 22
б)хроматические ходы на малую секунду надо петь осторожно, остро, добиваясь чистоты интонирования,эти ходы надо петь отдельно от текста, вне ритма:
Пример№23
в) хроматические ходы во втором предложении у альтов. Над этими половинными, необходимо работать очень много, от дирижёра требуется очень хороший звуковысотный показ жестом.
г) над гармоническим строем в этом произведении дирижёру приходится внимательно работать, соединяя партии альтов и сопрано на слоги, закрытым ртом, сольмизируя текст.
(см. пример№ 20)
д)в7 такте после унисона надо выстроить б 6, где в это время у сопрано скачок на восходящую кварту.
Пример№ 24
Это место предоставляет достаточную сложность, работать над ним нужно отдельно, вне ритма, выстроить интервал гармонически и мелодически по руке дирижёра. Можно пропевать сексту на отдельные cлоги, с закрытым ртом и т.д.
е) второе предложение очень трудное в гармоническом отношении из –за нисходящих секунд- половинок у альтов. В этом предложении сконцентрированы все трудности: интонационные, гармонические, ритмические, дикционные. Поэтому это место требует большой работы и времени о дирижёра:
Пример № 25
В песне «Маленький Джо» очень много ритмических трудностей, так как это произведение джазовое с характерным ритмом. Здесь и ровный и пунктирный и синкопированный ритм. Дирижёр должен не только показывать жестом, но и работать над пунктиром вне интонирования, отдельно прохлопывая ритм с детьми, прослушивая ритм каждого отдельно.
Пример № 26
Точно также работать над синкопами. Особенно трудная синкопа во втором такте. От дирижёра требуется точный, уверенный жест.
Пример № 27
Дикционных трудностей в этой песне очень много. Дикция должна быть чёткая и ясная, но вместе с тем мягкая подача слов, так как характер песни песенно – танцевальный.
Работать над сочетанием согласных звуков надо:
Согласная «р» в словах должна быть чёткой, но не глубокой, что соответствует характеру произведения.
Кр угом так хо р ошо, вете р ок иг р ая, по т р аве бежит легко.
Окончание слов не «проглатывать», произносить чётко, всем вместе снимать точно, по руке.
Уныва ть, /отважн ым, /сосчит ать.
Одним из приемов работы над ритмом является переход на схему боле мелкую, чем 4х-дольная, т. е. один такт показывается по 8- дольной схеме.
Дыхание спокойное, неторопливое, берётся через 2 такта.
Только в 5 -6 такте дыхание по партиям.
Пример № 28
④Исполнительский план.
Данное произведение может исполнять детский хор среднего состава, детьми 4 -6 классов, имеющие вокально- хоровой навык.
Песня в обработке В.С. Локтева «Маленький Джо», представляет собой поэтическую картину. Основной задачей исполнителя является создание образа.
Слушатель должен проникнуться всеми чувствами, которые вложил композитор в это произведение.
Дирижёру необходимо сделать эту песню целостным и глубоким по содержанию произведением, чтобы при хорошей звучности не пострадала ясность текста и художественного впечатления, дирижёру надо особое внимание обратить на интонацию, дикцию. Добиться четкого произношения слов.
⑤ Заключение.