Артикуляционная гимнастика




Методическая разработка.

Программа коррекции нарушений произношения звука Сь.

 

Характеристика звука [ С’ ]:

Как произносится мягкий звук [с'] в норме.

Звук [с']("сь") - согласный, глухой, мягкий. Парный ему по твердости - звук [c]. Парный по звонкости - звук [з']("зь").

При произнесении звука [с'] органы артикуляции занимают следующее положение:

 

Артикуляция звука:

- губы слегка растянуты в улыбке, так что обнажаются верхние и нижние резцы;

- зубы сближены, образуя щель 1-2 мм;

- кончик языка широкий, находится в нижней части нижних передних зубов;

- боковые края языка приподняты и плотно смыкаются с верхними боковыми зубами;

- спинка языка в своей средней части образует узкую щель с верхними альвеолами для выхода струи воздуха;

- воздушная струя сильная, проходит посередине языка и при поднесении тыльной стороны ладони ко рту ощущается как холодная;

- мягкое небо плотно прижато к задней стенке глотки, не давая воздуху уходить в нос;

- голосовые связки разомкнуты, не образуют голос.


Недостатки произношения звуков С С’ (искажения— сигматизм, замены— парасигматизм).

 

Виды сигматизма

1.Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Предрасполагающие факторы губно-зубного сигматизма: прогнатия, гипотрофия мышц кончика языка при дизартрии.

2. Межзубный сигматизм. При произнесении звука, кончик языка просовывается между зубами. Получается шепелявый звук. Предрасполагающие факторы межзубного сигматизма: переднии открытый прикус, вялый язык, прогнатия, слабость мышц кончика языка при дизартрии, отсутствие передних зубов, аденоиды, чрезмерно крупный или длинный язык, слабость круговой мышцы рта.

3. Пригубный сигматизм. При произнесении звука кончик языка около зубов на уровне щели между зубами, образуется не свистящий, а тупой шум (звук напоминает Т или Д). Предрасполагающие факторы призубного сигматизма те же, что и у межзубного сигматизма.

4. Боковой сигматизм. Боковые края не касаются верхних коренных зубов, сбоку образуется щель через которую уходит часть воздушной струи. Боковой сигматизм может быть односторонним и двусторонним. Предрасполагающие факторы бокового сигматизма: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.

5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Предрасполагающие факторы носового сигматизма: паретичность мягкого нёба, расщелины.

6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Механизм: кончик языка оттягивается вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, желобок не образуется. Предрасполагающие факторы: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Парасигматизм

Если звуки С и Сь, З, ЗЬ, Ц заменяются другими звуками, то такое нарушение называется парасигматизмом свистящих. Замены звуков это фонематический дефект, т.е. они свидетельствует о несовершенстве фонематического восприятия. При коррекции это очень важно учитывать.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Постановка звука Сь

Занятия способствуют развитию мелкой моторики, фонематического слуха, артикуляционной моторики, помогают ребенку быстрее усвоить речевые звуки. Занятия проводятся в игровой форме. В нем излагается краткий материал, который может быть использован для автоматизации звуков.При этом звуке зубы обнажены в «улыбке», более сближены, чем при «С» и язык при этом уже упирается не в верхнюю часть передних нижних зубов, а чуть ниже, почти в нижнюю десну (в шейки зубов). Язык напряжен. Струя воздуха направлена на передние зубы. Изображаем кистями рук «птенчиков в гнезде». Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить словно птенчики в гнезде. Птенчики в гнезде сидят Маму весело кричат: «Ти-Ти-Тиссс» Когда ребенок подражает «птенчикам», следить нужно за тем, чтобы ребенок четко обнажал все зубки (и верхние, и нижние). Кончик языка упирается в шейки нижних зубов, струя воздуха четко идет посередине на передние зубы. Подуйте ему на тыльную сторону ладони. Пусть попробует сам это сделать. Если не получается, то попробуйте от «ИС», а также со спичкой, прижав кончик языка к нижним деснам. «Сь» на слух звучит тоньше, чем «С». Проводим почаще дифференциацию звуков «С» и «Сь» изображая то птичку-маму - «СССС», то птенчиков - «Сьссссь», выполняя при этом фигурки. Это способствует развитию фонематического слуха. Если ребенок длительно может произносить звук «Сь», значит он у него получается и можнопереходить к его закреплению.

Подготовительный этап

Артикуляционная гимнастика


1. Лягушка (улыбочка). Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. «Трубочка». Зубы сомкнуты. Губы округлены и вытянуты вперед, как при звуке у.

3. Лягушка-слоник (улыбочка-трубочка). Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

4. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

5. «Блинчик». Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5- 10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

6. «Язык перешагивает через зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широким языком дотронуться до верхних зубов с наружной стороны, затем с внутренней;
б) широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней.
При выполнении следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.

7. «Почистим зубы». Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.

8. «Горка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

9. «Катушка». Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. Следить, чтобы язык не сужался, боковые края языка скользили по коренным зубам, кончик языка не отрывался от резцов, губы и нижняя челюсть были неподвижными.

10. «Заборчик». Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

11. Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

12. «Лодочка». Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 5-10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.

13. Качели.
Цель: развивать подвижность, гибкость, дифференцированность движений кончика языка.
а) широкий язык поднять к носу, опустить к подбородку;
б) широкий язык поднять к верхней губе, опустить к нижней;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними;
г) широкий язык поднять к верхним зубам и опустить к нижним.
Следить, чтобы язык не сужался, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была подвижна, губы не закрывали зубы.

Дыхательные упражнения.
1. Подуть на кончик высунутого языка (тактильный контроль).
2. Подуть на кончик высунутого языка в бутылочку.
3. Свернуть язычок трубочкой и подуть по центру языка (накладывается длинная деревянная спица или используется стержень ручки, необходимо вдохнуть воздух, боковые края языка рефлекторно сворачиваются, спица убирается и ребёнок выдыхает в свёрнутый трубочкой язык).
4. Буря в стакане.
Цель: направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. По середине языка кладется соломинка для коктейля, конец опускается в стакан с водой. Дуть через соломинку так, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы оставались неподвижными.

 

Гимнастика для выработки воздушной струи
1. «Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя мяч в ворота.
2. «Кто дальше загонит мяч?» Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. И, как бы произнося звук Ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
3. «Фокус». Рот приоткрыть, язык «чашечкой» выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на челочку.
4. Задувание на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов.
5. Задувание на кончик языка, который находится сначала вне ротовой полости.
6. Задувание в пузырек, в отверстие ключа.

Автоматизация мягкого звука [с'].

Мягкий звук [с'] обычно легко ставится по подражанию после закрепления твёрдого звука [с].

Произносить (читать) слоги.
ся—сё—сю си—се—сю ась-усь-ось
сю—ся—сё се—си—сю ысь-есь-юсь
ся—си—се си—сё—си ись-ясь-ёсь

Произносить (читать) предложения.
Осенью на осинке краснеют листики. У Симы серебряные серьги. У свиньи десять поросят. Семена сеет сеялка, а сено косит косилка. Дядя Сеня и Люся едут на такси. Сильный, громкий сигнал сирены. Седок сидит в седле. На снегу краснеют снегири. Степан вымыл стёкла. В поле синеет василёк. Семён и Вася видели лисят.

Произносить (читать) тексты:

Гуси.
Были у бабуси
Два весёлых гуся —
Один серый,
Другой белый.
Два весёлых гуся.

Голосит бабуся:
"Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!"

Сети у Симы,
Сети у Васи,
Сети у Сени,
Сети у Аси.

Осетры в сетях у Симы,
Сельди в сетях у Васи,
Сёмга в сетях у Сени,
А у Аси - один карасик! (И.Лопухина)

Произносить (читать) слова:

 

Ся

Сядь, сядет, сякой, сям,

 

Се

Сеть, сетка, сеточка, сетчатый, сеть, сеча, сечка, сеялка, сеять, серия, серна, серость, серьёз, серьги, сессия, сесть, сеет, сень, сепсис, сербы, семь, семьи, сени, сено, сель, сельдь, семеро, серый, седенький, Сева, Сеня, север, секта, сектор, секции, семечка, сельский, сердце, серп,

Сетчатка, сечение, серебро, середина, серенада, серёдка, серёжка, сержант, сериал, серчать, серьга, серьёз, сестра, сестрёнка, серьга, сетевой, сентябрь, сеньор, сервант, сервелат, сервиз, сердечко, сердечник, сердитый, семинар, семинария, семьсот, семью, семья, семьянин, семядоля, семяножка, сенаж, сенат, сенатор, сеновал, сенокос, сенсация, сенсорный, селить, село, сельдерей, сельпо, сельский, селянин, семейный, семейство, семенить, семенник, семенной, семеновод, семерик, семестр, семилетка, семилетие,

Си

Си, сибирь, сибиряк, сивка, сивка, сивуха, сивуч, сивый, сиг, сигара, сигнал, сигналить, сиделка, сидеть, сидение, сидеть, сидр, сигать, сизарь, сизый, сила, силач, силикат, силком, сибиряк, сивка, символ, силок, силос, силуэт, сильно, сильный, символ, символика, симметрия, симулянт, симфония, синдром, симптом, синева, синеглазый, синеть, синий, синица, синод, синоним, синоптик, синтез, синтетика, синус, синь, синьор, синяк, сионист, сипеть, сиплый, сирень, сироп, сирота, ситец, сито, ситуация, сифон, сия, сияние, сиять,

Сё

Сёмга, Сёма, сёла,

 

Сю

Сюжет, Сюткин, сюда, сюита, сюртук, сюсюкать, сюрприз,

 

В середине слова:

Ся

Люся, Вася, Дуся, Ася, Тася, Муся, Маруся, Зося, бабуся, месяц, бросят, красят, босяк, бася, лосята, лисята, поросята, гусята, косят, весят, носят, десятый, косяк, десяток, лосятина, росянка,

Си

Носить, косить, спросить, наквасить, наседать, насекомое, население, насилие, насилу, насильник, месить, просить, укусить, погасить, осина, косичка, лисичка, Василий, керосин, подосиновик, бросить, лисий, миссия, Россия, босиком, василек, василиск, лоси, гуси, комиссия, велосипед, усики, бусики, классики, часики,

Се

Асе, Васе, Марусе, Тасе, Дусе, бабусе, бассейн, весенний, осенний, непоседа, наседка, насест, насечка, соседи, пасека,

Сё

Спасёт, унесёт, тесёмка, всё, осёл, весёлый, посёлок, просёлок, поросёнок, лосенок, рысёнок, гусёнок, лисёнок,

Сю

Васю, Асю, Тасю, Марусю, бабусю, лосю, гусю, карасю,

Звук Сь в конце слова:

 

Лосось, лось, брось, гусь, брось, мчусь, весь, повесь, торопитесь, берегись, мазь, грязь, крась, карась, ось, авось, здесь, смесь, вкось, небось, высь, рысь, брысь, боюсь, борюсь, греюсь, каюсь, моюсь, оденусь, занимаюсь, готовлюсь, бреюсь, обижаюсь,

Звук Сь в стечении согласных:

 

Косьба, осьминог, авоська, Васька, Люська, Муська, Дуська, Маруська, Моська, письменный, овсянка, отсюда, Ксюша, апельсин, такси, персик, всё, Хонсю,

Съедать, съедение, съедобный, съезд, съездить, съесть, съехать, съёжиться, съёжить, съёмщик, съязвить, лосьон, Касьян, пасьянс, досье, лисьи, пёсьи, рысьи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: